Мотивация к обучению при использовании инновационных технологий
статья по информатике и икт
Инновационные технологии в образовании. Повышение интереса к обучению посредством использования метода проектов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МКОУ Черчетская СОШ
Османова М.Э.
Инновационные технологии в образовании. Повышение интереса к обучению посредством использования метода проектов.
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистервег
Сегодня одной из главнейших задач современной школы является развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации. Школьник должен уметь самостоятельно получать информацию, обрабатывать её, анализировать результаты обработки. Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников, основываться на личном опыте ребенка. Учащийся не должен быть объектом педагогического воздействия, а должен быть субъектом познавательной деятельности. Именно поэтому, результатом работы учителя должна быть активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. А этого можно достичь, используя на уроках метод проектов. И предмет «Информатика и ИКТ» в этом плане находится в выигрышной ситуации. Во-первых, изучается достаточное количество тем, где учащиеся могут проявить свое творчество и самостоятельность. Во-вторых, на уроках используется компьютеры, что вызывает у ребят большой интерес.
Существует несколько видов проектов. Один из видов - творческие проекты, которые применяются в качестве повторения или обобщения пройденного материала. Основной целью таких проектов является формирование креативного мышления учащихся. Причем проекты могут быть небольшими, рассчитанные на один- два урока. Или более длительными, рассчитанные на определенный срок и выполняются в рамках самостоятельной работы дома.
Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. С учащимися определяются желаемые, планируемые результаты, проговариваются некоторые требования к проекту (наличие определенных элементов в работе, в зависимости от изучаемой темы). Например, при изучении темы «Создание презентации» требуется использование в проекте гиперссылок и анимации.
Работа строится по определенной системе. Сначала даю базовые теоретические знания, затем учащиеся на практических занятиях работают с шаблонами, а уже после нескольких уроков, в зависимости от темы, выполняют свои творческие проекты, направленные на применение полученных знаний и умений. Работа может быть организована как групповая, так и индивидуальная.
На уроках «информатики и ИКТ» метод творческих проектов целесообразно использовать во всех параллелях 2-11 классов.
Линия «Компьютер»
В 8-м классе при изучении темы «Устройство ПК» учащиеся свой проект реализуют в виде информационных буклетов, созданных в текстовом редакторе. Данный проект является итоговым уроком по данной теме, выполняется в парах. Ученики дома подбирают нужные им картинки устройств ПК, находят соответствующую информацию по этим устройствам, продумывают дизайн буклета, а на уроке все это систематизируют и готовят защиту. Затем проходит защита проектов, выясняются новые понятия, задаются вопросы. Таким образом, обобщаются теоретические знания по устройствам компьютера и проверяются умения работать в текстовом редакторе. Кроме этого приобретается опыт публичного выступления.
Линия «Коммуникационные технологии»
В 9-м классе при изучении темы «Разработка Web-сайтов с использованием языка HTML» учащиеся сначала создают базовый сайт по заданиям учебника Н.Д. Угриновича, а затем, происходит разработка своего мини сайта на интересующую их тему.
В 10-м классе (по программе Н.Д. Угриновича) эта тема рассматривается на более высоком уровне. Учащиеся в течение нескольких уроков создают полноценный сайт с интерактивными элементами (возможно и с видео) на интересующую их тему.
Линия «Информационные технологии»
В 10-м классе большое внимание уделяется работе с графической информацией. Это, наверное, самая любимая тема у большинства учеников. Создаются коллажи, рисунки, посвященные какой-либо теме, анимационные открытки, небольшие анимационные сюжеты на свободную тему (юноши часто выбирают темы футбола, войны, машин, а девочки - природу, цветы). В связи с доступностью цифровых фотоаппаратов, возросла потребность в изучении практических приёмов работы с изображениями на компьютере. С помощью ретуширования отсканированных фотографий создаются коллажи.
В 11-м классе при изучении темы «Защита информации от вредоносных программ» вся проектная деятельность осуществляется в программе PowerPoint в виде презентаций. Старшеклассники по несколько человек (в зависимости от количества учащихся в группе) разбиваются на группы, выбирают тему и проводят исследования с последующей защитой с использованием презентации. Таким образом, работая в малых группах, парах идет распределение труда между участниками проекта. Этот опыт помогает учащимся социализироваться. Темы я раздаю заранее. Большая часть работы проходит самостоятельно, периодически ученики отчитываются, показывая промежуточные результаты. Затем назначается день выступлений, и ребята выступают в роли учителя, представляя каждый свою тему, остальные конспектируют, задают вопросы. На следующем уроке я провожу опрос по всей теме. Таким образом, учащиеся получают две оценки: за проект и за ответы на вопросы.
В 11-м классе при изучении темы «Моделирование» ученики в графическом редакторе создают модель генеалогического древа своей семьи.
Таким образом, метод проектов дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме, дети с удовольствием выполняют творческие проекты. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своём темпе, формируются универсальные учебные навыки. Проектная деятельность позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им учитель, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В итоге учитель выставляет оценку не за воспроизведение ранее изученного материала, а за умение применить свои знания и навыки в новом качестве.
Метод творческих проектов применяется и во внеклассной работе. Например, в рамках декады среди учащихся 8-9 классов проводится конкурс рисунков в любом графическом редакторе на тему «Рождественская открытка», среди 10-11 классов конкурс «Лучший коллаж» посвященный Новому году или Рождеству. Конкурс среди 9-х классов «Кабинет информатики будущего» (Школьники создавали в графическом редакторе кабинет со всем оборудованием и мебелью, делали описательную часть проекта со всеми пояснениями). Также ребята старших классов создавали анимационную открытку ко Дню учителя.
В нашей школе, в рамках участия в конкурсах по информатике различного уровня, учащиеся 10-х классов погружались в метод социального проектирования. Одни из самых интересных тем:
- Создание сайта «Автобиография» (Раткевич Юля);
- «Край, сердцу милый» (Казакова Полина.);
- «О воинах, служивших в горячих точках» (Казакова Полина);
- «Радуга – это мы! (Раткевич Юля, Огородников Алексей, Ларченко Вика);
- «Забота о старших – наша обязанность» (члены клуба Радуга, руководителем которого я являюсь с 2007 года);
- Создание сайта «Генеалогическое древо» (Мутовина Тамара).
Проекты получились интересными. Учащиеся сами выбирали интересующие их темы, изучали соответствующую литературу, проводили социальные опросы среди учащихся и родителей. Результатом работы над проектами стали рекомендации. После защиты получили рекомендации по доработке. И самое главное, выполнение таких проектов вовлекает учащихся в решение актуальных жизненных проблем.
В проектной деятельности по теме «Система координат» участвовали учащиеся 6-х классов. Этот проект может использоваться на уроках или внеклассных мероприятиях по математике и информатике.
Цель проектной деятельности:
- закрепление знаний учащихся по теме «Система координат»;
- обобщение и систематизация полученных знаний и расширение кругозора учащихся;
- развитие памяти, речи, творческого и логического мышления, познавательного и устойчивого интереса к математике, информатике;
- применение полученных ЗУН на практике.
Итогом проектной деятельности является формирование следующих умений:
- выявлять и формулировать проблемы;
- проводить их анализ;
- построение плана исследования;
- находить необходимый источник информации;
- работать с полученной информацией;
- применять полученную информацию для решения поставленных задач;
- проведение эксперимента или наблюдения;
- фиксирование и обработка результатов;
- формулирование выводов;
- оформление отчета о выполнении исследования;
- презентация (защита) проекта.
Обучение информатике и математике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии.
В завершении хочется сказать, что использование любых видов проектов как на уроке, так и вне его повышает интерес у школьников к предмету информатики, помогая осознать фундаментальность изучаемого курса, формирует познавательный интерес, расширяет кругозор.
Литература:
- Мысли и изречения /Сост. и автор Л. Е. Балашов. — М.: 2011. — 194 с.
- Информатика 9-11 классы. “Проектная деятельность учащихся» .Э.С.Ларина. Издательство «Учитель» Волгоград. 2009г.
- Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства». // http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных технологий на уроках литературы с целью повышения читательского интереса и учебной мотивации
В век современных технологий и бешеного темпа жизни привить детям любовь к неспешному, вдумчивому, осмысленному чтению кажется практически невыполнимой задачей. С трудом представляю своих восьмиклассн...
Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики
Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики...
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ ПОСРЕДСТВОМИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Скоробовенко А.В. учитель химииГБОУ СОШ №78 СПО Калининского района г. Санкт-Петербург И песенка, и песенкаВ пути н...
Использование инновационных технологий обучения для формирования учебной мотивации обучающихся - инвалидов на уроках истории и обществознания
Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья – инвалидов, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развити...
Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики в непрофильных классах.
Статья рассказывает о различных методах применения инновационных технологий на уроках и внеклассных занятиях. Использование инновационных технологий обеспечивает широкую самостоятельность учащихся, со...
Компетентностно – деятельностный подход в обучении физике. Использование инновационных технологий в образовательном процессе.
Современные педагогические технологии...
Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.
laquo;Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС».Физическая культура является неотъемлемой частью ...