Подготовка с помощью сервиса Яндекс.Формы интерактивных тренажёров для образования
статья по информатике и икт

Стрельникова Виктория Викторовна

Статья подготовлена Стрельниковой Викторией Викторовной, методистом отдела научно-методического обеспечения образовательной деятельности Армавирского филиала ГБОУ "Институт развития образования" Краснодарского края.

Использование интерактивных цифровых образовательных ресурсов, интерактивных тренажёров на уроках способствует более эффектиному процессу обучения и взаимодействию педагога и обучающихся, общению обучающихся между собой, повышению их уровня заинтересованности, развитию познавательной активности учащихся, их творческой реализации, развитию коммуникационных, учебно-познавательных, общекультурных компетенций.

 Пример 1. Создание интерактивного тренажера по физике «Гидравлический пресс»

Предварительно необходимо подготовить изображения (желательно одинаковые по высоте и ширине), включающие картинки, текст, схемы, в последующем загружаемые на соответствующие страницы ЯндексФормы. Для начала работы по созданию ЯндексФормы, указав логин и пароль, открыв свою электронную почту, обращаясь к группе горизонтально расположенных инструментов вверху, осуществляете выбор пункта «Ещё».

 

В появляющемся меню выбираете вариант «Все сервисы Яндекса».

В отображаемом перечне переходите к Формам.

Просматривая содержание страницы, отображаемой в браузере, выбираете «Формы для личных целей», «Попробовать», «Создать форму из шаблона».

 

 

Для изменения названия подготавливаемого интерактивного тренажера можно, щёлкнув по изображению ручки (карандаша), впечатать своё название (одно или несколько слов) вместо слов «Новая Форма».

В моём примере в качестве названия указывается …, так как предполагается размещение формы на фоне изображения, включающего маленькие чередующеся картинки и текст с названием.

На первую страницу формы добавим элемент «Один вариант», расположенный слева, в качестве вопроса внесём текст «Для начала работы нажмите кнопку «Далее». Справа от поля с внесенным текстом воспользуемся светло-серым маленьким инструментом для добавления изображения гидравлического пресса на страницу в редактируемый блок. В данном разделе страницы 1 ответы и проверка правильности их внесения не предусматриваются, так как предполагается показ изображения и текстовых строк с возможностью перехода к следующей страницы тренажера, поэтому справа в области «Ответы» в поле «Вариант 1» достаточно нажать изображение крестика. В завершении работы над первой страницей интерактивного тренажёра нажмём кнопку «Сохранить». Обращаю Ваше внимание на то, что в любой момент есть возможность изменить, отредактировать содержание, последовательность расположения каждой страницы и её разделов создаваемой Вами ЯндексФормы. Для этого достаточно щёлкнуть по соответствующей странице или разделу, являющихся частью страницы, для открытия в режиме редактирования.

Нажав светло-серую кнопку «Добавить страницу», аналогично добавляя «Один вариант», внесём текст «Рассмотрите схему и название компонентов» и вставим соответствующее изображение – схему гидравлического пресса и названия элементов. Справа в области «Ответы» в поле «Вариант 1» нажмём изображение крестика, в завершении работы над второй страни-цей интерактивного тренажёра нажмём кнопку «Сохранить».

Аналогично добавим третью страницу в форму, внеся в качестве вопроса текст «Выберите правильное название для каждого из компонентов в соответствии с рисунком» и добавив заранее подготовленное изображение.

На четвертую добавляемую страницу внесем «Один вариант» из раздела «Тесты и квизы». В поле «Вопрос» впечатаем текст «Выберите», загрузим соответствущее изображение, в качестве ответов добавим следующие:

  • рычаг;
  • малый поршень;
  • клапан;
  • сосуд;
  • прессуемое тело;
  • манометр;
  • предохранительный клапан;
  • большой поршень.

Отметим вариант «рычаг» как правильный, указывая 1 балл за выбор данного ответа. Следует обратить внимание на то, что количество баллов за выбор правильного ответа может быть другим значением. На следующем изображении (скриншоте) в правой части Вы может видеть отображаемый результат содержимого четвертой страницы тренажера, подготавливаемого с помощью сервиса ЯндексФормы. После внесения вариантов ответов в блоке «Настройки» необходимо отметить: «Обязательный вопрос», «Сортировка ответов», «В случайном порядке для каждого пользователя». Аналогично создадим пятую страницу формы, вставив соответствующее изображение, те же варианты ответов, указав в качестве правильного вариант «малый поршень».

Обращаю Ваше внимание на то, что при работе с сервисом ЯндексФормы предусмотрена возможность копирования и переноса блока с одной страницы на другую. Продолжая работу по подготовке интерактивного тренажёра, можно скопировать блок с реализацией выбора одного варианта ответа из предложенных восьми, перенести копию на следующую страницу, внеся в него небольшие изменения, касающиеся замены картинки с заданием и указанием правильного варианта ответа.

Руководствуясь рассмотренной в примере инструкцией, добавим еще шесть страниц, размещая в каждой соответствующее заданию изображение, те же восемь вариантов ответов, указывая для каждой страницы свой правильный вариант ответа. Перейдя на вкладку «Тема», создадим свою тему оформления для данного интерактивного тренажера «Гидравлический пресс».

Редактируя тему, выбираем тип шрифта, цвет вопроса, цвет ответа, цвет кнопки в соответствии с той цветовой гаммой, которая используется на добавленных в форму изображениях. В качестве фона под текстом я выбрала светло-жёлтый, добавляя подложку, загружаем фон – изображение, подготовленное заранее, сохраняем изменения.

Перейдя к вкладке «Настройки», в разделе «Тесты и логика отправки» внесем изменения в соответствии со следующим скриншотом.

Перейдя к вкладке «Настройки», в разделе «Тесты и квизы» внесем изменения в соответствии со следующими скриншотами, добавляя в каждый раздел изображение гидравличесского пресса:


 

Для подтверждения правильности внесенных изменений нажмём кнопку «Сохранить». Завершая работу по созданию интерактивного тренажера по физике «Гидравлический пресс», нажимаем жёлтую кнопочку «Поделиться», копируем ссылку на опубликованную форму для дальнейшего использования.

Также можно скопировать код для вставки iframe, добавляя его в последующем на веб-страницы. Например, можно вставить данный код на страницу Вашей публикации на сайте nsportal.ru, перейдя в режим редактирования страницы, к простому редактору текста.

В результате страница Вашей публикации на сайте nsportal.ru будет отображать интерактивный тренажер, созданный с поомщью сервиса ЯндексФормы:

Использовать интерактивный тренажёр можно, перейдя к странице с соответствующей публикацией на сайте nsportal.ru.

 Пример 2. Создание интерактивного тренажера по астрономии «Строение Солнца»

Предварительно необходимо подготовить изображения (желательно одинаковые по высоте и ширине), включающие картинки, текст, схемы, в последующем загружаемые на соответствующие страницы ЯндексФормы. Для изменения названия подготавливаемого интерактивного тренажера можно, щёлкнув по изображению ручки (карандаша), впечатать своё название (Интерактивный тренажёр по астрономии) вместо слов «Новая Форма». На первую страницу формы добавим элемент «Один вариант», расположенный слева, в качестве вопроса внесём текст «Для начала работы нажмите кнопку «Далее». Справа от поля с внесенным текстом воспользуемся светло-серым маленьким инструментом для добавления изображения «Строение Солнца» на страницу в редактируемый блок. В данном разделе страницы 1 ответы и проверка правильности их внесения не предусматриваются, так как предполагается показ изображения и текстовых строк с возможностью перехода к следующей страницы тренажера, поэтому справа в области «Ответы» в поле «Вариант 1» достаточно нажать изображение крестика. В завершении работы над первой страницей интерактивного тренажёра нажмём кнопку «Сохранить». Обращаю Ваше внимание на то, что в любой момент есть возможность изменить, отредактировать содержание, последовательность расположения каждой страницы и её разделов создаваемой Вами ЯндексФормы. Для этого достаточно щёлкнуть по соответствующей странице или разделу, являющихся частью страницы, для открытия в режиме редактирования.

Нажав светло-серую кнопку «Добавить страницу», аналогично добавляя «Один вариант», внесём текст «Рассмотрите строение Солнца» и вставим соответствующее изображение. Справа в области «Ответы» в поле «Вариант 1» нажмём изображение крестика, в завершении работы над второй страницей интерактивного тренажёра нажмём кнопку «Сохранить».

Аналогично добавим третью страницу в форму, внеся в качестве вопроса текст «Рассмотрите строение Солнца: изображение и названия:» и добавив заранее подготовленное изображение.

На четвертую добавляемую страницу внесем «Начало проверки знаний:», загрузим соответствущее изображение:

На пятую добавляемую страницу вставим элемент «Выпадающий список», внесём в качестве вопроса текст: «Выберите название в соответствии с рисунком (номер 1)», загрузим соответствующее изображение с заданием, внесем следующие варианты ответов:

  • ядро;
  • хромосфера;
  • фотосфера;
  • лучистая зона;
  • корона;
  • конвективная зона.

После внесения вариантов ответов в блоке «Настройки» необходимо отметить: «Обязательный вопрос», «Сортировка ответов», «В случайном порядке для каждого пользователя», «Фильтровать ответы при вводе текста в поле». В результате констурирования данной страницы формы получаем карточку с заданием в виде изображения и интерактивный элемент – раскрывающийся список с возможностью выбора варианта ответа. Для реализации проверки правильности выбора варианта ответа пользователем данного тренажёра и организации диалога, добавим две страницы: шестую и седьмую соответственно, каждая из которых будет отображаться в зависимости от варианта ответа, выбранного пользователем из списка страницы 5. На шестую страницу формы добавим элемент «Один вариант», расположенный слева, в качестве вопроса внесём текст «Результат», вставим подготовленное изображение.

Настроим условия показа шестой страницы:

Шестая страница в данном примере будет показана в том случае, если не выбран вариант ответа «ядро» из списка пятой страницы:

На седьмую страницу формы добавим элемент «Один вариант», расположенный слева, в качестве вопроса внесём текст «Результат», вставим подготовленное изображение.

Настроим условия показа седьмой страницы:

Седьмая страница в данном примере будет показана в том случае, если выбран вариант ответа «ядро» из списка пятой страницы. Аналогично добавим еще несколько страниц с показом изображений с заданиями и списками вариантов ответов, настраивая условия показов соответствующих страниц. Добавим в проект 23 страницу, вставим «Короткий текст» из раздела «Тесты и квизы». В поле «Вопрос» впечатаем текст «Внесите последовательность букв в соответствии с номерами 123456, указав названия:», загрузим соответствущее изображение, подготовленное заранее:

Для реализации проверки правильности выбора варианта ответа пользователем данного тренажёра и организации диалога, добавим две страницы: 24 и 25 соответственно, каждая из которых будет отображаться в зависимости от варианта ответа, внесенного пользователем в поле ввода страницы 23. На 24 страницу формы добавим элемент «Один вариант», расположенный слева, в качестве вопроса внесём текст «Результат», вставим подготовленное изображение.

В данном разделе страницы 24 ответы и проверка правильности их внесения не предусматриваются, так как предполагается показ изображения и текстовых строк с возможностью перехода к следующей странице тренажера, поэтому справа в области «Ответы» в поле «Вариант 1» достаточно нажать изображение крестика. Настроим условия показа 24 страницы:

Страница №24 в данном примере будет показана в том случае, если пользователем в поле ввода страницы №23 внесена следующая последовательность символов: ЕДГВБА.

На 25 страницу формы добавим элемент «Один вариант», расположенный слева, в качестве вопроса внесём текст «Результат», вставим подготовленное изображение.

В данном разделе страницы 25 ответы и проверка правильности их внесения не предусматриваются, так как предполагается показ изображения и текстовых строк с возможностью перехода к следующей странице тренажера, поэтому справа в области «Ответы» в поле «Вариант 1» достаточно нажать изображение крестика. Настроим условия показа 25 страницы:

Страница №25 в данном примере будет показана в том случае, если пользователем в поле ввода страницы №23 не внесена следующая последовательность символов: ЕДГВБА.

На 26 страницу формы добавим элемент «Один вариант», расположенный слева, в качестве вопроса внесём текст «Итог», вставим подготовленное изображение.

Перейдя на вкладку «Тема», создадим свою тему оформления для данного интерактивного тренажера по астрономии«Строение Солнца».

Редактируя тему, выбираем тип шрифта, цвет вопроса, цвет ответа, цвет кнопки в соответствии с той цветовой гаммой, которая используется на добавленных в форму изображениях. В качестве фона под текстом я выбрала светло-жёлтый, добавляя подложку, загружаем фон – изображение, подготовленное заранее, сохраняем изменения.

Перейдя к вкладке «Настройки», в разделе «Тесты и логика отправки» внесем изменения в соответствии со следующим скриншотом.

Перейдя к вкладке «Настройки», в разделе «Тесты и квизы» внесем изменения в соответствии со следующим скриншотом:

Для подтверждения правильности внесенных изменений нажмём кнопку «Сохранить». Завершая работу по созданию интерактивного тренажера по астрономии «Строение Солнца», нажимаем жёлтую кнопочку «Поделиться», копируем ссылку на опубликованную форму для дальнейшего использования.

 

 Интернет-источники

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по английскому языку (аудирование) с помощью сервисов Podcast и Audacity

Хочу познакомить коллег с замечательными интернет-ресурсами, о которых я узнала, проходя дистанционные курсы на одном из сайтов-сообществ учителей английского языка. Это ресурс Podcast, который ...

Создание интерактивных дидактических материалов по математике и физике с помощью сервиса LearningApps.org

В данной статье рассматривается актуальная для настоящего времени проблема - применение в обучении цифровых дидактических материалов, описываются преимущества создания интерактивных заданий с пом...

Применение игровых приемов с помощью сервиса интерактивных упражнений Learnin gApps.org» на разных этапах урока химии.

LearningApps.org - приложение подходит для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении. он позволяет экономить время, ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И НАСТРОЙКЕ ОПРОСНОГО ЛИСТА НА СЕРВИСЕ ЯНДЕКС ФОРМЫ

В настоящее время особую популярность завоевывают отечественные сервисы. Сервис Яндекс Формы предназначен для создания различных опросных листов, в том числе и с автоматической проверкой. Формы могут ...

Подготовка к ОГЭ по английскому языку. Интерактивный тренажёр "Word formation".

Интерактивный тренажёр "Word formation"  состоит из 5 вариантов заданий....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по использованию цифрового образовательного ресурса – интерактивного тренажёра по изобразительному искусству

Методические рекомендации разработаны для педагогов дополнительного образования, которые заинтересованы в использовании цифровых образовательных ресурсов для развития творческих навыков учащихся в обл...