Взаимовлияние гендерных групп учащихся на академическую успеваемость коллектива
статья

Князев Максим Николаевич

Данная статья является результатом проведённого исследования в новой для науки области - в гендерной педагогике. В статье рассказывается о том, какое влияние оказывает гендерная группа мальчиков на гендерную группу девочек в плане академической успеваемости и тех, и других. Статья отвечает на вопрос, как лучше собрать класс, сколько в нём должно быть мальчиков, сколько девочек, чтобы успеваемость всех детей в классе была оптимальной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Князев Максим Николаевич

ВЗАИМОВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ГРУПП УЧАЩИХСЯ НА АКАДЕМИЧЕСКУЮ УСПЕВАЕМОСТЬ КОЛЛЕКТИВА

Большинство школ у нас в России разнополые: в них учатся и мальчики, и девочки. В нашем исследовании мы поставили задачу узнать, какое влияние оказывает гендерная группа мальчиков на гендерную группу девочек в плане академической успеваемости и тех, и других. Цель данного исследования – ответить на вопрос, как лучше собрать класс, сколько в нём должно быть мальчиков, сколько девочек, чтобы успеваемость всех детей в классе была оптимальной?

Предпосылками для данного исследования послужило предвзятое отношение многих педагогов по отношению к мальчикам - постоянные разговоры в педагогической среде о том, что мальчики в классе своим поведением вызывают только проблемы и чем больше в классе мальчиков, тем хуже будет учиться весь класс.

Действительно, от природы мальчики более подвижны, непоседливы, непослушны, у них чаще возникают конфликты, они получают больше дисциплинарных замечаний, хуже учатся. И.Е.Токарь, кандидат педагогических наук, в своей статье «Влияние гендерных различий на успешность обучения мальчиков и девочек» отмечает низкий уровень воспитанности и проблемное поведение у мальчиков (гиперактивность, непоседливость, раскованность).

        

Почему так получается и плохо ли это на самом деле? Анализ источников по теме исследования показал следующее.

1) Как свидетельствует Л.В.Градусова [2], мальчики и девочки имеют разные сроки физического и психического созревания, в результате в одном классе присутствуют дети, имеющие существенные различия в физических, психических и социальных качествах. Это не учитывается современной школой.

Австралийский психолог С. Биддалф отмечает, что в возрасте 6–7 лет, когда дети начинают учебу в школе, мальчики на 12 месяцев отстают от девочек в умственном развитии. Особенно заметно отставание в сфере мелкой моторики. Недостаточная готовность большинства мальчиков к освоению письма ведет к низкой успеваемости и создает у них «ситуацию неуспеха». В дальнейшем мальчики догоняют девочек в развитии, но к этому времени им уже нанесен моральный вред. Кроме того, находясь в стадии развития крупной моторики, мальчики испытывают постоянное желание двигаться, поэтому у них неизбежны проблемы с усидчивостью.

2) Сложилось так, что в современной школе свыше 95 % педагогов – это женщины. Поэтому современная школа поневоле стала «женской», т.е. стала ориентирована на обучение девочек. И действительно, девочкам от природы свойственны такие качества, как прилежание, аккуратность, дисциплинированность, и в школе от всех детей требуют проявления качеств, присущих прежде всего девочкам! (см. Правила внутреннего распорядка для учащихся и педагогических работников в любой общеобразовательной школе). Технологии обучения, применяемые в школе, практически не учитывают познавательных психических особенностей детей разного пола.

Неблагоприятная для мальчиков ситуация гендерной социализации усугубляется, по утверждению Ю. В. Алешиной, А. С. Волович [4], тем, что в нашей стране, по сравнению с другими странами, мальчики существенно ограничены в проявлении собственно маскулинных качеств. Взрослые не одобряют проявления мальчиками традиционных маскулинных качеств – агрессии, двигательной активности, видя в них прежде всего источник беспокойства.

По мнению Б. Хартли, более низкие достижения мальчиков в учебе, чем у девочек, частые нарушения дисциплины, объясняются тем, что роль «настоящей женщины» и «хорошей ученицы» не противоречат друг другу, в то время как роль «хорошего ученика» и «настоящего мужчины» во многом не совпадают. Это противоречие объясняет отрицательное отношение к учению мальчиков, где, по их мнению, нет места для проявления мужских качеств [1].

Ход исследования

Чтобы выяснить, насколько это плохо, если в классе численность мальчиков доминирует, мы собрали данные по успеваемости учащихся начальной, основной и старшей средней школы и провели их анализ методом построения «оценочных колоколов», или диаграмм успеваемости.

В выборку вошли 98 учащихся из шести классов. Исследование проводилось по восьми учебным предметам гуманитарного и естественнонаучного цикла в рамках одного класса и по шести классам в рамках одного учебного предмета (английский язык), который ведёт один и тот же учитель. Другой константой в исследовании была выбрана одна учебная четверть одного учебного года.

Подсчитано количество девочек и отдельно количество мальчиков, выведен процент мальчиков по каждому классу. По данным школьных журналов подсчитано количество оценок «2», «3», «4», «5». После составления диаграмм исследована корреляция формы оценочного колокола от соотношения численности мальчиков и девочек в классе. Из исследования мы сознательно исключили гендерно-сензитивные предметы (технология, ОБЖ), поскольку ранее было установлено, что дифференциация мальчиков и девочек на уроках по гендерно-сензитивным предметам является существенным положительным моментом: успеваемость в раздельных классах увеличивается. Раздельные уроки по гендерно-сензитивным предметам могут быть успешными [5], [6].

Результаты исследования

 Считается, что если получившийся оценочный колокол не имеет провалов, он показывает «идеальную» успеваемость в классе, при которой есть несколько человек отличников, могут быть 1-3 человека неуспевающих, но большинство в классе имеют оценки «3» и «4». На практике, как показали построенные диаграммы, соотношение оценок оказывается как в сторону увеличения отличников, так и в сторону увеличения троечников в зависимости от того, с какими критериями к оценке учащихся подходит учитель, какой сложности материал предоставляет и является ли данный предмет в принципе сложным для учащихся или нет. Наше исследование показало, что отклонение оценочного колокола в сторону «троек» или в сторону «пятёрок» типично на всех ступенях обучения (начальные, средние, старшие классы). Зависимости между численным соотношением мальчиков и девочек в классе и отклонением оценочного колокола или в сторону «троек», или в сторону «пятёрок» также не прослеживается. В то же время при увеличении количества мальчиков в классах как в начальной, так и в основной школе оценочный колокол не показывает «провалов» ни в рамках одного предмета по разным классам, ни в рамках одного класса по разным предметам. А если в классе девочки превосходят мальчиков по численности, в классе появляется большое число «отличников» и большое число «двоечников», т.е. получившийся оценочный колокол имеет неправильную, «провальную» форму и показывает неравномерность успеваемости в классе.

Интерпретация полученных данных

Полученные в результате проведённого исследования данные были интерпретированы следующим образом. По нашему мнению, «провалы» в оценочном колоколе, отражающие неравномерную успеваемость в классе, могут быть вызваны наличием разногласий в коллективе, противоборством между членами такого коллектива, в котором большинство составляют девочки, диссонансом мнений внутри коллектива.

Рекомендации по комплектованию классов

Итак, плохо ли то, что в классе мальчики превосходят девочек по численности? Проведённое исследование показало, что при численном превосходстве мальчиков в классе соотношение мальчиков и девочек становится оптимальным. Признаком оптимальности соотношения является равномерная успеваемость в классе. Данное обстоятельство может стать одним из условий успешности обучения.

Литература:

1. Безруких Е. Б. Понимание гендерных стереотипов в педагогике / Е. Б. Безруких // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 397-399.

2. Градусова Л.В. Гендерная педагогика: учеб. пособие.- М., Флинта, 2011.

3. [Электронный ресурс] http://polit.ru/article/2008/11/18/kon;

4. [Электронный ресурс] http://otk-mir.ucoz.com;

5. [Электронный ресурс] http://www.vesti.ru/doc.html?id=2310357;

6. [Электронный ресурс] http://inosmi.ru/europe/20130105/204226508.html

Приложение 1. Академическая успеваемость школьников 7 «А» класса (в классе 13 мальчиков (65 %) и 7 девочек) по разным учебным предметам в рамках одного класса.

Приложение 2. Академическая успеваемость школьников из разных классов в рамках одного учебного предмета – английский язык.

2 класс: 11 мальчиков (61 %) и 7 девочек; 5 класс: 2 мальчика (17 %) и 10 девочек; 6 класс: 11 мальчиков (50 %) и 11 девочек; 7 «А» класс: 13 мальчиков (65 %) и 7 девочек; 7 «Б» класс: 3 мальчика (43 %) и 4 девочки; 11 класс: 13 мальчиков (68 %) и 6 девочек.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы саморегуляции эмоционального и физического состояния учащихся на уроках физической культуры как способ повышения академической успеваемости

В данной статье предлагается опыт работы по применению сопряженного психофизического воздействия в 1-х классах, применение АМО (активных методов обучения), приемов саморегуляции эмоционального и...

Взаимовлияние гендерных групп учащихся на академическую успеваемость коллектива

Презентация к статье "Взаимовлияние гендерных групп учащихся на академическую успеваемость коллектива", отражающей результаты проведённого исследования в области гендерной педагогики. В стат...

Доклад на школьном педсовете на тему "Социализация учащихся с помощью творческих коллективов"

Доклад на школьном педсовете на тему "Социализация учащихся с помощью творческих коллективов"...

Феминизация современного образования и её воздействие на академическую успеваемость школьников по информатике

Данная работа представляет результаты изучения вопроса о степени воздействия феминизации современного образования на академическую успеваемость школьников по предмету «Информатика» в конкр...