Конспект урока по теме: "Представление числовой информации с помощью систем счисления"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс) на тему

Бережная Наталья Павловна

Урок изучения нового материала с использованием частично-поискового метода. В процессе урока учащиеся анализируют теоретический материал, изложенный в учебнике, работают с раздаточным материалом, выполняя взаимопроверку с помощью таблицы и самопроверку при работе с графическим редактором Gimp, выполняют тестовые задания. На завершающем этапе урока проводится рефлексия деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspect.doc109.5 КБ
Файл sistems_ch.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:


Подробный конспект урока.

Тема урока

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

9

Автор урока (ФИО, должность)

Бережная Наталья Павловна,

преподаватель информатики и ИКТ

Образовательное учреждение

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Санкт-Петербургское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации»

Тип урока (мероприятия, занятия)

Урок изучения нового материала

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

Обучающие:

  1. ввести и закрепить понятия: «система счисления», «позиционная система счисления» и «непозиционная система счисления»;
  2. начать формирование умений записи чисел в различных системах счисления;
  1. продолжить формирование умений работать с графическим редактором;
  2. продолжить формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Развивающие:

  1. в ходе решения образовательных задач создать условия для развития аналитической мыслительной деятельности учащихся, познавательного интереса к предмету, памяти и внимания;
  1. продолжить развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, логически излагать свои мысли.

Воспитательные:

  1. воспитание самостоятельности и товарищеского отношения друг к другу, трудолюбия и бережного отношения к имуществу, вычислительной технике и учебным пособиям.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

  1. актуализировать знания учащихся, непосредственно связанные с темой урока;
  2. раскрыть смысл понятий «система счисления», «позиционная система счисления» и «непозиционная система счисления», используя историческую справку;
  1. способствовать развитию речи, аналитической мыслительной деятельности, познавательного интереса к предмету, памяти и внимания учащихся;
  1. способствовать воспитанию самостоятельности и товарищеского отношения друг к другу, трудолюбия и бережного отношения к имуществу, вычислительной технике и учебным пособиям

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы

Частично-поисковый метод с опорой на знания и опыт учащихся и объяснительно-иллюстративный метод

Время реализации урока (мероприятия, занятия)

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

В ходе урока учащиеся:

  1. усвоят и закрепят понятия: понятий «система счисления», «позиционная система счисления» и «непозиционная система счисления»;
  2. приобретут умения записи чисел в различных системах счисления;
  3. продолжат развитие умений выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, логически излагать свои мысли;
  4. продолжат развитие самостоятельности.

Необходимое оборудование и материалы

Интерактивная доска, компьютеры, раздаточный материал, презентация, тест для проверки уровня усвоения изученного материала

Дидактическое обеспечение урока (мероприятия, занятия)

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Список учебной и дополнительной литературы

Гераськина И.Ю. Занимательная информатика на уроках и внеклассных мероприятиях. 2-11 классы. -  М.: Планета, 2011.

Златопольский Д.М. Занимательная информатика. -  М.: Бином. Лаборатория знаний, 2011.

Кузнецов А.А. Информатика. Тестовые задания. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

Самылкина М.М. Построение тестовых заданий по информатике. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003.

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. 8–11 классы: методическое пособие. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Историческая справка.

Обращение к уже имеющимся знаниям и опыту учащихся по использованию систем счисления.

Подробное описание всех этапов урока  (мероприятия, занятия). 

1. Организационный момент (1 мин.)

Проверка готовности обучающихся к уроку. Приветствие.

2. Устная работа (3 мин.)

Слайд 1.

Проведение опроса по ранее изученному материалу:

  1. Информация – это …
  2. Основные виды информации: …
  3. Кодирование информации – это …
  4. Декодирование информации – это …

Слайд 2.

  1. В каком виде информация хранится в компьютере?
  2. Почему  двоичный код?

3. Объявление темы и целей урока (2 мин.)

Слайд 3.

«Мысль – выражать все числа немногими знаками, придавая им не только значение по форме, но еще и значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …» Пьер Симон Лаплас (французский математик и астроном; известен работами в области небесной механики, дифференциальных уравнений, один из создателей теории вероятностей)

Тема этого урока: «Представление числовой информации с помощью систем счисления»

Цели этого урока выяснить:

  1. что же такое системы счисления и на какие группы они делятся;
  2. как и для чего осуществляется представление числовой информации с помощью различных систем счисления.

А к концу урока, я надеюсь, вы покажете, что хорошо умеете представлять числа в различных системах счисления.

4. Актуализация знаний (2 мин.)

На предыдущих уроках мы изучили, как представлена в компьютере графическая, звуковая, текстовая информация.

Слайд 4.

Сегодня мы познакомимся с тем, как осуществляется представление (кодирование) числовой информации.

Как вы считаете? Какую информацию может нести подобная запись IIIIIII, 7, VII?

Для записи этих чисел использовали единичную, десятичную и римскую, т.е. три хорошо известные вам системы счисления.

5. Работа с учебником (2 мин.)

Слайд 5.

Давайте разберемся, что такое системы счисления. Найдите в учебнике стр. 75


(Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью знаков некоторого алфавита.)


Вам хорошо известна десятичная система счисления, которую вы постоянно используете на уроках математики и не только. Назовите ее алфавит.

6. Изложение исторической справки

(5 мин.)

Слайд 6.

В жизни мы в основном пользуемся десятичной системой счисления. Начало этой системы счисления было положено в Вавилоне и Древнем Египте. Современная десятичная система счисления возникла приблизительно в V веке н.э. в Индии. Возникновение этой системы стало возможным после величайшего открытия цифры “0” для обозначения отсутствующей величины.

Для обозначения нулевого значения разряда греческие астрономы стали использовать символ “0” (первая буква греческого слова Ouden – ничто). Этот знак, по-видимому, и был прообразом нашего нуля.

Арабы стали пользоваться подобной нумерацией около 800 г. н. э. после перевода работ математике Мухаммеда Аль Хорезми. Цифры арабской нумерации были уже немного похожи на наши.

Примерно в 1200 г. н. э. европейцы, заимствовав нумерацию у арабов, стали называть ее арабской. Это исторически неправильное название сохранилось и поныне. Форма индийских цифр претерпевала многообразные изменения, форма, которой мы сейчас пользуемся, установилась в XVI веке.

Но в повседневной жизни, сами того не замечая, мы используем и другие системы счисления.

Двенадцатеричную систему счисления мы применяем при делении года на 12 месяцев, столовые сервизы на 12 персон, по 12 фломастеров в пачке и прочее.

Шестидесятиричная система используется при делении времени: часа на 60 минут, минуты – на 60 секунд.

Римская система счисления – при обозначении временных периодов.

В компьютерах используется двоичная, восьмеричная, десятичная и  шестнадцатеричная системы счисления для составления программ на языке машинных кодов и выполнения арифметических и логических операций.

7. Работа с учебником (4 мин.)

Слайд 7.

Все системы счисления делятся на 2 большие группы: позиционные и непозиционные системы.

Охарактеризуйте каждую из них и приведите конкретные примеры. Для этого используйте учебник стр. 75-77.


(В позиционных системах счисления количественное значение цифры зависит от ее положения в числе, а в непозиционных – не зависит.

Непозиционная система – римская; позиционная – десятичная.)


Слайд 8.

Чем характеризуется любая позиционная система счисления? Ответ можете найти в учебнике на стр. 77.


(Любая позиционная система счисления характеризуется своим основанием.

Основание позиционной системы счисления  — количество цифр (знаков) в ее алфавите.

Алфавит состоит из знаков, которые называются цифрами.)


За основание системы можно принять любое натуральное число — два, три, четыре и т.д.

Слайд 9.

Давайте заполним таблицу для десятичной, троичной и шестнадцатеричной систем счисления:

Система счисления

Основание

Алфавит

Десятичная



Троичная



Шестнадцатеричная



8. Работа с раздаточным материалом

(4 мин.)

Заполните аналогичную таблицу на вашей карточке (задание 1).

Далее, используя таблицу из задания 1, попытайтесь выполнить задание 2, т.е. запишите числа от 0 до 19 в предложенной системе счисления.

9. Взаимопроверка (2 мин.)

Обменяйтесь карточками с товарищами и проверьте выполнение задания 2, используя файл.

Произведите обратный обмен.

10. Формирование умений представлять числа в предложенной системе счисления. Работа с графическим редактором Gimp (10 мин.)

В задании 3 записаны координаты точек представленные в различных системах счисления.

Переведите их в десятичную систему счисления.

Откройте файл Координатная плоскость в Графическом редакторе Gimp.

Постройте полученные точки и соедините их.

Какая фигура получилась?

Раскрасьте полученное изображение произвольным образом.

11. Тест (5 мин.)

Слайд 10.

Выполните тест.

12. Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии) (2 мин.)

Слайд 11.

Сегодня на уроке:

  1. я узнал…;
  2. мне понравилось… (не понравилось…);
  3. мне удалось… (не удалось…).

13. Итоги урока (2 мин.)

Подведение итогов.

Выставление отметок (при выставлении отметок учитывается активность учащегося на уроке, скорость и правильность выполнения заданий и теста).

14. Домашнее задание (1 мин.)

Слайд 12.

  1. Учебник для 9 класса. Угринович Н.Д.

п. 3.1.1 стр. 75-77, контрольные вопросы стр. 79-80.

  1. Найти информацию о различных системах счисления и подготовить сообщение. 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/

http://inf.1september.ru/article.php?ID=200700806

http://www.krasivyeoboi.com/prochee/svetlo-sinij-fon-730.html

http://www.fmclass.ru/math.php?id=483845c6c7cd4&parent=483df1ae1dafa

http://ufafinans.ru/index.php/the-news/667-ufns-bashkirii-zavela-virtualnuyu-knigu-zhalob

http://zolcman.ru/?p=334

http://clubs.ya.ru/4611686018427416298/replies.xml?item_no=41355

http://india4ever.0pk.ru/viewtopic.php?id=105

http://great-egypt.ru/sotsialnyie-usloviya/obrazovanie-i-etika-drevnego-egipta

http://marinni.dreamwidth.org/281431.html

http://www.rextravel.ro/europa/italia_clasica__il_grande_viaggio+10_zile-546.html

http://2italy.org/rome_forum.php

http://news2000.com.ua/news/nauka/2345

http://www.pyteshestvia.ru/fotogrek.html



Предварительный просмотр:


1. Укажите основание и алфавит данной системы счисления

Название системы счисления

Основание

Алфавит

Одиннадцатеричная

2. Заполните таблицу

Десятичная

Одиннадцате-ричная

Десятичная

Одиннадцате-ричная

010

1010

110

1110

210

1210

310

1310

410

1410

510

1510

610

1610

710

1710

810

1810

910

1910

3. Постройте точки по координатам и последовательно соедините их.

(1411, 411)

(1411, 211)

(1311, 111)

(210, 110)

(110, 210)

(110, 410)

(210, 510)

(610, 510)

(610, 610)

 (210, 610)

(210, 710)

(610, 710)

(711, 811)

(911, 811)

(A11, 711)

(A11, 511)

(1311, 511)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА (с ЭОР) "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Материал содержит план-конспект урока, приложение к плану-конспекту урока, содержащее гиперссылки на ресурсы, обеспечивающие доступ к ЭОР  по данной теме....

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему: "Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс

Конспект урока по информатике и ИКТ на тему:"Представление числовой информации с помощью систем счисления". 8 класс...

Представление числовой информации с помощью систем счисления. Конспект урока.

Конспект урока информатики для 9класса по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления"....

Урок по теме "Представление числовой информации с помощью систем счисления"

Подробная разработка урока информатики в 8 классе по теме "Представление информации с помощью систем счисления" УМК Угринович....

Презентация к уроку по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Урок по теме: «Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...

«Представление числовой информации с помощью систем счисления. Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

laquo;Представление числовой информации с помощью систем счисления.  Практическая работа № 13. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»...