Использование технологии развития критического мышления на уроках информатики
статья по информатике и икт (11 класс)

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают «формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую». Под критическим мышлением подразумевают такое мышление о любых предметах, проблемах, явлениях, когда обучающийся повышает качество своего мышления посредством применения структур и интеллектуальных стандартов, характерных для мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kriticheskoe_myshlenie.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

        

Рефлексивный отчет об использовании технологии критического мышления

Технология  развития критического мышления – это технология организации учебного и воспитательного процесса, которая применима к любой программе и любому предмету. Под развитием мышления учащихся в процессе обучения психологи понимают «формирование и совершенствование всех видов, форм и операций мышления, выработку умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приемов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую». Под критическим мышлением подразумевают такое мышление о любых предметах, проблемах, явлениях, когда обучающийся повышает качество своего мышления посредством применения структур и интеллектуальных стандартов, характерных для мышления.

На уроках информатики я стараюсь развивать критическое мышление обучающихся, используя разные методы. Так, на стадии вызова, часто использую метод «мозгового штурма» по поводу определения темы и целеполагания. Этот метод позволяет настроить студентов на рабочий лад, активизировать их мыслительную деятельность, вовлечь обучающихся в активный диалог. Однако, наблюдая за студентами, для себя отметила, что все-таки есть и пассивные обучающиеся, которые предпочитают слушать других, чем высказывать свою точку зрения. Тогда я обращаюсь непосредственно к ним с вопросами «А ты как думаешь?», «Как ты считаешь…», «Что ты можешь сказать по поводу…».

На уроке по теме «Виртуальная и дополненная реальности», одной из обучающей целей которого было определение назначения виртуальной и дополненной реальностей, на стадии вызова обучающимся было предложено просмотреть видеоролик «Цифровые технологии в образовании – виртуальная и дополненная реальность». и ответить на вопросы по нему. Затем учащиеся устно обсудили в группах ответы на данные вопросы, пришли к общему мнению. На стадии осмысления я использовала такой метод развития критического мышления, как создание диаграммы Венна в ходе групповой работы. Обучающиеся активно обсуждали в каждой мини-группе свою часть задания, спорили, находили общее решение. Затем при создании общей диаграммы Венна также происходило активное обсуждение уже между участниками разных групп. После групповой работы, просмотра видеоролика на этапе рефлексии я предлагала обучающимся индивидуально заполнить таблицу «Верно/неверно», которую затем они могли проверить по шифру. Также на этом этапе обучающиеся в парах должны были сделать описание одного из вида компьютерных игр, используя предложенные дескрипторы. Для себя я отметила, что урок с использованием технологии развития критического мышления проходит более активно, учащиеся мотивированы на обучение, даже слабые обучающиеся задействованы на всех этапах урока, не уступая в активности более сильным.

На уроке по теме «Человек в виртуальной реальности» перед обучающимися была поставлена цель определить факторы и возможные последствия влияния компьютерных игр, созданных с помощью технологий виртуальной и дополненной реальности, на психическое и физическое здоровье человека. В мини-группах обучающиеся провели небольшое исследование, используя ресурсы Интернета и предложенные мною вопросы. Конечным продуктом этого исследования стал проект – компьютерная презентация, в создание которого каждый обучающийся внес свой вклад согласно распределенным внутри группы ролям. В конце урока, заслушав защиту каждой группы, обучающиеся смогли заполнить кластер «Компьютерные игры». Более сильным обучающимся было дано задание на построение ментальной карты «Компьютерные игры», с которым они успешно справились.

На уроке по теме «Создание 3D-виртуального тура», целью которого было создать с помощью мобильного приложения 3D-виртуальный тур по колледжу, без критического мышления обучающимся было не обойтись. Нужно было выбрать удачный ракурс съемки, определить нужные кадры, соединить их в приложении так, чтобы получилась мини-экскурсия по колледжу. Лучшая работа учащихся затем была предложена группе по профориентационной работе для показа ученикам школ. Положительной стороной использования технологии развития критического мышления я считаю то, что студенты учились анализировать информацию, отсекать неважную и второстепенную, чтобы излишне не детализировать свой виртуальный тур, но и не упустить важные моменты. Также они учились самостоятельности и развивали коммуникативные навыки.

  На уроке по теме «Web-проектирование» была поставлена цель – изучить способы создания сайтов. Знакомство с новым теоретическим материалом проводилось по технологии «Инсерт». Обучающимся я раздала распечатанный материал, изучая который они могли классифицировать информацию с помощью знаков («v» - я так и думал, «+» - новая информация, «+!» - очень ценная информация, «-» - у меня по-другому, «?» - не очень понятно, я удивлён). В ходе работы я отметила, что учащиеся работали с текстом вдумчиво, внимательно, так как им нужно было не просто прочитать материал, но и оценить свое восприятие, понимание его. Таблицу «Инсерт» каждый заполнил индивидуально, а затем все вместе обсудили, что вызвало наибольшее затруднение. Также в качестве закрепления изученного материала учащимся были предложены программные коды с ошибками, которые они должны были найти и исправить. На этом этапе некоторые обучающиеся пытались схитрить, списать правильные ответы у своих товарищей. Поэтому если сначала я предполагала собрать листочки с заданиями в конце урока и проверить их, то в процессе выполнения изменила свое решение и проверку осуществляла выборочно, просила устно ответить и аргументировать свой ответ.

Для себя я отметила, что технология развития критического мышления позволяет более эффективно организовать самостоятельную работу обучающихся на разных этапах урока, вовлечь каждого из них в активный познавательный процесс, развивать мотивацию к интеллектуальной творческой деятельности и мыслительные способности обучающихся. Они учатся приемам эффективной самоорганизации и самоообразования, их интерес к изучению информатики повышается. Вместе с тем, хотелось бы отметить и некоторые отрицательные стороны. Некоторые учащиеся остаются пассивными в силу психологических качеств личности, а также в силу недостаточного уровня знаний. Для них нужно разрабатывать индивидуальные задания, осуществлять дифференцированный подход как в процессе обучения, так и в процессе оценивания. Для некоторых учащихся приходилось оценивать не столько уровень знаний, сколько их прогресс в обучении.