Диагностика информационной грамотности учащихся
статья по информатике и икт (5 класс)

Крастина Елена Максимовна

Согласно трактовке, предложенной Е.В. Михеевой "информационная грамотность, означающая способность находить и использовать информацию, является основой обучения на протяжении всей жизни" [22, 56].

Она также поясняет, что "информационно грамотный учащийся отбирает информацию рационально и эффективно, оценивает информацию критически и компетентно, использует информацию точно и творчески" [22, 78]. Пользователи информации "должны знать стратегии сбора информации и обладать навыками критического мышления, чтобы отобрать, отбросить, синтезировать информацию и представить ее в новой форме для решения реальных жизненных проблем" [22, 79].

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крастина Елена Максимовна

методист, учитель

г. Санкт-Петербург

ДИАГНОСТИКА ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Информация стала исключительно важным источником для мировой экономики и, конечно, базовым компонентом образования и научно-технического прогресса. Информация ставит много проблем перед всеми слоями населения: перед учащимися, рабочими и любыми другими гражданами. Современные информационные перегрузки заставляют людей проверять и оценивать информацию, чтобы убедиться в ее надежности. Однако информация сама по себе не делает людей информационно грамотными. Информация, несомненно, является:

- важнейшим элементом творчества и новаторства;

- основным ресурсом образования и умственной деятельности;

- ключевым ресурсом формирования более образованных граждан;

- фактором, позволяющим гражданам достигать лучших результатов в научной деятельности, в сфере здоровья, в работе;

- важным ресурсом социально-экономического развития.

Что такое грамотность? Основное определение грамотности: "состояние образованности" [13, 46]. Еще одно определение, данное там же: "...образованный, умеющий читать и писать, компетентный в..." [13, 67]. На языке педагогов "базовая грамотность" подразумевает классическую или традиционную грамотность - обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям. Почти во всех общественных формациях грамотность приобретается в среде начального и среднего образования, в первую очередь в государственных и частных школах, но базовой грамотностью можно овладеть также дома или в общественных центрах.

Информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована.

Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности.

Два последних вида грамотности четко определены А.Ю. Уваровым следующим образом:

- Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем.

- Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений) [27].

Существует несколько определений информационной грамотности, предложенных ассоциациями и отдельными авторами. Согласно трактовке, предложенной Е.В. Михеевой "информационная грамотность, означающая способность находить и использовать информацию, является основой обучения на протяжении всей жизни" [22, 56].

Она также поясняет, что "информационно грамотный учащийся отбирает информацию рационально и эффективно, оценивает информацию критически и компетентно, использует информацию точно и творчески" [22, 78]. Пользователи информации "должны знать стратегии сбора информации и обладать навыками критического мышления, чтобы отобрать, отбросить, синтезировать информацию и представить ее в новой форме для решения реальных жизненных проблем" [22, 79].

В основу разработанной нами методики диагностики информационной грамотности школьников легло определение А.В. Горячева. Ученикам 5-ого класса было предложено оценить по восьмибальной системе показатели своей информационной грамотности.

Показатели информационной грамотности

Оценка (1 минимум, 8 максимум)

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Оцените свое умение определять возможные источники информации, ее поиска и получения

2. Оцените свое умение анализировать полученную информацию с помощью схем, таблиц и т.д.

3. Оцените свое умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи)

4. Оцените свое умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно

5. Оцените свое умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений

6.Оцените свое умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.

7. Оцените свое умение создавать свои источники информации

8. Оцените свое умение использовать современные технологии при работе с информацией

9.Оцените свое умение находить информацию с помощью Интернета

10.Оцените свое умение создания слайдовой презентации и размещения информации в ней

11. Оцените свое умение работать с информацией индивидуально

12. Оцените свое умение работать с информацией в группе

Преобладание оценок соответствует уровням информационной грамотности:

1 уровень - очень низкий

2 уровень - низкий

3 уровень - чуть выше низкого

4 уровень - чуть ниже среднего

5 уровень - средний

6 уровень - чуть выше среднего

7 уровень - высокий

8 уровень - очень высокий

В опросе участвовало 32 пятиклассников. Количественные результаты анкетирования приведены в таблице-протоколе № 1

Показатели информационной грамотности

Оценка (1 минимум, 8 максимум)

1

2

3

4

5

6

7

8

1. Оцените свое умение определять возможные источники информации, ее поиска и получения

9 28%

8

25%

10

31%

5

16%

2. Оцените свое умение анализировать полученную информацию с помощью схем, таблиц и т.д.

10

31%

14

44%

7

22%

1

3%

3. Оцените свое умение оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, точности, достаточности для решения проблемы (задачи)

6

19%

11

34%

6

19%

8

25%

1

3%

4. Оцените свое умение ощущать потребность в дополнительной информации, получать ее, если это возможно

7

22%

6

19%

13

41%

4

13%

2

5%

5. Оцените свое умение использовать результаты процессов поиска, получения, анализа и оценки информации для принятия решений

8

25%

7

22%

10

31%

6

19%

1

3%

6.Оцените свое умение создавать новые (для данного случая) информационные модели объектов и процессов, в том числе с использованием схем, таблиц и т.д.

6

19%

9

28%

6

19%

9

28%

2

6%

7. Оцените свое умение создавать свои источники информации

16

50%

5

16%

6

19%

4

13%

2

2%

8. Оцените свое умение использовать современные технологии при работе с информацией

17

53%

4

13%

5

16%

5

16%

1

2%

9.Оцените свое умение находить информацию с помощью Интернета

9

28%

3

9%

6

19%

9

28%

5

16%

10.Оцените свое умение создания слайдовой презентации и размещения информации в ней

20

62%

6

19%

6

19%

11. Оцените свое умение работать с информацией индивидуально

3

9%

7

22%

12

38%

10

31%

12. Оцените свое умение работать с информацией в группе

5

16%

10

31%

15

47%

2

6%

Общая сумма

126

101

104

67

14

Средний показатель

10

8

9

4

1

% показатель

31

25

28

13

3

1 уровень - очень низкий - показали 10 человек, что соответствует 31%

2 уровень - низкий - показали 8 человек, что соответствует 25%

3 уровень - чуть выше низкого - показали 9 человек, что соответствует 28%

4 уровень - чуть ниже среднего - показали 4 человека, что соответствует 13%

5 уровень - средний - показал 1 человек, что соответствует 3%.

6, 7, 8 уровни не показал ни один человек.

Список литературы

  1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия, 2005.
  2. Михеева Е.В. Информационные технологии. Вычислительная техника. Связь. - М.: Академия, 2005.
  3. Уваров А.Ю. Информатизация школы и проблема трансформации учебных курсов. // Информатика и образование.-2004, № 7.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся при подготовке к ЕГЭ и ГИА с использованием информационных технологий

Мы живем в стремительный век, поэтому то, что казалось целесообразным вчера, сегодня предстает уже как архаическое явление. И чтобы «в просвещении стать с веком наравне», как говорил А.С. Пушкин...

Статья ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ТАТАРСКОГО ЯЗЫКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

«Критическое мышление – это отправная точка для развития творческого мышления». Поэтому, в основе моей методической работы заложены элементы технологии критического мышления. Я убеждена, что творческа...

Методический мастер-класс «Майндмэп (ментальная карта) как эффективное средство формирования информационной грамотности педагогов и учащихся»

     Цель:  совершенствование  информационной грамотности педагогов через освоение современных ИКТ – технологий....

Формирование медийно-информационной грамотности грамотности на уроках русского языка

Задача преподавателя русского языка, наврное, одна из самых непростых в достижении формирования у современного студента навыков грамотной речи, а урок по-настоящему привлекательным. Ведь сегодня за ст...

Формирование функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий

В данной статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий...

"Информационная грамотность и информационная культура: сходство и различие"

Человек с развитой информационной культурой характеризуется как личность, обладающая целым комплексом знаний и умений: во-первых, это владение тезаурусом, включающим такие понятия, как информационные ...

Формирование информационной грамотности учащихся на уроках «Изобразительное искусство».

Предмет изобразительное искусство не входит в  исследования Международной программы оценки учебных достижений ПИЗА, но является компонентом системы российского образования, поэтому достигая предм...