Рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)

Степанова Яна Вячеславовна

Рабочая программа по информатике 5 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5a-informatika.docx76.42 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

Рабочая программа

по информатике

5 класс «А»

2020-2021 учебный год

Учитель:  Степанова Яна Вячеславовна

Санкт-Петербург

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе  авторской программы  Босовой Л.Л. «Информатика. Программа для основной школы 5-6 классы. 7 – 9 классы / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018».

Учебник  Информатика . Учебник для 5 класса /[Л. Л. Босова., А.Ю. Босова. –  М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019

Срок реализации  01.09.2020 – 25.05.2021

Количество часов: всего 34; в неделю 1 час

Цели программы:

  • развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе  овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельное планирование и осуществление индивидуальной и коллективной информационной деятельности, представление и оценивание ее результаты;
  • целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Задачи программы:

  • показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
  • организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • организовать компьютерный практикум, ориентированный на:  формирование умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);  формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
  • создать условия для  овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

С целью реализации непрерывного изучения курса «Информатика» в коррекционном образовательном учреждении, обучающем детей с нарушением ОДА, учащиеся 5-х классов начинают изучать пропедевтический курс информатики в рамках регионального компонента государственного стандарта основного общего образования по предмету.

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Пропедевтический этап обучения информатике в 5 классе  является наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных личностных ресурсов. Благодаря этому, данный курс может стать ключевым плацдармом всего школьного образования для формирования  метапредметных образовательных результатов – освоенных учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

В основу представляемого вводного курса информатики для 5 класса положены такие принципы как:

1. Целостность и непрерывность, означающие, что данная ступень является важным звеном единой общешкольной подготовки по информатике и информационным технологиям. В рамках данной ступени подготовки продолжается осуществление вводного, ознакомительного обучения школьников, предваряющего более глубокое изучение предмета в 7-10 и 11-12 классах.

2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и систематичность изложения (включение в содержание фундаментальных положений современной науки с учетом возрастных особенностей учащихся). Безусловно, должны иметь место упрощение, адаптация набора понятий.

3. Практическая ориентированность, обеспечивающая отбор содержания, направленного на решение простейших практических задач планирования деятельности, поиска нужной информации, инструментирования всех видов деятельности на базе общепринятых средств информационной деятельности, реализующих основные пользовательские возможности информационных технологий. При этом исходным является положение о том, что компьютер может многократно усилить возможности человека, но не заменить его.

4.  Принцип развивающего обучения (обучение ориентировано не только на получение новых знаний в области информатики и информационных технологий, но и активизацию мыслительных процессов, формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности, формирование навыков самостоятельной работы).

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа по информатике для 5-го класса (за счет регионального школьного компонента в 5-6 классах) предусматривает изучение пропедевтического курса в объеме 1 часа в неделю, так же, как  в 6-ом классе. Содержание курса информатики  в 5-6 классах  является хорошим фундаментом  для изучения информатики в основной школе, а так же  представляет собой базовое звено в системе непрерывного образования по информатике.

Изменения, внесённые в авторскую программу

Отличительной особенностью рабочей программы от авторской программы Босовой Л.Л. является ее адаптация к условиям обучения детей в коррекционной школе, обучающем детей с нарушением ОДА, за счет дифференцированной подборки заданий, исходя из физических и интеллектуальных возможностей учащихся. 

У нас обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, у которых затруднена ориентация в пространстве, замедлены мыслительные процессы, нарушена мелкая моторика, затруднена речь. Как следствие, им требуется больше времени на осмысление поставленной задачи, на выполнение ее, на развернутый устный ответ, на выполнение практической работы. Для развития памяти учащихся, а также для более качественной  подготовки учащихся с ОВЗ к изучению предмета в основной школе, составлены терминологические диктанты. Определен их объем для каждого класса, разработаны нормы оценок. На каждом уроке уделяется особое внимание терминологии, что позволяет систематизировать знания учащихся с ОВЗ, и, как следствие, вводится дополнительный вид контроля (1 раз в четверть,) – терминологический диктант. Данный вид контроля проводится в соответствии с графиком проведения контрольных работ на каждую четверть, сроки проведения имеют «плавающий» характер (т.к. не может быть несколько контрольных работ в один учебный день). В электронном журнале данный вид контроля имеет статус «Словарный диктант», в бумажном журнале – «Терминологический диктант» (т/д).

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят: 

УМК для ученика

УМК для учителя

  1. Л.Л.  Босова, А.Ю. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса.  – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.

  1. Л.Л.  Босова, А.Ю. Босова. Информатика: Учебник для 5 класса.  – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
  2. Л.Л.  Босова, А.Ю. Босова. Информатика: Рабочая тетрадь для 5 класса.  – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019.
  3. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова Информатика : методическое пособие.. для 5–6 классов  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. Информатика. УМК для основной школы [Электронный ресурс] : 5-6 классы. 7-9 классы. Методическое пособие / Автор-составитель : М.Н. Бородин. – Эл.изд. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
  6. Электронное приложение к учебнику «Информатика»  для 5 класса Л.Л.  Босовой, А.Ю. Босовой.: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)

Программа рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться проверка домашнего задания и объяснение нового материала (особое внимание уделяется терминологии), по окончанию которого, обязательна физкультминутка (формы могут быть различными), а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 5 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик, находясь за  компьютером пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 5 классе, при переходе ребят из начальной школы в основную, особое внимание следует уделить  организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Как правило, ученики 5 класса еще не имеют опыта работы с достаточно формализованными текстами: в начальной школе они преимущественно читали короткие эмоционально окрашенные художественные тексты и описания. Поэтому пятиклассники  не всегда способны к внимательному прочтению и восприятию алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей действий в работах компьютерного практикума.

Виды контроля

Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год  в форме интерактивного тестирования,  теста по опросному листу или компьютерного тестирования, творческой работы.

Контроль уровня обучения

№ урока

Дата

Тематика

Вид

Форма

7

Электронная почта. Проверочная работа № 1 «Устройства компьютера и основы пользоват. интерфейса»

Тематический контроль

Интерактивное тестирование / тестирование по опросному листу

18

Диаграммы. Проверочная работа № 2 «Информация и информационные  процессы»

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

31

Проверочная работа №3 по теме "Обработка информации"

Тематический контроль

Интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу

33

Планирование последовательности действий. Создание анимации.

Итоговый мини-проект

Творческая работа

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты — это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты — освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера, такими как постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировывать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации)

Предметные результаты включают: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях, таких как информация, алгоритм, модель, и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного курса

Структура содержания курса информатики для 5класса определена следующими тематическими блоками (разделами):

  1. Информация вокруг нас
  2. Компьютер
  3. Подготовка текстов на компьютере
  4. Компьютерная графика

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Основное содержание по темам

Характеристика деятельности ученика

Информация вокруг нас

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.

Аналитическая деятельность:

  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети

Компьютер

Компьютер — универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре

Аналитическая деятельность:

  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Практическая деятельность:

  • выбирать и запускать нужную программу;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ

Подготовка текстов на компьютере

Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет).Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами

Компьютерная графика

Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • использовать простейший (растровый и/или векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений;
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами

В результате изучения в 5 классе темы «Информация вокруг нас» ученик:

научится:

  • понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
  • приводить примеры древних и современных информационных носителей;
  • классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
  • кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

получит возможность:

  • сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • сформировать представление о способах кодирования информации;
  • научиться преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
  • научиться решать логические задачи на установление соответствия с использованием таблиц;
  • научиться приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
  • научиться для объектов окружающей действительности указывать их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
  • научиться называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
  • научиться осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку — основанию классификации;
  • научиться приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.

В результате изучения в 5 классе тем «Компьютер», «Подготовка текстов на компьютере», «Компьютерная графика» ученик:

научится:

  • определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
  • различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
  • запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
  • создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
  • выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • создавать круговые и столбиковые диаграммы;применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

получит возможность:

  • овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
  • научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
  • сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
  • научиться создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
  • научиться осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • научиться оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • научиться видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
  • научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);

Критерии и нормы оценки

1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой и учебником. При проверке усвоения материала необходимо выявлять полноту, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.  Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения.

2. Основными формами проверки ЗУН учащихся по информатике являются устный опрос, проверочная работа, самостоятельная работа, тестирование, практическая работа на компьютерах.

3. Критерии оценивания разработаны исходя из физических и интеллектуальных возможностей учащихся нашей школы.

При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные учащимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты.

Ошибкой считается погрешность, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и (или) умениями, указанными в программе.

Недочетами считаются погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения, например, неаккуратная запись, небрежное выполнение блок-схемы и т. п.

4. Задания для устного и письменного опроса учащихся состоят из теоретических вопросов и задач.

Ответ за теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты и обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически и логически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.

Решение задачи по программированию считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнен алгоритм решения, решение записано последовательно, аккуратно и синтаксически верно по правилам какого-либо языка или системы программирования.

Практическая работа на компьютере считается безупречной, если учащийся самостоятельно или с незначительной помощью учителя выполнил все этапы решения задачи на компьютере, и был получен верный ответ или иное требуемое представление задания.

5. Оценка ответа учащегося при устном и письменном опросах, а также при самостоятельной работе на компьютере, проводится по пятибалльной системе, т.е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).

6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком уровне владения информационными технологиями учащимся, за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им основных заданий.

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

•    грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

•    погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

•    недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

•    мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Оценка самостоятельных и проверочных работ по теоретическому курсу

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

-  «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

-  «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

-  «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

-  «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала).

Оценивание устных ответов учащихся

Оценка

ставится, если учащийся:

5

(высокий уровень)

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

4

(достаточный уровень)

  • если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
  •  допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

3

(средний уровень)

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

2

(начальный уровень)

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;
  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Практическая работа на компьютере

Оценка

ставится, если:

5

(высокий уровень)

  • учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на компьютере;
  • работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы.

4

(достаточный уровень)

  • работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с компьютером в рамках поставленной задачи;
  • правильно выполнена большая часть работы (свыше 75%), допущено не более трех ошибок;
  • работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

3

(средний уровень)

  • работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся владеет основными навыками работы на компьютере, требуемыми для решения поставленной задачи.

2

(начальный уровень)

  • допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на компьютере или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
  • работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков практической работы на компьютере по проверяемой теме.

Оценка тестовых работ

В качестве одной из основных форм контроля мы рассматриваем тестирование. Организации тестирования в 6 классе следует уделить особое внимание, так как, возможно, для большинства учеников это будет первый опыт соответствующей деятельности. Шестиклассникам следует напомнить до организации первого тестирования как правильно работать с тестовыми заданиями, снова рассказать о системе оценивания, продемонстрировать бланк с тестовыми заданиями, дать подробную инструкцию по их выполнению, обратить внимание на временные ограничения.

Для того чтобы настроить школьников на вдумчивую работу с тестами, важно им объяснить правила, которых рекомендовано придерживаться при оценивании:

  • за полностью верный ответ на задание теста (т.е. выбраны все верные варианты и не выбрано ни одного неверного) ставится максимальное (для этого вопроса теста) число баллов. Простой вопрос оценивается в 1 бал, сложный вопрос – 2 балла.
  • если ответ был дан неверно или частично верно (т.е. выбраны неверные или не выбраны верные варианты), баллы не начисляются.
  • за вопрос, оставленный без ответа (пропущенный вопрос), баллы не начисляется.

Все набранные баллы за тест переводятся в проценты по формуле: .

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

Такой подход позволяет добиться вдумчивого отношения к тестированию, позволяет  сформировать у школьников навыки самооценки и ответственного отношения к собственному выбору.

По усмотрению учителя эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

Компьютерное тестирование интересно детям, а  учителя оно освобождает от необходимости проверки детских работ. Тем не менее, компьютерному тестированию должно предшествовать тестирование «традиционное» – с бланками на печатной основе, работа с которыми позволяет учащимся более полно понять новую для них форму учебной деятельности. При правильном подходе к организации тестирования в 6 классе, как правило, в дальнейшем эта форма контроля уже не вызывает у школьников особых затруднений.

Кроме тестирования в качестве тематического контроля в 6 классе также используются традиционные контрольные работы с развернутым вариантом ответа. Введение таких заданий начинает готовить учащихся к форме заданий ОГЭ/ГВЭ части «В».

Сегодня, в условиях личностно-ориентированного обучения все чаще происходит: смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету; интеграция количественной и качественной оценок; перенос акцента с оценки на самооценку. В этой связи большие возможности имеет портфолио, под которым подразумевается коллекция работ учащегося, демонстрирующая его усилия, прогресс или достижения в определенной области. На уроке информатики в качестве портфолио естественным образом выступает личная файловая папка, содержащая все работы компьютерного практикума, выполненные  учеником в течение учебного года или даже нескольких лет обучения.

Перечень ошибок

Грубые ошибки

1. Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории, приёмов составления алгоритмов.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения блок-схем алгоритмов, неправильно сформулированные вопросы задачи или неверное объяснение хода её решения, незнание приёмов решения задач, аналогичных ранее решённых в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения,  неверное применение операторов в программах, их незнание.

4. Неумение читать программы, алгоритмы, блок-схемы.

5. Неумение подготовить к работе компьютер, запустить программу, отладить её, получить результаты и объяснить их.

6. Небрежное отношение к компьютеру.

7. Нарушение требований правил безопасного труда при работе на компьютере.

Негрубые ошибки

1. Неточность формулировок, определений, понятий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия; ошибки синтаксического характера.

2.  Пропуск или неточное написание тестов в операторах ввода-вывода.

3. Нерациональный выбор решения задачи.

Недочёты

1. Нерациональные записи в алгоритмах, преобразований и решений задач.

2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

5. Орфографические  и пунктуационные ошибки.


КАЛЕНДАРНОЕ ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  ИНФОРМАТИКЕ

Дата

Тема урока / тип урока

Практика

Термины

Элементы содержания и контроль

Планируемые результаты

Оборудование к уроку и Д/З

план

факт

предметные:

метапредметные:

личностные:

1-я четверть

1

07.09

Информация вокруг нас. ТБ и организация рабочего места

изучение нового материала

информация;

виды информации по способу получения; действия с информацией; техника безопасности и организация рабочего места.

лекция с беседой, решение упражнений.

Зачёт по ТБ

Научатся: понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»; соблюдать требования
к организации компьютерного рабочего места.

Получат возможность: сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки

Познавательные: умеют работать с учебником и электронным приложением к учебнику; определяют основную
и второстепенную информацию в тексте; проводят анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; учитывают ориентиры действия в новом учебном материале, выделенные учителем.

Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Соблюдение навыков безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе

Презентация «Техника безопасности и организация рабочего места»

Презентация «Информация вокруг нас»

§1

2

14.09

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

комбинированный

универсальный объект; компьютер; аппаратное обеспечение;

Беседа, фронтальный опрос,

Решение заданий

Научатся: определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции; различать программное и аппаратное обеспечение компьютера

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; выбирают наиболее эффективный способ выполнения заданий.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Понимание роли компьютера в современной жизни; способность и готовность принятия ЗОЖ за счет знания основных гигиенических, эргономических, технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ

Презентация

«Компьютер – универсальная машина для работы с информацией»

§2

3

21.09

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура.

комбинированный

П/Р № 1 Вспоминаем клавиатуру

Клавиатура

беседа, решение упражнений, практическая работа

Научатся: определять устройства ввода информации и выполняемые ими функции; вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры; грамотно произносить названия клавиш.

Получат возможность: овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме; используют знаково-символические средства; умеют сжато передавать содержание текста.

Регулятивные: проявляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения при работе
с клавиатурным тренажером; оценивают правильность выполнения учебного действия.

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати на клавиатуре

Презентация

«Ввод информации в память компьютера»

§ 3

4

28.09

Управление компьютером. Т.Д. №1.

комбинированный

П/Р № 2 Вспоминаем приёмы управления компьютером

Программное обеспечение

Документ

Рабочий стол

Указатель мыши

Меню

окно

Терминологический диктант

Беседа, практическая работа

Научатся: работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна); вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры
и мыши

Познавательные: извлекают необходимую информацию из текста параграфа; умеют сжато передавать содержание текста; выбирают основания и критерии для сравнения объектов; упорядочивают информацию в личном информационном пространстве.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: учитывают и координируют в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей

Понимание важности для современного человека владения навыками работы с компьютером

Презентация

«Управление компьютером»

§4

5

05.10

Хранение информации.

комбинированный

П/Р № 3 Создаём и сохраняем файлы

Память человека

Память человечества

Носитель информации

Файл

Папка

беседа,

фронтальный опрос,

решение упражнений, практическая работа

Научатся: приводить примеры хранения информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; приводить примеры современных и древних носителей информации; запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу; создавать, сохранять файлы.

Получат возможность: сформировать представление о хранении информации как информационном процессе, его роли в современном обществе; понять единую сущность процесса хранения информации человеком и технической системой

Познавательные: выполняют операции со знаками и символами; упорядочивают информацию в личном информационном пространстве; работают с информацией разных видов.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; осуществляют сотрудничество в поиске и сборе информации

Понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

Презентация

«Хранение информации»

§ 5

6

12.10

Передача информации.

комбинированный

Источник информации

Приемник информации

Канал связи

беседа,

решение упражнений

Научатся: приводить примеры передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; определять источник, приемник, канал информации; определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности субъекта к его восприятию.

Получат возможность: сформировать представление о передаче информации как информационном процессе, его роли в современном обществе

Познавательные: работают с информацией разного вида (текст, графические изображения, аудио и видеоматериалы); создают и преобразуют модели и схемы в процессе выполнения заданий.

Регулятивные: составляют план действий и строго его придерживаются; оценивают правильность выполнения действия и вносят коррективы при необходимости.

Коммуникативные: аргументируют свое мнение и позицию в коммуникации; последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию для построения действия

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; умение ясно, точно, грамотно передавать свои мысли в устной и письменной речи

Презентация

«Передача информации»

§ 6 с. 41-42

7

19.10

Электронная почта. Проверочная работа № 1 «Устройства компьютера и основы пользоват. интерфейса»

комбинированный

П/Р № 4 Работаем с электронной почтой

Электронная почта

беседа,

фронтальный опрос,

решение упражнений

Научатся: работать с электронной почтой (регистрировать бесплатный электронный почтовый ящик, писать, отправлять и получать электронные письма).

Получат возможность: приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию; структурируют знания; устанавливают аналогии.

Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в составленные планы; оценивают
достигнутый результат.

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Презентация

«Передача информации»

§ 6 с. 43

8

20.10

В мире кодов. Способы кодирования информации 

комбинированный

интерактивное задание

Код

Кодирование

Метод координат

беседа,

интерактивное задание

Научатся: кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды.

Получат возможность: сформировать представление о способах кодирования информации

Познавательные: перекодируют информацию из пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; умеют выборочно передавать содержание текста; строят логическую цепочку рассуждений.

Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения; преобразуют практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные: управляют поведением партнера: контролируют, вносят коррективы, оценивают действия партнера

Понимание значения различных кодов в жизни человека; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Презентация

«Кодирование информации»

§ 7 с. 46-49

2-я четверть

9

09.11

Метод координат

комбинированный

интерактивное задание

Код

Кодирование

Метод координат

беседа,

интерактивное задание

Научатся: кодировать и декодировать сообщения при заданных правилах кодирования.

Получат возможность: сформировать представление о способах кодирования информации

Познавательные: понимают необходимость выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от поставленной задачи.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Потребность в самовыражении и самореализации

Презентация

«Кодирование информации»

§ 7 с. 50-52

10

16.11

Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов

комбинированный

Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений

Текст

Текстовая информация

Текстовые процессоры и редакторы.

беседа,

решение упражнений

клавиатурный тренажер

Научатся: создавать несложные тексты.

Получат возможность: сформировать представление о тексте как форме представления информации; овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию, в том числе с помощью компьютерных средств; строят логические цепочки рассуждений; устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: выполняют учебные действия в громкоречевой форме; принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий.

Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация

«Текстовая информация»

§ 8 с.55-58

11

23.11

Основные объекты текстового документа. Ввод текста.

комбинированный

П/Р № 5 Вводим текст

Текстовый документ

Объекты текстового документа (символ, слово, строка, абзац, фрагмент)

Гипертекст

беседа,

фронтальный опрос,

решение упражнений, практическая работа

Научатся: применять правила ввода текста; создавать несложные текстовые документы, сохранять их, открывать ранее созданные документы и вносить изменения в текст.

Получать возможность: научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки; сформировать представление о текстовом документе, его основных объектах

Познавательные: умеют составлять тексты; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: вносят коррективы и дополнения в составленные планы; оценивают достигнутый результат.

Коммуникативные: учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация

«Текстовая информация»

плакат «Подготовка текстовых документов»;

файлы-заготовки: «Слова.rtf», «Анаграммы.rtf».

ЕК ЦОР:

упражнение «Диктант» (196599)

§ 8 с.56-57

12

30.11

Редактирование текста.

комбинированный

П/Р № 6 Редактируем текст

Текстовый документ

Редактирование текстового документа Операции: замена, вставка, удаление

Беседа

Фронтальный опрос

 решение упражнений, практическая работа

Научатся: применять текстовый редактор для редактирования простейших текстов.

Получат возможность: сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации; расширить знания о назначении и функциях текстового редактора

Познавательные: осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения заданий в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: фиксируют индивидуальное затруднение в пробном учебном действии.

Коммуникативные: вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем; обращаются за помощью к учителю, сверстникам
 

Способность к эмоциональному восприятию информационных объектов

Презентация

«Текстовая информация»

плакат «Подготовка текстовых документов»;

файлы-заготовки «Вставка.rtf», «Удаление.rtf», «Замена.rtf», «Смысл.rtf», «Буквы.rtf», «Пословицы.rtf», «Большой.rtf»

§ 8  с. 59–60.

13

07.12

Текстовый фрагмент и операции с ним. 

комбинированный

П/Р № 7 Работаем с фрагментами текста

Текстовый документ Редактирование текстового документа

Буфер обмена Фрагмент, операции

с фрагментом (копирование, перемещение, удаление, вставка)

Беседа

решение упражнений

практическая работа

Научатся: выделять, перемещать, удалять фрагменты текста, заменять один фрагмент текста на другой; создавать тексты с повторяющимися фрагментами.

Получат возможность: сформировать представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации; расширить знания о назначении и функциях текстового редактора; осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора

Познавательные: устанавливают аналогии; выделяют существенную информацию из текстов разных видов; создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Регулятивные: выделяют то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; осознают качество и уровень усвоения.

Коммуникативные: проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого

Понимание важности грамотного редактирования компьютерных текстов; соблюдение моральных норм и этических требований

Презентация

«Текстовая информация»

плакат «Подготовка текстовых документов»;

файлы-заготовки «Лишнее.rtf», «Лукоморье.rtf», «Фраза.rtf», «Алгоритм.rtf», «Медвежонок.rtf», «Слог.rtf», «100.rtf».

14

14.12

Форматирование текста. Т.Д. №2.

комбинированный

П/Р № 8 Форматируем текст

Текстовый документ. Форматирование текста. Выравнивание текста (по правому краю, по центру, по левому краю, по ширине). Шрифт, начертание.

Терминологический диктант

Беседа

практическая работа

Научатся: использовать простые способы форматирования текстов (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта).

Получат возможность: сформировать представление о форматировании как этапе создания текстового документа; оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; свободно воспринимают тексты разных жанров; умеют составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста.

Регулятивные: строят действия в соответствии с познавательной целью.

Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения; используют речь для регуляции своей деятельности

Чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды

Презентация

Текстовая информация

плакат «Подготовка текстовых документов»;

файл-заготовка «Радуга.rtf».

ЕК ЦОР:

анимация «Приемы работы с текстом» (196612)

§ 8 с.61-62

15

21.12

Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы.

комбинированный

П/Р № 9 Создаём простые таблицы (зад.1,2)

Таблица

Строка

Столбец

Ячейка

Бесед

решение упражнений

практическая работа

Научатся: создавать, форматировать, заполнять данными простые таблицы средствами текстового редактора.

Получать возможность: сформировать представление о структуре таблицы

Познавательные: применяют таблицы для представления разного рода однотипной информации с использованием компьютерных средств.

Регулятивные: учитывают ориентиры действия, выделенные учителем в новом учебном материале.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных задач

Учебно-познавательный интерес к табличной форме представления информации

Презентация

«Представление информации в форме таблиц»

файл-заготовка «Семь чудес света.doc»

§ 9, с. 64–66.

16

11.01

Табличное решение логических задач.

комбинированный

П/Р № 9 Создаём простые таблицы (зад.3,4)

Таблица. Логические задачи

 Взаимно однозначное соответствие

Беседа

 решение упражнений

практическая работа

Научатся: перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы; вставлять картинку в таблицу и придавать рисунку размеры по своему усмотрению.

Получат возможность: научиться решать логические задачи на взаимное соответствие с использованием таблиц

Познавательные: представляют информацию в табличной форме; используют таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств.

Регулятивные: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Презентация

«Табличный способ решения логических задач»

файл-заготовка «Загадки.doc»

§ 9,  с. 66–68.

3-я четверть

17

17.01

Разнообразие наглядных форм представления информации

комбинированный

Разноуровневая практическая контрольная работа по теме «Создание

текстовых документов».

Рисунок.

Схема

Наглядность

Беседа

решение упражнений

Практическая работа

Научатся: решать задачи на разъезды.

Получат возможность: представлять информацию в наглядной форме

Познавательные: выбирают форму представления информации в зависимости от решаемой задачи; составляют схемы на основе текстового материала.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений

Готовность к равноправному сотрудничеству; соблюдение моральных норм и этических требований

 Презентация

«Наглядные формы представления информации»

Презентация

«Разнообразие наглядных форм представления информации»

§ 10  с. 69–71.

18

25.01

Диаграммы. Проверочная работа № 2 «Информация и информационные  процессы»

комбинированный

П/Р №10 Строим диаграммы

Диаграмма: столбиковая и круговая

беседа,

 решение упражнений

проверочная работа

Научатся: создавать столбиковые и круговые диаграммы; устанавливать параметры диаграммы в диалоговом окне; изменять тип диаграммы

Познавательные: выбирают форму представления информации в зависимости от решаемой задачи; грамотно визуализируют числовые данные.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: управляют поведением партнера: убеждают его, контролируют, корректируют и оценивают его действия

Положительное отношение к школе; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Презентация

«Наглядные формы представления информации»

интерактивное задание «Диаграммы»

(195745)

§ 10  с. 72–73.

19

01.02

Компьютерная графика. Графический редактор Paint

комбинированный

П/Р № 11 Изучаем инструменты графического редактора

Компьютерная графика

Графический редактор Инструменты графического редактора

Беседа

Практическая работа

Научатся: применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Получат возможность: видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора

Познавательные: выбирают форму представления информации в зависимости от решаемой задачи; действуют по алгоритму.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и на внутреннем плане.

Коммуникативные: продуктивно разрешают конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников

Способность к эмоциональному восприятию графической информации

Презентация

«Компьютерная графика»

файлы-заготовки «Подкова.bmp», «Многоугольники.bmp», «Эскиз1.bmp», «Эскиз2.bmp»

§ 11  с. 74–81.

20

08.02

Преобразование графических изображений

комбинированный

П/Р № 12 Работаем с  графическими фрагментами

Графический редактор. Сканер. Графический планшет. Инструменты графического редактора. Фрагмент.

Беседа

Фронтальный опрос

Практическая работа

Научатся: определять устройства ввода графической информации; применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Получат возможность: видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора

Познавательные: анализируют графические объекты с целью выделения существенных и несущественных признаков; составляют изображение из фрагментов, самостоятельно достраивая недостающие компоненты.

Регулятивные: проявляют способность к волевому усилию в ситуации затруднения; осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные: с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передают партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

презентация «Компьютерная графика»

файлы-заготовки «Природа.bmp», «Шляпы.bmp», «Акробат.bmp»

§ 11, с. 78–81.

21

15.02

Создание графических изображений.

комбинированный

П/Р № 13 Планируем работу в графическом редакторе

Графический редактор. Графический примитив. Фрагмент.

Беседа

Практическая работа

Научатся: применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Получат возможность: научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами

Познавательные: выделяют в сложных объектах простые; анализируют условия и требования заданий; находят общие фрагменты в графических изображениях.

Регулятивные: планируют работу по конструированию сложных объектов из простых.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Понимание значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Презентация

«Компьютерная графика»

Презентация

«Планируем работу в графическом редакторе»;

файл-заготовка «Цветок.bmp»

§ 11

 

22

22.02

Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации.

Комбинированный

Информация. Обработка информации. Информационная задача. Систематизация информации.

Беседа

Тест по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов».

Научатся: приводить примеры обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

Познавательные: выделяют предметы по общим признакам; систематизируют информацию различными способами; определяют основания классификаций для заданных классов.

Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Коммуникативные: вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблем

Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации

презентация «Обработка информации»;

плакат «Обработка информации».

ЕК ЦОР:

интерактивное упражнение «Выделение предметов по общим признакам»

(196615)

§ 12, с. 83–85.

23

01.03

Списки – способ упорядочивания информации.

комбинированный

П/Р № 14 Создаём списки

Информация. Обработка информации. Систематизация информации. Нумерованные и маркированные списки.

Беседа

Практическая работа

Научатся: создавать маркированные и нумерованные списки в текстовом редакторе.

Получат возможность: создавать объемные текстовые документы, включающие списки

Познавательные: знают подходы к сортировке информации; понимают ситуации, в которых целесообразно использовать нумерованные и маркированные списки.

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.

Коммуникативные: вступают в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации

презентация «Обработка информации»

плакат «Обработка информации»;

файлы-заготовки «English.rtf», «Чудо.rtf», «Природа.rtf», «Делитель.rtf»

§ 12,  с. 83–85.

24

08.03

Поиск информации.  Т.д. №3.

комбинированный

П/Р  № 15 «Ищем информацию в сети Интернет» (задание 1 для всех учащихся, задания 2, 3 по группам)

Информация. Обработка информации. Систематизация информации. Поиск информации.

Беседа

Фронтальный опрос

Практическая работа

Научатся: осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку).

Получат возможность: научиться сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет материалы

Познавательные: умеют искать и выделять необходимую информацию с помощью компьютерных средств; при сохранении информации соблюдают порядок в личной папке.

Регулятивные: учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные: обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; строят продуктивное взаимодействие с учителем и сверстниками

Ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения

презентация «Обработка информации»

плакат «Обработка информации»

файл-заготовка «Клавиатура.rtf»

§ 12, с. 85–86.

25

15.03

Кодирование как изменение формы представления информации

комбинированный

П/Р

На основе №160 в РТ

Информация. Обработка информации. Кодирование информации.

Беседа

Решение заданий

Практическая работа

Научатся: перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации.

Получат возможность: выбирать форму представления данных в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: преобразуют информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; перекодируют информацию из одной знаковой системы в другую; выбирают форму представления информации в зависимости от стоящей задачи.

Регулятивные: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Коммуникативные: строят понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет

Понимание роли информационных процессов в современном мире

презентация «Обработка информации»

плакат «Обработка информации»

§ 12, с. 86.

26

22.03

Преобразование информации по заданным правилам.

комбинированный

Работа с приложением «Калькулятор» на основе № 164, 167–170, 173
в РТ

Информация: входная и выходная. Обработка информации. Правила обработки информации.

Беседа

Фронтальный опрос

Решение заданий

Практическая работа

Научатся: выполнять арифметические вычисления с помощью программы «Калькулятор».

Получат возможность: преобразовывать информацию по заданным правилам

Познавательные: проводят анализ полученной информации и делают выводы; выполняют преобразование информации по заданным правилам.

Регулятивные: учитывают правило в планировании и способе контроля.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии друг с другом для решения коммуникативных задач

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности

презентация «Обработка информации»

плакат «Обработка информации»

§ 12,  с. 87–88.

4-я четверть

27

29.03

Преобразование информации путем рассуждений.

комбинированный

Виртуальная лаборатория «Черные ящики»

Информация. Обработка информации. Логические рассуждения.

Беседа

Решение заданий

Практическая работа

Получат возможность: преобразовывать информацию путем рассуждений

Познавательные: проводят анализ полученной информации и делают выводы; строят логические цепочки рассуждений, устанавливая причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу; составляют план и последовательность действий.

Коммуникативные: проявляют готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам

Понимание роли информационных процессов в современном мире

презентация «Обработка информации»

Презентация

«Задача о напитках»;

плакат «Обработка информации»

ЕК ЦОР:

виртуальная лаборатория «Черные ящики» (156435)

§ 12, с. 88–90.

28

05.04

Разработка плана действий. Задачи о переправах.

комбинированный

Интерактивное задание «Задачи о переправах»

Информация. Обработка информации. Разработка плана действий. Задачи о переправах.

Беседа

Решение заданий

Практическая работа

Научатся: разрабатывать план действий для решения задач на переправы.

Получат возможность: приобрести опыт решения задач на переправы

Познавательные: действуют по алгоритму; ищут и выделяют необходимую информацию.

Регулятивные: планируют пути достижения цели и определяют способы действий в рамках предложенных условий; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правильность поставленной задачи.

Коммуникативные: проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции

Внимательное отношение к получаемой информации, стремление к организации собственной деятельности путем разработки плана действий

Презентация «Обработка информации»

Презентация

«Задача о напитках»;

плакат  «Обработка информации».

ЕК ЦОР:

виртуальная лаборатория «Переправы» (154822);

интерактивное задание «Задачи о переправах» (195725)

§ 12,  с. 90–93.

29

12.04

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

комбинированный

Виртуальная лаборатория «Переливания», интерактивные задания «Задачи на переливание», «Ханойские башни»

Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях.

Беседа

Решение заданий

Практическая работа

Научатся: разрабатывать план действий для решения задач на переливания; представлять план действий в табличной форме.

Получат возможность: приобрести опыт решения задач на переливания

Познавательные: переводят текст в табличную форму; составляют схемы решения задач; выводят следствия из имеющихся в условии задачи данных.

Регулятивные: планируют пути достижения цели и определяют способы действий в рамках предложенных условий; соотносят свои действия с планируемыми результатами; корректируют свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивают правильность поставленной задачи.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью

Готовность и способность к соблюдению норм и требований школьной
жизни

презентация

«Обработка информации»,

презентация «Задача о напитках»;

плакат «Обработка информации»;

логическая игра «Переливашки».

ЕК ЦОР:

виртуальная лаборатория «Переливания» (156438);

интерактивные задания «Задачи на переливание» (195738), «Ханойские башни»

(195747)

§ 12,  с. 90–93

30

19.04

-

Создание движущихся изображений. Т.д. №4.

комбинированный

П/Р № 17 Создаем анимацию (задание 1)

Информация. Обработка информации. План действий. Сюжет, видеосюжет.

Терминологический диктант

Беседа

Практическая работа

Научатся: запускать редактор презентаций; помещать на слайд ранее подготовленные рисунки; настраивать и просматривать анимацию; сохранять результаты работы в редакторе презентаций.

Получат возможность: научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию, слайды которой содержат графические изображения, анимацию

Познавательные: работают с информацией разного вида: текстовой, графической; осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе и во внутреннем плане.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом

Презентация

«Обработка информации»

плакат «Обработка информации»;

образец выполнения задания 

«Морское дно.ppt»;

презентации «Св_тема1.ppt», «Св_тема2.ppt», «Св_тема3.ppt», «Лебеди.ppt»

§ 12, с. 93–94,

31

26.04

Проверочная работа №3 по теме "Обработка информации"

комбинированный

П/Р № 18 Создаем слайл-шоу

План действий. Сюжет. Анимация. Настройка анимации.

Беседа

Практическая работа

Творческое задание

Получат возможность: работать
с различными видами информации; самостоятельно планировать и осуществлять коллективную и информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты на основе средств и методов информатики

Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: осознают уровень своих знаний.

Коммуникативные: понимают относительность мнений и подходов к решению проблемы

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности

ЕК ЦОР:

цифровое видео «Покадровая анимация» (179530)

Творческое задание

32

03.05

Создание анимации по собственному замыслу.

комбинированный

П/Р № 17 Создаем анимацию (задание 2)

беседа, практическая работа Творческое задание

Научатся: создавать анимации по собственному замыслу.

Получат возможность: выбирать форму представления данных в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: осуществляют синтез как составление целого из частей; устанавливают аналогии; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Понимание значимости подготовки
в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Творческое задание

Повторить основные понятия курса инф-ки (по ключевым словам в учебнике)

33

17.05

Выполнение итогового мини-проекта

комбинированный

П/Р № 18 Создаем слайл-шоу

беседа,

тест,

практическая работа

Получат возможность: выбирать форму представления данных в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; обобщают информацию, полученную на уроке; делают выводы.

Регулятивные: различают способ и результат действия; проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером

Понимание значимости подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества

Итоговое тестирование

34

24.05

Основные понятия курса.

комбинированный

П/Р № 17 Создаем анимацию (задание 1)

беседа,

Обобщение и систематизация понятий, изученных
в 5 классе по информатике

практическая работа

Лист коррекции программы

Для выполнения программы в 5 «А»  классе мною были уплотнены следующие темы:

Планируемая дата

Фактическая дата

Номер урока

Тема урока

Тип урока

Причина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...