"Дистанционное обучение. Учить нельзя сдаваться"
статья по информатике и икт

Эссе "Дистанционное обучение. Учить нельзя сдаваться"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_rotanova_e.v._mbousosh2_barysh_ulyanovskaya_obl.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

"Дистанционное обучение. Учить нельзя сдаваться"

учителя физики и информатики высшей категории

МБОУ СОШ №2 МО "Барышский район"

Ульяновской области

     Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.

       Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. Формат обучения на расстоянии зародился ещё несколько веков назад. История дистанционного образования берёт свои корни из Европы XVIII века — правда, тогда вместо цифровых технологий использовались почтовые письма. 

         Дистанционное обучение   в связи с пандемией получила новое развитие. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.

      Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:

  1. потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
  2. работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  3. при заочной (экстернатной) форме обучения;
  4. выполнение проектов и исследовательских работ;
  5. работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  6. увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:

  1. создания образовательного пространства;
  2. формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
  3. развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.

       Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.

       Для меня дистанционное обучение стало неотъемлемой частью моего педагогического опыта. Это позволило не только, отработать с учащимися базовые вопросы обучения, но и пробудить интерес к самостоятельному творчеству, расширить кругозор учащихся.

Задача учителя на этом этапе  организовать  познавательную деятельность ученика, настроить его на самостоятельную работу по усвоению знаний.   Для этого в каждом материале дистанционного урока перед учениками должна быть четко определена цель, которую они должны достичь.

Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний. Вследствие этого включение такого ребенка в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала.

 В своей работе я стараюсь  очень подробно прописать ход урока в ресурсе, учесть все вопросы, которые могут возникнуть у дистанционных учеников, предусмотреть и ответы на них. Иначе у удаленного ученика возникнут трудности организационном порядке.

С другой стороны, одного ресурса для аккумулирования знаний удаленным учеником мало, ему необходимо непосредственное общение с учителем.

Важно продумать, какие коммуникации будут использоваться в процессе обучения. В каждом уроке они могут быть различны, хотя в арсенале их не так уж и много. Однако, если использовать их дифференцированно, то эффект качества урока достигается.

Предлагаемая мной методика построения дистанционного урока с применением ресурсов сети Интернет заключается в следующем:

1. Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.

2. Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.

3. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.

4. Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. Так, могут быть созданы карты урока, благодаря которым изучение учебного материала будет проходить последовательно.

5.  В конце урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.

8. Домашнее задание здесь носит творческий характер (главное – продуктивная деятельность учащихся).

Требования к дистанционному уроку:

1. При подготовке дистанционного урока необходимо предусмотреть его форму проведения - в режиме off-line или в режиме on-line. 
2. В зависимости от выбранного режима предусмотреть все способы взаимодействия с обучаемыми:

  • Доставку учебного материала обучаемым (HTML-страница с  URL-адресом, отправка письма в любом формате по E-mail, используя технологию гостевой книги или др.),
  • Непосредственное общение с обучаемыми во время выполнения практических и зачетных заданий (по E-mail, используя технологию гостевой книги, беседу (чат) и др.),
  • Способ приема контрольных работ.

3. При планировании дистанционного урока необходимо предусмотреть включение эвристических методов в ход урока. 

4. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:

  • 1-х классов - 10 мин,
  • 2-5-х классов - 15 мин,
  • 6-7-х классов - 20 мин,
  • 8-9-х классов - 25 мин,
  • 10-11-х классов - 30 мин.

Распределение времени урока (для он-лайн режима):

  • Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
  • Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
  • Выполнение индивидуальных заданий  – 10 минут;
  • Обсуждение результатов урока – 10 минут.

     Главное — не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. Учить нельзя сдаваться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.

В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....

Советы родителям «Как помочь ребенку учиться дистанционно» 10 правил дистанционного обучения

Советы родителям «Как помочь ребенку учиться дистанционно» 10 правил дистанционного обучения ...

Статья: «Чему мы учились во время дистанционного обучения: опыт учителя центра образования».

В конце 2019-2020 учебного года дистанционное обучение перестало быть широко рекламируемой инновационной формой и получило статус одной из форм обучения в образовательных учреждениях РФ (наряду с очно...

сертификат за участие 26 ноября 2020 года в онлайн-семинаре «Как научить студентов учиться» с докладом «Как заинтересовать студентов на дистанционном обучении?»

Сертификат за участие 26 ноября 2020  года  в онлайн-семинаре «Как научить студентов учиться» с докладом «Как заинтересовать студентов на дистанционном обучении?»...

Родительское собрание: «Как помочь ребёнку учиться лучше в условиях дистанционного обучения?»

В условиях дистанционного обучения действительно сложно реализовывать учебную деятельность, но есть способы облегчить усвоение материала обучающимися. Учителю на классном часе необходимо дать поддержк...