Циклы. Цикл с параметром в среде программирования QBasic.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Тляушева Туктабига Нургалиевна

Цели:

Воспитывать аккуратность, самостоятельность; дисциплинированность, ответственность и взаимопомощь;

Дать понятие цикла; разобрать блок-схемы циклических конструкций; познакомить с правилами записи оператора FOR - NEXT; учить составлять простейшие программы с использованием оператора цикла.

Развивать у учащихся логико-математическое мышление, наблюдательность, умение выделять главное; развивать навыки самостоятельной работы на компьютере.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Циклы. Цикл с параметром в среде программирования QBasic.

Цели:

  • Дать понятие цикла; разобрать блок-схемы циклических конструкций; познакомить с правилами записи оператора FOR - NEXT; учить составлять простейшие программы с использованием оператора цикла.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность; дисциплинированность, ответственность и взаимопомощь;
  • Развивать у учащихся логико-математическое мышление, наблюдательность, умение выделять главное; развивать навыки самостоятельной работы на компьютере.

Форма занятия: урок

Тип занятия: комбинированное

Методы обучения: объяснительно-иллюстративное

Техническое: компьютеры

      Программное:    QBasic

      Методическое:

 1) Угринович Н.Д. Информатика. 7 - 9 класс, 2006(уч.+задачник);

 2) Шелепаева А.Х.Поурочные разработки по информатике. 7 - 9 классы,2005;

 3) Информатика под ред.Беленького П.П.2002.

Структура урока:

  1. Орг. момент. 2 мин
  2. Проверка домашнего задания. 5-7мин
  3. Изучение нового материала.20мин
  4. Работа  за ПК.5мин
  5. Задание домашнего задания.5мин
  6. Подведение итогов.3мин

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Здравствуете, садитесь. Сегодня мы познакомимся с понятием цикла, разберем блок-схемы циклических конструкций, познакомимся с правилами записи оператора FOR – NEXT, научимся составлять простейшие программы с использованием оператора цикла. И так, давайте запишем тему урока.

Слушают тему и записывают.

Ответить устно на следующие вопросы:

  1. Какую программу называют разветвляющейся?
  2. Назвать операторы безусловного и условного перехода, правила их записи.
  3. Перечислить логические операции.
  4. Как составляются логические выражения и вычисляются их значения?
  5. Составить программу для вычисления суммы 30 натуральных чисел, используя оператор условного перехода.

Отвечают на вопросы, работают у доски на оценку.

В некоторых программах требуется повторное выполнение одной и той же последовательности операций. Если количество повторов велико, запись программы может стать очень длинной, в ней легко допустить ошибку. Кроме того, во многих алгоритмах число повторений заранее неизвестно, это выясняется только в ходе выполнения. Преодолеть эти проблемы позволяет базовая алгоритмическая структура, называемая циклом.

Цикл состоит из трех основных частей:

  • Строки инициализации - подготавливают выполнение цикла;
  • Тело цикла - группа операторов, выполнение которых повторяется;
  • Условие завершения - используется для завершения работы цикла.

Ниже приведены блок-схемы основных циклических конструкций.

Цикл с параметром

(счетный цикл)     Цикл с предусловием   Цикл с постусловием

Здесь FOR – имя оператора (переводится «для»); К – переменная (обычно целого типа),называемая переменной цикла, Кнач; Ккон, А К –начальное, конечное значения и шаг изменение величины К соответственно, (могут быть представлены любыми арифметическими выражениями); ТО – переводится «до»; STEP - «шаг»; NEXT - «следующий». Если А К = 1, то конструкцию STEP 1 можно опустить.

Рассмотрим пример программы с циклом, которая печатает нечетные числа:

PRINT «Нечетные числа»

FOR N=1 TO 21 STEP 2

PRINT N

NEXT N

END

Задача. Разобрать составление программы, которая вычисляет сумму всех целых положительных чисел от 1 до 100.

 

Отвечают на вопросы.

Изображение подается на проектор.

Зарисовывают блок-схемы в тетради

Синтаксис счетного цикла:

FOR К = Кнач ТО Ккон , STEP А К - заголовок цикла

J- тело цикла (перечень операторов)

NEXT К - окончание цикла.

Решение:

S = 0

FOR I=l TO 100

S = S + I

NEXT I

PRINT «S=»;S

END

Далее учащиеся разрабатывают самостоятельные программы (работа с карточками)

Самостоятельно разрабатывают программы, записывают их в тетради и реализовывают их на ПК.

Домашнее задание.

Выучить лекцию, записать в тетради, что будет выведено на экран после выполнения следующей программы:

FOR Т=0 ТО 20 STEP 2

PRINTT

К = Т*Т

PRINTK

NEXT T

END

Ответ: четные числа и их квадраты от 0 до 20.

Молодцы, сегодня мы хорошо поработали! Что вы узнали нового?

Отвечают на вопросы, прощаются.

Приложение

Карточка 1

Найти сумму первых n натуральных чисел.

Карточка 2

Найти сумму всех двузначных чисел.

Карточка 3

Написать программу вычисления произведения первых n натуральных чисел

Карточка 4

Найти сумму n первых четных натуральных чисел.

Карточка 5

Найти сумму n первых нечетных натуральных чисел.

Карточка 6

Написать программу вычисления суммы всех двузначных нечетных чисел.

Карточка 7

Написать программу вычисления суммы всех двузначных четных чисел.

Карточка 8

Длина 1-го этапа эстафеты - 880 м, а длина каждого последующего - на 32м меньше, чем предыдущий. Найти общую длину эстафеты, состоящей из 7 этапов.

 Карточка 9

Велосипедист в первую минуту после старта проехал 52 м, а в каждую последующую минуту он проезжал на 49 м больше, чем в предыдущую. Какое расстояние преодолел велосипедист за 10 минут?

Карточка 10

Найти сумму квадратов всех целых чисел от 1 до 10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Графические операторы среды программирования QBasic

Презентация к уроку. Программирование на QBasic. Создание простейших рисунков с использованием графических операторов....

Методическая разработка интегрированного урока по информатике на тему "Типы алгоритмов в среде программирования Qbasic"

Ведущая идея урока: Художественная, естественнонаучная и  математическая обусловленность программирования. В процессе урока формируется новый взгляд на виды алгоритмов. Благодаря объединению знан...

Циклы. Цикл с параметром

Изучение циклических алгоритмов - одна из важных тем программирования....

Организация циклов. Цикл с параметром

Конспект занятия: «Организация циклов. Цикл с параметром»...

Интегрированный урок информатики и алгебры "Нахождение n-ого члена и суммы n первых членов арифметической прогрессии по формулам в среде программирования QBASIC"

по алгебре: повторение формул n-го члена арифметической прогрессии, суммы n первых членов арифметической прогрессии;по информатике: закрепление навыков программирования в среде языка QBasic;общеучебны...