Статья: «Чему мы учились во время дистанционного обучения: опыт учителя центра образования».
статья

Рубцова Анжела Юрьевна

В конце 2019-2020 учебного года дистанционное обучение перестало быть широко рекламируемой инновационной формой и получило статус одной из форм обучения в образовательных учреждениях РФ (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). В период обязательного перехода на дистанционное обучение, технологии этой формы в той или иной степени были освоены практически всеми участниками образовательного процесса. И педагоги, и ученики, и студенты, и родители определили для себя положительные и отрицательные стороны дистанта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_opyt_distantsionnogo_obucheniya.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Рубцова А.Ю. Статья: «Чему мы учились во время дистанционного обучения: опыт учителя центра образования».

В конце 2019-2020 учебного года дистанционное обучение перестало быть широко рекламируемой инновационной формой и получило статус одной из форм обучения в образовательных учреждениях РФ (наряду с очной, заочной, вечерней, экстернатом). В период обязательного перехода на дистанционное обучение, технологии этой формы в той или иной степени были освоены практически всеми участниками образовательного процесса. И педагоги, и ученики, и студенты, и родители определили для себя положительные и отрицательные стороны дистанционки.

Боязнь некоторых людей перед современными технологиями и неготовность пробовать что-то новое мешали внедрению дистанционного обучения до пандемии. Теперь ситуация кардинально изменилась: каждый педагог должен владеть определенными навыками работы в дистанционном формате. Более того, необходимо уметь сочетать очную и дистанционную формы обучения, так как развитие образования в современном мире, скорее всего, будет сопровождаться симбиозом этих форм, что приведет к постепенному стиранию границ между разными форматами.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных форм обучения: дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимые с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей «Всемирной паутины».

В период дистанционного обучения в конце 2020-2021 учебного года в первую очередь оказался полезным опыт постоянного взаимодействия с родителями и учениками в общей группе класса в соцсетях. В группе ВКонтакте в течение нескольких лет размещались 1) объявления о классных и школьных мероприятиях, родительских собраниях, о конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, 2) видео и аудиоматериалы к урокам, различные текстовые файлы с заданиями и презентации; 4) ссылки на обучающие сайты и государственные образовательные порталы (fipi.ru, sdamgia.ru, resh.edu.ru, infourok.ru и т.д.); 3) сообщения учеников о своих успешных проектах, исследованиях, творческих работах; 4) поздравления и другие материалы. Опираясь на этот опыт, было легко организовать активную работу нескольких групп в разных соцсетях одновременно (ВК, WhatsApp и др.).

Подобная форма работы обеспечивает оперативность передачи информации, ее разнообразие и наглядность, качественную обратную связь. Параллельное использование электронной почты для передачи файлов с заданиями и учебными материалами и получения выполненных работ позволяет не только охватить всех участников образовательного процесса, но и эффективно использовать индивидуальный подход.

Важную роль в организации взаимодействия всех участников учебного процесса сыграло наличие на сайте школы рабочих программ с календарно-тематическим планированием, в котором были указаны не только темы уроков, но и их содержание, планируемые результаты, задания. Кроме того, на сайте размещались Google-таблицы с расписанием занятий на неделю для каждого класса, где указывалось, в каком формате они будут проходить, какие учебные материалы будут использоваться, давались ссылки для самостоятельного изучения темы или выполнения тестов и т.д. Преимущество данного расписания было в том, что каждый учитель независимо от других мог заполнять его, а просматривать могли и ученики, и родители. Использование Google-форм для создания контрольных работ позволило сделать проверку освоения учебного материала оперативной и прозрачной.

В группах класса также размещались Google-таблицы, заменяющие в условиях пандемии журнал и дневник, в которых выставлялись текущие оценки, отмечалось, кто отсутствовал на онлайн-занятии, какие работы ещё не сданы.

Ученики самостоятельно выполняли интерактивные задания на таких обучающих платформах, как «Учи.ру» (5 класс), «Решу ОГЭ» (9 класс), «ЯКласс», «Российская электронная школа» и др.

В соответствии с расписанием (сохранили расписание очного обучения) проводились онлайн-конференции в Zoom. Необходимо сказать, что если с учениками класса установлен хороший контакт на очных занятия, учитель «сработался» с детьми, новых проблем с взаимодействием не возникает, онлайн-урок проходит так же, как и обычный, с теми же плюсами и минусами. На экран можно выводить презентации, текстовые файлы, видеоматериалы и работать с ними совместно.

Но наличие предварительно установленного контакта обязательно для эффективной систематической дистанционной работы с группами обучающихся, т.е. очная форма обучения не может быть полностью заменена дистанционной. Как минимум должны проводиться установочные очные занятия (как установочные лекции на заочных отделениях вузов). И необходимо помнить, что никакая «удалёнка» не сможет конкурировать с живым общением во время групповых занятий, игр, конкурсов и соревнований.

Проблемы во время дистанционного обучения были связаны с техническими сбоями и ограничениями. К сожалению, не все ученики имели устройства, позволяющие участвовать в онлайн-занятиях, и с ними необходимо было организовывать работу отдельно. Приходилось быстро реагировать на внештатные ситуации, осваивать постоянно новые инструменты. Важно было контролировать отправку фотографий, копий, сканов письменных работ, систематизировать их и своевременно проверять, обрабатывать в программах, придумывая способы работы с ошибками.

И нужно признать, что действительно часть учеников «выпала» из процесса обучения по разным причинам: из-за занятости родителей, которые не могли контролировать детей, низкой мотивации и отсутствия организованности и дисциплины. Но это были те, у кого и во время очных занятий проблемы возникают по тем же самым причинам.

Дистанционное обучение в конце 2019-2020 уч. года было вынужденной мерой, но опыт, который мы приобрели, многим помог совершить прорыв в освоении образовательного цифрового контента, цифровых и телекоммуникационных технологий.

________________________

1. Проблемы перехода на дистанционное обучение в Российской Федерации глазами учителей // Сайт Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» https://ioe.hse.ru/fao_distant.

2. https://urazovka-school.nnov.eduru.ru/media/2020/04/01/1252359325/Osnovny_e_ponyatiya_i_polezny_e_resursy_dlya_distancionnogo_obucheniya.pdf 

3. Чему хорошему нас научил ужасный дистант: истории нестоличных учителей // https://skillbox.ru/media/education/chemu_khoroshemu_nas_nauchil_uzhasnyy_distant_istorii_nestolichnykh_uchiteley/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В помощь учителю во время дистанционного обучения

Папка содержит карты уроков, а также ссылки на полезные сайты....

Учебный график 1 уровень 1 год обучения на 2019-2020 учебный год (на время дистанционного обучения (с 06.04. по 25.05.)).

Учебный график по дополнительной общеобразовательной программе "Дизайн - студия "Акварель" 1 уровень 1 год....

Учебный график 3 уровень обучения на 2019-2020 учебный год (на время дистанционного обучения (с 06.04. по 30.05.)).

Учебный график  по дополнительной общеобразовательной программе "Дизайн - студия "Акварель" 3 уровень обучения на 2019 - 2020 учебный год на время дистанционного обучения ( с 06.04...

Приемы и методы обучения на уроках английского языка во время дистанционного обучения

В настоящее время в современном мире использование современных технических средств обучения стало повсеместным явлением образовательной и информационной культуры, что значительно изменило подход к обр...

Статья: «Применение информационных технологий на уроках музыки во время дистанционного обучения».

Информатизация в настоящее время является одним из наиболее актуальных про­цессов в развитии современного общества, поскольку сегодня все большее значение при­обретают интеллектуальные и инфор...

Обобщение педагогического опыта «Онлайн-образование и дистанционное обучение: опыт и перспективы»

Актуальность выбранной мною темы для обобщения опыта обусловлена несколькими причинами:она отражает одну из наиболее быстро развивающихся областей образования, которая оказывает значительное влияние н...