«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Спиридонова Елена Васильевна

«Представление числовой информации с помощью систем счисления.

 Практическая работа № 13.

 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №6 г. Петровска-Забайкальского

План-конспект урока по теме

«Представление числовой информации с помощью систем счисления.

 Практическая работа № 13.

 Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

 

Учитель информатики: Спиридонова Елена Васильевна

2023 г.

Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Урок соответствует федеральному государственному образовательному стандарту  и образовательной программе.

        Актуальность темы урока.

        Данный урок дает возможность в сжатой, компактной форме повторить  основные понятия о системах счисления, их видах, о формах представления чисел, показать учащимся возможности калькулятора при переводи чисел из одной системы счисления в другую, а также излагает теоретический материал, необходимый для дальнейшего обучения.

        Урок предназначен для учащихся 10 классов. Урок необходим для изучения, так как знания  по данной теме входят в образовательную программу и требуются на ЕГЭ.  

        Методические рекомендации по проведению урока.

        На данном уроке рекомендуется использованием компьютерной техники, проектора, наглядных пособий, карточек, презентации, видеоролика. Использование наглядных пособий обеспечивает успешное решение следующих задач:

  • развитие у учащихся наглядно-образного мышления;
  • активизация внимания при усвоении любого учебного материала;
  • развитие познавательного интереса;
  • активизация учебно-познавательной деятельности учащихся;
  • конкретизация изучаемых теоретических вопросов;
  • систематизация и классификация изученных явлений.

        Развернутый план-конспект урока.

Тема урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора».

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: знакомство с системами счисления и получения навыков перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую.

Задачи урока:

обучающие:

  • познакомить с историей возникновения и развития систем счисления;
  • указать на основные недостатки и преимущества непозиционных систем счисления;
  • рассмотреть формы (развернутая, свернутая) представления чисел;
  • научиться с помощью калькулятора переводить целые числа из шестнадцатеричной системы счисления в десятичную для определения десятичного кода символа;
  • учиться переводить числа из одной позиционной системы счисления в другую с помощью калькулятора;

развивающие:

  • развивать логическое мышление, умение решать задачи, пользуясь известными теоретическими положениями, математическим аппаратом, графическими средствами, вычислительной техникой и т.п.;
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • формировать простейшие технические умения;

воспитательные:

  • формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности, основ коммуникативного общения;
  • прививать интерес к предмету, информационную культуру.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, практическая работа на компьютере.

Формы учебной работы:

  • фронтальная работа;
  • индивидуальная работа.

Оформление кабинета:

На экране высказывание «Мысль  –  выражать   все   числа   немногими  знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»   Пьер Симон Лаплас

На столах раздаточные материалы.

Средства обучения:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ, Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.- 10-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.;

Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. (нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры, кроссворды, из истории информатики). / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. - М.: Планета, 2011. - 176 с.;

Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. / О.Л. Соколова. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.

Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры. / авт.-сост. Н.А. Владимирова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 141 с.

Технические средства обучения: персональные компьютеры, проектор.

Раздаточные материалы: карточки с заданиями, карточка с фразами (для рефлексии).

План урока:

I. Организационный момент — 1 мин.

II. Постановка целей урока — 1 мин.

III. Актуализация опорных знаний — 4 мин.

IV. Объяснение нового материала и устный опрос — 17 мин.

V. Разминка для глаз — 1 мин.

VI. Практическая работа — 12 мин.

VII. Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание — 3 мин.

VIII. Рефлексия — 1 мин.

I

Ход урока

  1. Организационный момент.

Приветствие ребят. Начало урока. На экране цитата, затем ребус.

II. Постановка целей урока.

1. Римское число CXXVII. Какую величину оно выражает?  

2. Системы счисления, основанные на позиционном принципе, возникли независимо одна от другой в древнем Междуречье (Вавилон), у племени Майя и, наконец, в Индии. Все это говорит о том, что возникновение позиционного принципа не было случайностью. Каковы же были предпосылки для его создания? Что привело людей к этому замечательному открытию?

3. 3FA4 - это число?

4. Кто и когда считал пятерками и дюжинами?

III. Актуализация опорных знаний.

- Отгадайте ребус

Решение: СИ (ШЛЕМ – СТЕМ ) (ЧАСЫ 2 – А,  3-С, 1 – Ч), СИ- ИС,  ЛИЛИЯ – ЛЕНИЯ

(Ответ: система счисления).

IV. Объяснение нового материала.

1. История возникновения и развития систем счисления.

«Мысль  –  выражать   все   числа   немногими  знаками, придавая им значение по форме, еще значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

Пьер Симон Лаплас

        Выдающийся французский математик, физик и астроном Пьер Симон Лаплас прав, числовая информация очень важна для человека, ведь все, что окружает его, либо создано с помощью системы счисления, либо является носителем.

        Современный человек каждый день запоминает номера машин и телефонов, в магазине подсчитывает стоимость покупок, ведет семейный бюджет и т.д. и т.п. Числа, цифры... они с нами везде.

        Люди всегда считали и записывали числа, даже пять тысяч лет назад. Но записывали они их совершенно по-другому, по другим правилам. Но в любом случае число изображалось с помощью любого или нескольких символов, которые называются цифрами.

        Цифры — это символы, участвующие в записи числа и составляющие некоторый алфавит.

        Что же такое тогда число?

        Первоначально число было привязано к тем предметам, которые пересчитывались. Но с появлением письменности число отделилось от предметов пересчета и появилось понятие натурального числа. Дробные числа появились в связи с тем, что человеку потребовалось что-то измерять и единица измерения (эталон) не всегда укладывалась целое число раз в измеряемой величине. Далее понятие числа развивалось в математике и сегодня считается фундаментальным понятием не только математики, но и информатики.

        Число — это некоторая величина.

        Числа складываются из цифр по особым правилам. На разных этапах развития человечества, у разных народов эти правила были различны и сегодня мы их называем системами счисления.

Система счисления - это способ записи чисел с помощью цифр.

Система счисления — это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.

Все известные системы счисления делятся на позиционные и непозиционные. Непозиционные системы счисления возникли раньше позиционных. Последние являются в свою очередь результатом длительного исторического развития непозиционных систем счисления.

Непозиционной называется такая система счисления, у которой количественный эквивалент («вес») цифры не зависит от ее местоположения в записи числа.

1) Единичная система счисления.

В древние времена, когда люди начали считать, появилась потребность в записи чисел. Количество предметов, например, мешков, изображалось нанесением черточек или засечек на какой-либо твердой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было еще очень далеко). Каждому мешку в такой записи соответствовала одна черточка. Археологами найдены такие «записи» при раскопках культурных слоев, относящихся к периоду палеолита (10-11 тысяч лет до н.э.).

Ученые назвали этот способ записи чисел единичной или унарной системой счисления. Неудобства такой системы счисления очевидны: чем большее число надо записать, тем больше палочек. При записи большого числа легко ошибиться — нанести лишнее количество палочек или, наоборот, не дописать палочки.

Поэтому позже эти значки стали объединять в группы по 3, 5 и 10 палочек. Таким образом, возникали уже более удобные системы счисления. Отголоски единичной системы счисления встречаются и сегодня. Например, сами того не осознавая, малыши на пальцах показывают свой возраст, счетные палочки использовали для обучения счету учеников 1 класса, в военных училищах курсантам на рукава пришивают полоски (их количество указывает, на каком курсе учится курсант).

2) Древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления. 

Древнеегипетская десятичная непозиционная система возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э. Бумагу заменяла глиняная дощечка, и именно поэтому цифры имеют такое начертание.

В этой системе счисления использовали в качестве цифр ключевые числа 1, 10, 100, 1000 и т.д. и записывались они при помощи специальных иероглифов.

               единицы

               десятки

                сотни

       

тысячи

Именно из комбинации таких «цифр» записывались числа и каждая «цифра» повторялось не более девяти раз.

— Почему? (Так как десять подряд идущих одинаковых цифр можно заменить одним числом, но на разряд старше.) Все остальные числа составлялись из этих ключевых при помощи обычного сложения. Вначале писали число высшего порядка, а затем низшего.

Пример.

Число 2342 «рисовалось» так:

- два цветка лотоса (две тысячи);

- три свернутых пальмовых листа (три сотни);

- четыре дуги (четыре десятка);

- два шеста (две единицы).

3) Римская система счисления.

Знакомая нам римская система принципиально не намного отличается от египетской. Но она более распространена в наши дни: в книгах, в фильмах.

В ней для обозначения чисел используются знаки I (один палец) для числа 1, V (раскрытая ладонь) для числа 5, X (две сложенные ладони) для 10, а для чисел 50,100,500 и 1000 используются заглавные латинские буквы соответствующих латинских слов (Centum — сто, Demimille — половина тысячи, Mille — тысяча) V, X, L, С, D и М (соответственно), являющиеся «цифрами» этой системы счисления. Число в римской системе счисления обозначается набором стоящих подряд «цифр».

В римской системе счисления для обозначения цифр использовались следующие латинские буквы:

I-1, V-5, Х- 10, L-50, С- 100, D-500, М - 1000.

Правила составления чисел в римской системе счисления:

Число равно:

1) сумме значений идущих подряд нескольких одинаковых «цифр» (назовем их группой первого вида);

2) разности значений двух «цифр», если слева от большей «цифры» стоит меньшая. В этом случае от значения большей «цифры» отнимается значение меньшей «цифры». Вместе они образуют группу второго вида. Заметим, что левая «цифра» может быть меньше правой максимум на один порядок: так перед L(50) и С(100) из «младших» может стоять только Х(10), перед D(500) и М(1000) - только С(100), перед V(5)- только 1(1);

3) сумме значений групп и «цифр», не вошедших в группы первого или второго вида.

Пример.

Записать число 444 в римской системе счисления.

444

400 + 40+4

500-100  50-10   5-1

(D-C) (L-X) (V-I)

группы второго вида

CDXLIV

Пример.

Записать число 1986 в римской системе счисления.

1986

1000 + 900 + 50 + 30 + 6

M + (M-C) + L + (X + X + X) + V + I

MCMLXXXVI

4) Древнегреческая нумерация.

Древнегреческая нумерация появилась примерно в V в. до н. э. В отличие от других систем счисления в ней цифры изображались буквами алфавита:

1 — α, 2 — β, 7 — ζ, 40 — μ.

Пример.

523 = 500 + 20 + 3 = φ β λ

5) Алфавитные системы.

Более совершенными непозиционными системами счисления были алфавитные системы. К числу таких систем счисления относились славянская, ионийская (греческая), финикийская и другие. В них числа от 1 до 9, целые количества десятков (от 10 до 90) и целые количества сотен (от 100 до 900) обозначались буквами алфавита.

Алфавитная система была принята и в древней Руси. До конца XVII века (до реформы Петра I) в ней в качестве «цифр» использовали 27 букв кириллицы.

Чтобы отличать буквы от цифр над буквами ставился специальный знак - титло. Это делалось для того, чтобы отличить числа от обычных слов:

Интересно, что числа от 11 (один на десять) до 19 (девять — на десять) записывали так же, как говорили, то есть «цифру» единиц ставили до «цифры» десятков. Если число не содержало десятков, то «цифру» десятков не писали.

- Удобны ли алфавитные системы?

Славяне, как и греки, умели записывать числа и больше 1000. Для этого к алфавитной системе добавляли новые обозначения. Так, например, числа 1000, 2000, 3000...записывали теми же «цифрами», что и 1,2, 3..., только перед «цифрой» ставили слева снизу специальный знак           .

Число 10000 обозначалось той же буквой, что и 1, только без титла, ее обводили кружком. Называлось это число «тьмой». Отсюда и произошло выражение «тьма народу».

Таким образом, для обозначения «тем» (множественное число от слова тьма) первые 9 «цифр» обводились кружками.

10 тем, или 100 000, было единицей высшего разряда. Ее называли «легион». 10 легионов составляли «леорд». Самая большая из величин, имеющих свое обозначение, называлась «колода», она равнялась 1050. Считалось, что «боле сего несть человеческому уму разумевати».

Такой способ записи чисел, как в алфавитной системе, можно рассматривать как зачатки позиционной системы, так как в нем для обозначения единиц разных разрядов применялись одни и те же символы, к которым лишь добавлялись специальные знаки для определения значения разряда.

Алфавитные системы счисления были мало пригодны для оперирования с большими числами. В ходе развития человеческого общества эти системы уступили место позиционным системам.

Переход от непозиционных систем счисления к позиционным.

— Каковы недостатки непозиционных систем счисления? (В записи больших чисел участвует большое количество цифр. Неудобно выполнять арифметические действия. Невозможно представлять отрицательные и дробные числа.)

В связи с вышеназванными недостатками непозиционные системы счисления постепенно уступили место позиционным системам счисления.

Индийская мультипликативная система

Системы счисления, основанные на позиционном принципе, возникли независимо одна от другой в древнем Междуречье (Вавилон), у племени Майя и, наконец, в Индии. Все это говорит о том, что возникновение позиционного принципа не было случайностью.

- Каковы же были предпосылки для его создания? Что привело людей к этому замечательному открытию?

Чтобы ответить на эти вопросы, мы снова обратимся к истории о древнем Китае, Индии, и в некоторых других странах существовали системы записи, построенные на мультипликативном принципе.

Пусть, например, десятки обозначаются символом X, а сотни — Y. Тогда запись числа 323 схематично будет выглядеть так: 3Y 2Х 3. В таких системах для записи одинакового числа единиц, десятков, сотен или тысяч применяются одни и те же символы, но после каждого символа пишется название соответствующего разряда. С использованием введенных обозначений число 100 можно записать в виде 1Y.

Следующей ступенью к позиционному принципу было опускание названий разрядов при письме подобно тому, как мы говорим «три двадцать», а не «три рубля двадцать копеек ». Но при записи чисел по такой системе очень часто требовался символ для обозначения отсутствующего разряда.

Современная десятичная система счисления возникла приблизительно в V веке н.э. в Индии. Возникновение этой системы стало возможно после величайшего открытия — цифры «0» для обозначения отсутствующей величины.

- Как же появился нуль?

Кто ознакомился с вавилонской системой счисления, тот помнит, что уже вавилоняне употребляли специальный символ для обозначения нулевого разряда. Примерно во II веке до н.э. с астрономическими наблюдениями вавилонян познакомились греческие ученые. Вместе с их вычислительными таблицами они переняли и вавилонскую систему счисления, но числа от 1 до 59 они записывали не клиньями, а в своей алфавитной нумерации. Но самое замечательное было то, что для обозначения нулевого разряда греческие астрономы стали использовать символ «О» (первая буква греческого слова Ouden — ничто). Этот знак, по-видимому, и был прообразом нашего нуля.

Индийцы познакомились с греческой астрономией между II и VI вв. н.э., это видно из того, что они переняли общие теоретические положения этой науки и многие греческие термины. В это время в Индии использовалась мультипликативная система счисления. По утверждению историков примерно в это время индийцы познакомились и с вавилонской системой счисления, и с греческим нулем. Индийцы соединили свою десятичную мультипликативную систему с принципами нумерации чисел греческих астрономов. Это и был завершающий шаг в создании нашей десятичной системы счисления.

В современной десятичной системе счисления, которая является позиционной, используются 10 арабских цифр. Почему мы называем наши цифры арабскими? С возникшей в Индии десятичной системой счисления первыми познакомились арабы. Они по достоинству ее оценили и начали использовать при расчетах в торговых операциях. Именно арабы завезли эту систему счисления в Европу. С начала XII века эта десятичная система счисления получила распространение по всей Европе под названием арабской. Будучи проще и удобнее остальных систем, она достаточно быстро вытеснила все другие способы записи чисел. С тех пор цифры, используемые для записи чисел в десятичной системе счисления, называются арабскими.

Позиционные системы счисления.

Позиционной называется такая система счисления, в которой количественный эквивалент («вес») цифры зависит от ее местоположения в записи числа.

Числа в позиционных системах счисления записываются в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.

Пример.

Рассмотрим число 222.

В записи этого числа используется трижды цифра 2. Но вклад каждой цифры в величину числа разный. Первая 2 означает число сотен, вторая — число десятков, третья — число единиц. Если сравнить «вес» каждой цифры в этом числе, то получиться, что первая 2 «больше» второй в 10 раз и «больше» третьей в 100 раз. Этот принцип отсутствует в непозиционных системах счисления.

 Основные достоинства любой позиционной системы счисления:

1. простота выполнения арифметических операций;

2. ограниченное количество символов, необходимых для записи числа.

        Позиционная система записи чисел удобна и экономична не только для записи чисел знаками на бумаге и для выполнения над ними арифметических действий. Она удобна и для механического представления чисел. Вспомним, например, счеты. Каждому разряду числа (единицам, десяткам, сотням, тысячам и т.д.) на счетах соответствует своя проволока. Костяшки на этой проволоке могут занимать десять различных положений (одиннадцатое положение — когда все десять косточек находятся с левой стороны — допускается лишь в середине вычислений, а в конце их является запретным: все десять косточек должны быть переброшены направо, а на следующей по старшинству проволоке одна косточка переброшена справа налево).

Позиционных систем очень много, так как за основание системы счисления можно принять любое число не меньшее 2.

— Вспомните, как кодируется информация в компьютере? (С помощью двоичного кодирования, т.е. любая информация представляется в виде последовательности 0 и 1.)

2. Формы представления чисел.

Разряд — это позиция цифры в числе.

Основание (базис) позиционной системы счисления — это количество цифр или других знаков, используемых для записи чисел в данной системе счисления.

Давайте вспомним развернутую форму записи числа:

 54310 = 5 * 102 + 4 * 101 + 3 * 100

          свернутая форма           развернутая форма

333,3310=3*102+3*101+3*100+3*10-1+3*10-2

Умножение или деление десятичного числа на 10 (величину основания) приводит к перемещению запятой, отделяющей целую часть от дробной, на один разряд вправо или влево. Например:

 333,3310*10=3333,310,

333,3310:10=33,33310.

Давайте вспомним двоичную систему счисления. Основание – 2, алфавит цифр – 0,1. Числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы ряда степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 и 1. Запишем развернутую форму двоичного числа: 1011,0112=1*23+0*22+1*21+1*20+0*2-1+1*2-2+1*2-3

Умножение или деление двоичного числа на 2 (величину основания) приводит к перемещению запятой, отделяющей целую часть от дробной, на один разряд вправо или влево. Например:

11011,1012*2=110111,012,

11011,1012:2=1101,11012.

Решение задания на перевод чисел из одной системы счисления в другую.

14_8: Разбор задания 14 ЕГЭ по информатике (с сайта К. Полякова, вариант 38):

Найдите основание системы счисления, в которой выполнено сложение: 144 + 24 = 201

Решение:

  Вместо обозначения искомой системы счисления введем неизвестное x: 144x + 24x = 201x

  Запишем формулу перевода в десятичную систему счисления каждого из слагаемых и сумму исходного равенства: 144 + 24 = 201

 1*x2 + 4*x1 + 4*x0 + 2*x1 + 4*x0 = 2*x2 + 0*x1 + 1*x0

  Упростим полученное уравнение: x 2 - 6x - 7 = 0

 Решим уравнение: D = b2 - 4ac = 36 - 4*1*(-7) = 64

 x = (-b ± √D)/2a

 x1 = (6 + 8)/2 = 7

 x2 = (6 - 8)/2 - не подходит

Ответ:  7

Вопросы:

  1. Что такое система счисления?
  2. Чем отличаются позиционные системы счисления от непозиционных? (в позиционных СС значение цифры зависит от позиции в числе, а в непозиционных не зависит)
  3. Каково основание десятичной системы счисления? (Ответ: 10)
  4. Какие цифры входят в алфавит десятичной системы счисления? Двоичной системы счисления? (Ответ: 0-9;, 0,1)
  5. На какую величину в позиционных системах счисления различаются цифры соседних разрядов числа? (Ответ: на величину основания данной системы счисления)

V. Разминка для глаз.

Движения по кругу

        Вращайте глазами по кругу сначала по часовой стрелке, а затем в обратном направлении по 5–7 раз. Не спешите и не пытайтесь сделать упражнение очень быстро. Вращайте глазами как можно более плавно, стараясь заглянуть как можно дальше.

Вверх-вниз

        Одними глазами, не двигая головой, посмотрите как можно дальше вверх, затем вниз. Не спешите, выполняйте это задание медленно, повторите упражнение 5–7 раз.

Влево-вправо

        Одними глазами, не двигая головой, посмотрите как можно дальше влево, затем вправо. Не спешите, выполняйте это задание медленно, повторите упражнение 5–7 раз. Обратите внимание на то, чтобы ваша голова во время упражнения оставалась на месте.

Моргаем

        Смотрите прямо перед собой и, не меняя направления взгляда, начинайте моргать: сначала очень медленно, постепенно увеличивая скорость. Сделайте паузу в несколько секунд и начните сначала, и так 3–4 раза.

Смотрим вдаль.

        Посмотрите вдаль. Посидите так несколько секунд, совершенно не напрягаясь.

VI. Практическая работа.

  • Откройте учебники на странице 94. Сейчас мы с вами научимся осуществлять перевод целых чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора (Учитель демонстрирует пример перевода числа с помощью проектора).
  • Сейчас самостоятельная работа по карточкам. Все ответы записывайте в тетрадь.    

VII.  Итог урока. Выставление оценок. Домашнее задание.

Отвечаем на вопросы:

 1. Римское число CXXVII. Какую величину оно выражает? (127)

2. 3FA4 - это число? (Да, в десятичной системе счисления — это 16292)

3. Что такое система счисления?

4. Какие бывают системы счисления?

Д/з §1.5.1, вопросы стр.94 Задание – ребус:

VIII. Рефлексия.

        Заполните таблицу, выбирая фразу, характеризующую вашу работу на уроке.

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог

1. интересный

1. не устал

1. понял материал

2. сложный, но интересный

2. устал, но получил новые знания

2. узнал больше, чем знал

3. безразлично

3. помогал другим

3. не понял

        Дидактический материал к уроку.

Видеоролик.

Мини-конспект.

Карточки с заданиями.

Рефлексия.

Разминка для глаз.

Ребусы.

        Список литературы для учащихся.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ, Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович.- 10-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. – 213 с.;

Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. (нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры, кроссворды, из истории информатики). / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. - М.: Планета, 2011. - 176 с.;

Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры. / авт.-сост. Н.А. Владимирова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 141 с.

        Список литературы для педагогов.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – 295 с.;

Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. (нестандартные уроки, внеклассные мероприятия, дидактические игры, кроссворды, из истории информатики). / Авт. Гераськина И.Ю., Тур С.Н. - М.: Планета, 2011. - 176 с.;

Соколова О.Л. Универсальные поурочные разработки по информатике. 10 класс. / О.Л. Соколова. – М.: ВАКО, 2006. – 400 с.;

Увлекательная информатика. 5-11 классы: логические задачи, кроссворды, ребусы, игры. / авт.-сост. Н.А. Владимирова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 141 с.

Карточки

1 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

305(10); 153,25(6); 10000011(2); 671,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

110001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19865(10)→ N(2), N(16).

2вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

306(10); 143,25(6); 10001011(2); 771,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

100001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19965(10)→ N(2), N(16).

3 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

315(10); 154,25(6); 10110011(2); 571,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

110101110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19765(10)→ N(2), N(16).

4 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

316(10); 253,25(6); 10011011(2); 611,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

101001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19875(10)→ N(2), N(16).

1 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

305(10); 153,25(6); 10000011(2); 671,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

110001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19865(10)→ N(2), N(16).

2вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

306(10); 143,25(6); 10001011(2); 771,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

100001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19965(10)→ N(2), N(16).

3 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

315(10); 154,25(6); 10110011(2); 571,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

110101110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19765(10)→ N(2), N(16).

4 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

316(10); 253,25(6); 10011011(2); 611,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

101001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19875(10)→ N(2), N(16).

1 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

305(10); 153,25(6); 10000011(2); 671,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

110001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19865(10)→ N(2), N(16).

2вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

306(10); 143,25(6); 10001011(2); 771,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

100001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19965(10)→ N(2), N(16).

3 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

315(10); 154,25(6); 10110011(2); 571,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

110101110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19765(10)→ N(2), N(16).

4 вариант

1. Представьте числа в развернутой форме:

316(10); 253,25(6); 10011011(2); 611,24(8).

2. Переведите числа, используя Калькулятор:

101001110(2)→ N(10), N(8), N(16);

19875(10)→ N(2), N(16).

Разминка для глаз

Движения по кругу

        Вращайте глазами по кругу сначала по часовой стрелке, а затем в обратном направлении по 5–7 раз. Не спешите и не пытайтесь сделать упражнение очень быстро. Вращайте глазами как можно более плавно, стараясь заглянуть как можно дальше.

Смотрим на палец

        Вытяните перед собой руку, а указательный палец верх. Внимательно глядя на кончик пальца, не отрывая от него глаз, медленно сгибайте руку в локте, придвигая палец все ближе к глазам. Так, приближая руку, коснитесь кончика носа, не отводя глаз от пальца, а потом так же постепенно вытягивайте руку вперед, до исходного положения, не отрывая взгляда от кончика пальца. Повторите упражнение 3–4 раза.

Вверх-вниз

        Одними глазами, не двигая головой, посмотрите как можно дальше вверх, затем вниз. Не спешите, выполняйте это задание медленно, повторите упражнение 5–7 раз.

Влево-вправо

        Одними глазами, не двигая головой, посмотрите как можно дальше влево, затем вправо. Не спешите, выполняйте это задание медленно, повторите упражнение 5–7 раз. Обратите внимание на то, чтобы ваша голова во время упражнения оставалась на месте.

Моргаем

        Смотрите прямо перед собой и, не меняя направления взгляда, начинайте моргать: сначала очень медленно, постепенно увеличивая скорость. Сделайте паузу в несколько секунд и начните сначала, и так 3–4 раза.

Смотрим вдаль.

        Посмотрите вдаль. Посидите так несколько секунд, совершенно не напрягаясь.

Система счисления  – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным

правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами (способ записи чисел с помощью цифр)

                               позиционные – количественное значение

цифры зависит от ее позиции в числе

непозиционные – количественное значение цифры не зависит от ее позиции в числе

двоичная (0, 1)

восьмеричная (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)

десятичная (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)

шестнадцатеричная (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F)

skorodnoe_9           1CAPQQ31CCAYXVZRGCAF2T2O9CAQZ4FELCAUZW0ZMCA7LZ7S8CA6BZ9RXCA2V07XPCANZT41XCA07DF32CADB3WVOCA0NLPL4CAVUN40NCAMRR0XGCASY9NAICADVCZVACAF3IFS5CA7PRLLWCAHE2FQ1CA1CVSA0

Позиционная система имеет:

  1. алфавит цифр;
  2. основание – равно количеству цифр (знаков) в её алфавите.

Позиция цифры в числе называется разрядом.

Число в позиционной системе счисления записывается в виде суммы числового ряда степеней основания, в качестве коэффициентов которых выступают цифры данного числа.

55510 = 5 * 102 + 5 * 101 + 5 * 100

                                    свернутая форма          развернутая форма

единичная (унарная) – нанесение черточек или засечек на твердой поверхности: камне, глине…    

древнеегипетская десятичная – использовались ключевые числа 1, 10, 100…, надпись наносилась на глиняные дощечки

 единицы      десятки

 сотни         тысячи

римская – используются знаки:

I – один палец (1)

V – раскрытая ладонь (5)

X – две сложенные ладони (10)

C (Centum) – сто (100)

D (Demimille) – половина тысячи (500)

M (Mille) – тысяча (1000)

греческая - использует буквы в написании чисел

alfa

альфа

1

iota

йота

10

ro

ро

100

beta

бета

2

kappa

каппа

20

sigma

сигма

200

gamma

гамма

3

lambda

ламбда

30

tau

тау

300

славянская (алфавитная) – вместо цифр используются буквы алфавита

az

аз

1

i

и

10

rchi

рцы

100

vedi

веди

2

kako

како

20

slovo

слово

200

 

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог

Для меня сегодняшний урок…

Для меня сегодняшний урок…

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог

Для меня сегодняшний урок…

Урок

Я на уроке

Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по теме "Перевод чисел из одной системы счисления в другую".

ЦЕЛЬ РАБОТЫ:приобрести практические навыки для перевода чисел из одной системы счисления в другую.    ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ:...

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Урок + презентация по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления." Урок предназначен для учеников 9 класса обучающихся по учебнику Н.Д.Угринович....

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР. На уроке вводятся следующие понятия:число, цифрасистема счисления;"алфавит" системы счисления;классификация систем счисления;свёрнутая и развёрнута...

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР

План - конспект урока информатики в 9 классе на тему: "Перевод чисел из одной системы счисления в другую систему счисления" с использованием ЭОР...

Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...