Информатика. Непозиционные системы счисления.
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Урок информатики в 8 классе по теме "Непозиционные системы счисления"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Название предмета

информатика

Класс

8

Дата

Тема урока

Правила ТБ и гигенические требования при работе с компьютером. Системы счисления

Цели урока

Примечания

Предметные

Продолжить формирование знаний в области ЗОЖ при использования цифровой техники.

Сформировать понятие "Системы счисления"

Метапредметные

Формировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать факты и понятия

Учить вести и составлять конспекты, выполнять графический режим

Личностные

Убедить учащихся в научной, практической, жизненной, профессиональной значимости знаний информатики

Формировать целостное отношение к отечественному историческому научному наследию

Место урока в разделе

1 урок в учебном году

Тип урока

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями  

Основные термины и понятия

Позиционные и непозиционные системы счисления, основание СС, алфавит

Ключевое слово: ЧИСЛО (Записывается на доске)

Межпредметные связи

История науки

Наглядность

Презентация

Оборудование

Интерактивный комплекс, вычислительная техника, счеты, ниточные счеты, камни

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Цель

Организационный момент

5 мин

1.Приветствие учащихся.

2.Игровое приветствие «Ладошки»

Желаю (большой) Успеха(Указательный)

Большого (средний)

Во всем (мизинец)

Здравствуй (всей ладонью)

3. Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.

Метод «Разминка» 

-Как кричит осел?

-Вытянутый круг.

-На чем путешествовал Емеля?

-Как называется рот у птицы?

-Кто сидит на троне и управляет царством?

-Ее наклеивают на конверт.

-Сколько гласных звуков в русском языке?

Наименьшее однозначное число?

Какое сегодня число? А день недели? (Запишем его в тетрадь) Учитель пишет на доске

Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.

Какое слово объединяет последние три вопроса? (Число). Учитель записывает на доске слова «ЧИСЛО, СКОЛЬКО»

1.Концентрация внимания, приветствие учителя

2.Выполняют за учителем

3. Отвечают на вопросы

1)Записывают число в тетрадь

2)Пишут слова «ЧИСЛО, СКОЛЬКО»

Настрой на плодотворную совместную работу.

Формулирование цели урока

Актуализация субъектного опыта учащихся

5 мин

1.Индивидуальная работа. Решить примеры:

8+4=

15+18=

И т.д. Слайд 1

2. Анализирует результаты

Подводит к выводу о множестве систем счисления.

1.Решают примеры самостоятельно.

При возникновении информационного разрыва переходят к парной работе.

2.Формулируют цель

1.Развитие логического мышления.

2.Развитие коммуникативных навыков общения

Изучение новых знаний и способов деятельности

10 мин

1.Подготовка к объяснению нового материала

Мы сегодня здоровались ладошкой. А теперь обведите ладонь в тетради

2.Рассказывает о системах счисления (приложение 1, презентация). Создает на доске конспект.

1.Выполняют задание

2.Оформляют конспект за учителем

1.Обучение навыку конспектирования.

Первичная проверка понимания изученного

5 мин

1.Предлагает решить примеры, используя конспект

(презентация)

2.Проверка решения

1.Выполняют задания

2.Проверяют решение

1.Развитие логического мышления

Закрепление изученного

10 мин

А теперь предлагаю проверить, как вы запомнили. Для этого откройте ноутбуки и пройдите тест.

СТОП!

Сначала давайте вспомним правила ТБ при работе с компьютером.

1.Проводит фронтальную беседу по ТБ

2.Раздает инструктажи

3.Помогает разобраться с программой для тестирования

1.Повторяют правила ТБ

2.Получают лист для вклеивания в тетрадь

2. Выполняют тест

1.Формирование ЗОЖ

2. Развитие долговременной памяти

Контроль и самоконтроль

1.Фиксирует результаты тестирования

2.Выставляет поощрительные отметки

1.Сообщают результаты

1.Формирование позитивного отношения к предмету

Домашнее задание

5 мин

Выучить «Правила ТБ» (Подготовиться к зачету); §1.1.1 читать, выучить термины

1.Закрепление навыков правильного обращения с цифровой техникой

Подведение итогов учебного занятия

1.Прощание

2.Анализ эмоционального состояния учащихся

КОНСПЕКТ

Слайд 2

8 + 4 =

15 + 18 =

32 + 29 =

46 – 27 =

53 - 36 =

II + IV =

IV + X =

XL + XC =

XLIX +DCXCIV =

gsi  + cOГ

V<<

ℓℓℓՈՈՈIII +ℓℓℓՈII

Слайд 3

Унарная непозиционная

Еще называется непозиционной единичной. Скорее всего, вы уже догадались, почему она так называется. Дело в том, что в этой форме записи используется только один знак. Это представление применяли древнейшие люди. Для записи значений использовались насечки на костях животных или стенах пещеры. Также в обиходе были зарубки на дереве. Используется до сих пор. Вспомните фильмы о попавших на необитаемый остров, они делали зарубки на стволе дерева. Также применяется для обучения детей счету – так называемый пальцевый метод. Один и еще один, сколько будет?

Первые упоминания о славянских народностях встречаются в записях, которые ведут свои корни от двух тысяч лет до нашей эры. Однако методы счета древних славян покрыты почти такой же тайной, как Египетская нумерация. У историков существует одно предположение, что в тот момент наши предки использовали систему, построенную на унарном непозиционном счислении. Это был очень простой и примитивный способ отображения числовых величин. В нем имелся только один знак – им мог быть какой-нибудь камень или палочка. Об этом нам говорит слово «сКОЛько». Как видно в нем есть слово кол, которое обозначает палку, а может обозначать и палец. Так же Вы можете спросить у любого двоечника – он вам расскажет о том, что такое кол. Однако эта теория является неточной, некоторые ученые говорят, что до девятого века у славян не было никакой письменности, а теперь перейдем к более достоверным фактам

Слайд 4

Египетская непозиционная

Возникла в третьем тысячелетии до нашей эры. Все значения записывались здесь с помощью иероглифов. Каких-то особых правил здесь не существовало – все числовые значения просто складывались. Также не было и правил, которые относятся к записи – последовательность могла быть записана, как слева на право, так и справа налево. Иероглифы могли занимать любой разряд.

Слайд 5

Римская непозиционная

Используется до сих пор. В качестве алфавита здесь применяются латинские буквы, такие как V, I, D, M, C, X, L. Всё остальное же получается с помощью различного написания этих символов – здесь используются принципы вычитания и сложения. Так если младший разряд записывается перед старшим, то он вычитается. Если же наоборот, то складывается. Римское непозиционное счисление появилось в Риме на самом пике процветания империи. Однако и после того как империя распалась этим счислением пользовались еще очень долго. Она использовалась в Европе до 1200х годов. В некоторых случаях мы пользуемся до сих пор. КОГДА? Приведите примеры. (часы, века)

Слайд 6

Алфавитные системы счисления

Стоит отметить эти формы записи. Здесь все очень просто – каждой букве алфавита сопоставлялась цифра. Стоит отметить, что эти непозиционные системы являются более совершенными, чем все предыдущие, поскольку имелись обозначения десятков и сотен.

Слайд 7

Славянская

Использовалась нашими предками во времена древней Руси. Первые записи о ней в летописи временных лет появляются с начала десятого века. Каждой букве глаголицы соответствовало некоторое число. Полностью вышла из использования во времена Российской Империи в восемнадцатом веке, её место заняло десятичное исчисление. Пользуемся мы им, и посей день.

Первые крупные города на Руси появились в восьмом веке. Это были Новгород и Киев. В Новгороде использовалась славянская система. Все буквы алфавита использовались для отображения чисел. Чтобы отличить их от букв, над ними ставился специальный знак, который назывался титло. Кириллическая система счисления – нумерация, построенная на кириллическом древнерусском или глаголическом алфавите. В ней буквам соответствовали числа. Она является почти полной копией древнегреческого исчисления.

Стоит отметить, что числовые величины в славянской кириллической системе счисления сопоставлялись не всем буквам древнерусского алфавита. Так, например, «азь» представляла единицу, «веди» — двойку, а вот «ша» не соответствовало ничего. Ниже представлена вспомогательная таблица с расшифровкой

Первые крупные города на Руси появились в восьмом веке. Это были Новгород и Киев. В Новгороде использовалась славянская система. Все буквы алфавита использовались для отображения чисел. Чтобы отличить их от букв, над ними ставился специальный знак, который назывался титло. Однако она была очень неудобной. С помощью неё было тяжело отображать большие величины – требовалось регулярно вводить новые знаки.

Древние славяне использовали несколько правил, которые использовались для записи в славянской кириллической системе:

Числа записывались слева направо. За исключением значений от одиннадцати до девятнадцати (например, 15 – пять на десять – 5+10);

Для того чтобы отличать числа от букв древнерусского письма сверху ставился знак – титло. Он представлял собой волнистую линию;

Для обозначения больших величин использовались специальные символы. Например, чтобы умножить число на 10 000, букву обводили окружностью (смотреть таблицу) и давали приставку «тьма».

Большое распространение получила славянская кириллическая нумерация, которую разработали два брата-монаха Кирилл и Мефодий в девятом веке. Одним из плюсов этого формата было то, что он был почти полной копией греческой нумерации. Рассмотрим его более подробно.

Определение и отображение чисел в славянском кириллическом счислении

Кириллическая система счисления – нумерация, построенная на кириллическом древнерусском или глаголическом алфавите. В ней буквам соответствовали числа. Является почти полной копией древнегреческого исчисления.

Стоит отметить, что числовые величины в славянской кириллической системе счисления сопоставлялись не всем буквам древнерусского алфавита. Так, например, «азь» представляла единицу, «веди» — двойку, а вот «ша» не соответствовало ничего. Ниже представлена вспомогательная таблица с расшифровкой.

 непозиционных представлений, проблемы при работе с дробными значениями и неудобство выполнения сложных алгебраических операций –  умножение и деление. Также не было 0, который играл большую роль в развитии точных наук. Именно поэтому в восемнадцатом веке, при Петре I, начали использовать систему, которая использует числа от 0 до 9 – десятичную. Используем мы её и сейчас.

Слайд 8

Недостатки непозиционных систем счисления

  • Сложно работать с большими числами. Надо вводить все время новые знаки.
  • Сложно работать с дробями.
  • Нет числа «0»

Именно поэтому в восемнадцатом веке, при Петре I в Российской империи, начали вводить систему, которая использует числа от 0 до 9 – десятичную. Используем мы её и сейчас. Как она называется? (Арабская)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Непозиционные системы счисления Информатика 8 класс Урок N 1.1

Слайд 3

8 + 4 = 15 + 18 = 32 + 29 = 46 – 27 = 53 - 36 = II + IV = IV + X = XL + XC = XLIX +DCXCIV = V <<< VV + << VVV ℓℓℓ ՈՈՈIII +ℓ ℓℓՈII

Слайд 4

Унарная непозиционная

Слайд 5

Египетская непозиционная

Слайд 6

Римская непозиционная

Слайд 8

Современная позиционная система счисления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непозиционные системы счисления

Урок математики в 5 классе посвящен знакомству учащихся с понятием непозиционной системы и примерами существующих ранее и в настоящее время непозиционных систем: славянской, китайской, египетской, рим...

Урок информатики "Двоичная система счисления"

Урок информатики в 9 классе "Двоичная система счисления"...

Презентация к уроку информатики в 9 классе по теме "Позиционные и непозиционные системы счисления"

В презентации представлены карточки с заданиями по изучению нового материала...

Урок информатики в 10 классе "Непозиционные системы счисления"

Урок с использованием технологии смешанного обучения, модель "Перевёрнутый класс"...

Непозиционные системы счисления

На уроке обучающиеся познакомятся с общими представлениями  позиционных и непозиционных систем счисления; научатся переходить от римской формы записи числа к его десятиному значению и наоборот....

Непозиционные и Позиционные системы счисления

Непозиционные  и Позиционные системы счисления...