Представление числовой информации с помощью систем счисления
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) по теме

Смирнова Людмила Анатольевна

Урок изучения нового материала с использованием ЭОР.

На уроке вводятся следующие понятия:

  • число, цифра
  • система счисления;
  • "алфавит" системы счисления;
  • классификация систем счисления;
  • свёрнутая и развёрнутая форма записи чисел;
  • перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

Восприятие  учащимися и первичное осознание нового учебного материала, осмысливание связей и отношений в объектах изучения.

Закрепление понятий «число», «цифра».

понятия: «система счисления», «алфавит» системы счисления.

Ознакомить учащихся с историей развития систем счисления  и дать их классификацию.

Закрепить умения:

- представление числа в различных системах счисления, запись числа в свернутой и развернутой формах;

- научиться переводить числа из произвольной системы счисления в десятичную систему счисления.

Развивающие:

Развитие познавательного интереса у учащихся, умения обобщать, анализировать, сравнивать.

Развитие памяти, речи, логического мышления.

Воспитательные:

Воспитание научного мировоззрения.

Воспитание умения четко организовать самостоятельную и групповую работу.

Методы: словесные, наглядные, практические.

ХОД УРОКА:

Организационный этап

Объявление темы и целей урока  

На экране тема «Системы счисления» (слайд 1). Учитель приветствует учащихся и объявляет тему урока с просьбой записать в тетрадь. Далее объявление целей урока (слайд 2): познакомиться с понятием системы счисления, видами систем счисления, научиться записывать числа в различных системах счисления, переводить числа в десятичную систему счисления.

Актуализация опорных знаний

Понятие Систем счисления:

Для начала проведём границу между числом и цифрой. Число – это некоторая абстрактная сущности для описания количества. Цифры – это знаки, используемые для записи чисел.

Цифры бывают разные, самыми распространенными являются арабские цифры, представленные известными нам знаками от 0 до 9.

Существует множество способов записи чисел с помощью цифр.

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.

Что такое система счисления?

Система счисления в современном мире.

Используется ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные.

Непозиционные системы счисления: 

В непозиционных системах счисления величина числа не зависит от положения цифр в представлении чисел.

Единичная СС:

Потребность в записи чисел появилась в очень древние времена, как только люди начали считать. Количество предметов, например овец, изображалось нанесением чёрточек или засечек на какой - либо твёрдой поверхности: камне, глине, дереве (до изобретения бумаги было ещё очень и очень далеко). Каждой овце в такой записи соответствовала одна чёрточка. Археологами найдены такие "записи" при раскопках культурных слоёв, относящихся к периоду палеолита (10 - 11 тысяч лет до н.э.). Учёные назвали этот способ записи чисел единичной ("палочной") системой счисления. В ней для записи чисел применялся только один вид знаков - "палочка". Каждое число в такой системе счисления обозначалось с помощью строки, составленной из палочек, количество которых и равнялось обозначаемому числу.

Древнеегипетская СС:

В древнеегипетской системе счисления, которая возникла во второй половине третьего тысячелетия до н.э., использовались специальные цифры для обозначения чисел 1, 10, 102, 103, 104, 105, 106, 107. Числа в египетской системе счисления записывались как комбинации этих цифр, в которых каждая из них повторялась не более девяти раз.

Пример. Число 345 древние египтяне записывали так:

Вавилонская СС:

Также далеко от наших дней, за две тысячи лет до н.э., в другой великой цивилизации - вавилонской - люди записывали цифры по-другому.

Числа в этой системе счисления составлялись из знаков двух видов: прямой клин служил для обозначения единиц, а лежачий клин - для обозначения десятков.Для определения значения числа надо было изображение числа разбить на разряды справа налево. Новый разряд начинался с появления прямого клина после лежачего, если рассматривать число справа налево.

Римская СС: Используется ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html

 Вопрос: Где сегодня используется римская система счисления для записи чисел?

(Ответ: для записи дат в истории, для нумерации глав учебника, циферблат часов и т.д.)

Алфавитные системы:

Алфавитной нумерацией пользовались южные и восточные славянские народы. Вместо цифр используются буквы алфавита. Над буквой, обозначавшей цифру, ставился специальные значок "~" («титло»).

Данная система счисления применялась нашими предками и была достаточно сложной, т.к. использует в качестве цифр 27 букв.

Позиционные системы счисления: Используется ЭОР: http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html

Позиционные системы счисления – это системы счисления, в которых значение цифры напрямую зависит от её положения в числе.

Самые распространенные позиционные системы счисления:

Двоичная;

Троичная;

Четверичная;

Пятеричная;

Шестеричная;

Семеричная;

Восьмеричная;

Десятичная;

Шестнадцатеричная;

Шестидесятеричная.

 Десятичная система счисления:

Давайте рассмотрим самую распространённую позиционную систему счисления -   «десятичную систему счисления».

Десятичной системой она называется потому, что использует десять цифр. Это: 0,1,2,3,4,5,6,7,8 и 9. Если их пересчитать, то окажется, что их ровно десять. Заметьте: максимальная цифра 9 на единичку меньше количества цифр.

Цифры, используемые в системе счисления, называются алфавитом системы счисления.

Количество цифр (знаков) в её алфавите, называется основанием системы.

В общем случае в позиционной системе счисления числа представляются следующим образом:

(anan-1a0)f,

Где a0,a1,…,an – цифры, f – основание.

Аналогично рассматриваются двоичная, восьмеричная системы счисления.

Шестнадцатеричная система счисления:

В шестнадцатеричной системе основание равно 16 и алфавит состоит из шестнадцати цифр (0,1,2,3,4,5,6,7,8,9,А,B,C,D,E,F), причём первые десять цифр имеют общепринятое обозначение, а для записи остальных цифр (10,11,12,13,14,15) используются первые шесть букв латинского алфавита.

Шестидесятеричная система счисления:

То, как мы представляем время на часах, это пример шестидесятеричной позиционной системы счисления. В представлении времени используется три позиции: для часов, минут и секунд. Так как для каждой позиции приходится использовать 60 цифр, а у нас только десять цифр, то для каждой шестидесятеричной позиции используется две десятичные цифры (00, 01, 02,…,59), а позиции разделяются двоеточием.

h:m:s

Примеры чисел:

110012 – число в двоичной системе счисления;

2213 – число в троичной системе счисления;

318 – число в восьмеричной системе счисления;

2510 – число в десятичной системе счисления.

В приведённых выше примерах числа записаны, в так называемой свёрнутой форме.

Существует развёрнутая форма записи чисел.

Используется ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf

Преобразование чисел:

Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную:

     Итак, число может быть представлено в разных системах счисления с помощью цифр своего алфавита. Может записываться в свернутой и развернутой формах. На слайде показан алгоритм перевода числа из произвольной  системы счисления в десятичную систему счисления.

Учащиеся переводят два числа, записанные в троичной и восьмеричной системах, в десятичную систему счисления.

2213 и 318.

Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную систему:

Для того, чтобы перевести десятичное число в любую систему счисления нужно это число поделить на основание искомой системы счисления.

Используется ЭОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf

Закрепление:

Самостоятельная работа: Интерактивный задачник «Системы счисления» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf

Домашнее задание.

§ 3.1.1. , стр. 80 – задание для самостоятельного выполнения.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Итак, мы сегодня познакомились с представлением числовой информации с помощью различных систем счисления.  Узнали, что каждая система счисления имеет основание и алфавит. Каждое число можно записать в развернутой и свернутой формах. Мы узнали, что из любой системы счисления число можно перевести в десятичную систему счисления и наоборот.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Представление числовой информации с помощью систем счисления 9 класс Учитель информатики МБОУ «СОШ п. Армань» Смирнова Людмила Анатольевна

Слайд 2

Цели урока: 1) Закрепить понятия «число», «цифра ». 2) Раскрыть понятия «система счисления», «алфавит» системы счисления. 3) Ознакомить учащихся с историей развития систем счисления и дать их классификацию. 4) Закрепить умения: представление числа в различных системах счисления представление числа в развернутой и свернутой формах научиться переводить числа из различных систем счисления в десятичную и наоборот.

Слайд 3

Содержание: 1. Основные понятия. Виды систем счисления. 3 . П озиционные системы счисления. 2. Непозиционные системы счисления. 4. Развёрнутая форма записи чисел . 5. Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную. 6. Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную.

Слайд 4

Основные понятия: Число – это некоторая абстрактная сущности для описания количества. Цифры – это знаки, используемые для записи чисел. Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определённым правилам с помощью знаков некоторого алфавита, называемых цифрами.

Слайд 6

Непозиционные системы счисления единичная древнеегипетская вавилонская римская алфавитная колода I,V,X,L,C,D,M http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html

Слайд 7

Единичная система счисления

Слайд 8

Древнеегипетская система счисления Пример: число 345 - единицы - десятки - сотни - тысячи - десятки тысяч - сотни тысяч - миллионы

Слайд 9

Вавилонская система счисления - единицы - десятки - 60 ; 60 2 ; 60 3 ; … ; 60 n Обозначение : Пример: Число 92=60+32 записывали так:

Слайд 10

Римская система счисления В качестве цифр в римской системе используются: 1000 500 100 50 10 5 1 M D C L X V I Величина числа суммируется из значений цифр. При этом применяется следующее правило: Значение каждой меньшей цифры, поставленной слева от большей, вычитается из значения большей цифры. Если меньшая цифра стоит справа от большей, их значения складываются.

Слайд 11

Алфавитные системы

Слайд 12

Позиционные системы счисления Самые распространенные позиционные системы счисления: Позиционные системы счисления – это системы счисления, в которых значение цифры напрямую зависит от её положения в числе. Семеричная; Восьмеричная ; Десятичная ; Шестнадцатеричная ; Шестидесятеричная . Двоичная ; Троичная; Четверичная; Пятеричная; Шестеричная;

Слайд 13

Десятичная система счисления 0,1,2,3,4,5,6,7,8 и 9 10 Цифры, используемые в системе счисления, называются алфавитом системы счисления. Количество цифр (знаков) в её алфавите, называется основанием системы. ( a n a n-1 a 0 ) f , Где a 0 ,a 1 ,…,a n – цифры , f – основание .

Слайд 14

Двоичная система счисления Алфавит двоичной системы – две цифры 0 и 1 Основание равно 2 . Примеры чисел: 11001 2 10001 2 1111101 2

Слайд 15

Восьмеричная система счисления Алфавит восьмеричной системы – цифры 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 Основание равно 8. Примеры чисел: 31 8 543 8 77 8

Слайд 16

Шестнадцатеричная система счисления Алфавит шестнадцатеричной системы – цифры 0 , 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , A , B , C , D , E , F Основание равно 16. А = 10 В = 11 С = 12 D = 13 E = 14 F = 15 Примеры чисел: 189А 16 287В F 16 ABCDEF 16

Слайд 17

Шестидесятеричная система счисления h : m : s часы минуты секунды Для каждой шестидесятеричной позиции используется две десятичные цифры 00 , 01 , 02 ,…, 59 .

Слайд 18

Развёрнутая форма записи числа Число в свернутой форме записывается так: 555 10 77 8 11001 2 В развернутой форме число записывается в виде суммы ряда степеней основания f с коэффициентами, в качестве цифр. П ример : 2 1 0 555 10 = 5·10 2 +5·10 1 +5·10 0 1 0 77 8 = 7·8 1 +7·8 0 http:// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a96df437-5ae3-4cab-8c5f-8d4cd78c5775/9_108.swf

Слайд 19

Перевод чисел из произвольной системы счисления в десятичную 1. Записать число в развернутой форме в виде сумм ряда степеней основания системы счисления с коэффициентами в качестве цифр данной системы счисления. 2. Вычислить полученную сумму. П ример : 21 0 -1-2 101,01 2 =1·2 2 +0·2 1 +1·2 0 +0·2 -1 +1·2 -2 = 4+0+1+0+0,25=5,25 10 2 1 0 547 8 =5·8 2 +4·8 1 +7·8 0 =320+32+56=408 10 3 2 1 0 56 AD 16 =5·16 3 +6·16 2 +10·16 1 +13·16 0 =20480+1536+1600+13=23629 10

Слайд 20

Перевод чисел из десятичной системы счисления в произвольную систему Для того, чтобы перевести десятичное число в любую систему счисления нужно это число поделить на основание искомой системы счисления . Пример: 523 10 ? 3 523 : 3 = 174 1 174 : 3 = 58 0 58 : 3 = 19 1 19 : 3 = 6 1 6 : 3 = 2 0 2 : 3 = 0 2 523 10 201101 3 5012 10 ? 8 5012 : 8 = 626 4 626 : 8 = 78 2 78 : 8 = 9 6 9 : 8 = 1 1 1 : 8 = 0 1 5012 10 11624 8 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/78ba290c-0f7c-4067-aaf4-d72f40f49f3b/9_109.swf

Слайд 21

Самостоятельная работа Открыть интерактивный задачник « Системы счисления » Выполнить задания. http :// files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fc77f535-0c00-4871-b67c-fa2ecf567d46/9_115.swf

Слайд 22

Домашнее задание § 3.1.1. стр . 80 – задание для самостоятельного выполнения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Урок + презентация по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления." Урок предназначен для учеников 9 класса обучающихся по учебнику Н.Д.Угринович....

Конспект урока по теме: "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. В процессе урока учащиеся анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, работают с раздаточным материалом, выпо...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (с ЭОР) "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Материал содержит план-конспект урока, приложение к плану-конспекту урока, содержащее гиперссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к ЭОР  по данной теме....

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:"Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс...

Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...

«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

laquo;Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...