Феминизация современного образования и её воздействие на академическую успеваемость школьников по информатике
статья по информатике и икт (9 класс)

Князев Максим Николаевич

Данная работа представляет результаты изучения вопроса о степени воздействия феминизации современного образования на академическую успеваемость школьников по предмету «Информатика» в конкретных условиях школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕМИНИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЁ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИНФОРМАТИКЕ

Князев М.Н.

  1. Введение

Анализ научно-педагогической литературы по данному вопросу позволяет заключить, что технологии обучения, применяемые в школе, практически не учитывают психофизиологических особенностей детей разного пола. Кроме того, современная школа, в которой преобладают педагогиженщины, в большой степени ориентирована на обучение девочек и требует проявления учениками качеств, присущих прежде всего девочкам: прилежание, аккуратность, дисциплинированность. Как свидетельствует Л.В.Градусова [1], такое положение не только не позволяет повысить эффективность образовательного процесса, но и наносит ущерб физическому и психическому развитию учащихся.

Более того, существующие в современном образовании стратегии обучения, формы и методы работы с детьми рассчитаны в большей степени на девочек, ориентированы на женскую модель поведения, так как требуют в первую очередь прилежания, сосредоточенного внимания, дисциплины, усидчивости.

Мальчики более подвижны, непоседливы, непослушны, у них чаще возникают конфликты, поэтому они получают больше дисциплинарных замечаний, отрицательных оценок, их чаще наказывают. По мнению Б. Хартли [2], более низкие достижения мальчиков в учёбе, чем у девочек, частые нарушения дисциплины, объясняются тем, что роль «настоящей женщины» и «хорошей ученицы» в обществе не противоречат друг другу, в то время как роль «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» во многом не совпадают. Это противоречие объясняет отрицательное отношение к учению мальчиков, где, по их мнению, нет места для проявления мужских качеств.

Отсутствие достаточных возможностей для выражения маскулинности в обычной жизни нередко приводит к выражению её на внесоциальной основе, преобладанию мальчиков с девиантным поведением.

Мальчики и девочки имеют разные сроки физического и психического созревания, в результате в одном классе присутствуют дети, имеющие существенные различия в физических, психических и социальных качествах.

Австралийский психолог С. Биддалф [2] обращает внимание на то, что в возрасте 6–7 лет, когда дети начинают учёбу в школе, мальчики на 12 месяцев отстают от девочек в умственном развитии. Особенно заметно отставание в сфере мелкой моторики. Недостаточная готовность большинства мальчиков к освоению письма ведёт к низкой успеваемости и создаёт у них «ситуацию неуспеха». Далее, подчёркивает исследователь, находясь в стадии развития крупной моторики, мальчики испытывают постоянное желание двигаться, поэтому у них неизбежны проблемы с усидчивостью. Выход из данной ситуации ученый видит в том, чтобы отдавать мальчиков в школу на год позднее, чем девочек. В школе мальчики должны быть на год старше девочек, сидящих с ними за партой, что будет способствовать уравниванию их возможностей.

Усугубляет неблагоприятную ситуацию полоролевого развития мальчиков всё более усиливающаяся феминизация воспитания в семье и образовательных учреждениях. Рост числа неполных семей, абсолютное преобладание в дошкольных учреждениях и школе педагогов женского пола делают мужскую модель поведения малодоступной для подражания.

В то же время, как подчёркивают многие исследователи, мальчики испытывают по сравнению с девочками, более сильное давление со стороны социума (семьи, сверстников, педагогов) в отношении полоспецифического поведения. Более жёсткие требования к полоролевому поведению мальчиков во многом обусловлены наличием в культуре и общественном сознании жёстко заданного образа «настоящего мужчины». К тому же традиционные стереотипы мужского поведения более узки и категоричны по сравнению с женскими стереотипами.

Неблагоприятная для мальчиков ситуация гендерной социализации усугубляется, по утверждению Ю. В. Алешиной, А. С. Волович [2], тем, что в нашей стране, по сравнению с другими странами, мальчики существенно ограничены в проявлении собственно маскулинных качеств. Взрослые не одобряют проявления мальчиками традиционных маскулинных качеств – агрессии, двигательной активности, видя в них прежде всего источник беспокойства.

И.Е.Токарь в своей статье «Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек» [3], говорит, что у мальчиков чаще, чем у девочек, отмечается неуспеваемость, связанная с недостатками учебной деятельности, с отрицательным отношением к учению, с низким уровнем воспитанности и проблемным поведением (гиперактивность, непоседливость, раскованность), большинству мальчиков не достаёт усидчивости, внимательности, аккуратности, прилежания. Среди неуспевающих школьников значительно преобладают мальчики, от первых классов до конца школы оценки у них хуже, чем у девочек.

В качестве одного из путей выхода из сложившейся ситуации, мировая педагогика видит в раздельном обучении девочек и мальчиков. Так, С. Биддалф приводит пример эксперимента с раздельным обучением английскому языку в одной из школ Англии. Учитывая, что мальчики показывают худшие результаты в освоении языка, чем девочки, в школе скорректировали программы обучения таким образом, чтобы они были интересны и для мальчиков, и для девочек. Кроме того, для мальчиков ввели курс интенсивного чтения и письма в классе. В результате двухлетнего эксперимента значительно повысилась успеваемость по английскому языку, как у мальчиков, так и у девочек. Но особенно заметным оказалось повышение успеваемости у мальчиков – на 400 %.

Другие учёные видят решение проблемы в реализации гендерного подхода в педагогической практике, в повышении педагогами своей гендерной компетенции, которая предполагает сформированность у преподавателя, учителя, воспитателя понимания предназначения мужчин и женщин в обществе, их статуса, функций и взаимоотношений [4]. Важной для педагога является также способность критического анализа своей профессиональной деятельности как представителя определённого гендера.

Так, в работе в маскулинноориентированных группах педагогу следует подбирать материал, исходя из его практической ценности, обязательно делать обобщения и выводы в конце занятия, организовывать диалоги и дискуссии, особое внимание обращать на логичность и доказательность рассуждений, организовывать исследовательскую работу в парах. В фемининноориентированных группах необходимо чаще  использовать коллективные формы работы, использовать примеры, воздействующие на эмоциональную сферу.

  1. Объект, предмет, цели и задачи, методы исследования, исследовательская база, источник данных

Имея в виду изложенное выше, в нашем исследовании мы поставили перед собой цель:

выяснить, истинно ли то, что в нашей школе мальчики в большей своей массе учатся хуже девочек. Если такой факт подтвердится, то проанализировать количественный и гендерный состав классов, высказать возможную причину сложившейся ситуации.

В ходе исследования целесообразным оказалось решение следующих задач:

1) установить в диахронии динамику образования оценок по выбранным классам раздельно у мальчиков и у девочек;

2) установить в синхронии систему оценок по выбранным классам раздельно у мальчиков и у девочек.

Иными словами, мы получили ответы на вопросы: у кого выше успеваемость в классе - у мальчиков или у девочек? Какова динамика успеваемости у мальчиков и у девочек по годам? Девочки учатся всегда лучше мальчиков, не зависимо от гендерного соотношения в классе?

В качестве исследовательской базы мы взяли 6-9 классы средней школы №47 г.Воронежа. Предметом исследования послужила академическая успеваемость учащихся в данной школе по информатике. Объектом изучения стало процентное отношение количества определённых оценок («2», «3», «4», «5») по информатике к общему числу девочек или мальчиков в выбранных классах. Источник полученных данных - автоматическая информационно-аналитическая система Воронежской области (АИАС ВО) «Дневник.ру».

В исследовании мы использовали следующие методы [5]:

1) Изучение школьной документации – классных журналов с объективными данными, характеризующими реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

2) Статистический метод применялся при обработке массового материала – при определении процентного отношения количества определённых оценок («2», «3», «4», «5») к общему числу девочек или мальчиков в классе.

3) Теоретический анализ – анализировались отдельные факты, группировались, систематизировались, выявлялось в них общее и особенное, устанавливался общий принцип или правило. Анализ сопровождался синтезом, который помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.

 

  1. Результаты проведённого исследования

В качестве периода исследования мы выбрали 2 учебную четверть. Именно в этой четверти мы фиксируем устоявшийся коллектив – все «втянулись» в учёбу, нет новых учащихся в коллективе и поэтому отсутствует влияние новеньких на коллектив. Мы исследовали:

1) академическую успеваемость 6Д, 7Д, 8Д, 9Д классов по информатике в синхронии по постоянному параметру – 2 учебная четверть 2021-2022 уч.г.

2) академическую успеваемость параллели (9Б, 9В, 9Г, 9Д классы) по информатике в синхронии по постоянному параметру – 2 учебная четверть 2021-2022 уч.г.

3) академическую успеваемость нынешних 8Д и 9Д классов по информатике в диахронии (2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 2021-2022 уч.г.) по двум постоянным параметрам – 2 учебная четверть и относительное численное постоянство коллектива классов. Период раньше 2018 года брать было нельзя по той причине, что до пятого класса информатика не изучается, а 10 класс брать было нельзя, потому что там не соблюдается условие постоянства коллектива, полученные данные могут быть некорректны.

В результате изучения школьной документации были выведено процентное отношение количества определённых оценок («2», «3», «4», «5») к общему числу девочек или мальчиков в классах. Итоги исследования занесены в таблицы (табл. 1-4).

Таблица 1

В диахронии: нынешний 9Д класс (по учебным годам)

учебный год

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

д.

м.

д.

м.

д.

м.

д.

м.

«5»

0/11 0%

5/15 33%

0/11 0%

2/15 13%

3/11 28%

4/16 25%

0/11 0%

2/16 13%

«4»

5/11 45%

8/15 54%

6/11 55%

8/15 54%

4/11 36%

9/16 56%

1/11 9%

4/16 25%

«3»

6/11 55%

2/15 13%

5/11 45%

5/15 33%

4/11 36%

3/16 19%

10/11 91%

9/16 56%

«2»

0/11 0%

0/15 0%

0/11 0%

0/15 0%

0/11 0%

0/16 0%

0/11 0%

1/16 6%

Таблица 2

В диахронии: нынешний 8Д класс (по учебным годам)

учебный год

2018-2019

2019-2020

2020-2021

2021-2022

д.

м.

д.

м.

д.

м.

д.

м.

«5»

3/12 25%

4/16 25%

6/11 55%

4/17 24%

5/11 45%

2/17 12%

0/9

0%

1/14 7%

«4»

7/12 58%

9/16 56%

3/11 27%

8/17 47%

6/11 55%

9/17 53%

7/9 78%

5/14 36%

«3»

2/12 17%

3/16 19%

2/11 18%

5/17 29%

0/11 0%

6/17 35%

2/9 22%

8/14 57%

«2»

0/12 0%

0/16 0%

0/11 0%

0/17 0%

0/11 0%

0/17 0%

0/9

0%

0/14 0%

Таблица 3

В синхронии: 6Д, 7Д, 8Д, 9Д классы (2021-2022 уч.г.)

класс

д.

м.

д.

м.

д.

м.

д.

м.

«5»

5/12 42%

6/13 46%

8/13 62%

4/15 27%

0/9

0%

1/14 7%

0/11 0%

2/16 13%

«4»

5/12 42%

4/13 31%

4/13 31%

5/15 33%

7/9 78%

5/14 36%

1/11 9%

4/16 25%

«3»

2/12 16%

3/13 23%

1/13 7%

6/15 40%

2/9 22%

8/14 57%

10/11 91%

9/16 56%

«2»

0/12 0%

0/13 0%

0/13 0%

0/15 0%

0/9

0%

0/14 0%

0/11 0%

1/16 6%

Таблица 4

В синхронии: параллель (9Б, 9В, 9Г, 9Д классы) (2021-2022 уч.г.)

класс

д.

м.

д.

м.

д.

м.

д.

м.

«5»

3/15 20%

1/14 7%

3/16 19%

3/14 21%

11/14 79%

3/15 20%

0/11 0%

2/16 13%

«4»

9/15 60%

8/14 57%

10/16 62%

7/14 50%

3/14 21%

8/15 53%

1/11 9%

4/16 25%

«3»

3/15 20%

5/14 36%

3/16 19%

4/14 29%

0/14 0%

4/15 27%

10/11 91%

9/16 56%

«2»

0/15 0%

0/14 0%

0/16 0%

0/14 0%

0/14 0%

0/15 0%

0/11 0%

1/16 6%

Общее количество учащихся, по которым проводилось исследование, составило 191 человек, из которых 90 девочек и 101 мальчик.

Таким образом, в 9Б - 9Г (кроме 9Д) девочки учатся лучше («четвёрок» и «пятёрок» больше, чем у мальчиков), мальчики учатся хуже. В 9Г у девочек «четвёрок» меньше, чем у мальчиков из-за того, что большая часть девочек в классе имеет «пятёрки», т.е. они значительно оторвались в успеваемости от мальчиков.

В 6Д - 8Д (кроме 9Д) девочки учатся лучше («четвёрок» и «пятёрок» больше, чем у мальчиков), мальчики учатся хуже. Но в 9Д «двойка» стоит только у мальчика; в 8Д «пятёрок» больше у мальчиков.

В 8Д классе в диахронии только в первый год изучения информатики (2018-2019 уч.г.) успеваемость среди девочек и мальчиков была примерно равная (соотношение мальчиков и девочек 16 : 12), но затем на протяжение последующих 2 лет произошла корректировка и наблюдалась похожая картина: девочки  получают «четвёрок» меньше, чем мальчики, в 2021-2022 уч.г. девочки получают «пятёрок» меньше, чем мальчики, при этом соотношение мальчиков и девочек в классе составило 17 : 11 и 14 : 9 соответственно (табл.2).

В 9Д в диахронии на протяжение 4 лет наблюдалась похожая картина: девочки учатся хуже («четвёрок» и «пятёрок» меньше, чем у мальчиков), мальчики учатся лучше. Количество мальчиков в классе превышает число девочек 16 : 11.

  1. Заключение

Итак, гендерное соотношение в классе в целом не влияет на успеваемость девочек и мальчиков, но если количество мальчиков заметно превышает количество девочек, наблюдается тенденция для мальчиков учиться лучше. Это хорошо видно в синхронии 6Д, 7Д, 8Д, 9Д классы 2 четверть 2021-2022 уч.г. по предмету Информатика (табл.3).

Осмелимся предположить, почему такая ситуация имеет место быть: есть основания полагать, что в данных обстоятельствах учителя, проводившие уроки в классах с доминирующим количеством мальчиков (8Д, 9Д), адаптировали подачу учебного материала именно под восприятие маскулинно-ориентированного коллектива, а психофизиологическими особенностями восприятия девочек пренебрегли.

В заключение, основываясь на полученных в результате проведённого исследования данных, осмелимся сказать, что в современной школе не всегда проводится политика фемининно-ориентированного обучения, даже при наличии доминирующего числа педагогов-женщин. Скорее, дело обстоит в том, что педагог, организуя образовательный процесс, невольно адаптирует методику обучения, ориентируясь на гендерное большинство в обучаемом коллективе, поэтому вопрос совершенствования гендерной компетенции педагогов на сегодняшний день по-прежнему остаётся актуальным.

Список литературы

  1. 1. Градусова, Л. В. Гендерная педагогика: учеб. пособие / Л. В. Градусова. – М.: Флинта, 2011. – 358 с.
  2. 2. Безруких, Е. Б. Понимание гендерных стереотипов в педагогике / Е. Б. Безруких // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 397-399.
  3. 3. Токарь, И. Е. Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://otk-mir.ucoz.com
  4. 4. Тонких, С. А. Технология формирования гендерной компетенции будущего педагога / С. А. Тонких // Известия ВГПУ : Педагогические науки. – 2017. – С.46-49.
  5. 5. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин [и др.] ; ред. В. А. Сластенин: В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч. 1. – С.25-29.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости

В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и...

Взаимовлияние гендерных групп учащихся на академическую успеваемость коллектива

Данная статья является результатом проведённого исследования в новой для науки области - в гендерной педагогике. В статье рассказывается о том, какое влияние оказывает гендерная группа мальчиков на ге...

Взаимовлияние гендерных групп учащихся на академическую успеваемость коллектива

Презентация к статье "Взаимовлияние гендерных групп учащихся на академическую успеваемость коллектива", отражающей результаты проведённого исследования в области гендерной педагогики. В стат...

Современное образование для современных школьников

Современное образование для современных школьников...

Системно-деятельностный подход на уроках информатики как главное условие реализации целей современного образования

Любая ключевая компетенция имеет в своей основе деятельностную составляющую, поэтому уроки информатики позволяют развивать все группы ключевых компетенций: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-...

Организация внеурочной деятельности современных школьников по информатике

C 2010 года в системе образования Российской Федерации внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС), который призван решать задачи образования в современном...