Элективный курс по информатике "Основы информатики" 10-11 классы
рабочая программа по информатике и икт

Лёвкина Надежда Михайловна

Элективный курс по информатике "Основы информатики" 10-11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektiv_10-11_kl_osnovy_inf.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

Данная рабочая программа составлена  Лёвкиной Н.М., учителем информатики, физики и математики в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования на основе авторской программы Чернышовой Т.В.

Направление: общеинтеллектуальное.

На изучение элективного курса «Основы информатики»  на уровне основного общего образования в 10 классе отводится по 1 часу в неделю в течение учебного года, всего 34 часа; в 11 классе отводится по 1 часу в неделю в течение учебного года, всего 34 часа.

  1. Планируемые результаты изучения элективного курса

«Основы информатики»

Обучающийся научится:

–самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни  окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

–  сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

              –  осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия. 

Обучающийся получит возможность научиться:

 -   выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

 - переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

 -  использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

 - строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах ;

 -  понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;

 -  понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами.

II. Содержание тем элективного курса «Основы информатики»

Информация и информационные процессы

Роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах, и данных, предназначенных для восприятия человеком. Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Универсальность дискретного представления информации.

Системы счисления

Сравнение чисел, записанных в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Сложение и вычитание чисел, записанных в этих системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики

Операции «импликация», «эквивалентность». Примеры законов алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Решение простейших логических уравнений.

Компьютер — универсальное устройство обработки данных

Программная и аппаратная организация компьютеров и компьютерных систем. Архитектура современных компьютеров. Персональный компьютер. Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Различные виды ПО и их назначение. Особенности программного обеспечения мобильных устройств. Организация хранения и обработки данных, в том числе с использованием интернет сервисов, облачных технологий.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

Средства поиска и автозамены. История изменений. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Разработка структуры документа, создание гипертекстового документа. Стандарты библиографических описаний. Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы. Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы. Знакомство с компьютерной версткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста, введенного с использованием сканера, планшетного ПК или графического планшета. Программы синтеза и распознавания устной речи.

Обработка информации в электронных таблицах. Объекты табличного процессора и их свойства. Некоторые приёмы ввода и редактирования данных. Копирование и перемещение данных. Редактирование и форматирование в табличном процессоре. Редактирование книги и электронной таблицы. Форматирование объектов электронной таблицы. Встроенные функции и их использование. Общие сведения о функциях. Математические и статистические функции. Логические функции. Финансовые функции. Текстовые функции. Инструменты анализа данных. Диаграммы. Сортировка данных. Фильтрация данных. Условное форматирование.

Алгоритмы и элементы программирования. Основные сведения об алгоритмах. Понятие сложности алгоритма. Запись алгоритмов на языках программирования. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц. Другие приёмы анализа программ.

 Информационное моделирование. База данных как модель предметной области. Общие представления об информационных системах. Предметная область и её моделирование. Представление о моделях данных. Реляционные базы данных. Системы управления базами данных. Этапы разработки базы данных. СУБД и их классификация. Работа в программной среде СУБД. Манипулирование данными в базе данных.

 Сетевые информационные технологии. Основы построения компьютерных сетей. Компьютерные сети и их классификация. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей.Работа в локальной сети. Как устроен Интернет. История появления и развития компьютерных сетей. Службы Интернета. Информационные службы. Коммуникационные службы. Сетевой этикет. Интернет как глобальная информационная система. Всемирная паутина. Поиск информации в сети Интернет. О достоверности информации, представленной на вебресурсах.

Основы социальной информатики. Понятие информационного общества. Информационные ресурсы,продукты и услуги. Информатизация образования. Россия на пути к информационному обществу. Информационное право и информационная безопасность. Правовое регулирование в области информационных ресурсов. Правовые нормы использования программного обеспечения. О наказаниях за информационные преступления. Информационная безопасность. Защита информации.

III. Календарно-тематическое планирование

Информатика. 10 класс (1 час в неделю, всего  34 часа)

п/п

Название темы

Кол-во

часов на изучение

Основы теории информации (4 часа)

1

Информация. Информационная грамотность и информационная культура

1

2

Подходы к измерению информации

1

3

Обработка информации

1

4

Передача и хранение информации

1

Представление информации в компьютере (8 часов)

5

Представление чисел в позиционных системах счисления

1

6

Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую

2

7

Арифметические операции в позиционных системах счисления

2

8

Кодирование текстовой информации

2

9

Кодирование графической информации

1

Алгебра логики (8 часов)

10

Алгебра логики

2

11

Понятия, высказывания, логические функции. Таблицы истинности

2

12

Законы логики. Преобразование логических выражений

1

13

Логические схемы

2

14

Логические задачи и способы их решения

1

Компьютер и его программное обеспечение (3 часа)

15

История развития вычислительной техники. Основополагающие принципы устройства ЭВМ

1

16

Программное обеспечение компьютера. Классификация ПО

1

17

Файловая система компьютера

1

Современные технологии создания и обработки информационных объектов (11 часов)

18

Текстовые документы. Обработка и создание текстовых документов

4

19

Промежуточная аттестация

1

20

Объекты  компьютерной графики

2

21

Компьютерные презентации

4

Итого часов

34

Информатика. 11 класс (1 час в неделю, всего  34 часа)

п/п

Название темы

Кол-во

часов на изучение

Обработка информации в электронных таблицах (6 часов)

1

Табличный процессор. Основные сведения

1

2

Редактирование и форматирование в табличном процессоре

1

3

Встроенные функции и их использование

2

4

Логические функции

2

Алгоритмы и элементы программирования (9 часов)

5

Основные сведения об алгоритмах

1

6

Алгоритмические структуры

2

7

Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль

3

8

Рекурсивные алгоритмы

2

9

Структурное программирование

1

Информационное моделирование (9 часов)

10

Модели и моделирование

1

11

Моделирование на графах. Знакомство с теорией игр

3

12

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных

2

13

Системы управления базами данных

1

14

Проектирование и разработка базы данных

2

Сетевые информационные технологии (5 часов)

15

Основы построения компьютерных сетей

1

16

Службы Интернета

2

17

Интернет как глобальная информационная система

2

Основы социальной информатики (5 часов)

18

Информационное общество. Информационное право

1

19

Информационная безопасность

2

20

Промежуточная аттестация

1

21

Повторение

1

Итого часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Введение в социологию. Авторская программа элективного курса для 10-11 класса

Данная авторская прграмма предназначена для ведения элективного курса в 10-11х социально-экономических профильных классах. Программа углубляет знания курса "Обществознание", позволяет гораздо лучше по...

Элективный курс по математике 9 класс «Решение задач основных тем курса математики»

Курс предназначен для повторения знаний, умений  и   подготовки кГИА   по математике. При изучении курса угроза перегрузок учащихся отсутствует, соотношение между объемо...

рабочии программы по химии 7-11 класс О.С. Габриелян,элективный курс 8,9,11 классы

Рабочии программы по химии 7-11 класс разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7-11 классов общеобразовательных учреждений авторов О....

Английская и американская литература. Элективный курс для профильных гуманитарных классов (10-11 класс)

Основной целью программы является знакомство учащихся с развитием английской литературы, литературными направлениями и течениями, творчеством наиболее известных писателей и литературных деятелей...