Развитие критического мышления на уроках информатики.
статья по информатике и икт

Тулинцев Алексей Викторович

Развитие критического мышления на уроках информатики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_kriticheskogo_myshleniya_na_urokah_informatiki.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

Критическое мышление на уроках информатики

Мир, в котором мы живем, динамично меняется. И он требует от каждого из нас владения навыками и методами самоорганизации, взаимодействия с людьми, которые нас окружают, и работы с информацией. Именно владение этими знаниями и навыками помогает стать успешными и востребованными в современном высокотехнологичном и динамичном мире.

Одной из основных целей современного образования является разностороннее и своевременное развитие учащихся, направленный на формирование и развитие у учащихся умений осмыслить, оценить, проанализировать и синтезировать информацию, полученную в результате наблюдения, опыта, размышлений. Этой цели можно достичь, применяя в процессе обучения технологии критического мышления. Именно они позволяют развивать умственные навыки учащихся, необходимы не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Применение технологии критического мышления на уроках информатики позволяет создать благоприятные условия для активизации и развития умственных способностей учащихся.

Критическое мышление - это нечто заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями 21 века.

Но все - таки, что же такое критическое мышление? В литературе встречается много определений этого термина. Рассмотрим некоторые из них.

В частности, основатель Института критического мышления Мэтью Липман определяет критическое мышление как квалифицированное, ответственное мышление, выносит правильные суждения, такое, которое основано на критериях, само себя исправляет.

Кроме этого, есть много различных определений критического мышления:

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, характеризующийся высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода окружающей его информационного поля. Критическое мышление - это целенаправленная самостоятельная деятельность индивида, в процессе которой происходит постановка вопросов и выяснения проблем, формулировка гипотез, их проверка, убедительная аргументация недостатков и преимуществ содержания, поиск компромиссных решений. Проанализировав эти и другие определения, можно сформулировать следующее, обобщенное понятие критического мышления, состоит из пяти пунктов.

Во - первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.

Во - вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления.

В - третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить

В - четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.

В - пятых, критическое мышление есть мышление социальное.

Модель урока критического мышления состоит из трех стадий:

Стадия 1. Вызов (evocation)

С вызова нередко начинается работа в режиме проблемного обучения. Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетание с групповой работой.

Стадия 2. Осмысление (realizationofmeaning)

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Стадия 3. Рефлексия (reflection) - размышления

Происходит вывод знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия всего процесса обучения.

Методические приемы критического мышления, используемые на уроках информатики.

«Мозговой штурм» Заключается в том, что задают вопрос разного уровня.

Вот один из примеров использования приемов «Мозгового штурма», когда ученикам 11 класса (базовый уровень) по теме «Защита информации» предлагаются вопросы:

Что грозит информации?

От кого нужно защищать информацию?        

Как защитить информацию?

«Метод записной книжки Хефеле»Заключается в том, что за неделю до коллективного обсуждения, ученикам выдаются записные книжки и сообщается тема, по которой они должны в течение недели делать в ней записи. Записи делаются по датам недели, и их должно быть не менее 7 Вот примеры использования приемов «Метода записной книжки Хефеле»:

При изучении темы «Алгоритмы и их виды» учащимся 9 класса предлагается задание: В течение недели записать в книги, где вы в жизни встретились с алгоритмами и определить их вид.

«Метод фокальных объектов»Метод отличается простотой и значительными, практически неограниченными возможностями поиска новых точек зрения относительно решаемой проблемы. В методе используются ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности.

Пример задачи:

Что общего между линейкой Уатта, изготовленной в 1779 году и современным компьютером.

«Метод синектики»основан на преобразовании необычного в привычное, а привычного в непривычное. Он являетсяодним из самых эффективных методов стимулирования творческой деятельности. В отличие от мозгового штурма, в синектици разрешена критика.

«Урок - суд»

Театрализованный урок, как показывает практика, дает учащимся возможность лучше понять функции каждого устройства.

«Сократовский диалог»- это умение задавать вопросы, доходить до сути явления, функции каждого устройства. Сократовский диалог - это способ становиться разумно мыслящим существом.

Например, урок в форме «круглого стола» на тему «Антивирусные программы».

Заранее дается нескольким детям задание: «Подготовить информацию о какой-то определенный вид антивируса».

Урок проходит в обсуждении. Делаются выводы.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен ... »

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока.

На доске рисунок или значок корзины. Идет обмен информацией по процедуре:

1. класса задается прямой вопрос о том, что известно по определенной проблеме;

2. Ученики записывают все, что знают по теме (1-2 мин.)

3. 3 минуты для обмена информацией в группах, парах;

4. Каждая группа по кругу называет какой-то один факт, не повторяя ранее сказанного

5. Учителем составляется список всех предложенных идей

6. Ошибки исправляются при изучении новой информации.

Например, на уроке изучения «Линейного алгоритма» в 6 классе можно предложить учащимся выразить, как они думают, алгоритм можно назвать линейным, привести примеры. На уроке изучения «Цикла» предложить предположить, что такое цикл, какие примеры циклических действий они могут привести.

«Разбивка на кластеры»

Кластер - графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Вот, например, взять тему в 9 классе «Алгоритм, свойства, исполнители». Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Прием кластера удобно использовать как промежуточную оценку работ учащихся, их понимание рассматриваемых понятий.

«Схема Фишбоун»

Детям даются ссылки на сайты, где можно найти информацию по данной теме. Они работают с информацией, выбирают главное, выстраивают ее в хронологическом порядке.

«Пчелиный улей»

Группами, парами и т.д. ученики разгадывают кроссворды и ребусы «на скорость».

«Цепочка признаков»

1-й ученик называет объект и его признак;

2-й называет другой объект с тем же значением указанной признаки и иной признак;

3-й называет свой объект с аналогичными признаками и новый признак и т.д., до тех пор, пока находится кто-то, способный продолжить цепочку.

«Согласен - не согласен»

1 вариант

У человека есть органы чувств, с помощью которых он воспринимает информацию - у компьютера есть устройства ввода информации. (Согласны)

У человека есть мозг, в котором он хранит информацию - у компьютера есть устройства хранения информации. (Согласны)

С помощью мозга человек может мыслить, обрабатывать информацию - у компьютера является процессор - устройство обработки информации. (Согласны)

Через язык, жесты, письмо человек может передавать информацию - у компьютера есть устройства ввода информации. (Не согласны, устройства вывода информации).

В преподавательском коллективе должны быть люди, способные отделить правдивую информацию от различных слухов, искажений, домыслов. Поэтому учитель должны отличать правду от лжи. Именно это является развитием критического мышления среди учащихся.

Применяя в своей практике данную технологию, я рассчитываю сделать обучение более эффективным в плане пробуждения интереса к предмету, критического осмысления учащимися получаемой в процессе обучения и жизненного опыта информации, осознанной работы с изучаемым материалом, умение обобщать, проводить рефлексию своей деятельности, суммировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме "Методические приёмы развития критического мышления на уроках информатики"

Как определить критическое мышление? Какие существуют приёмы  и технологии развития критического мышления?...

Развитие критического мышления на уроках информатики

              «Всё наше достоинство — в способности мыслить.  Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в...

Внедрение технологии развития критического мышления на уроках информатики

Современная жизнь устанавливает сегодня свои приоритеты: не простое знание фактов и не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и модели...

Методический блокнот "Технология развития критического мышления на уроках информатики как средство формирования учебно-познавательной компетенции"

Технология развития критического мышления на уроках информатикикак средство формирования /из опыта работы/...

Конспект урока информатики по теме Информация (Применение Технологии развития Критического Мышления на уроках информатики)

Тип урока: открытие новых знаний, приобретение новых умений и навыков.Цель урока: ввести новые понятия и термины, связанные с темой «Информация» и научить детей новым способам поиска, сбор...

Использование технологии развития критического мышления на уроках информатики и математики

В презентации представлены приемы развития критического мышления на уроке информатики...