Обобщение педагогического опыта «Онлайн-образование и дистанционное обучение: опыт и перспективы»
методическая разработка по информатике и икт

Бородулина Людмила Евгеньевна

Актуальность выбранной мною темы для обобщения опыта обусловлена несколькими причинами:

  1. она отражает одну из наиболее быстро развивающихся областей образования, которая оказывает значительное влияние на методику и практику обучения.
  2. данная тема затрагивает вопросы, связанные с применением новых технологий и методов обучения, что важно для современного учителя информатики.
  3. эта тема позволяет проанализировать результаты дистанционного обучения, выявить его преимущества и недостатки, а также определить направления для дальнейшего развития.

Главная цель моей работы: разработка методических рекомендаций по использованию технологий дистанционного обучения на уроках информатики. 

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:

  1. определить основные онлайн-платформы и сервисы для организации дистанционного обучения;
  2. проанализировать возможности и ограничения использования каждого из сервисов;
  3. подобрать примеры успешного использования онлайн-сервисов в практике дистанционного обучения;
  4. провести анализ эффективности использования онлайн-платформ для реализации дистанционного обучения с точки зрения учащихся и родителей.

В настоящее время онлайн-платформы предоставляют широкие возможности для обучения, такие как доступ к образовательным ресурсам в любое время и из любого места, интерактивные методы обучения, возможность индивидуального подхода к обучению и многое другое. Вместе с тем, использование онлайн-платформ требует от педагогов новых навыков и знаний, а также разработки методических рекомендаций по их использованию в учебном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_uchitelya_informatiki.docx49.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Филипповская средняя общеобразовательная школа»

Киржачского района Владимирской области

Обобщение педагогического опыта

«Онлайн-образование и дистанционное обучение: опыт и перспективы»

Автор: Бородулина Людмила Евгеньевна,

                                                                 учитель информатики,

высшей квалификационной категории

с. Филипповское, 2023 г

Актуальность педагогического опыта

Актуальность выбранной мною темы для обобщения опыта обусловлена несколькими причинами:

  1. она отражает одну из наиболее быстро развивающихся областей образования, которая оказывает значительное влияние на методику и практику обучения.
  2. данная тема затрагивает вопросы, связанные с применением новых технологий и методов обучения, что важно для современного учителя информатики.
  3. эта тема позволяет проанализировать результаты дистанционного обучения, выявить его преимущества и недостатки, а также определить направления для дальнейшего развития.

Главная цель моей работы: разработка методических рекомендаций по использованию технологий дистанционного обучения на уроках информатики. 

Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:

  1. определить основные онлайн-платформы и сервисы для организации дистанционного обучения;
  2. проанализировать возможности и ограничения использования каждого из сервисов;
  3. подобрать примеры успешного использования онлайн-сервисов в практике дистанционного обучения;
  4. провести анализ эффективности использования онлайн-платформ для реализации дистанционного обучения с точки зрения учащихся и родителей.

В настоящее время онлайн-платформы предоставляют широкие возможности для обучения, такие как доступ к образовательным ресурсам в любое время и из любого места, интерактивные методы обучения, возможность индивидуального подхода к обучению и многое другое. Вместе с тем, использование онлайн-платформ требует от педагогов новых навыков и знаний, а также разработки методических рекомендаций по их использованию в учебном процессе.

Выбранная мною данная тема обобщения педагогического опыта в этой области поможет выявить наиболее эффективные подходы и методы, а также разработать рекомендации по их применению в практике дистанционного обучения.

Становление педагогического опыта проходило на протяжении трех лет. Первый этап – это 2020 год, когда все образовательные организации вынуждено перешли на дистанционную форму обучения. В это время я прошла курсовую подготовку на тему «Технические аспекты организации электронного дистанционного обучения на базе региональной СЭДО» от Владимирского института развития образования имени Л.И. Новиковой». Данную платформу я использовала и использую по настоящее время для проведения уроков информатики для обучающихся 5-11 классов.

Преимущества использования данной платформы:

-  доступность. Учащиеся могут получить доступ к материалам курса из любой точки страны, где есть интернет;

- гибкость. Ученики могут изучать материалы курса в удобное для них время и с комфортной скоростью.

- индивидуальность. Платформа позволяет создавать индивидуальные учебные планы и траектории для каждого ученика.

- эффективное использование времени. Ученики не тратят время на дорогу до школы и обратно, а также на ожидание начала урока.

- технологичность. Использование современных технологий делает процесс обучения более интересным и привлекательным для учащихся.

- контроль успеваемости: Платформа предоставляет инструменты для контроля успеваемости учащихся и анализа результатов обучения.

- повышение квалификации учителей. Использование платформы для проведения уроков требует от учителей освоения новых технологий и методик, что способствует их профессиональному развитию.

- безопасность. Платформа обеспечивает защиту персональных данных учащихся и учителей, а также предотвращает распространение вирусов и других вредоносных программ.

При работе на платформе также были выявлены и некоторые недостатки:

- не все обучающиеся имели ПК и смартфоны;

- зависимость от интернета. Эффективность обучения зависит от качества интернет-соединения и доступности платформы. В случае технических проблем или отключения интернета обучение может быть затруднено или прервано;

- технические сложности. Некоторые пользователи могут столкнуться с техническими сложностями при работе с платформой, такими как проблемы с авторизацией (не всем пользователям приходило письмо-приглашение в курс от учителя на почту).

- отсутствие личного контакта с учащимися. Платформа не может полностью заменить личное общение между учителем и учениками, которое важно для развития социальных навыков и эмоциональной связи между участниками учебного процесса.

Поэтому, в дальнейшем в своей работе я использовала для общения с классом в режиме онлайн платформу для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и вебинаров Zoom. Zoom прост в использовании и не требует сложных настроек. Также Zoom обеспечивает высокое качество видео и звука, что идеально для онлайн-обучения. В настоящее время данная платформа для реализации уроков в дистанционном формате мною не используется, т.к. не соответствует требованиям, изложенным в приказе Минпросвещения России от 11.08.2021 г № 544 «От утверждении требований к поставщикам контента и образовательных сервисов, и порядка предоставления цифрового образовательного контента и образовательных сервисов». Передо мной встала задача, определить основные онлайн-платформы и сервисы для организации дистанционного обучения, не противоречащие действующему законодательству.

Изучив нормативные документы (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении целевой модели цифровой образовательной среды», Федеральный закон от 30.12.2021 N 472-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"), информацию, Приказ Министерства Просвещения России от 02.08.2022 N 653 "Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.08.2022 N 69822), расположенную на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) информацию о запрете использования мессенджеров, которые, по их мнению, могут быть отнесены к иностранным на 1 марта 2023 года, а также сервисы для создания и проведения онлайн уроков, предложенные сетью Интернет, пришла к выводу, что наиболее подходящие для реализации дистанционного образования и о проведения онлайн уроков – это государственная информационная система (ГИС) «Моя школа», платформа для обучения и общения школьников «Сферум», сервис с упражнениями различного уровня сложности для начальной, основной и средней школы с автоматической проверкой ответов Яндекс.Учебник, Российская электронная школа (РЭШ).

Остановлюсь подробнее на каждом из них.

Государственная информационная система «Моя школа»

Для меня, как учителя информатики, опыт работы с Государственной информационной системой “Моя школа” стал положительным. Эта система предоставляет широкий спектр возможностей для учителей и учащихся. С помощью системы “Моя школа” я могу контролировать успеваемость своих учеников, отслеживать их прогресс и предоставлять обратную связь. Система также позволяет мне создавать индивидуальные учебные планы для каждого ученика. Кроме того, я могу использовать “Мою школу” для проведения онлайн-уроков и дистанционного обучения. Благодаря системе “Моя школа”, мы могу легко обмениваться информацией с родителями учащихся. Родители также могут использовать эту систему для контроля успеваемости своих детей и общения со мной.

Система “Моя школа” предоставляет доступ к электронным учебникам и образовательным ресурсам, что позволяет ученикам изучать материал самостоятельно.

Данная система используется мною для организации и проведения школьных мероприятий и конкурсов. Эта система помогает экономить время и ресурсы, так как все необходимые документы и отчеты создаются и отправляются прямо из системы. ГИС “Моя школа” постоянно обновляется и дополняется новыми функциями и возможностями. Она также обеспечивает безопасность данных и защиту от несанкционированного доступа.

Я считаю, что использование системы “Моя школа” значительно улучшает качество образования и делает процесс обучения более эффективным. С каждым годом количество пользователей системы “Моя школа” растет, что свидетельствует о ее популярности и востребованности.

Как положительный момент можно еще отметить то, что данная система интегрирована с другими государственными информационными системами, это обеспечивает ее функциональность и гибкость.

В целом, я довольна опытом использования ГИС “Моя школа” и считаю ее важным инструментом для организации учебного процесса. Я рекомендую всем учителям и учащимся воспользоваться возможностями этой системы для повышения качества и эффективности обучения. Постоянное развитие и совершенствование системы “Моя школа” позволяют мне быть уверенным в ее надежности и стабильности. Я надеюсь, что система “Моя школа” будет продолжать развиваться и предлагать новые возможности для учителей и учеников.

Платформа для обучения и общения школьников «Сферум»

“Сферум” – это цифровая платформа, которая предоставляет возможность для общения и обмена информацией между учителями, учениками и родителями. Я использую “Сферум” для создания и проведения онлайн-уроков, а также для общения с учениками и родителями вне уроков. Мною были созданы чаты в 5-11 классах для общения, касающегося учебных моментов по предмету «Информатика». Ученики используют “Сферум” для выполнения домашних заданий, просмотра учебных материалов и общения с одноклассниками. Родители следят за успеваемостью своих детей, получают от меня уведомления о предстоящих событиях.

В “Сферуме” с помощью видеоконференций я провожу уроки в режиме реального времени. Платформа имеет простой и понятный интерфейс, который позволяет пользователям легко ориентироваться в системе. “Сферум” также как и ГИС «Моя школа» интегрирован с другими образовательными платформами.

На мой взгляд “Сферум” также как Гис «Моя школа» является важным инструментом для современного образования и помогает улучшить качество обучения.

Проведя опрос среди учащихся и их родителей (законных представителей), выяснилось, что ребята также отмечают удобство использования платформы для выполнения заданий и общения с одноклассниками и учителями, а для родителей данная платформа удобна в качестве контроля успеваемости детей и возможности быстрого общения с учителями через “Сферум”.

Платформа обеспечивает безопасность данных пользователей и защиту от нежелательных сообщений и звонков. “Сферум” позволяет мне быть более гибкой в планировании уроков и предоставляет возможность для дистанционного обучения. В надежности и стабильности “Сферума” я уверена, так как платформа постоянно развивается и совершенствуется.

Сервис «Яндекс.Учебник»

Еще одно платформой, используемой мною для проведения уроков в форме дистанционного обучения, является «Яндекс.Учебник». «Яндекс.Учебник» — это   образовательная платформа, которая предлагает широкий спектр материалов для изучения различных предметов, в частности предмета «Информатика». Я использую данную платформу для проведения уроков, так как на ней есть множество материалов по моему предмету. Ученики изучают выданные мною задания по различным темам информатики, например, таких как алгоритмы, программирование, базы данных и другие. На платформе имеются различные задания для проверки знаний учеников. Ученики также могут использовать Яндекс.Учебник для самостоятельного изучения информатики, поучаствовать в олимпиадах по информатике и проверить свои знания. В настоящее время на платформе представлены пробные задания ЕГЭ по информатике для учащихся и учителя. Они направлены на проверку знаний учеников перед предстоящим экзаменом. Данная платформа бесплатная с заданиями ФИПИ, встроенным редактором кода, и искусственным интеллектом-помощником, который может найти ошибку в коде и посоветовать, как её исправить, объяснить сложные термины и логику решения заданий, показать видеоролики с теорией от методистов команды. Пробный ЕГЭ по информатике разработан в соответствии с кодификатором ЕГЭ 2024 года. Все 27 заданий — авторские, их невозможно списать или решить по шаблону. Для ученика этот ресурс полезен тем, что он узнает, сколько времени на решение было потрачено и сколько баллов заработано. Для учителя преимущество заключается в том, что он может оценить, насколько хорошо школьники готовы к экзамену.

Я считаю, что «Яндекс.Учебник» является хорошим инструментом для обучения информатике, так как он предоставляет разнообразные материалы и задания.

Российская электронная школа (РЭШ)

РЭШ – это образовательная онлайн-платформа, которая содержит множество учебных материалов по различным предметам, включая информатику. Все материалы на РЭШ представлены в виде видеоуроков, тестов, заданий и многих других форм обучения. Ученики могут также использовать РЭШ для самостоятельного изучения материала или для подготовки к экзаменам.

На мой взгляд РЭШ является хорошим дополнением к традиционному обучению и может быть полезна как учителям, так и ученикам. Как описанные выше сервисы и платформы РЭШ постоянно обновляется и улучшается, что делает ее актуальным и полезным ресурсом для образования. По мнею обучающихся нашей школы (по итогам опроса) материалы на РЭШ помогают им лучше понять и запомнить материал, а также делают процесс обучения более интересным и разнообразным.

По моему мнению РЭШ – это полезный ресурс для обучения предмета «Информатика».

На мой взгляд используемые мною в работе, а именно в организации и проведении уроков в форме дистанционного образования и онлайн-уроках, описанные выше платформы и государственные системы эффективны так как позволяют сделать учебный процесс достаточно наглядным, интересным, нетрадиционным и обеспечить процесс взаимодействия педагога, обучающихся и родителей (законных представителей).

Оценка эффективности использования онлайн-платформ для реализации дистанционного обучения с точки зрения учащихся и родителей

Количество опрошенных респондентов – 135 чел

Качество знаний обучающихся по информатике за последние три года

            Учебный год

Класс

2020-2021

учебный год

2021-2022

учебный год

2022-2023

учебный год

5 класс

40,7%

-

71,4%

6 класс

33,4%

-

-

7 класс

38,5%

52,2%

56%

8 класс

42,1%

43,8%

63,6%

9 класс

37,5%

52,6%

50%

10 класс

36,4%

60%

80%

11 класс

75%

45,5%

100%

С каждым годом наблюдается положительная динамика качества знаний обучающихся по информатике в разрезе одного класса.

Анализ результатов итоговой аттестации выпускников 9-х классов по информатике

           Уч. год

Основной предмет

2021-2022

2022-2023

Качество знаний

Средний балл

Получили «2»

Качество знаний

Средний балл

Получили «2»

Информатика

14,3%

3

1

66,7 %

3,4

1

По опыту можно сделать вывод, что системное и регулярное использование онлайн-уроков и дистанционного обучения может существенно улучшить образовательный процесс и сделать его более доступным и эффективным. Онлайн-уроки позволяют мне проводить занятия в более интерактивной форме, а учащимся - получать знания в удобное для них время и месте. Однако, для успешного внедрения дистанционного обучения необходимо учитывать ряд факторов, таких как техническая оснащенность, доступ к интернету, мотивация учащихся и поддержка со стороны родителей. Важно также обеспечить обратную связь и контроль над процессом обучения, чтобы учащиеся могли получать необходимую помощь и поддержку. В целом, системное использование онлайн-уроков и дистанционного обучения может стать важным инструментом для улучшения качества образования и расширения возможностей учащихся по моему предмету и для меня в целом.

Приложение 1

Анкета

«Оценка эффективности использования онлайн-платформ для реализации дистанционного обучения с точки зрения учащихся и родителей»

Уважаемые родители и обучающиеся! Прошу вас ответить на ряд вопросов данной анкеты. И дать оценку эффективности использования онлайн-платформ для реализации дистанционного обучения таких как СЭДО, ГИС «Моя школа», «Сферум», Яндекс.Учебник, Российская электронная школа.

  1. Оцените удобство использования онлайн платформы для обучения по пятибалльной шкале, где 1 – не удобно, 5 – очень удобно (1, 2, 3, 4, 5)
  2. Считаете ли вы доступными и понятными учебные материалы на платформе? (да, нет)
  3. Насколько вы удовлетворены обратной связью от учителя на платформе по пятибалльной шкале, где 1 – не удобно, 5 – очень удобно (1, 2, 3, 4, 5)?
  4. Легко ли вам следить за ходом урока информатики на платформе? (да, нет)
  5. Помогает ли вам платформа лучше усваивать учебный материал? (да, нет)
  6. Считаете ли эффективными видео- и аудиоматериалы на платформе? (да, нет)
  7. Помогает ли платформа в подготовке к экзаменам по вашему мнению? (да, нет)
  8. Часто ли вы общаетесь с учителями и другими родителями на платформе? (да, нет)
  9. Способствует ли платформа развитию навыков самостоятельного обучения? (да, нет)
  10. Насколько вы в целом удовлетворены использованием онлайн платформы для обучения? где 1 – не удобно, 5 – очень удобно (1, 2, 3, 4, 5)

Список используемой литературы и информационных ресурсов

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)
  2. Официальное интернет-представительство президента России http://kremlin.ru 
  3. Официальный сайт Министерство просвещения Российской Федерации https://edu.gov.ru/
  4. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций https://rkn.gov.ru/ 
  5. Официальный сайт ГИС «Моя школа» https://myschool.edu.ru/ 
  6. Социальная сеть «Сферум» https://sferum.ru/ 
  7. Учебный сервис «Яндекс Учебник» https://education.yandex.ru/ 
  8. Учебный сервис «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/about 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по теме "Повышение мотивации обучения технологии путём применения коллективного и индивидуального творчества в проектной деятельности с использованием современных технологий"

В работе представлен материал из личного опыта работы с учащимися в проектной деятельности. Использование метода проектов в технологическом образовании школьников привело к следующим результатам: 1...

Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»

В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии.  Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...

Выступление на ХII городских Днях науки «Муниципальная система образования: опыт и перспективы инновационного развития» с обобщением педагогического опыта по теме «Аспектуальность ИКТ в преподавании информатики»

Целесообразность и эффективность обучения с использованием ИКТ не вызывает сомнений, так как основывается на активном и повсеместномиспользовании дополнительного цифрового оборудования, которое и пред...

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ШМО .Интерактивные методы обучения.

ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА  НА ШМО .Интерактивные методы обучения.подготовила учитель историиМБОУ «СОШ№1»Губенина Л.Н....

Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"

Доклад на тему "Опыт участников проекта по организации дистанционного обучения, проблемы и перспективы на примере СОГБПОУ "Рославльский многопрофильный колледж"...

Обобщение опыта. Метод проектов в дистанционном обучении и на уро-ках ИЗО. Методические разработки по проектированию для учителей и обучаю-щихся. Использование возможностей приложения ZOOM в дистанционном обу-чении и в проектировании.

В данной статье представляю опыт применения технологии «метод проектной деятельности» на уроках изобразительного искусства. Активно использовать проектный метод обучения начала уже в 2005 ...

Обобщение педагогического опыта по теме "Применение технологии "Обучение в сотрудничестве" на уроках немецкого языка как средство формирования локальной идентичности сельских школьников"

Обновленные ФГОС ориентируют на развитие метапредметных результатов, среди которых особое значение при изучении иностранного языка приобретают коммуникативные навыки. Умение общаться среди сверстников...