Информатика. Непозиционные системы счисления.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Урок информатики в 8 классе по теме "Непозиционные системы счисления"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Непозиционные системы | 25.31 КБ |
презентация к уроку | 2.22 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока | |||||
Название предмета | информатика | Класс | 8 | Дата | |
Тема урока | Правила ТБ и гигенические требования при работе с компьютером. Системы счисления | ||||
Цели урока | Примечания | ||||
Предметные | Продолжить формирование знаний в области ЗОЖ при использования цифровой техники. | ||||
Сформировать понятие "Системы счисления" | |||||
Метапредметные | Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия | ||||
Учить вести и составлять конспекты, выполнять графический режим | |||||
Личностные | Убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости знаний информатики | ||||
Формировать целостное отношение к отечественному историческому научному наследию | |||||
Место урока в разделе | 1 урок в учебном году | ||||
Тип урока | Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями | ||||
Основные термины и понятия | Позиционные и непозиционные системы счисления, основание СС, алфавит Ключевое слово: ЧИСЛО (Записывается на доске) | ||||
Межпредметные связи | История науки | ||||
Наглядность | Презентация | ||||
Оборудование | Интерактивный комплекс, вычислительная техника, счеты, ниточные счеты, камни |
Ход урока
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Цель | |
Организационный момент | 5 мин | 1.Приветствие учащихся. 2.Игровое приветствие «Ладошки» Желаю (большой) Успеха(Указательный) Большого (средний) Во всем (мизинец) Здравствуй (всей ладонью) 3. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро. Метод «Разминка» -Как кричит осел? -Вытянутый круг. -На чем путешествовал Емеля? -Как называется рот у птицы? -Кто сидит на троне и управляет царством? -Ее наклеивают на конверт. -Сколько гласных звуков в русском языке? Наименьшее однозначное число? Какое сегодня число? А день недели? (Запишем его в тетрадь) Учитель пишет на доске Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать. Какое слово объединяет последние три вопроса? (Число). Учитель записывает на доске слова «ЧИСЛО, СКОЛЬКО» | 1.Концентрация внимания, приветствие учителя 2.Выполняют за учителем 3. Отвечают на вопросы 1)Записывают число в тетрадь 2)Пишут слова «ЧИСЛО, СКОЛЬКО» | Настрой на плодотворную совместную работу. Формулирование цели урока | |
Актуализация субъектного опыта учащихся | 5 мин | 1.Индивидуальная работа. Решить примеры: 8+4= 15+18= И т.д. Слайд 1 2. Анализирует результаты Подводит к выводу о множестве систем счисления. | 1.Решают примеры самостоятельно. При возникновении информационного разрыва переходят к парной работе. 2.Формулируют цель | 1.Развитие логического мышления. 2.Развитие коммуникативных навыков общения | |
Изучение новых знаний и способов деятельности | 10 мин | 1.Подготовка к объяснению нового материала Мы сегодня здоровались ладошкой. А теперь обведите ладонь в тетради 2.Рассказывает о системах счисления (приложение 1, презентация). Создает на доске конспект. | 1.Выполняют задание 2.Оформляют конспект за учителем | 1.Обучение навыку конспектирования. | |
Первичная проверка понимания изученного | 5 мин | 1.Предлагает решить примеры, используя конспект (презентация) 2.Проверка решения | 1.Выполняют задания 2.Проверяют решение | 1.Развитие логического мышления | |
Закрепление изученного | 10 мин | А теперь предлагаю проверить, как вы запомнили. Для этого откройте ноутбуки и пройдите тест. СТОП! Сначала давайте вспомним правила ТБ при работе с компьютером. 1.Проводит фронтальную беседу по ТБ 2.Раздает инструктажи 3.Помогает разобраться с программой для тестирования | 1.Повторяют правила ТБ 2.Получают лист для вклеивания в тетрадь 2. Выполняют тест | 1.Формирование ЗОЖ 2. Развитие долговременной памяти | |
Контроль и самоконтроль | 1.Фиксирует результаты тестирования 2.Выставляет поощрительные отметки | 1.Сообщают результаты | 1.Формирование позитивного отношения к предмету | ||
Домашнее задание | 5 мин | Выучить «Правила ТБ» (Подготовиться к зачету); §1.1.1 читать, выучить термины | 1.Закрепление навыков правильного обращения с цифровой техникой | ||
Подведение итогов учебного занятия | 1.Прощание 2.Анализ эмоционального состояния учащихся |
КОНСПЕКТ
Слайд 2
8 + 4 = 15 + 18 = 32 + 29 = 46 – 27 = 53 - 36 = | II + IV = IV + X = XL + XC = XLIX +DCXCIV = | gsi + cOГ | V<< ℓℓℓՈՈՈIII +ℓℓℓՈII |
Слайд 3
Унарная непозиционная
Еще называется непозиционной единичной. Скорее всего, вы уже догадались, почему она так называется. Дело в том, что в этой форме записи используется только один знак. Это представление применяли древнейшие люди. Для записи значений использовались насечки на костях животных или стенах пещеры. Также в обиходе были зарубки на дереве. Используется до сих пор. Вспомните фильмы о попавших на необитаемый остров, они делали зарубки на стволе дерева. Также применяется для обучения детей счету – так называемый пальцевый метод. Один и еще один, сколько будет?
Первые упоминания о славянских народностях встречаются в записях, которые ведут свои корни от двух тысяч лет до нашей эры. Однако методы счета древних славян покрыты почти такой же тайной, как Египетская нумерация. У историков существует одно предположение, что в тот момент наши предки использовали систему, построенную на унарном непозиционном счислении. Это был очень простой и примитивный способ отображения числовых величин. В нем имелся только один знак – им мог быть какой-нибудь камень или палочка. Об этом нам говорит слово «сКОЛько». Как видно в нем есть слово кол, которое обозначает палку, а может обозначать и палец. Так же Вы можете спросить у любого двоечника – он вам расскажет о том, что такое кол. Однако эта теория является неточной, некоторые ученые говорят, что до девятого века у славян не было никакой письменности, а теперь перейдем к более достоверным фактам
Слайд 4
Египетская непозиционная
Возникла в третьем тысячелетии до нашей эры. Все значения записывались здесь с помощью иероглифов. Каких-то особых правил здесь не существовало – все числовые значения просто складывались. Также не было и правил, которые относятся к записи – последовательность могла быть записана, как слева на право, так и справа налево. Иероглифы могли занимать любой разряд.
Слайд 5
Римская непозиционная
Используется до сих пор. В качестве алфавита здесь применяются латинские буквы, такие как V, I, D, M, C, X, L. Всё остальное же получается с помощью различного написания этих символов – здесь используются принципы вычитания и сложения. Так если младший разряд записывается перед старшим, то он вычитается. Если же наоборот, то складывается. Римское непозиционное счисление появилось в Риме на самом пике процветания империи. Однако и после того как империя распалась этим счислением пользовались еще очень долго. Она использовалась в Европе до 1200х годов. В некоторых случаях мы пользуемся до сих пор. КОГДА? Приведите примеры. (часы, века)
Слайд 6
Алфавитные системы счисления
Стоит отметить эти формы записи. Здесь все очень просто – каждой букве алфавита сопоставлялась цифра. Стоит отметить, что эти непозиционные системы являются более совершенными, чем все предыдущие, поскольку имелись обозначения десятков и сотен.
Слайд 7
Славянская
Использовалась нашими предками во времена древней Руси. Первые записи о ней в летописи временных лет появляются с начала десятого века. Каждой букве глаголицы соответствовало некоторое число. Полностью вышла из использования во времена Российской Империи в восемнадцатом веке, её место заняло десятичное исчисление. Пользуемся мы им, и посей день.
Первые крупные города на Руси появились в восьмом веке. Это были Новгород и Киев. В Новгороде использовалась славянская система. Все буквы алфавита использовались для отображения чисел. Чтобы отличить их от букв, над ними ставился специальный знак, который назывался титло. Кириллическая система счисления – нумерация, построенная на кириллическом древнерусском или глаголическом алфавите. В ней буквам соответствовали числа. Она является почти полной копией древнегреческого исчисления.
Стоит отметить, что числовые величины в славянской кириллической системе счисления сопоставлялись не всем буквам древнерусского алфавита. Так, например, «азь» представляла единицу, «веди» — двойку, а вот «ша» не соответствовало ничего. Ниже представлена вспомогательная таблица с расшифровкой
Первые крупные города на Руси появились в восьмом веке. Это были Новгород и Киев. В Новгороде использовалась славянская система. Все буквы алфавита использовались для отображения чисел. Чтобы отличить их от букв, над ними ставился специальный знак, который назывался титло. Однако она была очень неудобной. С помощью неё было тяжело отображать большие величины – требовалось регулярно вводить новые знаки.
Древние славяне использовали несколько правил, которые использовались для записи в славянской кириллической системе:
Числа записывались слева направо. За исключением значений от одиннадцати до девятнадцати (например, 15 – пять на десять – 5+10);
Для того чтобы отличать числа от букв древнерусского письма сверху ставился знак – титло. Он представлял собой волнистую линию;
Для обозначения больших величин использовались специальные символы. Например, чтобы умножить число на 10 000, букву обводили окружностью (смотреть таблицу) и давали приставку «тьма».
Большое распространение получила славянская кириллическая нумерация, которую разработали два брата-монаха Кирилл и Мефодий в девятом веке. Одним из плюсов этого формата было то, что он был почти полной копией греческой нумерации. Рассмотрим его более подробно.
Определение и отображение чисел в славянском кириллическом счислении
Кириллическая система счисления – нумерация, построенная на кириллическом древнерусском или глаголическом алфавите. В ней буквам соответствовали числа. Является почти полной копией древнегреческого исчисления.
Стоит отметить, что числовые величины в славянской кириллической системе счисления сопоставлялись не всем буквам древнерусского алфавита. Так, например, «азь» представляла единицу, «веди» — двойку, а вот «ша» не соответствовало ничего. Ниже представлена вспомогательная таблица с расшифровкой.
непозиционных представлений, проблемы при работе с дробными значениями и неудобство выполнения сложных алгебраических операций – умножение и деление. Также не было 0, который играл большую роль в развитии точных наук. Именно поэтому в восемнадцатом веке, при Петре I, начали использовать систему, которая использует числа от 0 до 9 – десятичную. Используем мы её и сейчас.
Слайд 8
Недостатки непозиционных систем счисления
- Сложно работать с большими числами. Надо вводить все время новые знаки.
- Сложно работать с дробями.
- Нет числа «0»
Именно поэтому в восемнадцатом веке, при Петре I в Российской империи, начали вводить систему, которая использует числа от 0 до 9 – десятичную. Используем мы её и сейчас. Как она называется? (Арабская)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
8 + 4 = 15 + 18 = 32 + 29 = 46 – 27 = 53 - 36 = II + IV = IV + X = XL + XC = XLIX +DCXCIV = V <<< VV + << VVV ℓℓℓ ՈՈՈIII +ℓ ℓℓՈII
Унарная непозиционная
Египетская непозиционная
Римская непозиционная
Современная позиционная система счисления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непозиционные системы счисления
Урок математики в 5 классе посвящен знакомству учащихся с понятием непозиционной системы и примерами существующих ранее и в настоящее время непозиционных систем: славянской, китайской, египетской, рим...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Тема урока: Непозиционные системы счисления
Урок с использованием ЭОР...
Урок информатики "Двоичная система счисления"
Урок информатики в 9 классе "Двоичная система счисления"...
Презентация к уроку информатики в 9 классе по теме "Позиционные и непозиционные системы счисления"
В презентации представлены карточки с заданиями по изучению нового материала...
Урок информатики в 10 классе "Непозиционные системы счисления"
Урок с использованием технологии смешанного обучения, модель "Перевёрнутый класс"...
Непозиционные системы счисления
На уроке обучающиеся познакомятся с общими представлениями позиционных и непозиционных систем счисления; научатся переходить от римской формы записи числа к его десятиному значению и наоборот....
Непозиционные и Позиционные системы счисления
Непозиционные и Позиционные системы счисления...