Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:
"Представление числовой информации с помощью систем счисления".
8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_uchitel.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:
"Представление числовой информации с помощью систем счисления".
8 класс
Учитель информатики Курчавова Елена Викторовна (ГОУ СОШ № 1021)
Цели урока:
- познакомить учащихся с различными системами счисления: позиционными и непозиционными;
- дать представление об основании и алфавите систем счисления;
- познакомить учащихся с развёрнутой формой записи чисел в позиционных системах счисления;
- научить переводить числа из 2-ой системы счисления в десятичную.
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация по теме.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Объяснение новой темы – 10 мин.
- Закрепление нового материала – 15 мин.
- Подведение итогов урока– 3 мин
Ход урока
- Организационный момент (2 мин.):
Приветствие. Знакомство.
- Объяснение новой темы – (10 мин.)
Что такое компьютер? – Это универсальное устройство для обработки информации.
В виде чего представлена информация в компьютере? - Самая разнообразная информация представлена в компьютере в виде машинного кода – последовательности «0» и «1».
Почему?... Правильно, потому что компьютер – это устройство, работающее от электричества, и он может воспринимать информацию только на уровне – есть электронный импульс (1) или нет импульса (0). Такой машинный код ещё называют двоичным. То есть любую информацию в компьютере можно представить в виде последовательности «0» и «1», такую последовательность называют машинным кодом, представленным в двоичной системе счисления Тема нашего сегодняшнего урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления».
«Всё есть число», - говорили мудрецы, подчеркивая необычайную роль чисел в жизни людей. Люди научились считать очень давно – ещё в каменном веке. Сначала они просто различали, один перед ними предмет или больше. Затем появилось слово для обозначения двух предметов. У некоторых племён Австралии и Полинезии до самого последнего времени было только два числительных: «один» и «два».
Как только люди научились считать, у них появилась потребность в записи чисел. Известно множество способов представления чисел. В любом случае число обозначается символом или группой символов некоторого алфавита. Такие символы называются цифрами.
Числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называют системами счисления.
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются помощью некоторого алфавита (цифр и букв) по определенным правилам.
Все системы счисления делятся на две группы:
Римская непозиционная система счисления
Самой распространенной из непозиционных систем счисления является римская. Для записи чисел используются латинские буквы:
I(1), V(5), X(10), L(50), C(100), D(500), M(1000).
Числа записываются при помощи сложения цифр, причем младшие идут после старших или вычитания, тогда младшие идут перед старшими.
Величина числа определяется как сумма или разность цифр в числе.
MCMXCVIII = 1000+(1000-100)+(100-10)+5+1+1+1 = 1998
Позиционные системы счисления
Первая позиционная система счисления была придумана еще в Древнем Вавилоне, причем вавилонская нумерация была шестидесятеричная, т.е. в ней использовалось шестьдесят цифр!
Шестидесятеричная система - используется в настоящее время для обозначения…
Времени! 1 минута = 60 секунд 1 час = 60 минут
В XIX веке довольно широкое распространение получила двенадцатеричная система счисления. Использовалась двенадцатеричная система счисления и на Руси. Число 12 называется дюжиной
Как вы думаете, почему именно 12 взяли за основание системы?...
Наверное, потому, что это число имеет много простых делителей: дюжину легко разделить на 2, 3, 4 и даже 6!
Недаром циферблат часов имеет 12 делений (а если разделить их еще на 5, получится ровно 60…)
В настоящее время наиболее распространены десятичная, двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления.
Почему именно десятичная система получила наибольшее распространение в мире?...
Конечно! На руках у всех людей по 10 пальцев!
Идеальный счетный инструмент, который всегда находится перед глазами.
Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы используются в компьютерной технике
У каждой позиционной системы счисления есть основание и алфавит.
Основание системы счисления равно количеству цифр в её алфавите, и определяет, во сколько раз различаются значения цифр соседних разрядов числа.
Система счисления | Основание | Алфавит цифр |
Десятичная | 10 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
Двоичная | 2 | 0, 1 |
Восьмеричная | 8 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 |
Шестнадцатеричная | 16 | 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F |
Запись чисел в развернутой форме.
В позиционных системах счисления можно записывать числа в развёрнутой форме:
175,2 10=1 х 102 + 7 х 101 + 5 х 100+ 2 х 10-1
110,1 2=1 х 22 + 1 х 21 + 0 х 20 + 1 х 2-1
Число в позиционных системах счисления в развернутой форме записывается в виде суммы произведений цифр каждого разряда на основание системы в соответствующей степени.
Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
1012 = 1 х 2² + 0 х 2¹ + 1 х 2º = 4 + 0 + 1 = 510
11012 = 1 х 23 + 1 х 22 + 0 х 2¹ + 1 х 2º = 8 + 4 + 0 + 1 = 1310
Для перевода из любой системы счисления в десятичную необходимо записать число в развёрнутой форме и посчитать.
- Закрепление материала – (15 мин.)
Давайте вместе разберём несколько примеров (5 мин):
Перевести в 10-тичную с/с:
- 1002
- 11002
- 1000,12
- 111,012
Практическая работа на компьютерах (10 мин):
А теперь вы получите карточки с индивидуальными заданиями и инструкцию по выполнению практического задания. Необходимо выполнить первые три задания, четвертое и пятое задания следует выполнять только в том случае, если сделаны все предыдущие задания полностью. Учитель раздаёт ребятам карточки с индивидуальными заданиями. Ребята садятся за компьютеры и выполняют задание. (10 мин)
4.Подведение итогов урока– 3 мин
Сегодня на уроке мы познакомились с системами счисления, научились записывать числа в позиционных системах счисления в развёрнутой форме и переводить из двоичной системы счисления в десятичную. Судя по вашим карточкам - материал вы усвоили…(в зависимости от результатов). Хотелось бы отметить некоторых из вас (учитель раздаёт наградные ленты, приготовленные заранее).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. В процессе урока учащиеся анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, работают с раздаточным материалом, выпо...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (с ЭОР) "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
Материал содержит план-конспект урока, приложение к плану-конспекту урока, содержащее гиперссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к ЭОР по данной теме....
Представление числовой информации с помощью систем счисления. Конспект урока.
Конспект урока информатики для 9класса по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления"....
Технологическая карта урока по информатике "Представление числовой информации с помощью систем счисления".
Урок информатике для 8 класса по ФГОС (Угринович)....
Урок по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
Подробная разработка урока информатики в 8 классе по теме "Представление информации с помощью систем счисления" УМК Угринович....
Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...
«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»
laquo;Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...