Рабочая программа по информатике 6 класс
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (6 класс)

Мосолова Надежда Ивановна

Рабочая программа по информатике 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i-6.docx285.36 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\home1\Documents\26.jpeg

I.Пояснительная записка

Рабочая  программа по учебному предмету Информатика» для 6  класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального образовательного стандарта  основного общего образования (Приказ    Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 , (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
  2. Примерной образовательной программе основного общего образования по информатике
  3. Авторской программы  общего образования по музыке под ред. Авторов Босова Л.Л., Босова А.Ю..
  4. Образовательной программе основного общего образования МОУ-ООШ с. Чкалово.
  5. Учебного  плана  МОУ –ООШ с Чкалово  на 2016-2017 уч.год.
  6. Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования в Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2016 – 2017 учебный год.
  7. Положения  о рабочей программе педагога   МОУ ООШ с. Чкалово Краснокутского района Саратовской области.

     На изучение информатики в 6 классе отводится 35 часа в год (1 раз в неделю).

II.Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные  результаты  –  это  сформировавшаяся  в  образовательном  процессе

система  ценностных  отношений  учащихся  к  себе,  другим  участникам  образовательного процесса,  самому  образовательному  процессу,  объектам  познания,  результатам образовательной  деятельности.  Основными  личностными  результатами,  формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

 наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе

развития личности, государства, общества;  

  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение  первичными  навыками  анализа  и  критичной  оценки  получаемой информации;  
  • ответственное  отношение  к  информации  с  учетом  правовых  и  этических аспектов ее распространения;  
  • развитие  чувства  личной  ответственности  за  качество  окружающей информационной среды;
  • способность  увязать  учебное  содержание  с  собственным  жизненным  опытом,

понять  значимость  подготовки  в  области  информатики  и  ИКТ  в  условиях развития информационного общества;  

  • готовность  к  повышению  своего  образовательного  уровня  и  продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность  и  готовность  к  общению  и  сотрудничеству  со  сверстниками  и

взрослыми  в  процессе  образовательной,  общественно-полезной,  учебно-исследовательской, творческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания  основных  гигиенических,  эргономических  и  технических  условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные  результаты  –  освоенные  обучающимися  на  базе  одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках

образовательного  процесса,  так  и  в  других  жизненных  ситуациях.  Основными

метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной

школе, являются:

  • владение  общепредметными  понятиями  «объект»,  «система»,  «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение  информационно-логическими  умениями:    определять  понятия, создавать  обобщения,  устанавливать  аналогии,  классифицировать, самостоятельно  выбирать  основания  и  критерии  для  классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение  умениями  самостоятельно  планировать  пути  достижения  целей;

соотносить  свои  действия  с  планируемыми  результатами,  осуществлять контроль  своей  деятельности,  определять  способы  действий  в  рамках предложенных  условий,  корректировать  свои  действия  в  соответствии  с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;  

  • владение  основами  самоконтроля,  самооценки,  принятия  решений  и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение  основными  универсальными  умениями  информационного  характера:

постановка  и  формулирование  проблемы;  поиск  и  выделение  необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование

и  визуализация информации;  выбор  наиболее  эффективных  способов  решения

задач  в  зависимости  от  конкретных  условий;  самостоятельное  создание алгоритмов  деятельности  при  решении  проблем  творческого  и  поискового характера;

  • владение  информационным  моделированием  как  основным  методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую  или  знаково-символическую  модель;  умение строить  разнообразные  информационные  структуры  для  описания  объектов; умение  «читать»  таблицы,  графики,  диаграммы,  схемы  и  т.д.,  самостоятельно перекодировать  информацию  из  одной  знаковой  системы  в  другую;  умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • ИКТ-компетентность  –  широкий  спектр  умений  и  навыков  использования средств  информационных  и  коммуникационных  технологий  для  сбора, хранения, преобразования  и  передачи  различных  видов  информации,  навыки создания  личного  информационного  пространства  (обращение  с  устройствами ИКТ;  фиксация  изображений  и  звуков;  создание  письменных  сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные  результаты  включают  в  себя:  освоенные  обучающимися  в  ходе

изучения  учебного  предмета  умения  специфические  для  данной  предметной  области,

виды  деятельности  по  получению  нового  знания  в  рамках  учебного  предмета,  его

преобразованию  и  применению  в  учебных,  учебно-проектных  и  социально-проектных

ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых

теориях,  типах  и  видах  отношений,  владение  научной  терминологией,  ключевыми

понятиями,  методами  и  приемами.  В  соответствии  с  федеральным  государственным

образовательным  стандартом  общего  образования  основные  предметные  результаты

изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование  информационной  и  алгоритмической  культуры;  формирование

представления  о  компьютере  как  универсальном  устройстве  обработки информации;  развитие  основных  навыков  и  умений  использования компьютерных устройств;  

  • формирование  представления  об  основных  изучаемых  понятиях:  информация,

алгоритм, модель – и их свойствах;  

  • развитие  алгоритмического  мышления,  необходимого  для  профессиональной

деятельности  в  современном  обществе;  развитие  умений  составить  и  записать алгоритм  для  конкретного  исполнителя;  формирование  знаний  об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с  одним  из  языков  программирования  и  основными  алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения

выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей

—  таблицы,  схемы,  графики,  диаграммы,  с  использованием  соответствующих

программных средств обработки данных;

  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при

работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы

информационной этики и права.

III.Содержание учебного предмета

Структура содержания общеобразовательного предмета (курса) информатики в 5–6 классах основной школы определена следующими укрупнѐнными тематическими блоками (разделами):

  • информация вокруг нас;
  • информационные технологии;
  • информационное моделирование;
  • алгоритмика.

Раздел  1. Информация вокруг нас  9

Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации.  Память человека и память человечества.  Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приѐмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации.  Способы кодирования информации. Метод координат.  Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.

Обработка информации.  Разнообразие задач обработки информации.  Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливания. Задачи на переправы.

Информация и знания.  Чувственное познание окружающего мира. Абстрактное мышление. Понятие как форма мышления.

Раздел  2. Информационные технологии 3

Компьютер  –  универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для  ввода  информации (текста, звука, изображения) в компьютер.

Компьютерные объекты.  Программы и документы. Файлы  и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.  Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню.  Запуск программ. Окно программы  и его компоненты.  Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).  Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.  Компьютерная графика. Простейший графический редактор.  Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование.  Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.  Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.  

Раздел  3. Информационное моделирование 10

Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.  

Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.

Раздел  4. Алгоритмика 10

Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм.  Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).

Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления

исполнителями Чертёжник, Водолей и др.  

Компьютерный практикум

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора»

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты»

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели»

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья»

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

IV.Тематическое планирование

Название раздела (главы) кол-во часов

Название темы

Количество часов

Дата

По плану

фактически

1

Информация вокруг нас.

9

Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира

1

Объекты операционной системы.

Практическая работа №1 «Работаем с основными объектами операционной системы»

1

Файлы и папки. Размер файла.

Практическая работа №2 «Работаем с объектами файловой системы»

1

Разнообразие отношений объектов и их множеств.

Отношения между множествами.

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 1–3)

1

Отношение «входит в состав».

Практическая работа №3 «Повторяем возможности графического редактора – инструмента создания графических объектов» (задания 5–6)

1

Разновидности объекта и их классификация. Контрольная работа №1.

1

Классификация компьютерных объектов.

Практическая работа №4 «Повторяем возможности текстового процессора – инструмента создания текстовых объектов»

1

Системы объектов. Состав и структура системы

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 1–3)

1

Система и окружающая среда. Система как черный ящик.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задания 4–5)

1

2

Информационные технологии

3

10

Персональный компьютер как система.

Практическая работа №5 «Знакомимся с графическими возможностями текстового процессора» (задание 6)

1

11

Способы познания окружающего мира.

Практическая работа №6 «Создаем компьютерные документы»

1

12

Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задание 1)

1

3

Информационное моделирование

10

13

Определение понятия.

Практическая работа №7 «Конструируем и исследуем графические объекты» (задания 2, 3)

1

14

Информационное моделирование как метод познания.  

Практическая работа №8 «Создаём графические модели»

1

15

Знаковые информационные модели. Словесные (научные, художественные) описания.

Практическая работа №9 «Создаём словесные модели». Контрольная работа №2.

1

16

Математические модели.

Многоуровневые списки.

Практическая работа №10 «Создаём многоуровневые списки»

1

17

Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц.

Практическая работа №11 «Создаем табличные модели»

1

18

Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы.

Практическая работа №12 «Создаем вычислительные таблицы в текстовом процессоре»

1

19

Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений.

Практическая работа №12 «Создаём информационные модели – диаграммы и графики» (задания 1–4)

1

20

Создание информационных моделей – диаграмм. Выполнение мини-проекта «Диаграммы вокруг нас». Контрольная работа №3.

1

21

Многообразие схем и сферы их применения.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 1, 2, 3)

1

22

Информационные модели на графах.

Использование графов при решении задач.

Практическая работа №14 «Создаём информационные модели – схемы, графы, деревья» (задания 4 и 6)

1

4

Алгоритмика

10

23

Что такое алгоритм.

Работа в среде виртуальной лаборатории «Переправы»

1

24

Исполнители вокруг нас.

Работа в среде исполнителя Кузнечик

1

25

Формы записи алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Водолей

1

26

Линейные алгоритмы.

Практическая работа №15 «Создаем линейную презентацию»

1

27

Алгоритмы с ветвлениями.

Практическая работа №16 «Создаем презентацию с гиперссылками»

1

28

Алгоритмы с повторениями.

Практическая работа №16 «Создаем циклическую презентацию»

1

29

Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

30

Использование вспомогательных алгоритмов.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

31

Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник.

Работа в среде исполнителя Чертёжник

1

32

Обобщение и систематизации  изученного по теме «Алгоритмика». Контрольная работа №4.

1

33

Итоговое тестирование

1

34

Повторение по теме «Алгоритмика»

1

35

Повторение по теме «Алгоритмика»

1

Итого

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...