Рабочая программа по предмету: "Информатика" для специальностей 21.02.14 "Маркшейдерское дело", 20.02.04 "Пожарная безопасность"
рабочая программа по информатике и икт

Дербак Надежда Васильевна

Рабочая программа по информатике. Программа рассчитана на 216 часов, из которых 156 часов - аудиторные и 60 часов - самостоятельная работа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_informatika_-pb-22-9_1k.doc175.5 КБ
Microsoft Office document icon rp_informatika_-mdo-22-9_1k.doc176 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины:      « Информатика»

Для специальности: 20.02.04 «Пожарная безопасность»

по программе базовой подготовки

Семестр___1,2_______                         Курс____________1_________

           (для очной формы обучения)           (для очной формы обучения)

Группа  ПБ-21-9

Виды учебной работы

Форма обучения

Очная

Заочная

1. Аудиторные занятия (час.), всего,

в том числе

156

лекции

80

лабораторные

практические

76

семинарские

2. Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе:

60

курсовая работа

контрольная работа

реферат

расчетные и др.практические работы

другие виды СР

ИТОГО

216

Петропавловск-Камчатский

2022 г.

Одобрена кафедрой учетно-экономических и информационных дисциплин

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 20.02.04 «Пожарная безопасность»

Протокол № 1  от « 15» сентября 2022 г.

Зав.кафедрой___________/Гололобова С.Г./

Заместитель директора по учебно-методической и организационной работе

_________________/ Бадмаева Д.Б.-Ц./

Автор: Дербак Н.В., преподаватель информационных дисциплин

                

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
  2.  ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА  
  3. 1.1. Область применения программы.            

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

1.4.Перечень формируемых компетенций.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

4

  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2.          ИНФОРМАТИКА  

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Информатика

6

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
  2. ДИСЦИПЛИНЫ       ИНФОРМАТИКА
  3. 3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

3.2. Информационное обеспечение обучения

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА  

17

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

  1.  Область применения примерной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика»  предназначена для изучения информатики в Камчатском кооперативном техникуме для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)  информатика в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования изучается с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

Составлена на основе: Проекта Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, среднее (полное) общее образование. (разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования).

  1.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Процесс обучения информатике является  средой-помощницей в овладении обучающимися общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями и навыками с помощью новых компьютерных инструментов, при этом они стали привычными и необходимыми в работе, наряду с традиционными.

Неотъемлемой частью профессии 20.02.04 «Пожарная безопасность» стали  почти все компьютерные инструменты, поэтому программа по информатике для этой профессии включает в себя фактически в равных частях все образовательные модули. Электронные таблицы Excel используются для составления калькуляции и автоматического подсчета результатов, текстовый редактор Word для набора текстовой  информации и грамотной его обработки,  в частности набора меню и красочного его оформления.

Для укрепления межпредметных связей курса информатики и  другими общеобразовательными и профильными предметами учтено следующее:

- установление,  на основе общей заинтересованности, в результате обучения прочных связей в работе с преподавателями спецпредметов, согласование общих целей и требований;

- использование на уроках информатики моделей и учебно-наглядных пособий, применяемых при изучении таких предметов как математика, черчение, биология;

- иллюстрацию базовых понятий информатики примерами, взятыми из спецдисциплин;

- постановка проблем и вопросов по информатике с производственным содержанием;

- отражение профессиональной направленности обучения в дидактическом и наглядном материале.

Лабораторно-практические работы с применением ПК проводятся на каждом уроке и являются основной его частью.

  1.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение информатики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
  1. В результате изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий учащийся должен:
  1. знать/понимать:
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность  информации, сопоставляя различные источники;
  •  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  1.  Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося  216  часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  156  часов;

Самостоятельной работы обучающегося 60 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕСОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

76

контрольные работы

 

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

Итоговая  аттестация в форме (указать)

экзамен

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

_______________Информатика _______________

название дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информация и информационные процессы.

Тема 1.1.

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала

26/14/6

Введение в предмет. Информация. Свойства информации. Поиск и систематизация информации.

2

2,3

Классификация информационных процессов. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

2

Виды и формы информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Количество информации.

2

2,3

Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Кодирование информации. Двоичное кодирование.

2

2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.

2

2

Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

2

2

Хранение и защита информации. Организация личной информационной среды.

2

2

Лабораторные работы:

Работа с приложением Калькулятор (ПК)

2

3

Практические работы:

Практикум по переводу чисел в различные системы счисления

Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы»

2

2

3

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Кроссворды по теме «Информация и информационные процессы»

6

3

Раздел 2.

Информационные модели и системы.

Тема 2.1.

Информационные модели и системы

Содержание учебного материала

18/8/4

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей.

2

1

Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.

2

1

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

2

1

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

2

1

Практические занятия:

Построение информационной модели

Контрольная работа по теме: «Информационные модели и системы»

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Задания на дом

6

3

Раздел 3.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Тема 3.1.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Содержание учебного материала

32/12/12

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав ПК.

2

1

Устройства ввода и вывода информации. Устройства хранения и передачи информации. Операционная система: назначение и состав.

2

1

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Файлы и файловая структура. Программа «Проводник».

2

1

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

2

1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

2

1

Программное обеспечение ПК: системное, инструментальное, прикладное, сервисное.

2

1

Лабораторные работы:

Состав ПК

Устройства ввода и вывода информации.

2

2,3

Практические занятия:

Файлы и файловая структура

Программа «Проводник»

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

ПО ПК

Контрольная работа по теме «Программное обеспечение ПК, состав ПК»

2

2

2

2

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

Задания на дом

Доклады и рефераты по темам: «Состав ПК», «Файлы и файловая структура», «Программа «Проводник»

8

3

Раздел 4.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Тема 4.1.

Текстовый  редактор Word.

Содержание учебного материала

26/10/10

Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Работа в текстовом редакторе Word. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов.

2

1,2

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ списков. Создание и форматирование списков.  Включение в текстовый документ диаграмм.

2

1,2

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ графических объектов. Включение в текстовый документ автофигур.

2

3

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ формул. Работа с таблицами в текстовом редакторе Word.

2

3

Текстовый  редактор Word. Создание графических изображений. Работа с колонками. Макетирование страниц. Гипертекстовое представление информации.

2

2

Практические занятия:

Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов Вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов

Создание и форматирование списков. Создание графических изображений

Работа с колонками. Гипертекстовое представление информации

Практическая к/р по теме «Текстовый  редактор Word»

2

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

Тема 4.2.

Табличный  редактор Excel.

Содержание учебного материала

30/10/12

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Электронные таблицы Excel. Панели инструментов. Перемещение в окне Excel. Просмотр таблиц.

2

2

Электронные таблицы Excel. Ввод данных в рабочую таблицу и форматирование. Пересчет таблиц. Использование Мастера функций.

2

Электронные таблицы Excel. Построение диаграмм. Использование относительных и абсолютных ссылок

2

Электронные таблицы Excel. Использование функций. Моделирование в электронных таблицах.

2

3

Лабораторные работы:

Построение графиков

2

3

Практические занятия:

Создание и работа с таблицами. Сортировка данных в списке

Построение графиков

Построение диаграмм различных типов. Основные параметры диаграмм

Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах

Итоговая практическая работа.

Контрольная работа табличный редактор Excel

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Мини-проект по темам «Построение графиков», «Построение диаграмм»

8

Тема 4.3.

Базы данных.

Содержание учебного материала

26/8/10

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

2

2

Создание структуры табличной базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание объектов базы данных.

2

2

Системы управления базами данных (СУБД). Создание структуры новой таблицы. Заполнение таблицы. создание запросов.

2

3

Системы управления базами данных (СУБД). Создание формы при помощи Конструктора. Заполнение формы. Создание отчетов.

2

3

Лабораторные работы:

Создание структуры табличной базы данных

2

2

Практические занятия:

Заполнение таблицы

Создание запросов

Создание формы при помощи Конструктора

Создание отчетов

Контрольная работа «Базы данных»

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Мини-проект по темам «Создание БД «Расписание уроков», «Создание БД «Прогноз погоды за неделю»

8

Тема 4.4.

Работа в PowerPoint.

Содержание учебного материала

18/4/8

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации с помощью PowerPoint.

2

2

Рисунки и графические примитивы на слайдах. Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Использование анимации в презентации. Демонстрация презентации.

2

3

Практические занятия:

Разработка презентации с помощью PowerPoint

Редактирование и сортировка слайдов

Использование анимации в презентации

Доработка и защита презентации

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом (создание и разработка презентации)

6

Тема 4.5.

Работа в Paint.

Содержание учебного материала

14/2/6

 

Графические информационные объекты. Графический редакторы. Графический редактор Paint. Графические примитивы.

2

3

Практические занятия:

Графические примитивы

Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

Итоговое занятие по теме: редактирование изображений в растровом редакторе Paint

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

3

Раздел 5.

Основы социальной информатики.

Основы социальной информатики.

Содержание учебного материала

26/12/8

Основные понятия теоретической информатики. Информационное общество. Этапы развития информационного общества.

2

1,2

Социальные коммуникации: история, современность, перспективы.

2

1,2

Информационная культура. Формирование информационной среды общества. Информационные ресурсы общества.

2

1,2

Информационный образ жизни. Общество и личность в условиях информатизации.

2

1,2

Постиндустриальное, информационное общество. Социальная структура и специфика трудовой деятельности.

2

1,2

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

2

1,2

Практические занятия:

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы

Виды профессиональной и стоимостные характеристики информационной деятельности человека

Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения и меры их предупреждения.

Контрольная работа по теме: «Основы социальной информатики»

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

Всего: 216 часов, из них аудиторных 156 часов( 80 часов-теоретические, 76 часов-практические) 60 часов-самостоятельная работа.

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень усвоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения

  1.  -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика ________________

название дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места учащихся, обеспеченные ПК;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая мультимедийная доска;

- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, стенды, карточки-задания, раздаточный материал, комплекты для практических работ);

Технические средства обучения:

- ПК;

- МФУ;

- колонки.

  1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  • Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;
  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Дополнительная литература:
  • Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
  • Острейковский В.А. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие – М.: АСТ Пресс,2017;
  • Хомоненко А.Д. Базы Данных: Учебник для высших учебных заведений – С-П.: КОРОНА принт, 2018;
  • Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль: от простого к сложному – Издательство Н.Бочкаревой, 1998;
  • Губина Т.Н., Тарова И.Н. Лабораторный и практический курс по дисциплине «Информатика»: Учебно-методическое пособие – Елец, 2018;
  • Щукина О.Н. Архитектура компьютера: Учебное пособие, в 2 частях – Москва – Елец, 2017.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий или выполнения контрольных работ.

Итоговый контроль реализуется в форме выполнения зачетной практической работы или тестирования.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность  информации, сопоставляя различные источники;
  •  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Контрольные и практические работы, опросы, тесты, зачетные занятия, итоговые практические работы, выполнение мини-проектов.



Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КАМЧАТСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ТЕХНИКУМ»

 КАМЧАТСКИЙ КРАЕВОЙ СОЮЗ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КООПЕРАТИВОВ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплины:      « Информатика»

Для специальности: 21.02.14 «Маркшейдерское дело»

по программе базовой подготовки

Семестр___1,2_______                         Курс____________1_________

           (для очной формы обучения)           (для очной формы обучения)

Группа  МДО-22-9

Виды учебной работы

Форма обучения

Очная

Заочная

1. Аудиторные занятия (час.), всего,

в том числе

156

лекции

80

лабораторные

практические

76

семинарские

2. Самостоятельная работа студентов (час.), всего, в том числе:

60

курсовая работа

контрольная работа

реферат

расчетные и др.практические работы

другие виды СР

ИТОГО

216

Петропавловск-Камчатский - 2022 г.

Одобрена кафедрой учетно-экономических и информационных дисциплин

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 21.02.14 «Маркшейдерское дело»

Протокол № 1 от «15» сентября 2022 г.

Зав.кафедрой___________/Гололобова С.Г./

Заместитель директора по учебно-методической и организационной работе

_________________/ Бадмаева Д.Б.-Ц./

Автор: Дербак Н.В., преподаватель информационных дисциплин

                

  1. СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
  2.  ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА  
  3. 1.1. Область применения программы.            

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины.

1.4. Перечень формируемых компетенций.

1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

4

  1. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
  2.          ИНФОРМАТИКА  

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Информатика

6

  1. 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
  2. ДИСЦИПЛИНЫ       ИНФОРМАТИКА
  3. 3.1. Требования к минимальному материально-техническому

обеспечению

3.2. Информационное обеспечение обучения

13

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ИНФОРМАТИКА  

17

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

  1.  Область применения примерной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика»  предназначена для изучения информатики в Камчатском кооперативном техникуме для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180)  информатика в учреждениях начального профессионального образования и среднего профессионального образования изучается с учетом профиля  получаемого профессионального образования.

Составлена на основе: Проекта Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования, среднее (полное) общее образование. (разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования).

  1.  Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Процесс обучения информатике является  средой-помощницей в овладении обучающимися общеобразовательными и профессиональными знаниями, умениями и навыками с помощью новых компьютерных инструментов, при этом они стали привычными и необходимыми в работе, наряду с традиционными.

Неотъемлемой частью профессии 21.02.14 «Маркшейдерское дело» стали  почти все компьютерные инструменты, поэтому программа по информатике для этой профессии включает в себя фактически в равных частях все образовательные модули. Электронные таблицы Excel используются для составления калькуляции и автоматического подсчета результатов, текстовый редактор Word для набора текстовой  информации и грамотной его обработки,  в частности набора меню и красочного его оформления.

Для укрепления межпредметных связей курса информатики и  другими общеобразовательными и профильными предметами учтено следующее:

- установление,  на основе общей заинтересованности, в результате обучения прочных связей в работе с преподавателями спецпредметов, согласование общих целей и требований;

- использование на уроках информатики моделей и учебно-наглядных пособий, применяемых при изучении таких предметов как математика, черчение, биология;

- иллюстрацию базовых понятий информатики примерами, взятыми из спецдисциплин;

- постановка проблем и вопросов по информатике с производственным содержанием;

- отражение профессиональной направленности обучения в дидактическом и наглядном материале.

Лабораторно-практические работы с применением ПК проводятся на каждом уроке и являются основной его частью.

  1.  Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение информатики на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) в том числе при изучении других дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
  1. В результате изучения информатики и информационных и коммуникационных технологий учащийся должен:
  1. знать/понимать:
  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность  информации, сопоставляя различные источники;
  •  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  1.  Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося  216  часов, в том числе:

Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  156  часов;

Самостоятельной работы обучающегося 60 часов.

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕСОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

  1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы:

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

216

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

156

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

76

контрольные работы

 

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

60

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

Итоговая  аттестация в форме (указать)

экзамен

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины

_______________Информатика _______________

название дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Информация и информационные процессы.

Тема 1.1.

Информация и информационные процессы

Содержание учебного материала

26/14/6

Введение в предмет. Информация. Свойства информации. Поиск и систематизация информации.

2

2,3

Классификация информационных процессов. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

2

Виды и формы информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Количество информации.

2

2,3

Передача информации в социальных, биологических и технических системах. Кодирование информации. Двоичное кодирование.

2

2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил.

2

2

Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

2

2

Хранение и защита информации. Организация личной информационной среды.

2

2

Лабораторные работы:

Работа с приложением Калькулятор (ПК)

2

3

Практические работы:

Практикум по переводу чисел в различные системы счисления

Контрольная работа по теме: «Информация и информационные процессы»

2

2

3

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Кроссворды по теме «Информация и информационные процессы»

6

3

Раздел 2.

Информационные модели и системы.

Тема 2.1.

Информационные модели и системы

Содержание учебного материала

18/8/4

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей.

2

1

Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных.

2

1

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

2

1

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

2

1

Практические занятия:

Построение информационной модели

Контрольная работа по теме: «Информационные модели и системы»

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

Задания на дом

6

3

Раздел 3.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Тема 3.1.

Компьютер как средство автоматизации информационных процессов.

Содержание учебного материала

32/12/12

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Состав ПК.

2

1

Устройства ввода и вывода информации. Устройства хранения и передачи информации. Операционная система: назначение и состав.

2

1

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Файлы и файловая структура. Программа «Проводник».

2

1

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

2

1

Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

2

1

Программное обеспечение ПК: системное, инструментальное, прикладное, сервисное.

2

1

Лабораторные работы:

Состав ПК

Устройства ввода и вывода информации.

2

2,3

Практические занятия:

Файлы и файловая структура

Программа «Проводник»

Защита от вирусов: обнаружение и лечение

ПО ПК

Контрольная работа по теме «Программное обеспечение ПК, состав ПК»

2

2

2

2

2

2,3

Самостоятельная работа обучающихся

Задания на дом

Доклады и рефераты по темам: «Состав ПК», «Файлы и файловая структура», «Программа «Проводник»

8

3

Раздел 4.

Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов.

Тема 4.1.

Текстовый  редактор Word.

Содержание учебного материала

26/10/10

Текст как информационный объект. Текстовые редакторы. Работа в текстовом редакторе Word. Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов.

2

1,2

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ списков. Создание и форматирование списков.  Включение в текстовый документ диаграмм.

2

1,2

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ графических объектов. Включение в текстовый документ автофигур.

2

3

Текстовый  редактор Word. Включение в текстовый документ формул. Работа с таблицами в текстовом редакторе Word.

2

3

Текстовый  редактор Word. Создание графических изображений. Работа с колонками. Макетирование страниц. Гипертекстовое представление информации.

2

2

Практические занятия:

Параметры шрифта, параметры абзаца. Создание и редактирование документов Вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов. Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов

Создание и форматирование списков. Создание графических изображений

Работа с колонками. Гипертекстовое представление информации

Практическая к/р по теме «Текстовый  редактор Word»

2

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

Тема 4.2.

Табличный  редактор Excel.

Содержание учебного материала

30/10/12

Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Электронные таблицы Excel. Панели инструментов. Перемещение в окне Excel. Просмотр таблиц.

2

2

Электронные таблицы Excel. Ввод данных в рабочую таблицу и форматирование. Пересчет таблиц. Использование Мастера функций.

2

Электронные таблицы Excel. Построение диаграмм. Использование относительных и абсолютных ссылок

2

Электронные таблицы Excel. Использование функций. Моделирование в электронных таблицах.

2

3

Лабораторные работы:

Построение графиков

2

3

Практические занятия:

Создание и работа с таблицами. Сортировка данных в списке

Построение графиков

Построение диаграмм различных типов. Основные параметры диаграмм

Использование относительных, абсолютных и смешанных ссылок в электронных таблицах

Итоговая практическая работа.

Контрольная работа табличный редактор Excel

2

2

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Мини-проект по темам «Построение графиков», «Построение диаграмм»

8

Тема 4.3.

Базы данных.

Содержание учебного материала

26/8/10

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые).

2

2

Создание структуры табличной базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Создание объектов базы данных.

2

2

Системы управления базами данных (СУБД). Создание структуры новой таблицы. Заполнение таблицы. создание запросов.

2

3

Системы управления базами данных (СУБД). Создание формы при помощи Конструктора. Заполнение формы. Создание отчетов.

2

3

Лабораторные работы:

Создание структуры табличной базы данных

2

2

Практические занятия:

Заполнение таблицы

Создание запросов

Создание формы при помощи Конструктора

Создание отчетов

Контрольная работа «Базы данных»

2

2

2

2

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

Мини-проект по темам «Создание БД «Расписание уроков», «Создание БД «Прогноз погоды за неделю»

8

Тема 4.4.

Работа в PowerPoint.

Содержание учебного материала

18/4/8

Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии. Разработка презентации с помощью PowerPoint.

2

2

Рисунки и графические примитивы на слайдах. Выбор дизайна презентации. Редактирование и сортировка слайдов. Использование анимации в презентации. Демонстрация презентации.

2

3

Практические занятия:

Разработка презентации с помощью PowerPoint

Редактирование и сортировка слайдов

Использование анимации в презентации

Доработка и защита презентации

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом (создание и разработка презентации)

6

Тема 4.5.

Работа в Paint.

Содержание учебного материала

14/2/6

 

Графические информационные объекты. Графический редакторы. Графический редактор Paint. Графические примитивы.

2

3

Практические занятия:

Графические примитивы

Редактирование изображений в растровом редакторе Paint

Итоговое занятие по теме: редактирование изображений в растровом редакторе Paint

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

3

Раздел 5.

Основы социальной информатики.

Основы социальной информатики.

Содержание учебного материала

26/12/8

Основные понятия теоретической информатики. Информационное общество. Этапы развития информационного общества.

2

1,2

Социальные коммуникации: история, современность, перспективы.

2

1,2

Информационная культура. Формирование информационной среды общества. Информационные ресурсы общества.

2

1,2

Информационный образ жизни. Общество и личность в условиях информатизации.

2

1,2

Постиндустриальное, информационное общество. Социальная структура и специфика трудовой деятельности.

2

1,2

Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

2

1,2

Практические занятия:

Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы

Виды профессиональной и стоимостные характеристики информационной деятельности человека

Правовые нормы, относящиеся к информации. Правонарушения и меры их предупреждения.

Контрольная работа по теме: «Основы социальной информатики»

2

2

2

2

3

Самостоятельная работа обучающихся:

Задания на дом

6

Всего: 216 часов, из них аудиторных 156 часов( 80 часов-теоретические, 76 часов-практические) 60 часов-самостоятельная работа.

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименование лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3. Уровень усвоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4.

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения

  1.  -ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
  3. -продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика ________________

название дисциплины

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места учащихся, обеспеченные ПК;

- рабочее место преподавателя;

- рабочая мультимедийная доска;

- наглядные пособия (учебники, опорные конспекты, стенды, карточки-задания, раздаточный материал, комплекты для практических работ);

Технические средства обучения:

- ПК;

- МФУ;

- колонки.

  1. Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  • Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии: Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  • Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018;
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе (7-11): Методическое пособие для учителей – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017;
  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
  • Дополнительная литература:
  • Острейковский В.А. Информатика: Учебник для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
  • Острейковский В.А. Лабораторный практикум по информатике: Учебное пособие для вузов – М.: Высшая школа, 2018;
  • Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г. Специальная информатика: Учебное пособие – М.: АСТ Пресс,2017;
  • Хомоненко А.Д. Базы Данных: Учебник для высших учебных заведений – С-П.: КОРОНА принт, 2018;
  • Житкова О.А., Кудрявцева Е.К. Бейсик и Паскаль: от простого к сложному – Издательство Н.Бочкаревой, 1998;
  • Губина Т.Н., Тарова И.Н. Лабораторный и практический курс по дисциплине «Информатика»: Учебно-методическое пособие – Елец, 2018;
  • Щукина О.Н. Архитектура компьютера: Учебное пособие, в 2 частях – Москва – Елец, 2017.

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

_______________Информатика________________

название дисциплины

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий или выполнения контрольных работ.

Итоговый контроль реализуется в форме выполнения зачетной практической работы или тестирования.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем.

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность  информации, сопоставляя различные источники;
  •  иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе в самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Контрольные и практические работы, опросы, тесты, зачетные занятия, итоговые практические работы, выполнение мини-проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа профориентационного курса: "Профессии специальности "юрист"

Юридическое образование – это огромный и  интересный  мир, таящий  поистине безграничные возможности  в области формирования  карьеры.Юридические  специальности  вес...

рабочая программа по электротехнике для специальности "Токарь-универсал"

Рабочая программа учебной дисциплины«Основы электротехники» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом Министерства образования и...

Рабочая программа по электротехнике для специальности "Станочник (металлообработка)"лесарь"

Данная программа учебной дисциплины является частью основной образовательной программы ГОУ НПО ПЛ № 49 в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупнённой группы профессий ­­­...

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида

Пояснительная записка к рабочей программе по математике для специальных коррекционных школ VIII вида...

Рабочие программы по истории для специальности "Сестринское дело" очной и очно-заочной форм обучения

Рабочие программы по истории разработаны в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 34.02.01 «Сестринское дело», квалификация медицинская сестра / медицинский брат, базовой подготовки сре...

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В. Воронковой. М., Гуманитарный издательский центр «Владо

Рабочая программа по профессионально - трудовому обучению по профилю «Столярное дело» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений YIII вида под редакцией В.В....