Формирование информационной грамотности учащихся на уроках «Изобразительное искусство».
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Алиева Луиза Наримановна

Предмет изобразительное искусство не входит в  исследования Международной программы оценки учебных достижений ПИЗА, но является компонентом системы российского образования, поэтому достигая предметных и метапредметных результатов мы формируем качество личности и предпосылки функциональной грамотности. По  ссылке https://cloud.mail.ru/public/zY1f/4CRrw6iHR представлено описание практики формирования функциональной грамотности на уроках изобразительного искусства и внеурочной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование информационной грамотности учащихся в рамках предмета «Изобразительное искусство».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1», ХМАО-Югра, г.Нефтеюганск

Алиева Луиза Наримановна, учитель изобразительного искусства

В последние годы очень часто звучат слова функциональная грамотность. А что же это такое? Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течении жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Мы знаем, что есть такая международная программа оценки учебных достижений ПИЗА, которая проводит оценку функциональной грамотности учащихся по четырем областям: читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность обучающихся. В ходе исследований изучается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные знания в жизни.

Предмет изобразительное искусство не входит в эти исследования, но является компонентом системы российского образования, поэтому достигая предметных и метапредметных результатов мы формируем качество личности и предпосылки функциональной грамотности.

 Анализируя опыт работы, я могу утверждать, что многие формы функциональной грамотности тесно переплетаются в рамках реализации программ изобразительного искусства и внеурочной деятельности, дополняя и обогащая их базовые знания для решения повседневных задач. Это читательская грамотность, информационная, коммуникативная, компьютерная, грамотность при решении бытовых проблем, креативное мышление, а в рамках реализации исследовательских проектов компоненты глобальных компетенций, основы математической и финансовой грамотности.

Сегодня я коснусь непосредственно двух важных форм функциональной грамотности, без которых невозможно обойтись в реализации задач образования в изобразительном искусстве.  Это информационная грамотность и креативное мышление, которые являются главным средством для решения творческих задач.

Итак, информационная грамотность. Что она под собой подразумевает?

Информационная грамотность — это способность к поиску, агрегации, проверке достоверности и анализу информации. Информационно грамотным человеком названа личность, которая способна обрабатывать, разместить, оценить информацию и использовать ее наиболее эффективным образом.

Информацию, которую получает обучающийся с разных сторон (из учебников, системы Интернет, виртуальных путешествий по коллекциям знаменитых музеев мира и т.п.) должен уметь дозировать, проявлять интерес к одной  и отвергать что то другое, использовать информацию, представленную в разных формах, т.е. анализировать ее. Только тогда, когда из информации мы берем то что сможем переработать и применить в своей жизни, в своей практической деятельности информация становится знанием. Поэтому необходимо, чтобы обучающиеся считывали информацию, представленную в разных формах, умели анализировать текст не только литературный, но и произведения изобразительного искусства; умели читать схемы, чертежи, понимать условные обозначения.  А в исследовательских проектах умели контролировать ход и результат решения проблемы.

  В образовательной программе «Изобразительное искусство» под руководством Б.М.Неменского предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного креативного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребёнка, формируется его ценностное отношение к миру и основы функциональной грамотности.

Рассмотрим некоторые задания и материалы из учебников Изобразительное искусство.

Например, тема урока «Красоту нужно уметь замечать». Здесь мы обращаем внимание детей на то, что нужно уметь замечать красоту окружающего мира, что изображения и красота находятся вокруг нас. Мы вгляделись и  увидели красоту осеннего листа и представляем, что он может быть изображен отдельно, может украшать рисунок на посуде, на обоях или просто изображен как декоративная композиция из одного листа.  Ну а если много, то это может быть удивительный ковер или лес из деревьев, кроны которых похожи на разные листья. Обучающийся должен уметь взглянуть по-разному всего лишь на одно изображение, на красоту одного листа. Они УЗНАЮТ, что художнику в творчестве помогает природа и красота окружающего мира. Считывая такую информацию обучающиеся должны суметь применить эти знания в своем творчестве, понимать, что в будущем смогут преображать свой быт или работать в сфере дизайна, декоративно-прикладного искусства и многих других, где потребуется их творческие умения.

Получив такую информацию, каждый ребенок для выполнения задания подключает свое творческое, креативное мышление, понимая, что его рисунок не должен быть выполнен по образцу, должен быть особенным неординарным и притягивающим взгляды зрителей.

 «Изображать можно и настроение». Уже в 1 классе обучающиеся получают свои первые знания об элементах абстрактного искусства. Только в художественном освоении мира возможно изображение настроения. Именно при соединении внешнего мира со своим внутренним миром, своими переживаниями, эмоциями изображение настроения станет видимым.

Ребята уже знают, изобразить можно всё, что мы видим (предметы, явления, события, зверей, людей). «А можно ли нарисовать радость или грусть? На что похожа радость? Она многоцветная, яркая, ведь тёмной и серой она быть не может. Радость похожа на множество брызг, переливов, на весёлую музыку, на весёлый танец красок! А какого цвета грусть? Она текучая, молчаливая...» Работы детей важно обсудить: понятно ли другим, что на этом рисунке изображена радость (или грусть)? Суть этого урока в осознании самого факта, информации, что изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (как бы невидимый мир). На этом занятии большое содержательное значение может иметь музыка, различные музыкальные образы, близкие изобразительному искусству. Если же ребёнок пойдёт по пути предметного изображения, т. е. нарисует кого-то, кто радуется или плачет, или нарисует что-то, что для него составляет радость (любимую зверушку, игрушку и т. д.), то это тоже творческий подход к заданию — ребёнок выразил своё душевное состояние.  Как например в иллюстрации Каневского к сказке Андерсена «Гадкий утенок», в котором художник передает переживания гадкого утенка, наделяя своими эмоциями (грустью, переживаниями) при помощи линий, цвета,  кривых деревьев, грустным утенком с опущенной головой. Такая грусть пронизывает эту иллюстрацию, что мы начинает видеть чувства, мы начинаем видеть мысли, мы начинаем переживать, т.е. с этой точки зрения дети по - другому считывают информацию о том, что невидимое мы можем увидеть, изобразить можно не только предметный мир, но и мир наших чувств, что и является результатом информационной грамотности и креативного мышления.

Эта тема продолжает развиваться в последующих кусах обучения. Возьмем к примеру 7 класс. Тема урока «Свободные формы: линии и тоновые пятна». Урок начинается с вопросов «Сравните прямую, свободную и произвольную линии. Какая из них наиболее выразительна?» Какую больше хочется рассматривать? Что выражает этот изящный бег свободной линии? Результатом функциональной грамотности должны быть

  • осознание выразительности пятна и линии в дизайнерской композиции, их интонационность и многоплановость
  • осознание эмоционального воздействия линий, цвета в графических элементах городского дизайна

         Обучающие осознают, что свободная линия, цветовой фон или тоновый мазок конкретно ничего не изображают. Подобно звуку они беспредметны, абстрактны, обращены к чувствам и воображению зрителя. Цветовым мазком отвлеченной формы можно передать ощущение осени, листопада, не изображая конкретный лист или лес или вызвать ассоциации, связанные с морем, шумом набегающих волн, не изображая волн и моря. Рассматривая свободные формы, неожиданные цветовые сочетания, декоративность пятен на картинах художников абстракционистов осознают, что все эти средства выразительности изображений делают их важным элементом дизайна в одежде, мебели, посуде и т.п.   Такая информация помогает им проявить свое креативное мышление при выполнении практического задания: Характером мазка, линией, цветом, ритмом в абстрактной композиции передать событие, состояние или ощущение, предварительно сформулировав название работы (например, шум дождя, суматоха, тишина сумерек, жаркая музыка карнавала и т.д.).

Умение преобразовывать мир. А что это значит? Оказывается, это умение считывать информацию. Считывать информацию с природных форм или явлений. Рассмотрим следующую тему урока «Изображение и фантазия». Художник увидел сильную летящую птицу, изобразил с натуры. Но затем у него появляется другая мысль. А что если? И возникает летательный аппарат. Затем увидев красоту цветов, художник А что если? И появляется светильник, напоминающий те или иные цветы, украшение и много другое в жизни человека. Эта информация, считываемая с природы позволяет художнику креативно мыслить, выдвигать необычные идеи, изобретать, нестандартно мыслить, оригинально выдвигать свои идеи, чувства, эмоции.

На уроке по теме  «Постройка и фантазия» акцентируется внимание школьника на то, что можно увидеть форму в природе и потом совершенно иначе преобразовать ее, превратить ее в какое то новое содержание. Соты превратить в конструкцию архитектурного сооружения, в форме ракушки придумать дом, дворец, колокольчик превратить в настольную лампу и т.п. И здесь информация и креативное мышление ребенка позволяет нам формировать предпосылки функциональной грамотности, а именно преобразовывать мир.

 Очень полезную информацию дает изучение темы «Посуда у тебя в доме» как например новый элемент меняет пространство. Каким образом меняет пространство? Главная задача урока — помочь детям осознать, что без участия художников не создаётся ни один предмет, в том числе и посуда. Конструкция, форма, украшение посуды зависят от её назначения (для кого она, для какого случая предназначена) и от материала. Этот урок даёт возможность разговора с детьми о посуде на каждый день и  для праздника, в ходе которого внимание акцентируется на связи формы и декора посуды с её назначением. Узнаем, что повседневная посуда очень прочная, устойчивая и спокойная, а нарядный сервиз организует праздник в доме. При выполнении домашнего задания ребята учатся сервировать стол на такие темы, как создание художественного образа природы (осенний, зимний и т.п.) добавив всего лишь к одному элементу - веточке рябины, сосны или цветку чайный сервиз. И этот сервиз должен дополнить элемент выстраивающий композицию. А это уже новое пространство. Сервировку стола сфотографировать и продемонстрировать на уроке. В этом случае ребята сталкиваются с жизненной, бытовой композицией, но уже в совершенно новой форме, в которой закладываются основы функциональной грамотности.

         Школьники, работая в парах, группах могут осуществлять учебные творческие  проекты, посвящённые различным явлениям искусства в контексте изучаемых тем, таким образом расширяя собственный кругозор, формируя компетенции в области изобразительного искусства.

Например, на уроках по теме «Театр кукол» в рабочей тетради предлагается подумать: Как и из чего можно сделать перчаточную куклу. Здесь нет определенной последовательности выполнения работы, инструкций. Здесь есть то, что дети должны выбрать сами, а они понимают, что кукла может быть из перчатки, из варежки. Может быть эту бахрому сделаю как гриву или бороду. Эти пуговки я пришью как глаза или пуговки, как нос, т.е. обратите внимание, что это совершенно другой вид информации. Здесь есть только путь решения этой задачи и обучающийся сам начнет его выполнять.  И конечно у ребенка возникнет  мысль усовершенствовать, добавить, что-то еще приукрасить, что-то еще внести в этот образ, а может сделать персонажи для кукольного спектакля? На это и рассчитан творческий процесс, который является основой креативного мышления обучающихся. Цель творческой работы будет одна, а решение элементов учебного проекта будет разное в изготовлении образа куклы. Участники проекта решают одну важную задачу, постановка кукольного спектакля. Все вместе выдвигают идею, подбирают сказку, распределяют роли. Из множества идей  выбирают самую оригинальную, интересную, самую лучшую, иными словами самую креативную. И мы уже закладываем не только информационную грамотность, но и основы коммуникативной грамотности, о которой пойдет речь на следующих семинарах. При работе с информацией наша задача, обратить внимание детей, т.е. сделать небольшой акцент на очень важном для ребенка, чтобы эта мысль зародилась у него в голове и осела, а вдруг пригодиться.

        Таким образом формирование функциональной грамотности – это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую работу на уроках, умело, грамотно сочетая различные современные педагогические технологии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно - методическая разработка. Тема: «Роль изобразительного искусства в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразительного искусства в 7 классе»

Опытно - методическая разработка  Тема:«Роль изобразительного искусства  в развитии социальной адаптации учащихся через формирование активной жизненной позиции на уроках изобразите...

Статья по изобразительному искусству «Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках изобразительного искусства ».

 Уроки изобразительного искусства не могут быть скучными, неинтересными для детей, а применение компьютерной техники еще больше развивает познавательный интерес детей к такому уроку....

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."

Статья на тему "«Формирование ключевых компетенций через проектную деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства»."...

Из опыта работы- формирование и развитие познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства

Мое педагогическое кредо:«Видеть личность в каждом ребенке. Работать на развитие учеников, активизируя их познавательную деятельность и создавая для этого все необходимые условия».Формирование  и...

Статья: "Формирование эмоционального настроя учащихся на уроках изобразительного искусства"

Статья об использовании современных компьютерных технологий на уроках ИЗО для формирования у учащихся позитивного эмоционального настроя....

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"

Обобщенный педагогический опыт "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства как средство формирования творческой активности учащихся"...

Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, применяемых на уроках изобразительного искусства у младших школьников.

Здесь идет смысл  – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.То есть кре...