Разработка урока информатики "Алгоритмы" (11 класс)
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)

Косенко Елена Викторовна

Разработка урока информатики "Алгоритмы" (11 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_algoritmy_11_klass.doc90 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта (по учебнику Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. 11 класс. ФГОС)

Тема: Основные сведенья об алгоритмах. Свойства алгоритма

Цели: обобщить понятия «алгоритм» и «исполнитель алгоритма»; научиться решать задачи, содержащие исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, для формального исполнителя с ограниченным набором команд.

Тип урока: комбинированный.

Образовательные ресурсы: медиа проектор, наглядный материал (презентация).

Планируемые образовательные результаты:

  • предметные – понимание и значение определения алгоритма; исполнителя алгоритма; умение решать алгоритмические задачи.
  • метапредметные –выделение необходимой информации; умение работать по заданному алгоритму.
  • личностные – мотивация учебной деятельности; проявление навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; осознание отношения к компьютеру как к инструменту, позволяющему учиться самостоятельно.

Методы обучения: информационно-развивающий (беседа, объяснение), наглядно-иллюстративный (демонстрация слайдов), репродуктивный (решение заданий на закрепление материала).

Межпредметные связи: дисциплины «Математика»

Этапы урока

Материал ведения урока (деятельность учителя)

Деятельность обучающихся

I.

Мотивационно-ориентировочный этап

1.Приветствие.

2.Организация внимания.

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Проверьте, всё ли готово к уроку.

Начинаем урок.

Обучающиеся рассаживаются по местам.

Проверяют наличие принадлежностей.

Показывают готовы ли они к уроку.

II.

Поисковый этап

1. Формулирование темы и цели урока.

2. Изучение нового материала.

3. Практическое применение полученных знаний

-Сегодня мы начинаем с вами изучение нового раздела. Но он для вас новым не является. С этой темой вы знакомы с 6 класса. Надеюсь, вы поймёте о чем я говорю.

-Каждый из нас ежедневно решает задачи различной сложности: как быстрее добраться в школу или на работу в условиях недостатка времени, в каком порядке выполнить дела, намеченные на текущий день, и т. д. Некоторые задачи настолько сложны, что требуют длительных размышлений для нахождения решения (которое иногда так и не удаётся найти). Другие задачи мы решаем автоматически, т. к. выполняем их ежедневно на протяжении многих лет (выключить звенящий будильник; почистить утром зубы; вскипятить воду в чайнике; позвонить другу по телефону; открыть или закрыть входную дверь ключом). В большинстве случаев в решении каждой задачи можно выделить отдельные шаги.

Например, решение задачи «Закрыть входную дверь ключом» предполагает выполнение следующих шагов. (слайд)

1. Вставить ключ в замочную скважину.

2. Повернуть ключ несколько раз на 180 градусов против(по) часовой стрелки(е).

3. Вынуть ключ из замочной скважины.

О каком понятии идет речь?

Тема сегодняшнего урока «Понятие алгоритма. Свойства алгоритма» (слайд)

-Откройте тетради и запишите число и тему урока.

-Скажите, что вы знаете о алгоритмах?

- Попробуйте сформулировать определение алгоритма.

-Запишем определение в тетрадь.

Алгоритм — это точная конечная система предписаний, определяющая содержание и порядок действий исполнителя над некоторыми объектами (исходными и промежуточными данными) для получения (после конечного числа шагов) искомого результата. (слайд)

А что такое исполнитель?

Исполнитель алгоритма – это субъект или устройство, способные правильно интерпретировать описание алгоритма и выполнить содержащийся в нём перечень действий.

Приведите примеры исполнителей.

Все исполнители делятся на две группы: неформальные и формальные. (слайд)

Изобразим в виде схемы:

-Важно знать, что при решении многих задач требуется построить алгоритм — точную конечную систему предписаний исполнителю, с помощью которой он сможет перейти от исходных данных к конечному результату.

Рассмотрим задачу (задачи из ЕГЭ)

№1

Исполнитель Автомат получает на вход трёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам.

1. Складываются первая и вторая, а также вторая и третья цифры исходного числа.

2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке убывания (без разделителей).

Пример. Исходное число: 348. Суммы: 3 + 4 = 7; 4 + 8 = 12. Результат: 127. Укажите наименьшее число, в результате обработки которого автомат выдаст число 1412.

Решение.

Пусть 12 = 3 + 9, тогда 14 выгодно разбить на сумму чисел 9 и 5. Наименьшее исходное число, удовлетворяющее условиям задачи: 395.

 

Ответ: 395.

№2

Автомат получает на вход четырёхзначное число. По этому числу строится новое число по следующим правилам:

1. Складываются первая и вторая, а также третья и четвёртая цифры исходного числа.

2. Полученные два числа записываются друг за другом в порядке возрастания (без разделителей).

Пример. Исходное число: 2366. Суммы: 2 + 3 = 5; 6 + 6 = 12. Результат: 512. Укажите наибольшее число, в результате обработки которого автомат выдаст число 117.

Решение.

Поскольку числа записаны в порядке возрастания, одна сумма цифр двух разрядов равна 1, другая — 17. Чтобы число было наибольшим, необходимо, чтобы в старших разрядах находилась как можно большая цифра, следовательно, сумма старших разрядов должна быть большей. При разложении 17 на слагаемые необходимо, чтобы одно из них было максимально возможным, поэтому представим 17 как сумму 9 и 8, это — первые две цифры искомого числа. Вторые две цифры получатся разложением числа 1 на слагаемые: 1 и 0. Следовательно, ответ 9810.

№3

Рассмотрим решение более сложной задачи

 (ЕГЭ демо-2021)

 На вход алгоритма подаётся натуральное число N. Алгоритм строит по нему новое число R следующим образом.

1. Строится двоичная запись числа N.

2. К этой записи дописываются справа ещё два разряда по следующему правилу:

а) складываются все цифры двоичной записи числа N, и остаток от деления суммы на 2 дописывается в конец числа (справа). Например, запись 11100 преобразуется в запись 111001;

б) над этой записью производятся те же действия – справа дописывается остаток от деления суммы её цифр на 2.

Полученная таким образом запись (в ней на два разряда больше, чем в записи исходного числа N) является двоичной записью искомого числа R. Укажите такое наименьшее число N, для которого результат работы данного алгоритма больше числа 77. В ответе это число запишите в десятичной системе счисления.

Решение:

  1. фактически на шаге 2а добавляется бит чётности так, чтобы количество единиц в двоичной записи нового числа стало чётным;
  2. на шаге 2б всегда дописывается 0, поскольку после шага 2а число единиц уже чётно;
  3. если двоичная запись числа оканчивается на 0, то число чётно, поэтому имеет смысл искать число-результат R среди чётных чисел
  4. возьмём первое чётное число, большее, чем 77, и переведём его в двоичную систему:
    78 = 1001110
    2
  5. видим, что все условия выполняются: 1) в двоичной записи числа 78 чётное число единиц (четыре), поэтому оно могло быть получена в результате работы приведённого алгоритма
  6. во время работы алгоритма к двоичной записи приписали сзади две цифры, их нужно отбросить, получается 100112 = 19

Ответ: 19.

В качестве разгрузки я подготовила для вас еще одну задачу.

№4

Есть двое песочных часов: на 3 и на 8 минут. Для приготовления эликсира бессмертия его надо варить ровно 7 минут. Как это сделать? Придумайте систему команд исполнителя Колдун.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь.

Определение алгоритма, исполнители алгоритмов, виды алгоритмов.

Алгоритм – это последовательность действий, приводящая к определенному результату.

Обучающиеся записывают определение в тетрадь.

Объект, выполняющий алгоритм.

Человек, компьютер, стиральная машина и т.д.

Обучающиеся записывают схему в тетрадь.

Учащихся записывают решение в тетради

Один из учащихся решает задачу у доски, остальные – записывают решение в тетрадях

Обучающиеся записывают решение в тетрадь.

Обучающиеся предлагают варианты решения задачи

III.

Рефлексивно-оценочный этап.

1.Рефлексия достижения результатов и способов учебной деятельности обучающимися.

2. Домашнее задание

-Давайте подведём итог нашего урока:

Можете ли вы назвать что такое алгоритм?

Какие трудности вы испытали при решении задач?

-Откройте дневники и запишите домашнее задание:

Выучить конспект, найти и записать в тетради свойства алгоритмов, решить задачи

Обучающиеся подводят итоги своей работы на уроке.

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 8 класса "Решение экспериментальных задач по основным классам неорганических соединени"

Практическое занятие в 8 классе после изучения раздела "Классы неорганических соединений"...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...