Элективный курс по информатике для 10 класс "Информатика: практикум"
элективный курс по информатике и икт (10 класс)

Шевелева Наталья Андреевна

Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10b_profil.docx38.75 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»

Приложение к  основной образовательной программе среднего общего образования, реализующей ФГОС СОО,  утверждённой  

                        приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»

                                        № 444-0 от 31.08.2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Информатика: практикум

 (наименование учебной дисциплины)

среднее  общее, профильный уровень

(уровень образования)

10 классы

(классная параллель)

Составлена на основе Методических рекомендаций для учителей, подготовленные  на основе анализа типичных ошибок  участников ЕГЭ 2020 года  по информатике и ИКТ

 (полное наименование программы)

Учебное пособие

ЕГЭ-2021. Информатика и ИКТ 10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Крылов.-М: Издательство «Национальное образование», 2020 (Серия «ЕГЭ-2021. ФИПИ»)

 (название, автор, издательство, год издания)

Количество часов всего: 35 часов, в неделю: 1 час

Шевелева Наталья Андреевна, учитель информатики, первая категория

(ФИО учителя (преподавателя), составившего рабочую программу)

п. Салым

2020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

Нормативно-правовые документы реализации рабочей программы:

Элективный курс «Информатика: практикум» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана ОУ.

Место учебной дисциплины в учебном плане:

В связи с учетом образовательных потребностей учащихся, интеллектуальных, физических и психологических возможностей школьников, целей и задач образовательного процесса на 2020-2021 учебный год из компонента образовательного учреждения вариативной части выделен 1 час практикума. Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 урок в неделю.

Цели и задачи учебной дисциплины:

Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;

– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;

сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;

– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

– сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Общая характеристика учебного курса

Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.

Содержание тем учебной дисциплины:

1. Математические основы информатики

Тема 1. Кодирование информации

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

Учащиеся должны знать

– методы измерения количества информации

Учащиеся должны уметь:

– кодировать и декодировать информацию

– определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации

– подсчитывать информационный объём сообщения

Тема 2. Системы счисления

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.

Учащиеся должны знать:

– о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

– о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.

Учащиеся должны уметь:

– записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями.

Тема 3. Основы логики

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.

Учащиеся должны знать:

– основные понятия и законы математической логики.

Учащиеся должны уметь:

– строить и анализировать таблицы истинности;

– преобразовывать логические выражения;

– строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.

Тема 4. Моделирование

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.

Учащиеся должны уметь:

– сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу

– находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям

2. Информационные и коммуникационные технологии

Тема 1. Электронные таблицы и базы данных

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

Учащиеся должны знать:

– способы представления информации в базах данных.

Учащиеся должны уметь:

– обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.

Тема 2. Компьютерные сети

IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений.

Учащиеся должны знать:

– базовые принципы сетевой адресации.

Учащиеся должны уметь:

– осуществлять поиск информации в сети Интернет.

3. Алгоритмизация и программирование

Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование

Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка.

Учащиеся должны знать:

– формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;

– основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

Учащиеся должны уметь:

– исполнять рекурсивный алгоритм;

– исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;

– работать с массивами;

– анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;

– анализировать программу, использующую процедуры и функции;

– анализировать результат исполнения алгоритма;

– прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;

– составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;

– создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

Планируемые результаты

В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.

Метапредметные результаты:

– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

– владение навыками разрешения проблем;

– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты:

– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;

– формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;

– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;

– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

– использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;

– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;

– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;

– писать программы.

Перечень педагогических технологий преподавания учебной дисциплины

  • технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;
  • технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
  • технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путём деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном;
  • технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала;
  • личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей;
  • технология индивидуализации обучения;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • дистанционные технологии.

Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

Материал курса разбит на 3 главы; в соответствии с этим тематический план разделен на 3 модуля. Каждый модуль предусматривает как изучение теории, так и выполнение практических заданий, которые ученики должны выполнить в ходе занятий (на уроках или самостоятельно).

Раздел учебного курса

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

1.1 Кодирование информации

7

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

Практическая деятельность:

Решают задачи и выполняют задания на кодирование тестовой, графической и звуковой информации.

Кодируют и декодируют сообщения по предложенным правилам.

1.2 Системы счисления

4

 Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

Практическая деятельность:

Записывают числа в различных системах счисления.

Переводят числа из одной системы счисления в другую.

Вычисляют в позиционных системах счисления.

Представляют целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой.

1.3 Основы логики

6

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

Практическая деятельность:

Выполняют эквивалентные преобразования логических выражений.

Строят логические выражения по заданной таблице истинности.

Решают простейшие логические уравнения.

1.4 Моделирование

2

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

Практическая деятельность:

Строят графы, решают задачи с использованием графов.

2.1 Электронные таблицы и базы данных

3

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

Практическая деятельность:

Работают в электронных таблицах, выполняют поиск данных в базах данных

2.2 Компьютерные сети

3

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

Практическая деятельность:

Определяют IP-адреса и маски

3.1 Исполнение алгоритмов Программирование

4

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

Практическая деятельность:

Выполняют вычисления по заданному алгоритму, работают с программой.

3.2 Задания по программированию с развернутым ответом

6

Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания.

Практическая деятельность:

Пишут и тестируют программы

Итого

35 часов

Формы организации учебных занятий

  1. Урок открытий новых знаний: проблемный урок, беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
  2. Урок рефлексии: практикум, комбинированный урок.
  3. Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний): конкурс,  урок-игра.
  4.  Урок развивающего контроля: письменные работы, устные опросы, тестирование.

Уроки проводятся в очной форме, с использованием электронного обучения или дистанционных образовательных технологий. Дистанционные формы обучения с использованием Zoom, с использованием образовательных платформ https://www.yaklass.ru/ , https://edu.skysmart.ru/ 

Критерии и нормы оценки результатов обучения

Системная подготовка – основной результат изучения данного курса. Контроль знаний осуществляется по результатам работы обучающего за всё время изучения курса (текущий, промежуточный, итоговый контроль). Оценивание реализуется по системе «зачтено- не зачтено».

           Отметка «зачтено» выставляется, если обучающийся:

  • выполнил работу не менее чем на половину;
  • показал усвоение основного содержания учебного материала;
  • применил полученные знания при ответе на вопрос, анализе предложенных ситуаций по образцу;
  • допустил ошибки или неточности в использовании терминологии учебного предмета;
  • показал недостаточную сформированность отдельных знаний и умений;
  • допустил ошибки в выводах и обобщениях;
  • затруднился при анализе и обобщении результатов проведенных наблюдений и опытов

           Отметка «не зачтено» выставляется, если обучающийся:

  • выполнил работу менее чем на половину;
  • не раскрыл основное содержание учебного материала в пределах поставленных вопросов;
  • не сумел применить имеющиеся знания к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  • допустил нарушение правил безопасности при проведении лабораторной или практической работы.


Учебно-методическое обеспечение

Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий:

  1. ЕГЭ-2021. Информатика и ИКТ 10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Крылов.-М: Издательство «Национальное образование», 2020 (Серия «ЕГЭ-2021. ФИПИ»)
  2. ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.
  3. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020. Информатика и ИКТ. – М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2020.
  4. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2020.
  5. Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
  6. ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
  7. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  8. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  9. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  10. Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р.Лещинер, С.С.Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
  11. Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020.
  12. Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2020.
  13. Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ (ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)

ЭЛЕКТИВНЫЙ  КУРС  ПО  ИНФОРМАТИКЕИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ(ОСНОВЫ  ПРОГРАММИРОВАНИЯ)...

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....

Элективный курс по информатике для 11 класс "Информатика: практикум"

Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена....

Элективный курс по информатике "Основы информатики" 10-11 классы

Элективный курс по информатике "Основы информатики" 10-11 классы...

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10-го класса

Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательны...