Рабочая программа Угринович Н.Д.7-9 на 136 часов
рабочая программа по информатике и икт

АББАЗОВА ЯНА ИЛЬЯСОВНА

Рабочая программа Угринович Н.Д.7-9 на 136 часов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Планируемые результаты изучения информатики

Информация и способы ее представления

Выпускник  научится:

  • использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
  • описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
  • использовать         основные         способы         графического         представления         числовой информации.

Выпускник  получит  возможность:

  • познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей, понять разницу между математической (формальной) моделью объекта и его натурной («вещественной») моделью, между математической (формальной) моделью объекта/явленияи его словесным (литературным) описанием; узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например, 0 и 1;
  • познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
  • познакомиться с двоичной системой счисления;
  • познакомиться с двоичным кодированием текстов и наиболее употребительными современными кодами.

Основы  алгоритмической  культуры

Выпускник научится:

  • понимать термины «исполнитель», «состояние исполнителя», «система команд»; понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
  • строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
  • понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов (фиксированная система команд, пошаговое выполнение, детерминированность, возможность возникновения отказа при выполнении команды);
  • составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • понимать (формально выполнять) алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
  • создавать алгоритмы для решения несложных задач, используя конструкции ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательные алгоритмы и простые величины;
  • создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник  получит  возможность:

познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

создавать программы для решения несложных задач, возникающих в процессе учебы и вне ее.

Использование программных систем и сервисов

Выпускник научится:

  • базовым навыкам работы с компьютером;
  • использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
  • знаниям, умениям и навыкам, достаточным для работы на базовом уровне с различными программными системами и сервисами указанных типов; умению описывать работу этих систем и сервисов с использованием соответствующей терминологии.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с программными средствами для работы с аудио - и визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
  • научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
  • познакомиться с примерами использования математического моделирования и компьютеров в современных научно-технических исследованиях (биология и медицина, авиация и космонавтика, физика и т. д.).

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

  • базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
  • организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.; восновном соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность:

  • познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
  • познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами; познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надежности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
  • узнать о том, что в сфере информатики и ИКТ существуют международные и национальные стандарты;
  • получить представление о тенденциях развития ИКТ.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
  • приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, таких как разработка программных средств учебного назначения, издание школьных газет, создание сайтов, виртуальных краеведческих музеев и т. д, на основе использования информационных технологий;
  • знакомство с основными правами и обязанностями гражданина информационного общества;  
  • формирование представлений об основных направлениях развития информационного сектора экономики, основных видах профессиональной деятельности, связанных с информатикой и информационными технологиями.
  • целенаправленные поиск и использование информационных ресурсов, необходимых для решения учебных и практических задач, в том числе с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • анализ информационных процессов, протекающих в социотехнических, природных, социальных системах;
  • формирование (на основе собственного опыта информационной деятельности) представлений о механизмах и законах восприятия и переработки информации человеком, техническими и социальными системами.

Метапредметные:  

  • формирование компьютерной грамотности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
  • осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т.п., анализ и оценка свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
  • целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Важнейшее место в курсе занимает тема «Моделирование и формализация», в которой исследуются модели из различных предметных областей: математики, физики, химии и собственно информатики. Эта тема способствует информатизации учебного процесса в целом, придает курсу «Информатика» межпредметный характер.

Предметные:

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;  
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;  
  • развитие алгоритмического и системного мышления, необходимых для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, с ветвлением и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграммы), с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. Большое значение в курсе имеет тема «Коммуникационные технологии», в которой учащиеся знакомятся не только с основными сервисами Интернета, но и учатся применять их на практике.  

  1. Содержание  учебного предмета

Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.

Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации  

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.

Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками.

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений.

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.  

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.  

Кодирование и обработка текстовой и графической информации

Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.

Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео  Кодирование и обработка звуковой информации.

Цифровое фото и  видео.

Кодирование и обработка числовой информации  

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.  

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных .

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Коммуникационные технологии

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.  

Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм.  Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic.

Моделирование и формализация  

Окружающий мир как иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения.   Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Логика и логические основы компьютера  

Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.

Информационное общество и информационная безопасность  

Информационное общество.  Информационная культура.  Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Правовая охрана  программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.  

7 класс

Информация и информационные процессы

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации  

Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Типы персональных компьютеров.

Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с  файлами и дисками.

Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений.

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.  

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.  

Практические работы к теме 1 «Компьютер как универсальное средство обработки информации»

  • Практическая работа «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
  • Практическая работа «Форматирование дискеты».
  • Практическая работа «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса операционной системы»

Обработка  текстовой информации  

Обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Ввод и редактирование документа. Сохранение и печать документов. Форматирование документа. Форматирование символов и абзацев. Нумерованные и маркированные списки. Таблицы в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование текстовой информации.

Практические работы к теме 2 «Обработка текстовой информации»

  • Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»
  • Практическая работа «Вставка в документ формул».
  • Практическая работа «Форматирование символов и абзацев».
  • Практическая работа «Создание и форматирование списков».
  • Практическая работа «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными».
  • Практическая работа «Перевод текста с помощью компьютерного словаря».
  • Практическая работа «Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа».

Обработка  графической информации

Обработка графической информации. Растровая и векторная графика. Интерфейс и основные возможности графических редакторов. Растровая и векторная анимация. Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Практические работы к теме 3 «Обработка графической информации»

  • Практическая работа «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
  • Практическая работа «Создание рисунков в векторном графическом редакторе».
  • Практическая работа «Анимация».

Коммуникационные технологии

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Практические  работы  к  теме 4 «Коммуникационные технологии»

  • Практическая работа «Путешествие по Всемирной паутине».
  • Практическая работа «Работа с электронной Web-почтой».
  • Практическая работа «Загрузка файлов из Интернета».
  • Практическая работа «Поиск информации в Интернете».

Контрольные   уроки и резерв

8 класс

Информация и информационные процессы  

Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы.

Практические работы к теме 1. «Информация и информационные процессы»

  • Практическая работа «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера»
  • Практическая работа «Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора»

Кодирование текстовой и графической информации  

Кодирование текстовой информации. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.

        Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Растровые изображения на экране монитора. Палитры цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB.

Практические работы к теме 2  «Кодирование  текстовой и графической   информации»

  • Практическая работа «Кодирование текстовой информации».
  • Практическая работа «Кодирование графической информации».

Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео  Кодирование и обработка звуковой информации.

Цифровое фото и  видео.

Практические работы к теме 3. «Кодирование и обработка звука, цифрового фото и видео»

  • Практическая работа «Кодирование и обработка звуковой информации».
  • Практическая работа «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».
  • Практическая работа «Захват и редактирование цифрового видео с использованием системы нелинейного видеомонтажа».

Кодирование и обработка числовой информации  

Кодирование числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления. Двоичное кодирование чисел в компьютере.  

Электронные таблицы. Основные параметры электронных таблиц. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Встроенные функции. Построение диаграмм и графиков.

Практические работы к теме 5. «Кодирование и обработка числовой информации»

Практическая работа «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Практическая работа «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах».

  • Практическая работа «Создание таблиц значений функций в электронных таблицах».
  • Практическая работа «Построение диаграмм различных типов».

Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных.

Базы данных в электронных таблицах. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах.

Практические работы к теме 6.  «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных»

  • Практическая работа «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Коммуникационные технологии

Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете.

Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям.

Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.

Практические работы к теме 7 «Коммуникационные технологии»

  • Практическая работа «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенному к локальной сети».
  • Практическая работа ««География» Интернета».
  • Практическая работа «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».

Контрольные уроки и резерв

9 класс

Логика и логические основы компьютера  

Алгебра логики. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.

Практические задания к главе 3. «Логика и логические основы компьютера»

               Практическая работа «Таблицы истинности логических функций».

  • Практическая работа «Модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ» и «НЕ»».

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

Алгоритм и его формальное исполнение. Свойства алгоритма и его исполнители. Выполнение алгоритмов человеком. Выполнение алгоритмов компьютером. Основы объектно-ориентированного визуального программирования.  

Кодирование основных типов алгоритмических структур алгоритмическом языке и на объектно-ориентированных языках. Линейный алгоритм.  Алгоритмическая структура «ветвление». Алгоритмическая структура «выбор». Алгоритмическая структура «цикл».

Переменные: тип, имя, значение. Арифметические, строковые и логические выражения. Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования. Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic.

Практические задания к теме 1. «Алгоритмизация и основы объектно-ориентированного  программирования»

  • Практическая работа «Знакомство с системами алгоритмического и объектно-ориентированного программирования».
  • Практическая работа «Разработка проекта «Переменные»».
  • Практическая работа «Разработка проекта  «Строковый калькулятор»».
  • Практическая работа «Разработка проекта «Даты и время»».
  • Практическая работа  «Разработка проекта «Сравнение кодов символов»».
  • Практическая работа  «Разработка проекта «Отметка»».
  • Практическая работа  «Разработка проекта «Коды символов»».
  • Практическая работа  «Разработка проекта «Слово-перевертыш»».
  • Практическая работа  «Разработка проекта «Графический редактор»».
  • Практическая работа  «Разработка проекта «Системы координат»».
  • Практическая работа  «Разработка проекта «Анимация»».

Моделирование и формализация  

Окружающий мир как   иерархическая система. Моделирование, формализация, визуализация. Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели. Формализация и визуализация  моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Построение и исследование физических моделей. Приближенное решение уравнений. Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения.   Экспертные системы распознавания химических веществ. Информационные модели управления объектами.

Практические задания к теме 2. «Моделирование и формализация»

Практическая работа    « Разработка проекта «Бросание мячика в площадку»».

  • Практическая работа «Разработка проекта «Графическое решение уравнения»».
  • Практическая работа «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС».
  • Практическая работа «Разработка проекта «Распознавание удобрений»».
  • Практическая работа «Разработка проекта  «Модели систем управления»».

Информационное общество и информационная безопасность  

Информационное общество.  Информационная культура.  Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Правовая охрана  программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы.  

Контрольные уроки и резерв

III. Тематическое планирование

В соответствии с  базисным учебным планом МАОУ СОШ №93в 7 - 9 классах на учебный предмет «Информатика» отводится 136 часов.

  Распределение учебного времени представлено в таблице:

Тема

Количество часов/класс

Всего

7

8

9

Информация и информационные

процессы

3

1

5

-

Компьютер как универсальное

устройство обработки информации

7

8

-

-

Кодирование текстовой и графи-

ческой информации

9

-

18

-

Обработка текстовой информации

9

9

-

-

Обработка графической информации

8

8

-

-

Кодирование и обработка звука,

цифровых фото и видео

4

-

10

-

Кодирование и обработка числовой информации

6

-

13

-

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

14

-

-

16

Моделирование и формализация

8

-

-

9

Хранение, поиск и сортировка

информации в базах данных (использование электронных таблиц)

2

-

4

-

Логика и логические основы компьютера

4

-

-

6

Коммуникационные технологии

и разработка web-сайтов

14

7

18

-

Информационное общество и информационная безопасность

3

1

-

3

Всего

136

34

68

34

7 класс

 Раздел

Кол-во час

Темы

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся     (на уровне универсальных учебных действий)

Информация и информационные процессы ное устройство для  обработки информации

1

Введение. Информация, ее представление и измерение. Инструктаж по технике безопасности.

1

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;
  • определять основные характеристики операционной системы;
  • планировать собственное информационное пространство.
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы;
  • осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов  помощью антивирусных программ.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

8

Программная обработка данных на компьютере.

1

Устройство компьютера.

1

Файлы и файловая система

2

Программное обеспечение компьютера.

1

Графический интерфейс операционных систем и приложений.

1

Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса.

1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1

Обработка текстовой информации

9

Создание документов в текстовых редакторах и процессорах.

1

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

  • создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;
  • форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • выполнять коллективное создание текстового документа;
  • создавать гипертекстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);
  • использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

Ввод и редактирование документа.

1

Сохранение и печать документов.

1

Форматирование документа.

1

Таблицы.

2

Компьютерные словари, энциклопедии и системы машинного перевода текстов.

1

Системы оптического распознавания документов

2

Обработка графической информации

8

Растровая графика

1

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
  • создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;

создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора

Векторная графика

1

Интерфейс и основные возможности графических редакторов.

4

Растровая и векторная анимация

2

Коммуникационные технологии

7

Информационные ресурсы Интернета.

3

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-страницы,  включающей графические объекты.

Поиск информации в Интернете.

2

Электронная коммерция в Интернете

2

1

Информационное общество и информационная безопасность

1

Информационное общество и информационная безопасность.

34

Итого

34

8 класс

Информация и  информационные  процессы

5

Информация и информационные процессы в  живой и не живой природе .

Инструктаж по технике безопасности.

2

  • определять виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • Знать и выполнять требования безопасности и гигиены при работе с компьютером.
  • Перечислять информационные процессы.
  • Приводить примеры получения, передачи и использования информации живыми организмами.
  • Называть свойства информации.
  • Приводить примеры протекания информационных процессов в технических системах.

Человек- Информация и информационные процессы

3

Кодирование  текстовой и графической  информации  

18

Кодирование информации с помощью знаковых систем

5

  • Иметь представление о знаковых системах как способе кодирования информации. Приводить примеры знаковых систем. Осознавать роль двоичной знаковой системы.
  • Осознавать многообразие кодов, которые окружают человека. Понимать роль перекодирования. Умение определять длину кода.
  • Уметь определять числовые коды символов и осуществлять перекодировку русскоязычного текста в текстовом редакторе
  • Знать понятия: аналоговая и дискретная форма графической информации, пространственная дискретизация.
  • Знать понятия:Пиксель, растровое изображение, разрешающая способность растрового изображения, глубина цвета, графические режимы экрана монитора
  • Знать, как формируется палитра цветов в системах цветопередачи RGB, CMYK и HSB
  • Уметь устанавливать различные графические режимы экрана монитора; устанавливать цвет путём задания числовых кодов интенсивностей базовых цветов палитры RGB (красного, зелёного и синего)

Количество информации

4

Кодирование текстовой информации.

5

Кодирование графической информации

4

Кодирование и обработка числовой  информации

13

Представление числовой информации с помощью систем счисления

3

  • Знать принципы записи чисел в непозиционных и позиционных системах счисления, двоичную систему счисления.
  • Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.
  • Уметь выполнять арифметические операции(сложение, вычитание, умножение, деление) в позиционных системах счисления
  • Знать основные параметры электронных таблиц, типы и форматы данных
  • Знать понятия: относительные, абсолютные и смешанные ссылки
  • Уметь использовать в формулах электронной таблицы относительные, абсолютные и смешанные ссылки
  • Применять встроенные функции (суммирование, степенная функция, квадратный корень, таблица значений функции)при решении задач.
  • Знать порядок процесса построения диаграмм и графиков в электронных таблицах
  • Уметь строить линейчатые и круговые диаграммы, а также диаграммы типа график.

Арифметические операции в позиционных системах счисления

2

Двоичное кодирование чисел в компьютере

3

Электронные таблицы

3

Построение диаграмм и графиков

2

Кодирование и обработка звука,           цифровых        фото и видео

10

Кодирование звуковой информации

3

  • Знать понятия: звуковая информация (амплитуда, частота, громкость, тон); временная дискретизация звука; частота дискретизации; глубина кодирования; качество оцифрованного звука; звуковые редакторы.
  • Уметь оцифровывать звук, редактировать звуковые записи и сохранять звуковые файлы в различных форматах
  • Уметь захватывать снимки с цифровых фотокамер и создавать слайд-шоу
  • Уметь захватывать и редактировать цифровые видеозаписи

Обработка звуковой информации

3

Цифровые фото

2

Цифровое видео

2

Хранение, поиск и сортировка асаинформации в ба данных

4

Базы данных в электронных таблицах

2

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных
  • уметь осуществлять в электронных таблицах сортировку данных в выделенном столбце, вложенную сортировку записей базы данных по нескольким столбцам и поиск данных

Сортировка и поиск в электронных таблицах

2

Коммуникационные технологии

18

Передача информации

5

  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
  • Знать принципы работы локальной сети. Уметь пользоваться локальной сетью.
  • Знать принципы работы глобальной сети Интернет. Уметь пользоваться Интернетом.
  • Знать принципы работы глобальной сети Интернет. Уметь пользоваться Интернетом.
  • Иметь представление об основах языка HTML. Уметь создавать сайт с использованием Web-редактора.

Локальные компьютерные сети

5

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

4

Разработка Web – сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML

4

68

Итого

68

9 класс

Раздел

Кол-во часов

Темы

Кол-во

Часов

Основные виды деятельности обучающихся (на уровне универсальных учебных действий)

Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования

16

Алгоритм и его формальное исполнение

2

  • знать  понятие алгоритма, свойства алгоритмов, примеры алгоритмов
  • понятия исполнителя алгоритма, системы команд исполнителя, программы
  • процесс исполнения алгоритма компьютером
  • знать понятия транслятора, компилятора
  • классификацию и названия языков программирования
  • особенности объектно-ориентированного программирования по сравнению с алгоритмическими языками программирования
  • понятия переменной, основные типы переменных, объявление переменных
  • основные алгоритмические структуры
  • применять оператор присваивания
  • описывать переменные, присваивать им значения и выводить на экран
  • Составлять программу для линейного алгоритма  в среде программирования. Записывать операторы согласно правилам записи.
  • Уметь составлять программы  в среде программирования с использованием изученных функций.
  • Знать способы применения оператора цикла с предусловием

Уметь создать проект введенного слова в слово-перевертыш

Кодирование основных типов алгоритмических структур на языках объектно-ориентированного и процедурного программирования

2

Переменные: тип, имя значение

2

Арифметические, строковые и логические выражения

        

3

Функции в языках алгоритмического и объектно-ориентированного программирования

3

Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования VisualBasic

4

Моделирование и формализация

9

Окружающий мир как иерархическая система

1

  • Знать понятия: моделирование, формализации, визуализации, основные этапы моделирования
  • принцип процесса управления, виды систем управления и различия между ними
  • приводить примеры моделирования в различных областях деятельности 
  • понимать  понятие системы,  объекта, процесса, модели, моделирования.
  • Уметь приводить примеры систем в окружающем мире, моделей для реальных объектов и процессов.
  • создавать простейшие модели объектов и процессов в виде электронных таблиц и проводить компьютерные эксперименты с использованием готовых моделей
  • строить информационные модели систем управления

приводить примеры систем управления в технических устройствах, общественных отношениях

Моделирование, формализации, визуализация

1

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

1

Построение и исследование физических моделей

1

Компьютерное конструирование с использованием системы компьютерного черчения

1

Экспертные системы распознания химических веществ

2

Информационные модели управления объектами

2

Логика и логические основы компьютера

        

        

        

6

Алгебра логики

2

  • приводит примеры понятие, содержание, объем, высказывание, умозаключение, понятие "истина", "ложь"
  • знать понятия алгебры логики: дизъюнкция, конъюнкция, эквивалентность, инверсия, импликация таблицы истинности
  • применять  законы логики при преобразовании логических выражений с помощью логических законов
  • Решать  логические задачи с помощью алгебры логики

Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел.

Логические основы устройства компьютера

2

Базовые логические элементы

1

Сумматор двоичных чисел

1

Информационное общество и информационная безопасность

3

Информационная культура

1

  • Информационная культура. Образовательные информационные ресурсы.
  • Этика и право при создании и использовании информации. Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).
  • уметь приводить примеры о степени развития общества.
  • Приводить примеры об информационной культуре и  безопасности. Правовая охрана информационных ресурсов. Перспективы развития ИКТ.
  • Находить информацию в Интернете по заданной теме.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

1

Правовая охрана информации

Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы

1

Всего

34

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  Рабочая программа по физике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерных программ по физике федерального базис...

Рабочая программа по физике в 7 классе 2 часа в неделю (всего 68 часов) по учебнику А.В. Пёрышкина

Пояснительная запискаРабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образо­вания по математике 1.      (Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании...

Рабочая программа по русскому языку. 5 класс (6 часов в неделю, 204 часа в год). Учебник Т.А. Ладыженской

В помощь учителю русского языка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по учебнику Т.А.Ладыженской...

Рабочая программа по математике 10 класс Мордкович 102 часа Атанасян 68 часов

Рабочая программа по математике для 10 класса (базовый уровень) составлена в соответствии с положением о рабочей программе МБОУ "Гимназия №2" и содержит пояснительную записку, содержание, календарно -...

Рабочая программа по алгебре для 8 класса. ( 4 часа в неделю в 1 четверти, 3 часа в неделю во 2 четверти. Всего 119 часов в год) . Учебник: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др. " Алгебра 8"

Программа содержит: пояснительную записку, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки обучающихся, подробный календарно-тематический план....

рабочая программа по геометрии 10-11 класс 136 часов (10 класс-68 часов,11 класс-68 часов) УМК Л.С. Атанасян

1.Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по геометрии для средней (полной) общеобразовательной школы 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта ...