Рабочая программа по информатике для 10-11 классов
рабочая программа по информатике и икт

Рабочая программа по информатике для среднего общего образования составлена  на основе примерной  рабочей программы И.Г. Семакина.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_informatike_1011.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по предмету «Информатика и ИКТ»

10, 11 класс

Срок реализации 5 лет

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики основной школы.

  • Линия информации и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработки информации в информационных системах; информационные основы процессов управления).
  • Линия моделирования и формализации (моделирование как метод познания; информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).
  • Линия алгоритмизации и программирования (понятие и свойства алгоритма, основы теории алгоритмов, способы описания алгоритмов, языки программирования высокого уровня, решение задач обработки данных средствами программирования).
  • Линия информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).
  • Линия компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернета, основы сайтостроения).
  • Линия социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность).
  • Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели»,  «информационные технологии».

Предметные результаты

Выпускник научится:

  • определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;
  • определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
  • узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
  • создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;
  • использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
  • понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);
  • аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
  • создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;
  • применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
  • соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  • строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;
  • понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;
  • использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;
  • классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
  • понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты.

1. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Каждая учебная дисциплина формирует определенную составляющую научного мировоззрения. Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики узнают о месте, которое занимает информатика в современной системе наук, об информационной картине мира, ее связи с другими научными областями. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.

2. Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Эффективным методом формирования данных качеств является учебно-проектная деятельность. Работа над проектом требует взаимодействия между учениками — исполнителями

проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения и принимающим результаты работы. В завершение работы предусматривается процедура защиты проекта перед коллективом класса, которая также требует наличия коммуникативных навыков у детей.

3. Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как к собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.

Работа за компьютером (и не только над учебными заданиями) занимает у современных детей все больше времени, поэтому для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой.

4. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.

Данное качество формируется в процессе развития навыков самостоятельной учебной и учебно-исследовательской работы учеников. Выполнение проектных заданий требует от ученика проявления самостоятельности в изучении нового материала, в поиске информации в различных источниках. Такая деятельность раскрывает перед учениками возможные перспективы в изучении предмета и в дальнейшей профориентации в этом направлении. Во многих разделах учебников рассказывается об использовании информатики и ИКТ в различных профессиональных областях и перспективах их развития.

Метапредметные результаты

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты.

1. Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Данная компетенция формируется при изучении информатики в нескольких аспектах:

  • учебно-проектная деятельность: планирование целей и процесса выполнения проекта и самоконтроль за результатами работы;
  •  изучение основ системологии: способствует формированию системного подхода к анализу объекта деятельности;
  •  алгоритмическая линия курса: алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.

Формированию данной компетенции способствуют следующие аспекты методической системы курса:

  • формулировка многих вопросов и заданий к теоретическимразделам курса стимулирует к дискуссионной форме обсуждения и принятия согласованных решений;
  •  ряд проектных заданий предусматривает коллективное выполнение, требующее от учеников умения взаимодействовать; защита работы предполагает коллективное обсуждение ее результатов.

3. Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Информационные технологии являются одной из самых динамичных предметных областей. Поэтому успешная учебная и производственная деятельность в этой области невозможна без способностей к самообучению, к активной познавательной деятельности. Интернет является важнейшим современным источником информации, ресурсы которого постоянно расширяются.

В процессе изучения информатики ученики осваивают эффективные методы получения информации через Интернет, ее отбора и систематизации.

4. Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Формированию этой компетенции способствует методика индивидуального дифференцированного подхода при распределении практических заданий, которые разделены на три уровня сложности: репродуктивный, продуктивный и творческий. Такое разделение станет для некоторых учеников стимулирующим фактором к переоценке и повышению уровня своих знаний и умений. Дифференциация происходит и при распределении между учениками проектных заданий.

Научная предметная литература:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса. – 7-е изд., стереотип. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017. – 264 с. :ил.
  2.  Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса. – 8-е изд., стереотип. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. – 224 с. :ил

Тематическое планирование  для 10 класса

№ урока

Темы уроков с указанием лабораторных, контрольных работ, регионального содержания

Количество часов

Воспитательный компонент

ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

Раздел 1. Информация (5 ч)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности. Информация. Представление информации, языки, кодирование

1

Кодирование информации

ЯКласс

Российская электронная школа

ФИППИ

РЕШУ ЕГЭ

2

Измерение информации. Алфавитный подход

1

3

Измерение информации. Содержательный подход

1

4

Представление чисел в компьютере

1

5

Представление текста, изображения и звука в компьютере. П/р №1 «Представление изображения и звука»

1

Раздел 2. Информационные процессы (5 ч)

6

Хранение информации

1

7

Передача информации

1

8

Обработка информации и алгоритмы. П/р №2 «Управление алгоритмическими исполнителями»

1

9

Автоматическая обработка информации

1

10

Информационные процессы в компьютере

1

Раздел 3. Программирование обработки информации (24 ч)

11

Алгоритмы и величины

1

Алгоритмы в жизни человека

12

Структура алгоритмов

1

13

Паскаль — язык структурного п программирования

1

14

Элементы языка Паскаль и типы данных

1

15

Операции, функции, выражения. П/р № 3 «Программирование линейных алгоритмов»

1

16

Оператор присваивания, ввод и вывод данных

1

17

Логические величины, операции, выражения. П/р № 4 «Программирование логических выражений»

18

Логические функции на области числовых значений. П/р № 5 «Задачи на определение принадлежности точки»

1

19

Программирование ветвлений

1

20

Пример поэтапной разработки программы решения задач

1

21

Программирование циклов. П/р № 6 «Программирование циклических алгоритмов»

1

22

Программирование циклов. Цикл с заданным числом повторений. П/р № 7 «Программирование циклических алгоритмов»

1

23

Вложенные циклы и интерационные циклы

1

24

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы

1

25

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. П/р № 8 «Программирование с использованием подпрограмм»

1

26

Массивы

1

27

Организация ввод и вывода данных с использованием файлов

1

28

Типовые задачи обработки массивов. П/р № 9  «Программирование обработки одномерных массивов»

1

29

Выбор максимального элемента. П/р № 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов»

1

30

Сортировка массива

1

31

Символьный тип данных

1

32

Принцип последовательного кодирования алфавитов

1

33

Строки символов. Комбинированный тип данных. П/р № 11 «Программирование обработки строк символов»

1

34

Промежуточная аттестация

1

 

Тематическое планирование  для 11 класса

урока

Темы уроков с указанием лабораторных, контрольных работ, регионального содержания

Количество уроков

Воспитательный компонент

ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

Раздел 1. Информация (12 ч)

1

Вводный инструктаж по технике безопасности Что такое система? 

1

ЯКласс

Российская электронная школа

ФИППИ

РЕШУ ЕГЭ

2

Модели системы

1

3

Пример структурной модели предметной деятельности. П/р № 1 «Модели систем»

1

4

Что такое информационная система?

1

5

База данных – основа информационной системы

1

6

П/р № 2 «Создание БД. Работа с формой»

1

7

П/р № 3 «Сортировка»

1

8

Проектирование многотабличной  БД

1

9

Запросы – как приложения информационной системы.  П/р № 4 «Реализация простых запросов»

1

10

Логические условия выбора данных

1

11

П/р № 5 «Реализация сложных запросов»

1

12

Отчеты. П/р № 6 «Создание отчетов»

1

Раздел 2. Интернет (10ч)

13

Организация глобальных сетей

1

14

Интернет как глобальная информационная система

1

15

П/р № 7 «Работа с электронной почтой и телеконференциями»

1

16

Всемирная паутина. П/р № 8 «Работа с браузером. Просмотр web – страниц»

1

17

Инструменты для разработки web – сайтов

1

18

П/р № 9 «Разработка сайта»

1

19

Создание таблиц и списков на web – странице

1

20

П/р № 10 «Разработка сайта»

1

21

П/р №  11 «Разработка сайта»

1

22

П/р № 12 «Разработка сайта»

1

Разработка сайта о лесах России

Раздел 3. Информационное моделирование (9 ч)

23

Компьютерное информационное моделирование

1

24

Моделирование зависимостей между величинами

1

25

Моделирование статического прогнозирования. П/р №  13 «Получение регрессивных моделей»

1

26

П/р № 14 «Прогнозирование»

1

27

Моделирование корреляционных зависимостей

1

28

П/р № 15 «Расчет корреляционных зависимостей»

1

29

Проектное задание по теме «Корреляционные зависимости»

1

30

Модели оптимального планирования

1

31

Решение задач оптимального планирования

1

Раздел 4. Социальная информатика (3 ч)

32

Информационные ресурсы и информационное общество

1

33

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности

1

Беседа об информационной безопасности

34

Промежуточная аттестация

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике для 3-4 классов (Горячев)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Горячева А. В. (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. - М.: Баласс, 2004). Содержит разделы: поя...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 8 класс к учебнику Босовой Л.Л.

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе примерной программы по информатике и информационным технологиям федерального компонента государственного стандарта основного общего образова...

Рабочая программа по информатике и ИКТ 11 класс к УМК Н.Д. Угриновича (профильный уровень)

Рабочая программа учебного курса информатики и ИКТ для 11 класса физико–математического профиля (далее – рабочая программа) составлена на основе авторской программы профильного курса «Информатик...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 8 класс

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 8 классе к УМК Макаровой Н.В....

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 9 класс

к УМК Макаровой Н.В., 2 часа в неделю...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 10 класс

к УМК Макаровой Н. В. 1 и 2 часа в неделю (два календарно-тематических планирования)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ, 11 класс

к УМК Макаровой Н. В., 2 часа в неделю...