Урок информатики в 5 кл. "Текстовая информация"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Комкова Елена Юрьевна

Урок по теме "Текстовая информация".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka._tekstovaya_informatsiya.docx42.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Комкова Е.Ю.

Предмет: информатика

Класс: 5И

Автор УМК: Босова Л.Л.

Тема урока: «Текстовая информация».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока: раскрыть сущность текста как форму представления информации, рассмотреть  вопросы истории создания текстовых документов и компьютера как основного инструмента их создания.

Задачи урока:

а) формирование представлений  о тексте как одной из форм представления информации; умение создавать несложные текстовые документы; сформировать у учащихся представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации  (предметный результат);

б) развитие умения выявлять причинно-следственные связи, работать в команде, пользоваться альтернативными источниками информации,  умение строить речевое высказывание в письменной форме; развитие ИКТ-компетентности (метапредметный результат);

в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью, формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти, логического и творческого мышления, формирование чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды (личностный результат).

Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки рефлексии,  звёздочки, компьютер, проектор.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент.

(Сл.1)- Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли вы приготовили к уроку.

- Будьте активными, внимательными, старательными и всё у вас получится.

 

Подготовка учащихся к работе на уроке, мотивация.

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие школьных принадлежностей.

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации.

Проверка домашнего задания.

Проверим домашнее задание (№99 (по вариантам)) в рабочей тетради. Откройте свои тетради, я проверю, как вы справились с заданием.

А теперь повторим материал:

-Что такое метод координат? Расскажите о нём. (сл.2)

- Где вы встречаетесь с методом координат в жизни? Приведите примеры.(сл.3)

Визуальная проверка №99 в рабочих тетрадях. Задаёт вопросы.

Дети отвечаютна вопросы.

Личностные УУД:

- развитие грамотной речи.

Формулирование темы урока через исследовательскую деятельность.

- Ребята, вы любите читать книги?  Расскажите о своей самой любимой книге. (сл.4)

-В какой форме может быть представлена информация в книгах?

-Пролистайте  ваш учебник.  Скажите, какой формы представления информации больше и почему?

-Догадайтесь, почему мы говорим о текстовой форме представления информации?

- Тема урока:… (сл.4)

-Давайте поставим перед собой цель на этот урок.

Задаёт вопросы.

Постановка проблемного вопроса.

Формулирование темы урока и его цели.

- Дети рассказывают о своих любимых книгах;

- В текстовой, графической, числовой.

- Делают вывод, что текстовой информации больше, потому что через картинки нельзя передать весь смысл.

- Об этом будем сегодня говорить на уроке.

- «Текстовая информация».

- Узнать, что такое текст,  какие носители использовали для хранения текстов,   с помощью каких инструментов можно работать с текстом.

Регулятивные:

- развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка.

Изучение нового материала.

-Что такое текст? Найдите и прочитайте определение в учебнике.(сл.5)

-Что такое текстовая информация?

 Запишите определения в тетрадь.(сл.6)

Текст - это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.

Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией.

(сл.7) Любой письменный текст – это определенная последовательность символов. Пропуск, пробел или перестановка одного символа в тексте изменяет его смысл. Прочитайте в учебнике на стр. 55 фразы: Кто к нам пришёл! Кто к нам пришёл?

Чем они отличаются?

Вспомним, фразу из сказки «12 месяцев», когда принцесса не знала, где ей поставить запятую.(сл.8)

«Казнить нельзя помиловать».

Рассмотрим варианты расстановки запятой и посмотрим, как изменится смысл предложения.

Таким образом, всего лишь от одного символа,  запятой, зависит жизнь человека. Изменение одного символа в тексте меняет его смысл.

(сл.9) Например, КоТ – КиТ.

(сл.10) -Поиграйте со словами: вставьте пропущенные буквы так, чтобы получились разные слова.

-Какое свойство текста вы заметили?

(сл.11) История создания текстовых документов. Развитие письменности.

На протяжении тысячелетий люди записывали информацию. Но со временем менялось то, на чем записывали (камень глина, дерево, папирус, пергамент, бумага) и с помощью чего (острого камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей машинки). Но не менялось главное, чтобы внести изменения в текст, надо было переписать весь текст. А это очень длительный и трудоемкий процесс.

(сл.12)

- На чём раньше записывали информацию?

- С помощью чего это делали?

(сл.13) С конца 19 века для создания текстовых документов стали применять пишущую машинку.

- Какой  современный  инструмент облегчает  работу  с  текстом?

(сл.14) Появление компьютеров изменило технологию письма. С помощью специальных программ можно набрать текст, внести в него изменения, записать текст в долговременную память компьютера, распечатать на принтере нужное количество экземпляров без повторного ввода и отправить текст по электронной почте

То есть, компьютер - это универсальное средство для работы с текстовой информацией.

Прочитайте в учебнике на с.57 материал  «Компьютер – основной инструмент подготовки текстов», рассмотрите рисунок 24 и в РТ с.7 выполните №105. Затем один из вас на слайде покажет основные элементы окна текстового процессора.(сл.15-16)

Демонстрирует презентацию, комментирует, задает вопросы.

Объясняет материал с демонстрацией презентации.

Задаёт вопросы.

Даёт задание прочитать текст учебника с.57  и выполнить задание в рабочей тетради.

- Читают учебник на

с. 55, пересказывают, записывают определения текста и текстовой информации в тетрадь.

Смотрят презентацию,

читают фразы в учебнике, отвечают на вопросы.

- Расставляют запятые и объясняют смысл предложения с учетом запятых.

- Вставляют буквы и называют слова: коса-роса,  река-рука, шлюпка-шляпка.

- При замене букв или расстановке знаков препинания - смысл текста изменяется.

Просмотр видеофайла.

Отвечают на вопросы.

- Компьютер.

Читают с.57, выделяют существенную информацию, выполняют задание в рабочей тетради (№105 стр.7).

 Познавательные  УУД:

-актуализация сведений из личного опыта;

-формирование  навыков работы с книгой

-формирование навыков поиска нужной информации в печатном источнике

- развитие грамотности;

- развитие познавательной активности;

Личностные УУД:

-  умение применять  знания на практике.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения общения со сверстниками, уважительного отношения к одноклассникам;

-умение сдерживать эмоции.

Первичная проверка понимания изученного.

Задания на проверку понимания изученного материала.

  1. Фронтальный опрос:

Вопросы: Что такое текст? Что такое текстовая информация? С какой целью вы создаёте тексты? Как вы понимаете смысл высказывания: «Что написано пером, то не вырубишь топором»? Что общего и в чём различие возможностей текстового редактора и текстового процессора?

  1. Игра «Цепочки слов» с текстовымии графическими подсказками по преобразованию слов. (сл.17-32)

Задаёт вопросы.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Демонстрация ЭОР.

Даёт учащимся задания на слайдах.

Отвечают на вопросы.

Отгадывают слова  на слайдах.

Личностные УУД:

-развитие логического мышления и грамотной речи.

Физкультминутка

(сл.33) А сейчас немножко отдохнём и сделаем физкультминутку «Улыбнись!»

Демонстрирует видео.

Наблюдают за видео и повторяют упражнения.

Закрепление изученного материала

(сл.34). Работа в группах.

- Для следующей работы вам нужно разбиться на группы по цвету звездочек, которые вы получили. Сядьте, пожалуйста, по группам, выберите капитана. У каждой группы есть сигнальный флажок.

Выполняете задание №103 в рабочей тетради. Вам нужно превратить одно слово в другое, каждый раз заменяя по одной букве так, чтобы новое слово было существительным в именительном падеже. Например:  морЖ – морЕ.

Капитан группы, которая  выполнит задания быстрее всех, поднимает сигнальный флажок.

Формулировка условий заданий и контроль за правильным решением этих заданий.

Работают в группах:

РТ с. 5 №103.

Личностные УУД:

-  умение применять  знания на практике.

Коммуникативные УУД:

-умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации;

-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Компьютерный практикум

(сл.35) - А теперь поработаем на компьютерах. Вам  нужно выполнить практическую работу №5 (учебник стр.113). Цель работы: научиться создавать текстовый документ и сохранять его.

Объясняет  цель работы, анализирует выполненные задания.

На компьютере выполняют практическую работу

№5 (учебник стр.113).

Личностные УУД:

- формирование навыков печати.

Домашнее задание

(сл.36) -Запишите домашнее задание:

§8; РТ с.4 №102, №104 (на выбор).

Формулирует домашнее задание, проводит инструктаж по его выполнению.

Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневник.

Личностные УУД:

- формирование навыков самоорганизации;

- формирование навыков письма.

Итоги урока

- Назовите тему урока.

- Вам было легко на уроке или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Формулирует вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Личностные УУД:

контроль и оценка процесса

и результатов деятельности.

Рефлексия, выставление оценок

(сл.37) Выберите фразеологизм, который характеризует вашу  работу сегодня на уроке:

  • Шевелить мозгами
  • Краем уха
  • Хлопать ушами

(Учитель просматривает самооценку учеников).

-Ребята, мне было приятно с вами работать. Спасибо за работу! (сл.38)

Делает  анализ и даёт оценку успешности  результатов деятельности всего класса и каждого ученика.

Отвечают на вопросы учителя.Рефлексируют.

Личностные УУД:

-рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый урок по теме: «Обработка текстовой информации» Деловая игра «Собеседование»

Данный материал предназначен для учащихся 10 класса. Урок проходит в форме деловой игры....

Конспект урока по теме "Кодирование текстовой информации"

Конспект урока по теме "Кодирование текстовой информации" по учебнику Н.Д.Угриновича 8 класс ФГОС....

Урок-повторение по теме "Текстовая информация и компьютер"

Разработка урока с презентацией и дидактическим материалом по теме "Текстовая информация и компьютер"....

Интерактивный кроссворд по информатике на тему "текстовая информация"

Материал содержит:1. файл кроссворда (формат html)2. файл кроссворда (формат .jcw)3. файл кроссворда (формат SCORM 1.2)...

Урок для 6-го класса.Предмет Информатика. Тема "Кодирование текстовой информации".

Урок разработан в ТДМ(технология деятельгосатного метода)....

Урок информатики по теме: "Текстовые редакторы и текстовые процессоры" (практическая работа)

Цель: Ознакомить с такими представителями прикладного ПО как текстовые редакторы.Урок №13...