Файлы и файловая система
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Ермишина Светлана Александровна

Тема  Файлы и файловая система

Тип урока: открытие нового знания

Цель: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу;

формирование умения составлять дерево файловой системы;

формирование умения отслеживать путь по файловой системе;

развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Планируемые результаты

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

развитие ИКТ–компетенции

Предметные: знать определение файла и его свойств, папки, действия над файлами и папками, файловая система, путь к файлу, файловый менеджер.

Уметь: выполнять действия над файлами и папками, используя файловый менеджер.

Основные понятия

 Файл, имя файла, файловая система, файловый менеджер

Межпредметные связи

 История,

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Интернет-ресурс: действия с файлами и папками.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=pupil&class=50&subject=19

Имя файла, путь к файлу (плакат)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=teacher&class=50&subject=19

Практическая работа: www.metod-kopilka.ru/page-3-8-1.html

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли  готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник.

Итак, начнем сегодняшний урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Вопросы по теме: «Данные и программы»

Отвечают на вопросы на с.32

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Вы уже давно, не задумываясь, произносите слово «файл», «папка».  Что для вас они обозначают?

Как мы различаем файлы? Где хранятся файлы, папки? Как найти нужный файл, папку?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

К сегодняшнему уроку я приготовила для вас материал и задание в папке на рабочем столе. Но по каким- то причинам данная папка исчезла с рабочего стола.Как найти эту папку?

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Как вы думаете, какая тема нашего урока и какова цель урока?

Учитель после ответов детей уточняет тему урока: «Файл и файловая система»

Ставят цели, формулируют(уточняют) тему урока. Тема: Файлы и папки. Работа с файлами.

Цель: научиться работать с файлами

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель  предлагает разбить  класс на 3 группы для изучения темы урока. Каждая группа изучает материал по учебнику или по ЭОР.

 1.  Ознакомиться с текстом учебника стр32, с ЭОР по ссылкам в Интернете и ответить на вопросы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=teacher&class=50&subject=19

Вопросы: Что такое файл? Из чего состоит имя файла? Какие бывают типы файлов? Как записывается имя файла?

  1. . http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=pupil&class=50&subject=19

Вопросы: Какие действия можно совершать над файлами и папками? Как создать,  переименовать, копировать, удалить файл или папку?

  1. Прочитать стр. 34-35

Вопросы: Что такое файловая система? Какие бывают файловые системы?  Путь к файлу на диске? Могут ли файлы иметь одинаковые имена? Что такое файловый менеджер?

Каждая группа

изучает материалы учебника и ЭОР, отвечают  на вопросы в группах, проговаривая ответы друг другу (вполголоса)

 

проводят физкультминутку

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичная проверка понимания

Организует выступление групп с дальнейшим обсуждением.

Учитель вместе с учащимися корректирует ответы детей.

Задает выполнить тест: http://85.142.23.53/packages/1C/9AEE17F1-31F1-4E3C-B67E-4D1069CB5AE7/1.0.0.4/unpacked/content/index.html

Каждая группа сообщает о результатах выполнения задания.

Выполняют тест.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Закрепление знаний и способов действий

Предлагает выполнить практическую работу по учебнику. Контролирует работу класса, дает необходимые комментарии.

Выполнение практической  работы «Работа с файловым менеджером»

.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Рефлексиядеятельности

Какую тему мы изучили на уроке?

Что такое файл? Что такое файловая система? Какие бывают файловые системы? 

- Какие трудности вы испытывали при работе с файловым менеджером?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

8.  Информация о домашнем задании.

П. 1.4.1, 1.4.2 , з стр. 34,

Выполнить в тетради практическую работу, находящуюся на metod-kopilka.ru

Ссылка на задание:

http://www.metod-kopilka.ru/page-3-8-1.html

Усваивают объяснения учителя.

Записывают задание в дневник

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: информатика

Класс:7

Тема  Файлы и файловая система

Тип урока: открытие нового знания

Цель: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу;

формирование умения составлять дерево файловой системы;

формирование умения отслеживать путь по файловой системе;

развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Планируемые результаты

Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить  рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

развитие ИКТ–компетенции

Предметные: знать определение файла и его свойств, папки, действия над файлами и папками, файловая система, путь к файлу, файловый менеджер.

Уметь: выполнять действия над файлами и папками, используя файловый менеджер.

Основные понятия

 Файл, имя файла, файловая система, файловый менеджер

Межпредметные связи

 История,

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

 Интернет-ресурс: действия с файлами и папками.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=pupil&class=50&subject=19

Имя файла, путь к файлу (плакат)

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=teacher&class=50&subject=19

Практическая работа: www.metod-kopilka.ru/page-3-8-1.html

Формы урока

фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли  готовы к уроку? У вас должны быть на парте: тетрадь, ручки, карандаши и дневник.

Итак, начнем сегодняшний урок.

Проверяют свою готовность к уроку.

Саморегуляция (Р).

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

2. Проверка выполнения домашнего задания.

Вопросы по теме: «Данные и программы»

Отвечают на вопросы на с.32

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; (К)

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Вы уже давно, не задумываясь, произносите слово «файл», «папка».  Что для вас они обозначают?

Как мы различаем файлы? Где хранятся файлы, папки? Как найти нужный файл, папку?

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

3. Постановка учебной задачи

К сегодняшнему уроку я приготовила для вас материал и задание в папке на рабочем столе. Но по каким- то причинам данная папка исчезла с рабочего стола.Как найти эту папку?

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Как вы думаете, какая тема нашего урока и какова цель урока?

Учитель после ответов детей уточняет тему урока: «Файл и файловая система»

Ставят цели, формулируют(уточняют) тему урока. Тема: Файлы и папки. Работа с файлами.

Цель: научиться работать с файлами

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели;

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель  предлагает разбить  класс на 3 группы для изучения темы урока. Каждая группа изучает материал по учебнику или по ЭОР.

 1.  Ознакомиться с текстом учебника стр32, с ЭОР по ссылкам в Интернете и ответить на вопросы:

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=teacher&class=50&subject=19

Вопросы: Что такое файл? Из чего состоит имя файла? Какие бывают типы файлов? Как записывается имя файла?

  1. . http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a21edc9a-abe4-49a6-ae55-25488285cfe0/75307/?interface=pupil&class=50&subject=19

Вопросы: Какие действия можно совершать над файлами и папками? Как создать,  переименовать, копировать, удалить файл или папку?

  1. Прочитать стр. 34-35

Вопросы: Что такое файловая система? Какие бывают файловые системы?  Путь к файлу на диске? Могут ли файлы иметь одинаковые имена? Что такое файловый менеджер?

Каждая группа

изучает материалы учебника и ЭОР, отвечают  на вопросы в группах, проговаривая ответы друг другу (вполголоса)

проводят физкультминутку

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5. Первичная проверка понимания

Организует выступление групп с дальнейшим обсуждением.

Учитель вместе с учащимися корректирует ответы детей.

Задает выполнить тест: http://85.142.23.53/packages/1C/9AEE17F1-31F1-4E3C-B67E-4D1069CB5AE7/1.0.0.4/unpacked/content/index.html

Каждая группа сообщает о результатах выполнения задания.

Выполняют тест.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Закрепление знаний и способов действий

Предлагает выполнить практическую работу по учебнику. Контролирует работу класса, дает необходимые комментарии.

Выполнение практической  работы «Работа с файловым менеджером»

.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

7. Рефлексиядеятельности

Какую тему мы изучили на уроке?

Что такое файл? Что такое файловая система? Какие бывают файловые системы?  

- Какие трудности вы испытывали при работе с файловым менеджером?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

8.  Информация о домашнем задании.

П. 1.4.1, 1.4.2 , з стр. 34,

Выполнить в тетради практическую работу, находящуюся на metod-kopilka.ru

Ссылка на задание:

http://www.metod-kopilka.ru/page-3-8-1.html

Усваивают объяснения учителя.

Записывают задание в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок информатики "Файл и файловая система"

Урок "Файл и файловая система"(слайд1)Цели урока (слайд2)Обучающая: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.Развивающая: формирование умения составлять дер...

"Файл и файловые системы"

Презентация может быть использована при изложении материала по теме "Файл и файловые системы" в информационно-технологическом профиле, а также на уроках информатики при некоторой доработке...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»

В  уроке используются ЭОР по информатике, для 8 класса. учебник Семакин....

Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"

Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация...

Презентация по теме: "Файлы и файловая система"

Презентация для урока по теме: "Файлы и файловая система"...

"Файлы и файловые системы"

Представленный методический материал предназначен для проведения уроков по теме "Файлы и файловые системы" в 8 классе. Данный материал включает в себя Презентацию урока-лекции и практическую работу "О...

Презентация на тему - "Файлы и файловая система"

Демонстрационный материал для урока информатики в 7 классе....