Календарно тематическое планирование по информатике 8 кл
календарно-тематическое планирование по информатике и икт (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальная автономная общеобразовательная организация
лицей «Олчей» г. Ак-Довурака Республики Тыва
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №________ от ___________2021 г. Руководитель ШМО ________________/Сарыглар С.О./ | Согласовано с заместителем директора по УВР ____________/Ооржак С.А./ | Утверждено приказом директора МАОО лицея «Олчей» №____от «___» августа 2021 г. ________ /Адыгаева А.А./ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __информатике______
для __8___ класса
__1_ ч. в неделю
Рабочую программу составил(а):
__Кужугет М.Ш.______________
учитель _информатики_________
2021
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (Информатика 7 – 9 классы)
«Информатика и ИКТ» для 8 классов (базовый уровень).авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакин, Е.К Хеннер.
Содержание учебного процесса в МАОО лицея «Олчей» г. Ак-Довурак определяет следующий пакет документов:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015;
- ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
- Постановление главного государственного санитарного врача РФ №2 от 28.01.2021 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требованиях обеспечению безопасности (или) безвредности для человека факторов среды обитания, зарегистрированного в Министерстве Юстиции РФ №62296 от 29.01. 2021г
- Приказ Министерства образования и науки РТ «Об утверждении методических рекомендаций по формированию учебных планов образовательных организаций РТ на 2021-2022 учебный год» №829-д от 30.06.2021г.
Правоустанавливающими документами и локальными нормативными актами школы:
- Устав МАОО лицея «Олчей» г. Ак-Довурака;
- «Образовательная программа основного общего образования на 2017-2022 учебный год»;
- Учебный план МАОО лицея «Олчей» г. Ак-Довурака на 2021-2022 учебный год, утвержденный приказом №8 от 26.08.2021 г.
Примерной программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 классов (базовый уровень).авторской программы «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакин, Е.К Хеннер.
- программы и планирование ФГОС Информатика Программы для основной школы 7-9 класс Авторы: Семакин И.Г, Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017
- учебника Семакина И.Г., «Информатика и ИКТ» 8 класс ФГОС.
Цели и задачи учебного предмета
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
• выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
- систематизировать подходы к изучению предмета;
- сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
- научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
- показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
- сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МАОО лицея «Олчей» г.Ак-Довурак предусматривает в 8 классе изучение предмета «Информатика и ИКТ» в объёме 35 часов в год, по 1 часу в неделю; 35 учебных недель. Данная рабочая программа разработана в соответствии с календарным учебным графиком школы на 2020-2021 учебный год и рассчитана на 35 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия. 1Результаты освоения курса ИКТ одинаковы как для всех обучающихся, так и для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
- самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:
в сфере познавательной деятельности:
• освоение основных понятий и методов информатики;
• выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
• выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
• преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
• оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
• развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
• построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ, структур данных и пр.);
• оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
• осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
• построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
• выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватных поставленной задаче;
• освоение основных конструкций процедурного языка программирования;
• освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов: использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверка его правильности
путём тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
• умение анализировать систему команд формального исполнителя для определения возможности или невозможности решения с их помощью задач заданного класса;
• оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
• вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
• построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
• определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
• решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
• понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
• оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
• использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
• проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
• приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
• следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
• авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
• осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
• получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
• овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
• соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
• определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
• понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
• рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный коммуникатор, компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
• умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
• использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
• приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
• выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
• использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• решение задач вычислительного характера (расчётных и оптимизационных) путём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
• создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
• использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
• создание и наполнение собственных баз данных;
• приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
в сфере эстетической деятельности:
• знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания;
• приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
в сфере охраны здоровья:
• понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий
Содержание учебного курса
- Передача информации в компьютерных сетях (7ч)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;
- работать с одной из программ-архиваторов.
- Информационное моделирование (5ч)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
- Хранение и обработка информации в базах данных (8ч)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи, типы и форматы полей);
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение;
- что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать записи в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
- Табличные вычисления на компьютере (14ч)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Тематический план:
№ п/п | Тема (раздел) программы | Количество часов | Количество контрольных работ, зачетов | Количество практических (лабораторных) работ |
1 | Передача информации в компьютерных сетях | 7 | 1 | 5 |
2 | Информационное моделирование | 4 | 1 | 3 |
3 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 | 1 | 7 |
4 | Табличные вычисления на компьютере | 10 | 1 | 8 |
5 | Итоговое повторение | 2 | 1 | - |
6 | Резерв | 2 | ||
| ВСЕГО: | 35 |
№ урока п/п | № темы урока | Тема урока | Тип урока | Основные виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Информационно-методическое обеспечение | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | ||||||
Математические основы информатики (14 часов) | ||||||||||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места | ознакомления с новым материалом | Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе | Получить общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах. Знать правила техники безопасности и организации рабочего места при работе в компьютерном классе | Умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику. Обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и способах еѐ получения человеком из окружающего мира | Смыслообразование – адекватная мотивация учебной деятельности. Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе. Доброжелательное отношение к окружающим. | Презентация «Введение» | |||
2 | 1 | Общие сведения о системах счисления. | ознакомления с новым материалом | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| - знать общие представления о позиционных и непозиционных системах счисления; - определение основания и алфавита системы счисления, переход от свернутой формы записи числа к его развернутой записи; | уметь анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; | Смыслообразование - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий | Презентация " Общие сведения о системах счисления. " | ||
3 | 2 | Стартовая контрольная работа в форме "Стандартизированная работа" | - научиться делать перевод небольших десятичных чисел в двоичную систему счисления и двоичных чисел в десятичную систему счисления; - выполнение операций сложения и умножения над небольшими двоичными числами; | |||||||
Презентация " Двоичная система счисления. Двоичная арифметика " | ||||||||||
4 | Анализ контрольной работы. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | Комбинированный урок | ||||||||
5 | 3 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | Комбинированный урок | - научиться делать перевод небольших десятичных чисел в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления, и восьмеричных и шестнадцатеричных чисел в десятичную систему счисления; | Презентация " Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. " | |||||
6 | 4 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | Комбинированный урок | - научиться делать перевод небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием | Презентация " Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q " | |||||
7 | 5 | Представление целых чисел | Комбинированный урок | - получить представление о структуре памяти компьютера: память – ячейка – бит (разряд) | - понимать ограничения на диапазон значений величин при вычислениях; | Презентация " Представление целых чисел " | ||||
8 | 6 | Представление вещественных чисел | Комбинированный урок | получить представление о научной (экспоненциальной) форме записи вещественных чисел; представление о формате с плавающей запятой. | - понимать возможности представления вещественных чисел в широком диапазоне, важном для решения научных и инженерных задач. | Презентация " Представление вещественных чисел " | ||||
9 | 7 | Высказывание. Логические операции. | ознакомления с новым материалом | - получить представление о разделе математики алгебре логики, высказывании как ее объекте, об операциях над высказываниями | - выполнять анализ логической структуры высказываний; - понимать связи между логическими операциями и логическими связками, между логическими операциями и операциями над множествами | Презентация " Высказывание. Логические операции." | ||||
10 | 8 | Построение таблиц истинности для логических выражений | Комбинированный урок | - получить представление о таблице истинности для логического выражения. | - проводить формализацию и анализ логической структуры высказываний; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах. | Презентация " Построение таблиц истинности для логических выражений " | ||||
11 | 9 | Свойства логических операций. | Комбинированный урок | - получить представление о свойствах логических операций (законах алгебры логики); - преобразования логических выражений в соответствии с логическими законами; | - проводить анализ и преобразования логических выражений; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах (законы алгебры логики и законы алгебры чисел); | Презентация " Свойства логических операций. " | ||||
12 | 10 | Решение логических задач | Комбинированный урок | - научиться составлять и преобразовывать логические выражения в соответствии с логическими законами. | - проводить формализацию высказываний, анализ и преобразования логических выражений; - выбирать метод для решения конкретной задачи. | Презентация " Решение логических задач " | ||||
13 | 11 | Логические элементы | Комбинированный урок | - получить представление о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах; - анализ электронных схем. | - представлять одну и ту же информацию в разных формах (таблица истинности, логическое выражение, электронная схема). | Презентация " Логические элементы " | ||||
14 | 12 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». | Урок проверки и коррекции знаний | - знать основные понятия темы «Математические основы информатики». | - выполнять анализ различных объектов; - видеть инвариантную сущность во внешне различных объектах; | Смыслообразование - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. | ||||
Основы алгоритмизации (10 часов) | ||||||||||
15 | 1 | Алгоритмы и исполнители | ознакомления с новым материалом | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| - знать смысл понятия «алгоритм»; - умение анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; - термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; - умение исполнять алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд. | - понимать смысл понятия «алгоритм» и широты сферы его применения; - понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд на круг задач, решаемых исполнителем. | Смыслообразование - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе. | Презентация " Алгоритмы и исполнители " | ||
16 | 2 | Способы записи алгоритмов | Комбинированный урок | - знать различные способы записи алгоритмов. | - анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость; - понимание преимущества и недостатков той или иной формы записи алгоритмов; - умение переходить от одной формы записи алгоритмов к другой; - умение выбирать форму записи алгоритма, соответствующую решаемой задаче. | Презентация " Способы записи алгоритмов " | ||||
17 | 3 | Объекты алгоритмов | Комбинированный урок | - знать представление о величинах, с которыми работают алгоритмы; - правила записи выражений на алгоритмическом языке; - сущность операции присваивания. | - понимать сущность понятия «величина»; - понимать границы применимости величин того или иного типа. | Презентация " Объекты алгоритмов " | ||||
18 | 4 | Алгоритмическая конструкция следование | Комбинированный урок | - знать представление об алгоритмической конструкции «следование»; - исполнение линейного алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых (коротких) линейных алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | - выделять линейные алгоритмы в различных процессах; - понимать ограниченности возможностей линейных алгоритмов. | Презентация "Алгоритмическая конструкция следование " | ||||
19 | 5 | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | Комбинированный урок | - знать представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; - исполнение алгоритма с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. | - выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; - понимать ограниченность возможностей линейных алгоритмов. | Презентация "Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления " | ||||
20 | 6 | Неполная форма ветвления | Комбинированный урок | - знать представление об алгоритмической конструкции «ветвление»; - исполнение алгоритма с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых (коротких) алгоритмов с ветвлением для формального исполнителя с заданной системой команд. | - выделять алгоритмы с ветвлением в различных процессах; - понимать ограниченность возможностей линейных алгоритмов. | Презентация " Неполная форма ветвления " | ||||
21 | 7 | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | Комбинированный урок | - знатьпредставления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. | Презентация "Алгоритмическая конструкция повторение " | ||||
22 | 8 | Цикл с заданным условием окончания работы | Комбинированный урок | - знать представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием окончания работы; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. | Презентация " Цикл с заданным условием окончания работы " | ||||
23 | 9 | Цикл с заданным числом повторений | Комбинированный урок | - знать представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным числом повторений; - исполнение циклического алгоритма для формального исполнителя с заданной системой команд; - составление простых циклических алгоритмов для формального исполнителя с заданной системой команд. | - выделять циклические алгоритмы в различных процессах. | Презентация " Цикл с заданным числом повторений " | ||||
24 | 10 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | Урок проверки и коррекции знаний | - знать основные понятия темы «Основы алгоритмизации». | - самостоятельно планировать пути достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Смыслообразование - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. | ||||
Начала программирования (10часов) | ||||||||||
25 | 1 | Общие сведения о языке программирования Паскаль | ознакомления с новым материалом | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| - знать общие сведения о языке программирования Паскаль (история возникновения, алфавит и словарь, используемые типы данных, структура программы); - применение операторов ввода-вывода данных. | - проводить анализ языка Паскаль как формального языка; - выполнять запись простых последовательностей действий на формальном языке. | Смыслообразование- представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.. | Презентация " Общие сведения о языке программирования " | ||
26 | 2 | Организация ввода и вывода данных | Комбинированный урок | Презентация " Организация ввода и вывода данных" | ||||||
27 | 3 | Программирование линейных алгоритмов | Комбинированный урок | - иметь первичные навыки работы с целочисленными, логическими, символьными и строковыми типами данных. | - самостоятельно планировать пути достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Смыслообразование - алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе; - представление о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности. | Презентация "Программирование линейных алгоритмов" | |||
28 | 4 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | Комбинированный урок | - понимать запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию ветвление. | Презентация "Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор." | |||||
29 | 5 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | Комбинированный урок | - понимать запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл. | Презентация " Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений." | |||||
30 | 6 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | Комбинированный урок | - понимать запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл. | Презентация "Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. " | |||||
31 | 7 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | Комбинированный урок | - понимать запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл. | Презентация "Программирование циклов с заданным условием окончания работы." | |||||
32 | 8 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | Комбинированный урок | - понимать запись на языке программирования коротких алгоритмов, содержащих алгоритмическую конструкцию цикл. | Презентация "Программирование циклов с заданным числом повторений." | |||||
33 | 9 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | Комбинированный урок | - владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль. | Презентация " Различные варианты программирования циклического алгоритма." | |||||
34 | 10 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Начала программирования. Проверочная работа. | Урок проверки и коррекции знаний | - владеть начальными умениями программирования на языке Паскаль. | - самостоятельно планировать пути достижения целей; - соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - оценивать правильность выполнения учебной задачи; - владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | Смыслообразование - понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; - способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость фундаментальных аспектов подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. | Презентация " Начала программирования. Проверочная работа." |
Перечень учебно-методических средств обучения
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. Авторы: Семакин И.Г, М.С.Цветкова Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014
Дополнительная литература
- методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
- Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2008.
Электронные учебные пособия
- http://www.metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
- http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
- http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
- http://fcior.edu.ruhttp://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
- http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
- http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по информатике
календарно-тематическое планирование по информатике к учебнику Угриновича 8 класс...
Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)...
Примерное календарно-тематическое планирование по Информатике и ИКТ для 11 класса
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень)...
Календарно-тематическое планирование по информатике для 8 класса
КТП для 8 класса по учебнику Угриновича Н.Д....
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 10 класса
КТП по информатике для 10 класса. УМК: Угринович Н.Д....
Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ для 9 класса
КТП по информатике для 9 класса. УМК: Угринович Н.Д....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/22/picture-269346-1371924011.jpg)
Календарно -тематическое планирование по информатике и ИКТ (РАСШИРЕННЫЙ КУРС) для 10-11 класса на основе учебника «Информатика и ИКТ». Базовый уровень учебник для 10 класса/ Н. Д. Угринович
Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представлены недостаточно. К числу таких тем относятся: системы счисления, логика, алгоритмизация, программир...