Измерение информации 7 класс Л.Л.Босова Информатика ФГОС
учебно-методический материал по информатике и икт (7 класс)

Технологическая карта урока по теме "Измерение информации". Важная тема для понимания соотношения единиц измерения информации со ссылками на цифровые ресурсы, задачами.

Презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_informatika.doc91.5 КБ
PDF icon izmerenie_informatsii.pdf1.33 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Измерение информации»

ФИО (полностью)

Михайлова Татьяна Аркадьевна

Место работы

МБОУ средняя школа №9 г. Выкса Нижегородской обл.

Должность

Учитель информатики ИКТ

Предмет

информатика

Класс

7

Тема и номер урока в теме

Информация и информационные процессы

«Измерение информации. Алфавитный подход» 7 урок

Базовый учебник

Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. ФГОС Информатика  7 класс.

  1. Цель и задачи урока

Цель: сформировать представление об алфавитном подходе к измерению информации, о нахождении информационного веса, информационного объёма символа, научить находить эти величины, повторить единицы измерения информации и их соотношения.

Задачи:

обучающие   познакомить учащихся с основными понятиями по данной теме: алфавитный подход, информационный вес символа, информационный объём, единицы измерения и их соотношение

развивающие   развивать познавательный интерес к данной теме и умение применять свои знания в практических ситуациях;

воспитательные   воспитание информационной культуры, аккуратности и трудолюбия в вычислительных операциях.

Предметные:

знать принципы двоичного кодирования,

уметь работать с единицами измерения информации

Личностные: приобретение опыта участия в самостоятельной работе,

формирование ответственного отношения к самоконтролю

Метапредметные:

владение понятиями, которые связанны с единицами измерения информации,

опыт принятия решений для выполнения самостоятельной работы, домашнего задания по инструкции.

УУД

Личностные УУД:  

представление о единицах измерения информации;

соотношение единиц измерения, перевод.

 Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи согласно того, что знают учащиеся и что еще не    известно; прогнозирование  результата.

 Коммуникативные УУД:

планирование совместной работы  с учителем (домашнее задание);

поиск и сбор необходимой  информации, работа с Интернет-ресурсами.

Познавательные УУД:

самостоятельно  формулировать познавательную цель;

применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Тип урока: комбинированный

Форма проведения: урок применения новых знаний и умений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

  1. Тип урока  -  изучение нового материала
  2. Формы работы учащихся
  • словесный – беседа;
  • наглядный – раздаточный материал, компьютеры;
  • практический – индивидуальная работа, практическая работа на компьютере.
  1. Необходимое техническое оборудование
  1.  компьютеры (Учительский ПК и ученические ПК)
  2. проектор, экран
  3. выход в Интернет.
  1. Технологическая карта урока.

Таблица 1

Технологическая карта урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент. Онлайн урок можно провести на всех платформах, где есть эта возможность.    

Приветствие учителя, проверка готовности к уроку (проверка подключения, проверка присутствующих)

Объявление темы «Измерение информации»

Учитель задаёт вопросы –

  1. Урок физкультуры – построение учащихся по росту. Как это происходит?
  2. Урок физики – измерение массы тела. Какие единицы вы знаете?
  3. Расписание звонков с урока – 9 часов 30 минут. Как здесь мы ориентируемся?
  4. Вопрос: «А как можно измерить информацию?».  Где вы это слышали, использовали?

Постановка целей и задач урока.

Итак, задачи урока: 

  1. Изучить понятия: алфавитный подход, информационный вес символа, объём сообщения.
  2. Рассмотреть основные виды решения задач
  3. Уметь сравнивать единицы измерения информации

Приветствие учащихся.

Открыли тетради, записали дату, тему урока.

Предполагаемые ответы:

  1. рост – измерение в метрах и сантиметрах
  2. масса – тонны, килограммы, граммы, миллиграммы
  3. звонки с уроков – час, минута.
  4. байты, мегабайты, килобайты. Копировали файлы, загружали игры, обменивались информацией в Интернете.

2

2

Актуализация

знаний

Как мы все с вами уже привели примеры, что мы отсылаем сообщения по мобильному телефону; общаясь в сетевых сообществах, отправляем  фотографии; почему одна и та же игра у друзей выполняется быстро, у вас – медленно.  С чем это связано?

После ответов учеников, учитель делает вывод вместе с ребятами о разном информационном объёме.

Как его определять,  что такое информационный вес символа и объём сообщения?

Ученики слушают, предлагают свои варианты ответов:

-телефон лучше

-компьютер круче

-SMS сообщения разные

3

3

Изучение нового материала

«Алфавитный подход к измерению информации»

(ресурс №1, 1а)

Сегодня на уроке вы будете самостоятельно изучать предложенную вам тему, работая с ЭОР в виде презентации и видеофрагментов. Вам надо ответить на следующие вопросы:

  1. Что такое алфавитный подход?
  2. Информационный вес символа
  3. Информационный объём сообщения
  4. Обозначение величин и формула их связывающая

Учитель контролирует правильность записи нового материала в тетрадь. Закончили работу.

Давайте сделаем, небольшой перерыв после работы  за ПК.

Ученики работают с ЭОР, делают конспект урока по предложенным вопросам, обращаются за консультацией

15

4.

Физкультминутка

Ресурс №2

Комплекс упражнений для глаз
Исходное положение для всех упражнений: позвоночник прямой, глаза открыты, взгляд устремлен прямо.
Упражнение 1:
Взгляд направлять последовательно влево - вправо, вправо-прямо, вверх-прямо, вниз-прямо без задержек в отведенном положении. (Повторить 5 раз.)
Упражнение 2:
Взгляд смещать по диагонали: влево - вниз-прямо, вправо – вверх -прямо, вправо - вниз-прямо, влево - вверх-прямо и постепенно увеличивать задержки в отведенном положении.
Упражнение 3:
Круговые движения глаз: до 5 кругов влево, а затем вправо. Выполнять упражнение вначале быстро, а затем как можно медленнее.
Упражнение 4:
Изменение фокусного расстояния: посмотреть на кончик носа, а затем вдаль. Упражнение повторить несколько раз.

Комплекс упражнений «Танцуйте сидя» 

Упражнение 1:
Руки на пояс поставьте вначале
Влево и вправо качайте плечами.
Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.
Упражнение 2:
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали – все в полном порядке.
Выполнить по три раза.

Ученики выполняют упражнения для глаз и небольшую разминку

3

4.

Изучение нового материала

«Измерение количества информации» (ресурсы №3, №4)

Отдохнули, продолжаем работать. Те, кто сидит за нечётными номерами ПК – 1 анимационный ролик, за чётными номерами ПК – 2 анимационный ролик. После просмотра  - обмен полученными знаниями.

После работы за ПК учитель обращается к ученикам.

Итак, Ребята первого варианта, вы находили      ………информационный вес элемента языка программирования Бейсик (движение в разных направлениях) . Расскажите нам, как вы это поняли?

А если бросать шестигранный  кубик? Какую новую математическую функцию вы ещё не проходили?

Ребята второго варианта, а что вы узнали интересного про кодировании букв русского языка?

Ученики приступают к просмотру, по ходу работы задают вопросы учителю. Записывают примеры в тетрадь.

Предполагаемый ответ: движение в разных направлениях. Всего движений  - 8, количество бит – 3.

Количество информации лежит в интервале -

2

Всего букв – 32, букву Ё не считаем, так как она редко использовалась, отсюда N=32, а  I=5 бит.

14

5.

Повторение единиц измерения

«Единицы измерения»

(ресурс №5)

Ребята, сейчас мы с вами всё время говорили  о самой маленькой единице измерения информации. Это - …..

А какие ещё вы знаете единицы измерения?

Перед подведением итогов давайте посмотрим на большом экране видеофильм об единицах измерения. Обратите внимание на новые приставки в названии единиц измерения.

Ученики дружно отвечают  БИТ.

Предполагаемые ответы – байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.

Ученики смотрят на экран через проектор учительского места видеоролик.

4

6.

Подведение итогов

На уроке мы познакомились с понятиями алфавитный подход, информационный вес символа, объём сообщения. Повторили основные единицы измерения информации.

Ученики слушают

2

7.

Домашнее задание

§1.4, задания 6, 9

Найдите максимальный объём SMS-сообщения на вашем мобильном телефоне, объём вашего жёсткого диска, требуемый объём видеокарты, сравните разные единицы измерения информации для вашей любимой игры.

Ученики записывают домашнее задание.

2

Приложение к плану-конспекту урока

Измерение информации

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Алфавитный подход к измерению информации

№ 119091

Презентация

Демонстрация к лекции

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/e3ea83ed-f9a4-43e3-843b-0116c5e3e034/75344/ 

Измерение количества информации: информация как мера уменьшения неопределенности

№ 135059

Анимация

Видеофрагмент

http://school-collection.iv-edu.ru/catalog/res/b7753262-65bc-49f7-acd7-987a118ce971/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=teacher&class=50&subject=19 

2.

Физкультминутки во время урока информатики

Иллюстрация

http://www.openclass.ru/node/139127 

3

Вычисление количества информации

 № 134959

Анимация

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/484ad996-5cd1-4d54-9dc9-a60ed8e8fbb4/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=pupil&class=50&subject=19 

4

Вычисление количества информации: алфавитный подход

 № 134881

Анимация

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/6a493343-35e0-4574-a2b5-82bc452a7d36/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=pupil&class=50&subject=19 

5

Измерение количества информации. Бит, байт, производные единицы

№ 135010

Анимация

Видеофрагмент

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/572550fc-9e6c-4b45-ab87-8870fd442c74/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=pupil&class=50&subject=19 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"

Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;3)  определе...

конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"

Измерение информации. Единицы измерения информации.УУД:Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда.Познавательные: умения и навыки организаци...

презентация к уроку информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"

Изучая разные предметы в школе, вы умеете измерять разные величины (ширину и длину предмета) и знаете единицы измерения этих величин, объём умеете определять на уроках физики и математики. А на уроках...

Методическая разработка урока информатики «Подходы к измерению информации. Алфавитный подход» 8 класс, УМК Л.Л. Босовой

Конкурс профессионального мастерства учителей общеобразовательных организации  г. Льгова Курской области«Лучший урок по ФГОС с применением активных форм учебной деятельности»по направ...

Технологическая карта урока. Босова. Информатика. 5 класс. ФГОС. Информация вокруг нас.

Технологическая карта урока. Босова. Информатика. 5 класс. ФГОС.Урок 1. Информация вокруг нас.Цели урока:- рассмотрение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе в комп...