Адаптированная рабочая программа "Информатика в играх и задачах"_10 кл. ЛУО_факультатив
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Сырова Екатерина Владимировна

Адаптированная рабочая программа факультативного курса "Информатика в играх и задачах" для 10 класса (ЛУО).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Факультативный курс

 «Информатика в играх и задачах»

10 класс  (АОП)

34 ч. (1 ч в неделю)

Место курса в образовательном процессе

Существуют различные способы вовлечения учеников в процесс обучения. Некоторые из них можно назвать авторитарными («делай, как я тебе сказал, иначе получишь плохую оценку»), другие — либеральными («хочешь — делай, хочешь — не делай, но, когда тебе этот материал пригодится, а ты им не владеешь, винить в этом некого»), третьи — сотрудническими («давай сделаем вместе, чтобы у тебя все получилось») и т. д.

Реализация способов опирается на разнообразные методы обучения, подкрепленные соответствующими дидактическими и техническими средствами. Для повышения эффективности обучения многие педагоги, особенно в младшем и среднем звеньях школьного образования, используют элементы занимательности, подавая материал (задачи, упражнения, теорию) необычным, нетрадиционным способом — через игры, кроссворды, сканворды, занимательные задачи.

Однако очевидна тенденция уменьшения использования элементов занимательности с увеличением возраста школьников. Одна из причин этого заключается в смене акцентов в учебной деятельности — ученики старших классов должны определиться со своей будущей профессиональной деятельностью. Однако элементы занимательности не только можно, но даже нужно применять и для школьников старшего звена. Один из вариантов применения согласуется с направленностью обучения на выбор профессии и выработку начальных профессиональных навыков: если в младших и средних классах при применении занимательных элементов обучаемые выступали объектами, на которые был направлен обучающе-воспитательный процесс, то теперь у них имеется реальная возможность выступить полноправными субъектами деятельности. Они самостоятельно разрабатывают занимательные материалы и апробируют их на окружающих. Подобный навык пригодится как ученикам, предполагающим в будущем стать дизайнерами-оформителями, так и тем, кто свяжет свою профессиональную деятельность с журналистикой и некоторыми другими профессиональными сферами деятельности. Выработать этот навык выпускникам школ предлагается на элективном курсе «Информатика в играх и задачах».

Концепция курса

Курс носит прикладной характер и призван сформировать у обучаемых знания об элементах занимательности и закрепить технологические навыки оперирования прикладными программными средствами при создании занимательных материалов. При изучении курса обучаемые узнают, что понимается под тем или иным занимательным элементом, каким образом его создать и как оформить на компьютере.

Учителю из большого количества видов занимательных элементов необходимо выбрать те, которые вызвали бы наибольшую заинтересованность у учащихся. Материал следует выдавать небольшими порциями, детально- прорабатывая его, иначе велика вероятность потери у обучаемых интереса к курсу. Прикладные навыки отрабатываются учениками в ходе разработки и оформления занимательных заданий. Наполнение заданий зависит от профиля класса, в связи с чем учитель информатики должен тесно сотрудничать с учителями-предметниками соответствующих профилей. Самостоятельная работа обучающихся сводится к решению задач связанных с подбором занимательных материалов и разработке заданий, которые они оформляют в классе.

Для создания и оформления материалов применяются текстовый процессор Word, графические редакторы Paint, Adobe Photoshop, MS Publisher, электронные энциклопедии, специализированные программные средства типа CROSSWORDS & WORD GAMES,

Учебные цели и задачи курса

  • Формирование умений создания и оформления занимательных материалов с применением различных, прикладных программных средств компьютера;
  • выработка знаний о занимательных элементах, специфике того или иного элемента;
  • формирование умений грамотно подавать занимательный материал окружающим;
  • демонстрация возможностей типовых и специализированных программных средств по созданию и оформлению занимательного материала;

• овладение обучающимися программными средствами, не изучаемыми в базовом курсе информатики и ИКТ;

  • подготовка к выбору профессии;
  • расширение прикладного инструментария.

Формы организации учебных занятий

Занятия курса для обучающихся с ОВЗ проводятся в виде лекций и компьютерного практикума. В лекционной части учитель рассказывает о занимательных элементах и их специфике, подкрепляя рассказ примерами и разбором заданий, в которых присутствуют рассматриваемые занимательные элементы. Особое внимание уделяется способам создания и оформления занимательного материала на компьютере. Так как наполнение материала зависит от профиля класса, учитель, работая в тесном контакте с учителями, ведущими занятия по профилю, должен подбирать и предлагать к исполнению задания из школьных дисциплин. Сами задания выполняются на практикуме.

Вступительное занятие курса обязательно начинается мотивацией важности курса. Основными мотивами могут выступать подготовка к профессиональной деятельности и умение после прохождения курса стать интересным для окружающих собеседником.

Курс ведется блоками, каждый из которых охватывает материал по одному из занимательных элементов. Блок начинается с лекции. Отводимое на нее время зависит от вида занимательного элемента, программных средств, используемых для его создания и оформления. Если предлагаемое учителем к использованию программное средство обучающимся не знакомо, то им выдается информация о работе с этим средством. Формирование соответствующих первичных умений оперирования программным средством реализуется в рамках практикума. На практике отрабатываются навыки создания и оформления занимательных материалов. Каждый блок завершается творческим занятием, на котором учащиеся демонстрируют самостоятельно созданные и оформленные занимательные материалы.

Итогом курса является создание системы занимательных материалов по определенному разделу одной из школьных дисциплин. Ученикам, подготовившим наиболее интересный материал, можно предложить изложить его ученикам младших или средних классов, проведя мини-урок. Данное предложение предварительно согласуется с учителем-предметником.

Разработанные материалы могут найти применение во внеклассной деятельности, в кружковой и факультативной работе, где авторы будут доводить их до окружающих, выступая в роли ведущих или консультантов.

Минимально необходимый уровень знаний и технологических умений учащихся перед прохождением курса

Обучающиеся:

  • имеют представление о способах обработки различных видов информации;
  • владеют навыками работы в текстовом процессоре Word и одном-двумя графическими редакторами;
  • знают роль программного обеспечения в работе компьютера.

Содержание обучения

Занимательность: учение через увлечение.

Что понимать под занимательностью. Элементы занимательности. Их классификация.

Составление и оформление кроссвордов.

Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления.

Оформление кроссвордов средствами текстового процессора Word.

Создание и оформление ребусов.

Ребус как способ шифровки рисунками. Правила составления и разгадывания ребусов.

Разработка ребусов — творческий процесс.

Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.

Создание и оформление занимательных задач.

Виды занимательных задач. Их особенности. Правила разработки. Оформление задач-рисунков в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.

Создание и оформление словесных головоломок.

Анаграммы, метаграммы, логогрифы.

Сканворд как таблично-словесная шифровка. Технология создания и решения сканвордов.

Создание тематических занимательных материалов.

Ожидаемые результаты обучения

После прохождения курса обучающиеся владеют следующими знаниями, умениями и способами деятельности:

  • знают, что понимается под занимательностью;
  • знают виды занимательных элементов и умеют создавать и оформлять их с использованием разнообразного прикладного программного обеспечения компьютера;
  • владеют типовым и специализированным программным обеспечением;
  • умеют подавать занимательный материал окружающим;
  • владеют способами продуктивной деятельности.    

Тематическое планирование

«Информатика в играх и задачах»

10 класс (АОП)

Тема урока

Количество занятий

1

Занимательность: учение через увлечение.

Элементы занимательности. Их классификация.

1

2

Виды кроссвордов. Правила их составления и оформления.

Составление и оформление кроссвордов.

1

3

Составление и оформление кроссвордов.

1

4

Создание и оформление ребусов.        Ребус как способ шифровки рисунками.

1

5

Правила составления и разгадывания ребусов.

1

6

Разработка ребусов — творческий процесс.

1

7

Разработка ребусов — творческий процесс.

1

8

Составление  ребусов.

1

9

Оформление ребусов в текстовом процессоре Word и средствами графических редакторов.

1

10

Виды занимательных задач. Способы создания и оформления занимательных задач.

1

11

Особенности занимательных задач.

1

12

Правила разработки и оформление задач-рисунков.

1

13

Оформление задач-рисунков.

1

14

Разработка и оформление занимательных задач

1

15

Разработка и оформление занимательных задач

1

16

Разработка и оформление занимательных задач

1

17

Создание и оформление словесных головоломок.

1

18

Создание и оформление словесных головоломок.

1

19

Анаграммы, метаграммы, логогрифы

1

20

Анаграммы, метаграммы, логогрифы

1

21

Криптограмма как таблично-цифровая шифровка.

1

22

Технология создания и решения криптограмм.

1

23

Оформление криптограмм средствами текстового процессора Word.

1

24

Разработка криптограмм.

1

25

Создание и оформление криптограмм.

1

26

Создание и оформление криптограмм.

1

27

Создание и оформление криптограмм.

1

28

Творческая работа.

Создание тематических занимательных материалов.

1

29

Создание тематических занимательных материалов

1

30

Создание тематических занимательных материалов

1

31

Создание тематических занимательных материалов

1

32

Создание тематических занимательных материалов

1

33

Создание тематических занимательных материалов

1

34

Подведение итогов года. Творческий отчёт.

1

Итого:

34

Используемая литература

  1. Газман О. С, Харитонова Н. Е. В школу с игрой: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  2. Гурин Ю. В. Лучшие игры на бумаге. СПб.: Кристалл, 2000.
  3. Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001.
  4. Зубрилин   А. А.   Викторины   по   информатике // Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2005. № 2.
  5. Зубрилин А. А.   Занимательные  задачи  на  уроках  информатики // Информатика в школе:  Приложение к журналу «Информатика и образование». 2004. № 5.
  6. Зубрилин  А. А.   Игровой   компонент   в   обучении   информатике // Информатика в начальном образовании: Приложение к журналу «Информатика и образование». 2001. № 3.
  7. Зубрилин А. А. Игровой компонент на уроках информатики // Информатика и образование. 2001. № 8—10.
  8. Зубрилин А. А. Игровые моменты при изучении телекоммуникационных технологий//Информатика и образование. 2002. №11.
  9. Зубрилин   А. А.   Решение   кроссвордов   как   способ   проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.
  1. Информатика в школе: Приложение к журналу «Информатика и образование». №4–2003. – М.: Образование и Информатика, 2003.
  2. . ЦОР презентации к занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классов

Рабочая программавнеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» для 2 –3 классовучителя информатики и ИКТВоробьёвой Елены Анатольевны на 2014 – 2015 учебный год Пояснительная з...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая учебная программа курса «Практикум по решению избранных задач» («ПРИЗ») 8 класс

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Практикум по решению избранных задач» составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основно...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа   обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...

Адаптированная рабочая программа по информатике "Мир мультимедиа технологий" 6 кл.(факультатив)

Адаптированная рабочая программа факультативного курса по информатике "Мир мультимедиа технологий" предназначена для  6 класса...