Рабочая программа для 1-4 классов по Информатике и Робототехнике
рабочая программа по информатике и икт

Карпенко Алена Юрьевна

Рабочая программа для 1-4 классов по Информатике и Робототехнике

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Рабочая программа курса  «Информатика. Робототехника.» предназначена   для проведения занятий с учащимися 1-4 классов   в рамках внеурочной деятельности и  рассчитана на 33 часа в год (1 час в неделю) в 1 классе, 34 часа в год (1 час в неделю) во 2 классе,  34 часа в год (1 час в неделю) в 3 классе и  34 часа в год (1 час в неделю) в 4 классе.

Срок реализации программы - 4 года.

Программа составлена с учетом

- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189  (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3; и  Постановлением  главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г.№ 81 «О внесении изменений №  3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»;

- учебного плана ЧОУ СОШ «Светлые Горы» на 2016-2017  учебный год;

- образовательной программы ЧОУ СОШ «Светлые Горы».

Программа модифицированная,  составлена на основе авторских программ программ А.В. Горячева «Информатика и ИКТ» (для четырёхлетней начальной школы), М.:Баласс, 2014., программы   Матвеева Н. В., Цветкова М. С. Информатика. Программа для начальной школы, 2-4 классы. - М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2012, 133с.

В программу включён блок «Робототехника».

Примерная структура занятия соответствует валеологии:

  1. Организационный момент (1мин.).
  2. Разминка. Короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания (3—4 мин.).
  3. Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач (8—10 мин.).
  4. Физкультминутка (2 мин)
  5. Релаксация (1 мин)
  6. Подведение итогов (2мин.).

Результаты освоения программы

В результате изучения данной программы учащиеся должны знать:

  • роль информации в деятельности человека;
  • источники информации (книги, пресса, радио и телевидение, Интернет, устные сообщения);
  • виды информации (текстовая, числовая, графическая, звуковая), свойства информации;
  • овладеть правилами поведения в компьютерном классе и элементарными действиями с компьютером (включение, выключение, сохранение информации на диске, вывод информации на печать);
  • понимать роль компьютера в жизни и деятельности человека;
  • познакомиться с названиями составных частей компьютера (монитор, клавиатура, мышь, системный блок и пр.);
  • познакомиться с основными аппаратными средствами создания и обработки графических и текстовых информационных объектов (мышь, клавиатура, монитор, принтер) и с назначением каждого из них;
  • научиться представлять информацию на экране компьютера с мощью клавиатуры и мыши: печатать простой текст в текстовом редакторе, изображать простые геометрические фигуры в цвете с помощью графического редактора;
  • узнать правила работы текстового редактора и освоить его возможности;
  • узнать правила работы графического редактора и освоить его возможности (освоить технологию обработки графических объектов);
  • типы информации, воспринимаемой человеком с помощью органов чувств (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая и тактильная);
  • способы работы с информацией, заключающиеся в передаче, поиске, обработке, хранении;
  • понятия алгоритма, исполнителя;
  • назначение основных устройств компьютера (устройства ввода/вывода, хранения, передачи и обработки информации);
  • этические правила и нормы, применяемые при работе с информацией, и правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в пространственных отношениях предметов;
  • выделять признак, по которому произведена классификация предметов; находить закономерность в ряду предметов или чисел и продолжать этот ряд с учетом выявленной закономерности;
  • выявлять причинно-следственные связи и решать задачи, связанные
    с анализом исходных данных;
  • решать логические задачи;
  • решать задачи, связанные с построением симметричных изображений несложных геометрических фигур;
  • осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, каталогах; использовать ссылки, научиться понимать «Справку» в различном ПО;
  • организовать одну и ту же информацию различными способами: в виде текста, рисунка, схемы, таблицы в пределах изученного материала;
  • выделять истинные и ложные высказывания, делать выводы из пары посылок; выделять элементарные и сложные высказывания, строить простейшие логические выражения с использованием связок "и", "или", "не", "найдется", "для всех";
  • исполнять и составлять несложные алгоритмы для изученных исполнителей;
  • вводить текст, используя клавиатуру компьютера.
  • использовать информацию для построения умозаключений;
  • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные инструкции при решении учебных задач и в повседневной жизни
  • работать с наглядно представленными на экране информационными объектами, применяя мышь и клавиатуру;
  • уверенно вводить текст с помощью клавиатуры;
  • создавать и преобразовывать информацию, представленную в виде текста и таблиц;
  • производить поиск по заданному условию;
  • готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения
в учебной деятельности и повседневной жизни:

  • готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;
  • применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;
  • придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Предметные результаты

1-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить лишний предмет в группе однородных;
  • давать название группе однородных предметов;
  • находить предметы с одинаковым значением признака (цвет, форма, размер, количество элементов и т. д.);
  • находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака;
  • называть последовательность простых знакомых действий;
  • находить пропущенное действие в знакомой последовательности;
  • отличать заведомо ложные фразы;
  • называть противоположные по смыслу слова.

2-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • предлагать несколько вариантов лишнего предмета в группе однородных;
  • выделять группы однородных предметов среди разнородных и давать названия этим группам;
  • разбивать предложенное множество фигур (рисунков) на два подмножества по значениям разных признаков;
  • находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков;
  • приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках;
  • точно выполнять действия под диктовку учителя;
  • отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

3-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);
  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;
  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;
  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;
  • изображать графы;
  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;
  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

4-й класс

В результате изучения материала учащиеся должны уметь:

  • определять составные части предметов, а также состав этих составных частей;
  • описывать местонахождение предмета, перечисляя объекты, в состав которых он входит (по аналогии с почтовым адресом);
  • заполнять таблицу признаков для предметов из одного класса (в каждой ячейке таблицы записывается значение одного из нескольких признаков у одного из нескольких предметов);
  • выполнять алгоритмы с ветвлениями; с повторениями; с параметрами; обратные заданному;
  • изображать множества с разным взаимным расположением;
  • записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».


Содержание учебного курса

1 класс (33ч)

План действий и его описание
Последовательность действий. Последовательность состояний в природе. Выполнение последовательности действий. Составление линейных планов действий. Поиск ошибок в последовательности действий.

Отличительные признаки предметов
Выделение признаков предметов. Узнавание предметов по заданным признакам. Сравнение двух или более предметов. Разделение предметов на группы в соответствии с указанными признаками.

Логические модели
Истинность и ложность высказываний. Логические рассуждения и выводы. Поиск путей на простейших графах, подсчет вариантов. Высказывания и множества. Построение отрицания простых высказываний.

Приемы построения и описание моделей
Кодирование. Простые игры с выигрышной стратегией. Поиск закономерностей.

Способами проверки ожидаемых результатов служат: текущий контроль (опрос,  проверка заданий на ПК), игры. Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Мой друг – компьютер» – игры, соревнования, конкурсы, марафон.

Организация учебного процесса. Изучение темы предусматривает организацию учебного процесса в двух взаимосвязанных и взаимодополняющих формах:

• урочная форма, в которой преподаватель объясняет новый материал  и консультирует обучающихся в процессе выполнения ими практических заданий на компьютере;

• внеурочная форма, в которой обучающиеся после занятий (дома или в компьютерной аудитории) самостоятельно выполняют на компьютере  практические задания.

Введение в робототехнику

История развития робототехники.

Введение понятия «робот». Поколения роботов. Классификация роботов.

Значимость робототехники в учебной дисциплине информатика.

Содержание учебного предмета

2 класс (34 часа)

Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:

Виды информации. Человек и компьютер.

Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации.  Компьютер и его части.

Кодирование информации.

Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.

Информация и данные.

Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование.     Двоичное кодирование. Числовые данные.

Документ и способы его создания.

Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа. 

Конструирование роботов

Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов. Стандартные модели Lego. Сборка стандартных моделей: «Tribot», «Пятиминутка», «Spike», «Robogator».

Бот-внедорожник, трехколесный бот,  линейный ползун,  исследователь,  нападающий коготь, гоночная машина – «Автобот», шарикопульт, робот-база с 3-мя двигателями.

Основные понятия:

-  информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации;

-  каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент;

-  кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы;

-  письменные источники информации, носители информации;

-  форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация;

-  текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа.

3 класс (34 часа)

Содержание курса информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:

Информация, человек и компьютер. 

Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере.

Действия с информацией.

 Получение   информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации.

Мир объектов.

 Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами

Информационный объект и компьютер.

Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор.  Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы.

Компьютерный практикум

Цель компьютерного практикума – научить учащихся:

  • представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде  текста, рисунков, чисел;
  • выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему;
  • работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы;
  • производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
  • осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации;
  • использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации;
  • создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
  • находить нужную программу на Рабочем  столе компьютера и запускать ее на исполнение;
  • управлять экранными объектами с помощью мыши;

получить навыки набора текста на клавиатуре. 

Программирование роботов

Интерфейс. Набор Lego . Подключение.

Датчики и интерактивные сервомоторы. Калибровка датчиков.

Направляющая и начало программы. Палитры блоков.

Блоки стандартной палитры: блоки движения, звука, дисплея, паузы.

Блок условия. Работа с условными алгоритмами.

Блок цикла. Работа с циклическими алгоритмами.

Математические операции.

Логические операции.

Конструирование роботов

Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов.

Основные понятия:

  •   информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок;
  •   язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации;
  •   объект, имя объекта, признаки объекта;
  •   ряды, списки, таблицы, диаграммы, множества;
  •   компьютер, программа, меню программы, пиктограммы.

4 класс (34 часа)

Содержание курса информатики и информационных технологий для 4 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями:

Повторение пройденного.

 Человек и информация. Действия с информацией. Объект и его свойства. Отношения и поведение объектов. Информационный объект и компьютер

Понятие, суждение, умозаключение.

Понятие. Деление и обобщение понятий. Отношения между понятиями. Совместимые и несовместимые понятия. Понятия "истина" и "ложь" Суждение. Умозаключения.

Модель и моделирование.

Модель объекта. Модель отношений между объектами Алгоритм. Какие бывают алгоритмы Исполнитель алгоритма. Алгоритм и компьютерная программа.

Информационное управление.

Цели и основа управления. Управление собой и другими людьми. Управление неживыми объектами. Схема управления. Управление компьютером.

Программирование роботов

Основы конструирования роботов. Особенности конструирования Lego – роботов.


Календарно-тематическое планирование 1 класс

Дата

по плану

Дата факт.

Тема занятия

1.

01.09.

Цвет предметов. ИКТ – цвет предметов, вещей и т.д.

2.

08.09.

Форма предметов. ИКТ – геометрические фигуры.

3.

15.09.

 Размер предметов.

4.

22.09.

.Название предметов. ИКТ – научись мыслить логически.

5.

29.09.

Признаки предметов. ИКТ – находим нужную фигуру и обводим её карандашом.

6.

06.10.

Состав предметов. ИКТ – найди закономерность и раскрась картинку

7.

20.10.

Лего-констуирование

8.

27.10.

ИКТ – сложи головоломку.

9.

03.11.

Понятия «равно», «не равно». ИКТ – находим число фигур

10

10.11.

Понятия «больше», «меньше». ИКТ – сравнение фигур.

11

17.11.

Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». ИКТ – движение предметов.

12

01.12.

Действия предметов. ИКТ – найди, какая картинка лишняя.

13

08.12.

Последовательность событий. ИКТ – найди закономерность и расставь в правильном порядке.

14

15.12.

Порядок действий.

15

22.12.

ИКТ – реши примеры и расставь по порядку.

16

29.12.

Цифры. ИКТ – нумерация и счёт.

17

12.01.

Возрастание, убывание. ИКТ – количественное описание предметов.

18

19.01.

Множества. Элементы множества. ИКТ – находим число фигур.

19

26.01.

Способы задания множества. ИКТ - множества

20

02.02.

Сравнение множеств.  ИКТ - множества

21.

09.02.

Отображение множеств. ИКТ – научись мыслить логически.

22.

16.02.

Кодирование. ИКТ – найди закономерность и раскрась картинку.

23.

02.03.

Симметрия. ИКТ – геометрические фигуры.

24.

09.03.

Лего-конструирование

25.

16.03.

Лего-конструирование

26.

23.03.

«Цирк». Лего-конструирование

27.

30.03.

Отрицание. ИКТ – найди, какая картинка лишняя.

28.

13.04.

Понятие «истина», «ложь». ИКТ – выражения.

29.

20.04.

Понятие «дерево». Графы.

30.

27.04.

Конструирование роботов.

31.

11.05.

Комбинаторика. ИКТ – находим число фигур.

32.

18.05.

Конструирование роботов

33.

25.05.

Лего-контруирование


Календарно-тематическое планирование 2 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата по плану

Дата факт.

1

Человек и информация

1

06.09.

2

Какая бывает информация

1

13.09.

3

Источники информации

1

20.09.

4

Приемники информации

1

27.09.

5-6

Компьютер и его части

1

04.10.

18.10.

7-8

Повторение, работа со словарем.

2

25.10.

01.11.

9

Носители информации

1

08.11.

10-11

Кодирование информации

2

15.11.

22.11.

12

Письменные источники информации

1

29.11.

13

Языки людей и языки программирования

1

06.12.

14

Повторение. Работа со словарем

1

13.12.

15

Практическая работа  

1

20.12.

16

Лего-контруирование

1

27.12.

17

Текстовые данные

1

10.01.

18

Графические данные

1

17.01.

19

Числовая информация

1

24.01.

20

Десятичное кодирование

1

31.01.

21

Двоичное кодирование

1

07.02.

22

Числовые данные

1

14.02.

23

Повторение, работа со словарем.Тестирование

1

28.02.

24

Практическая  работа

1

07.03.

25

Документ и его создание

1

14.03.

26

Электронный документ и файл

1

21.03.

27

Поиск документа

1

28.03.

28

Создание текстового документа

1

11.04.

29

Создание графического документа

1

18.04.

30

Лего-конструирование

1

25.04.

31

Лего-конструирование

1

16.05.

32

Лего-конструирование

1

23.05.

33

Лего-конструирование

1

30.05.

34

Лего-конструирование

1

30.05.


Учебное календарно-тематическое планирование 3 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Дата факт.

1

Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.

Человек и информация.

1

06.09.

2

Источники и приемники информации

1

13.09.

3

Носители информации

1

20.09.

4

Компьютер

1

27.09.

5

Работа со словарем.

1

04.10.

6

Лего-конструирование

1

18.10.

7

.Получение информации.

1

25.10.

8

Представление информации

1

01.11.

9

Кодирование информации

1

08.11.

10

Кодирование и шифрование данных

1

15.11.

11

Хранение информации

1

22.11.

12-13

Обработка информации

2

29.11.

06.12.

14

Работа со словарем.

1

13.12.

15

Лего-конструирование

1

20.12.

16

Лего-конструирование

1

27.12.

17

Объект и его имя

1

10.01.

18

Объект и его свойства

1

17.01.

19-20

Функции объекта

2

24.01.

20

Отношения между объектами

1

31.01.

21

Характеристика объекта

1

07.02.

22

Документ и данные об объекте

1

14.02.

23

Повторение. Работа со словарем.

1

28.02.

24

Лего-конструирование

1

07.03.

25

Компьютер — это система

1

14.03.

26

Системные программы и операционная система

1

21.03.

27

Файловая система

1

28.03.

28

Компьютерные сети

1

11.04.

29

Информационные системы

1

18.04.

30-31

Лего-конструирование

1

25.04.

16.05.

32

Лего-конструирование

1

23.05.

33

Лего-конструирование

1

30.05.

34

Лего-конструирование

1


Календарно-тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема занятия

Дата  по плану

Дата факт.

1

Человек в мире информации

06.09.

2

Действия с данными

13.09.

3

Объект и его свойства

20.09.

4

Отношения между объектами

27.09.

5

Компьютер как система

04.10.

6

Повторение, компьютерный практикум

18.10.

7

Работа со словарем и контрольная работа

25.10.

8

Мир понятий. Лего-конструирование.

01.11.

9

Деление понятий

08.11.

10

Обобщение понятий

15.11.

11

Отношения между понятиями

22.11.

12

Понятия «истина» и «ложь»

29.11.

13

Суждение

06.12.

14

Умозаключение

13.12.

15

Повторение, компьютерный практикум

20.12.

16

Работа со словарем и контрольная работа

27.12.

17

Модель объекта

10.01.

18

Текстовая и графическая модели

17.01.

19

Алгоритм как модель действий

24.01.

20

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов

31.01.

21

Исполнитель алгоритма

07.02.

22

Компьютер как исполнитель

14.02.

23

Повторение, работа со словарем

28.02.

24

Работа со словарем, контрольное тестирование

07.03.

25

Кто кем и зачем управляет

14.03.

26

Управляющий объект и объект управления

21.03.

27

Цель управления

28.03.

28

Управляющее воздействие

11.04.

29

Средство управления

18.04.

30

Результат управления

25.04.

31

Современные средства коммуникации

16.05.

32-34

Работа со словарем, контрольная, тестирование

Лего-конструирование.

23.05.

30.05.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 10 класс и информатике и ИКТ 10-11 классы

рабочая программа по математике 10 класса к учебнику Колягина (базовый курс)рабочая программа по информатике 10-11 класс к учебнику Макаровой (базовый курс)...

Рабочая программа по технологии с модулем по информатике для 3 класса по программе "Школа 2100".

Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают самораз...

Рабочая программа для 7-9 классов по Информатике и ИКТ

Рабочая программа для 7-9 классов по Информатике и ИКТ...

Рабочая программа для 10-11 классов по Информатике и ИКТ

Рабочая программа для 10-11  классов по Информатике и ИКТ...

Рабочая программа внеурочной деятельности 8 класс "Мир информатики"

Современное общество нельзя представить без компьютера. Умение пользоваться компьютером облегчит их учёбу.  Специальные коррекционные занятия, по знакомству с работой на компьютере, направлены на...

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика»

Рабочая программа по курсу «Компьютерная графика» (ОО Информатика) для 10-11 классов составлена на основе авторской программы элективного курса Компьютерная графика» Л.А. Залоговой. ...

Рабочая программа по технологии 5 класс + робототехника.

Рабочая программа по технологии реализует новый методологический подход, направленный на здоровьесбережение школьников. Что способствует формированию у обучающихся более ответственного отношения к сво...