«Использование СИ в образовании»
статья по информатике и икт

Данная статья будет полезна ученикам старших классов (15-17 лет), педагогам и администрации образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование СИ в образовании»

Автор: учитель информатики

Галанин Александр Александрович

Содержание

1. Этапы информатизации образования

2. Преимущества использования СИ в образовании перед традиционным обучением

3. Основные направления использования СИ в учебном процессе

4. Важнейшие задачи информатизации образования

5. Тенденции развития информатизации образования

6. Литература

  1. Этапы информатизации образования

Ретроспективный анализ процесса внедрения и использования средств вычислительной техники и компьютерных технологий в учебном процессе позволил выделить три этапа информатизации образования (условно названные электронизацией, компьютеризацией и информатизацией образовательного процесса).

Первый этап информатизации образования (электронизация) характеризовался широким внедрением электронных средств и вычислительной техники в процесс подготовки студентов сначала технических специальностей (конец 50-х - начало 60-х годов), а затем гуманитарных специальностей (конец 60-х - начало 70-х годов) и предполагал обучение основам алгоритмизации и программирования, элементам алгебры логики, математического моделирования на ЭВМ.

Второй этап информатизации образования (компьютеризация) (с середины 70-х годов по 90-е годы) связан с появлением более мощных компьютеров, программного обеспечения, имеющего дружественный интерфейс, и характеризуется в первую очередь использованием диалогового взаимодействия человека с компьютером. Студенты как субъекты образовательного процесса впервые получили возможность, работая на компьютере, взаимодействовать с моделями - "заместителями" реальных объектов и, что самое главное, управлять объектами изучения. Компьютерные образовательные технологии позволили на основе моделирования исследовать различные (химические, физические, социальные, педагогические и т.п.) процессы и явления. Компьютерная техника стала выступать в качестве мощного средства обучения в составе автоматизированных систем различной степени интеллектуальности. В сфере образования все больше стали использоваться автоматизированные системы обучения, контроля знаний и управления учебным процессом.

Третий, современный, этап информатизации образования характеризуется использованием мощных персональных компьютеров, быстродействующих накопителей большой емкости, новых информационных и телекоммуникационных технологий, мультимедиа-технологий в ОУ и доступом учащихся к ним.

  1. Преимущества использования СИ в образовании

перед традиционным обучением

К набору существенных преимуществ использования компьютера в обучении перед традиционными занятиями можно отнести следующее:

1. СИ позволяют существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. Мотивация повышается за счет применения поощрения регулярного использования СИ в исследовательской деятельности.

3. СИ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. использование СИ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. СИ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

 

3. Основные направления использования СИ в учебном процессе

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

 2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ типа "Физикон", "Живая геометрия";

 3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "1С:Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).

4. Важнейшие задачи информатизации образования

1) повышение качества подготовки специалистов на основе использования в учебном процессе современных информационных технологий;

2) применение активных методов обучения, повышение творческой и интеллектуальной составляющих учебной деятельности;

3) интеграция различных видов образовательной деятельности (учебной, исследовательской и т.д.);

4) адаптация информационных технологий обучения к индивидуальным особенностям обучаемого;

5) разработка новых информационных технологий обучения, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемого и повышению мотивации на освоение средств и методов информатики для эффективного применения в профессиональной деятельности;

6) обеспечение непрерывности и преемственности в обучении;

7) разработка информационных технологий дистанционного обучения;

8) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

9) внедрение информационных технологий обучения в процесс специальной профессиональной подготовки специалистов различного профиля.

Одной из важнейших задач информатизации образования является формирование информационной культуры специалиста, уровень сформированности, которой определяется, во-первых, знаниями об информации, информационных процессах, моделях и технологиях; во-вторых, умениями и навыками применения средств и методов обработки и анализа информации в различных видах деятельности; в-третьих, умением использовать современные информационные технологии в профессиональной (образовательной) деятельности; в-четвертых, мировоззренческим видением окружающего мира как открытой информационной системы.

5. Тенденции развития информатизации образования

В настоящее время в развитии процесса информатизации образования проявляются следующие тенденции:

1) формирование системы непрерывного образования как универсальной формы деятельности, направленной на постоянное развитие личности в течение всей жизни;

2) создание единого информационного образовательного пространства;

3) активное внедрение новых средств и методов обучения, ориентированных на использование информационных технологий;

4) синтез средств и методов традиционного и компьютерного образования;

5) создание системы опережающего образования.

Изменяется также содержание деятельности учителя; учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Появилось новое направление деятельности педагога - разработка информационных технологий обучения и программно-методических учебных комплексов.

В заключение следует отметить, что в информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

6. Литература:

  1. http://festival.1september.ru/articles/623247/  Использование ИКТ в образовательном процессе.
  2. http://net-edu.ru/node/1863  Форум «Современные ИКТ-технологии и учебник: конкуренция или взаимодополнение?»
  3. http://rusere.ru/ О курсе "ИКТ в образовании"
  4. http://www.studfiles.ru/  ИКТ.1. Дидактические основы создания и использования средств ИКТ.
  5. http://900igr.net/prezentatsii/informatika/Ispolzovanie-IKT-v-uchebnom-protsesse/011-Preimuschestva-ispolzovanija-IKT-v-obrazovanii-pered-traditsionnym.html Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собирание и использование в содержинии образования фольклора как средства приобщения к культуре России

В  данной работе говориться о воспитальной значимости русского фольклора.Указываются программы по курсу  " Народоведения". Дается практического применение данных программ.В приложениях даетс...

Использование ИКТ в образовании

В статье приведены история развития использования компьютерных технологий в контексте школьной среды и переход на современные "облачные технологии"...

Использование ТОГИС ( технология образования в глобальной информационной сети) при изучении темы «Мир английского» по УМК «Английский нового тысячелетия» 6 класс

Предлагается  разработка серии уроков   с использованием материалов из глобальной сети  для решения  метапредметных задач как  в лингвострановедении так и   компетентност...

Статья "Использование активных методов образования на уроках"

Данная работа готовилась для защиты на августовском совещании по теме "Использование активных методов образования на уроке", выполнена в виде книжечки, легко распечатывается. К сожалению, пришлось убр...

Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании

Эффективные технологии поддержки одаренных детей, способы выявления интересов обучающихся использованные в дополнительном образовании...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ

Понятие социализация происходит от латинского слова социалис – общественный. Социализация означает процесс усвоения определённой системы знаний, позволяющих ребёнку активно участвовать в жизни...