Презентация "Информационная культура"
презентация к уроку по информатике и икт

Смирнова Галина Ивановна

Данная презентация разработана для изложения теоретической темы "Информационная культура" студентам 2 курса специальности "Сестринское дело" "Медицинского колледжа № 1".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационная культура Смирнова Галина Ивановна, Кандидат педагогических наук, п реподаватель 1 квалификационной категории «Медицинского колледжа № 1» г . Москва 2020

Слайд 2

Особенности толкования понятия «культура» Методы определения понятия «культура »: 1. Описательные методы постижения культуры – они просто перечисляют, заведомо неполно отдельные элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды деятельности). 2. Антропологические – исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе. 3. Ценностные – трактуют природу как совокупность духовных и материальных ценностей. 4. Нормативные – исходят из того, что содержание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей .

Слайд 3

Особенности толкования понятия «культура» Методы определения понятия «культура »: 5. Адаптивные – трактуют культуру как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый вид деятельности, посредством которой они приспосабливаются к природным условиям. 6. Исторические – подчёркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. 7. Функциональные – характеризуют культуру через функции, которые она выполняет в обществе , и рассматривают, прежде всего, единство и взаимосвязанность этих функций в ней. 8. Семиотические – рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом. 9. Символические – акцентируют внимание на использовании символов в культуре.

Слайд 4

Особенности толкования понятия «культура» Методы определения понятия «культура »: 10. Герменевтические – видят главный путь изучения культуры в множестве текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми. 11. Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти. 12. Психологические – указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. 13. Дидактические – рассматривают культуру как то, чему человек научился, а не унаследовал генетически. 14. Социологические – предлагают изучать культуру как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.

Слайд 5

Культура - это исторически развивающаяся, многоплановая система созданных человеком материальных и духовных ценностей, социокультурных норм и способов их распространения и потребления, а также процесс самореализации и самораскрытия творческого потенциала личности и общества в различных сферах жизни.

Слайд 6

Культура - это это не только система ценностей (или совокупность достижений человечества), но и динамичный процесс раскрытия и развития способностей личности в её сознательной деятельности в определённом историческом контексте.

Слайд 7

Компоненты информационной культуры 1. Мировоззренческий компонент , который включает представления о роли информационных и коммуникационных технологий в повышении эффективности производительного и интеллектуального труда в различных областях человеческой деятельности, о сущности информации и информационных процессов, их роли и др. 2. Коммуникативный компонент , в котором выделяются следующие блоки (в соответствии с источниками получения информации): общение с людьми; общение с символьной информацией; общение со средствами обучения. 3. Алгоритмический компонент – умение планировать действия, необходимые для достижения данной цели при помощи фиксированного набора средств.

Слайд 8

Трактовка понятия «информационная культура» Выделяются « информационный » и « культурологический » подходы к трактовке этого понятия. В рамках культурологического подхода информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

Слайд 9

Информационная культура это способность общества эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций, а также применять для этих целей передовые достижения в области развития средств информатизации и информационных технологий.

Слайд 10

информационная культура и компьютерная грамотность Знак равенства между компьютерной и информационной грамотностью ставить нельзя. «Компьютерная грамотность, то есть умение работать с компьютером, безусловно, является важным умением для современного человека, желающего стать информационно грамотным, но, по сути, даже не является частью информационной грамотности , которая подразумевает умение работать с информацией вне зависимости от используемых средств доступа к ней, её обработки и распространения».

Слайд 11

информационная культура и компьютерная грамотность Смешение понятий «информационная культура» и «информационная грамотность» приводят к определению «информационная культура – это: – стиль мышления, адекватный требованиям современного информационного общества , выражающийся в умении использовать информационный подход, анализировать информационную обстановку и делать информационные системы более эффективными; – совокупность умений и навыков работы с источниками информации; – самостоятельное решение любых задач, связанных с производством, поиском, обработкой, хранением и передачей информации».

Слайд 12

Информационная культура в широком смысле это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.

Слайд 13

Информационная культура в узком смысле это: - оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; - механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации ; - развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации».

Слайд 14

Вопросы для устного (на диктофон) или письменного ответа Дайте определение (одно) понятия «информационная культура» из различных источников. Объясните, почему именно это определение выбрали . Какие компоненты информационной культуры выделяют на современном этапе ? Чем информационная культура отличается от информационной грамотности ? Чем информационная культура в широком смысле отличается от узкого смысла этого понятия? Сформулируйте собственное определение информационной культуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....