Технологическая карта урока по теме "Поиск информации" 5 класс
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс)

Салкина Светлана Николаевна

Данная разработка обеспечит усвоение учащимися понятия поиска информации как одного из видов обработки информации, обеспечить формирование у учащихся навыков и умений поиска заданного фрагмента и замены его на другое знаний о процессе поиска  и замене информации: с изменением формы и изменением содержания через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, класс: Информатика, 5 класс

Название и автор учебника: Л.Л. Босова, Информатика

Раздел программы:  Информация вокруг нас

Тема урока: Поиск информации

Тип урока:  комбинированный

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая (в группах по 3 – 4 человека)

Методы работы: словесный, наглядный, практический

Длительность урока: 40 мин

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися понятия поиска информации как одного из видов обработки информации, обеспечить формирование у учащихся навыков и умений поиска заданного фрагмента и замены его на другое знаний о процессе поиска  и замене информации: с изменением формы и изменением содержания через самостоятельную, индивидуальную и групповую работу учеников;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • ученик научится осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов;
  • научится сохранять для индивидуального и группового использования найденные в сети Интернет материалы.

Метапредметные:

  • ученик научится использовать средства информационных технологий для преобразования текстовой информации,
  • ученик научится использовать поиск для обработки информации, научится форматировать и редактировать, используя клавиши редактирования.
  • ученик получит возможность самостоятельно преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символьную модель, производить поиск, сбор и выделение существенной информации из различных источников или файлов

Личностные:

  • стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний;
  • формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
  • осуществление контроля и самоконтроля;
  • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;

Оборудование: персональные компьютеры, интерактивная панель,  набор тематических картинок, лист формата А3, фломастеры, клей, ножницы.

Список литературы и Интернет-ресурсов:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса.- М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л.Л., Босова А Ю. Информатика. Методическое пособие  для 5-6 классов.- М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  3. https://learningapps.org/ - дидактические материалы для индивидуальных заданий
  4. https://drive.google.com/drive/folders/1KRcJwcLsqBlowJjOmoh4pl4zzfWuXZSO - материалы для групповой работы

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

  1. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

- Для начала давайте вспомним, что мы рассматривали с вами на предыдущих уроках.

  • Что такое обработка информации?
  • Что вы понимаете под систематизацией информации?

Индивидуальные задания –

5 чел – различные упражнения на систематизацию информации (сервис LearningApps.org)

  1. https://learningapps.org/view24356961
  2. https://learningapps.org/view24357169
  3. https://learningapps.org/view24357404
  4. https://learningapps.org/view24357703
  5. https://learningapps.org/view24357762

Работа в парах –

4 чел (2 пары) – выполняют задание на поиск информации (Приложение 1)

Все – отгадывают кроссворд

(https://learningapps.org/view24357940)

Назовите ключевое слово кроссворда – ПОИСК.

Группы, которые работали с текстом, какое задание было у вас? Расскажите, что вы делали?

Проверьте свои задания и укажите количество ошибок.

Может кто-то уже может сформулировать тему урока?

Что такое ПОИСК?

-Давайте посмотрим на значение слова в толковом словаре Ожегова.

-Какое из этих значений больше всего подходит для урока информатики? (Исследование, направленное на получение новых научных результатов. Научный п.)

На уроках информатики в обработки информации применяется компьютер. Я предлагаю сделать элементы компьютера объектом для нашего исследования.

Давайте сформулируем основные задачи нашей работы

Отвечают на вопросы

Дети выполняют задания

Проверяют задание со слайда

Пытаются сформулировать тему урока

информация представлена на слайде презентации

Формулируют задачи:

найти информацию о заданном устройстве компьютера и систематизировать ее, представить в удобном для восприятия виде

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных моральных норм

  1. Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

Поиск информации – еще один важный вид обработки информации.

Поиск производится в некотором хранилище информации.

 -Как вы думаете, что может быть хранилищем информации? (выслушать ответы детей)

Если информация будет систематизирована, то ее будет легче найти.

В каких хранилищах информация систематизирована?

А информация в Интернете систематизирована? (нет).

Чем же тогда воспользоваться для поиска информации?

(Для поиска информации в сети Интернет используются поисковые системы).

Какие поисковые системы у вас показались после выполнения задания? (Дублируются на слайде).

Дети отвечают, приводят примеры хранилищ

Дети отвечают, приводят примеры хранилищ

Дети приводят примеры поисковых систем

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие диалогической речи

  1. Пауза - релаксация

Эмоциональная разрядка

В процессе работы небольшая пауза – учащиеся закрывают глаза и под фонограмму «Пение птиц» представляют начало, пробуждение весны

Релаксация  для снятия утомления

Здоровьесберегающая методика для снятия утомления

  1. Компьютерный практикум

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков

Весь класс разделен на группы. Каждая группа получает свое задание на поиск информации.

Листы для работы групп:

  1. https://docs.google.com/document/d/1LwX_0eb4j8qQj6PvH5DehiQkbW9RgowIJMOYZ2fXWlM/edit?usp=sharing - памятник клавиатуре
  2. https://docs.google.com/document/d/1RaRaiRck6KFk-etz2VHEwaQnsozmsGg3ET3e2SAC6SE/edit?usp=sharing – памятник компьютерной мыши
  3. https://docs.google.com/document/d/1mJMjqM0I2HKpciTqJ2aj8xM4Y-1BvktFqMoRXlLYXQg/edit?usp=sharing – необычные памятники Интернету и компьютеру
  4. https://docs.google.com/document/d/1PlRF7jMCAF-w7MSMriT0q7Gt0HfYFj1aMA6UvcRcCSw/edit?usp=sharing – символ «собака» в разных странах

На выполнение задания у групп не более 15 минут.

По истечении данного времени группы представят итоговые материалы  

Работают в группах

Выполняют задания  практической работы

Закрепляют навыки поиска и систематизации информации,

Получают помощь в выполнении заданий, которые вызывают затруднение.

Познавательные выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

формирование умений  систематизации объектов;

формирование навыков работы в текстовом редакторе;

закрепление умений поиска и систематизации информации.

  1. Итоги практической работы

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Отчеты групп о проделанной работе (плакат, оформленные информационные листы)

Какие информационные хранилища вы использовали в своей работе?

Какой вид поиска информации вам интереснее и удобнее: компьютерный или безмашинный?

Но можем ли мы отказаться от книг и журналов и пользоваться только электронными ресурсами?

Представляют результаты работы

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

  1. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

§12 (стр. 83 – 85), задание по карточке на поиск информации

Работа с дневниками

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

  1. Итоги урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых

Можете ли вы назвать тему урока?

Чему вы сегодня научились?

Какие возникли трудности?

Как и где вам могут пригодиться полученные знания на практике?

Передайте ваше настроение при помощи смайлика, расположив его на соответствующей ступеньке «лестницы успеха»

Отвечают на вопросы учителя

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок", презентация к уроку алгебры в 7 классе по теме "Раскрытие скобок"

«Раскрытие скобок». Этот материал является подготовительным для решения уравнений новым способом, по программе на его усвоение отводится три часа. Данный урок первый. Нужно изучить и научиться примен...

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"

Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме:"Картинки с выставки"

Технологическая карта урока музыки во втором классе по теме: "Картинки с выставки". Цель: на примере творчества М.П. Мусоргского ввести понятие "Сюита"....

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...