ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ
статья по информатике и икт (9, 10, 11 класс)

Образование меняется: разрабатываются новые методики и подходы, появляются свежие исследования, достижения научно-технического прогресса становятся частью обучения.Активность и познавательность нынешнего поколения  является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_roslova_e.a.docx25.08 КБ

Предварительный просмотр:

Рослова Е.А., учитель информатики

МБОУ «Увельская СОШ №1»

Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят!

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

Образование меняется: разрабатываются новые методики и подходы, появляются свежие исследования, достижения научно-технического прогресса становятся частью обучения.

В современном мире развитие образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Активность и познавательность нынешнего поколения  является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, развитие самостоятельности, поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию.

Таким образом, школе необходим учитель, который может модернизировать содержание своей деятельности.

Целью образования является существенное повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся по вопросам новых технологий.

Информатика участвует в формировании и развитии личности.

Продуманное и последовательное использование новых информационных сред, мотивированное задачами, стоящими перед образованием, вызывает перестройку содержания образования. Информационно-образовательная среда делает возможными и необходимыми намного более радикальные перемены в содержании, ориентированные на будущие потребности детей.

Технологии активных форм обучения ( групповые формы работы)

Групповая деятельность на уроке позволяет добиваться распределения ролей в группе, (что дает практически каждому учащемуся успешно проявить себя в ходе обсуждений, выработки совместных решений), происходит корректировка уровня знаний по предмету, развивается способность к самостоятельной работе и проявляются лидеры-координаторы. В процессе обсуждения участники группы имеют возможность высказывать собственные предположения о характере работы, предлагать пути решения возникающих в ходе выполнения проекта задач и оценивать свои силы. Кроме того, групповая деятельность позволяет снижать уровень тревожности обучающихся, страх оказаться неуспешным, а также позволяет приобрести опыт ведения диалога, умение аргументировать свою точку зрения, что немаловажно на современном этапе развития общества.

Опыт  показывает,  что  на  начальных  этапах  работы,  особенно  в  5-6-х

классах,  более  эффективны  гетерогенные  группы    группы,  объединяющие

обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах

развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более

интенсивно,  ярко  проявляется  чувство  коллективизма,  ответственности  и

требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление

не подвести других.  

Групповая  деятельность  на  уроке  информатики  складывается  из

следующих элементов:  

1.  Предварительная  подготовка  учащихся  к  выполнению  группового

задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.  

2.  Обсуждение  и  составление  плана  выполнения  учебного  задания  в

группе, распределение обязанностей.  

3. Работа по выполнению учебного задания.  

4. Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных

учащихся.  

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.  

6.  Сообщение  учащихся  по  вызову  учителя  о  полученных  результатах,

общая  дискуссия  в  классе  под  руководством  учителя,  добавление  и

исправление,  дополнительная  информация  учителя  и  формирование

окончательных выводов.  

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом

Опыт  показывает,  что  на  начальных  этапах  работы,  особенно  в  5-6-х

классах,  более  эффективны  гетерогенные  группы    группы,  объединяющие

обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах

развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более

интенсивно,  ярко  проявляется  чувство  коллективизма,  ответственности  и

требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление

не подвести других.  

Групповая  деятельность  на  уроке  информатики  складывается  из

следующих элементов:  

1.  Предварительная  подготовка  учащихся  к  выполнению  группового

задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.  

2.  Обсуждение  и  составление  плана  выполнения  учебного  задания  в

группе, распределение обязанностей.  

3. Работа по выполнению учебного задания.  

4. Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных

учащихся.  

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.  

6.  Сообщение  учащихся  по  вызову  учителя  о  полученных  результатах,

общая  дискуссия  в  классе  под  руководством  учителя,  добавление  и

исправление,  дополнительная  информация  учителя  и  формирование

окончательных выводов.  

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом

 Диалоговые технологии (организация обучения в форме дискуссии)

Одна из основных целей общего образования — формирование коммуникативной компетентности выпускников, основанной на общении и сотрудничестве в образовательном процессе, а главный его результат — развитие у них толерантности, ответственности  за выполняемое дело, способности к коллективному решению социальных и личностно значимых проблем. 

Информационно-коммуникационные технологии

Используя интеграцию предметов школьного цикла, учащиеся с удовольствием составляют тесты не только по различным разделам информатики, но и по другим предметам, помогая учителям предметникам. При составлении теста учащиеся должны не только владеть основными знаниями и умениями по информатике, но и предусмотреть наиболее вероятные ошибки, которые можно допустить при выполнении теста, а также знать работу электронных таблиц Microsoft Excel. И конечно нельзя не сказать о роли Интернета при подготовки к домашним заданиям. Учащиеся уверенно используют поисковую систему Интернета при подготовке к урокам, к ГИА и ЕГЭ.

Здоровьесберегающие технологии

Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья современных детей, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Основными целями здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках  информатики, являются следующие: создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся.

Применение технологий позволяет сберечь здоровье учащихся, особенно при работе на компьютере – применение гимнастики для глаз, различные физкультминутки.

Учебные проекты

Учебные проекты применяются как одна из форма работы по информатике. Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной конференции. Проект, как основная учебная деятельность на уроках информатики может совмещаться с изучением разделов "Моделирование" и "Основы алгоритмизации и программирование", использоваться в качестве итоговой переводной работы. Таким образом, благодаря использованию различных технологии обучения каждый ученик чувствует себя на уроках комфортно. Одни дети овладевают базовым уровнем, другие программным, третьи стремятся знать больше, чем предусмотрено программой. А, главное, ученики сами оценивают свои реальные  силы и возможности. Перед каждым учителем непременно возникают проблемы: как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении, каким образом обеспечить не механическое усвоение знаний, а приобретение каждым ребенком в ходе учебных занятий своего, собственного практического опыта.

Таким образом, применения различных технологий обучения, учет индивидуальных особенностей при изучении нового материала и выбор того уровня его усвоения, который понятен и доступен ученику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии на уроках информатики и ИКТ.

Статья содержит описание  современных педагогических технологий применяемых на уроках информатики и ИКТ, таких как, информационные, компьютерные, здоровьесберегающие, игровые технологии, учебный ...

Использование педагогических технологий на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

Для успешной реализации инновационного содержания современных учебно-методических комплексов считаю необходимым использовать следующие педагогические  технологии:·...

Презентация "Применение педагогических технологий на уроках информатики"

В презентации "Применение педагогических технологий на уроках информатики" представлены различные педагогические технологии, которые можно применять на уроках информатики....

Современные педагогические технологии на уроках информатики

Это моя попытка поделиться опытом организации и проведения занятий с использованием игровых технологий для учащихся разных возрастов на разных этапах урока как с целью развития творческих способностей...

Современные педагогические технологии на уроках информатики

Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми,  производимый в целях максимального развития личнос...

Использование современных педагогических технологий на уроке информатики: от теории к практике

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Информатика и ИКТ» ведет к постоянному обновлению и модернизации необходимых ЗУН. Требуется формирование информационной компетентности...