Цифровые образовательные ресурсы.
статья по информатике и икт

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsifrovye_resursy.docx25.46 КБ

Предварительный просмотр:

Цифровые образовательные ресурсы. Digital educational resources

Л.Н. Лигостаева. L.N. Ligostaeva

В последние годы внедрение цифровых образовательных ресурсов в школьную программу становится все более актуальной. Использование подобных ресурсов обеспечивает всесторонний подход к обучению. В данной статье производится анализ цифровых образовательных ресурсов, а также выделяются возможные проблемы при их использовании. Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы; образование; школа; интерактивные ресурсы; информатика.

In modern education using of digital educational resources in schools has become increasingly relevant. These resources provide comprehensive approach to learning. This article analyzes digital educational resources and highlights possible problems that can appear while using them. Keywords: digital educational resources; education; school; interactive resources; computer science.

В последние годы внедрение цифровых образовательных ресурсов в школьную программу становится все более актуальной. Грамотное использование подобных ресурсов, как на уроках, так и во внеурочной деятельности способствует повышению качеству образованию, а также мотивации и заинтересованности учащихся. ФГОС требует активного применения ИКТ в образовательном процессе [1]. Стремительное развитие дистанционного обучения также обнажило необходимость более широкого применения информационных ресурсов в учебном процессе.

При отсутствии достаточного внедрения электронных ресурсов в образование, могут отсутствовать или не в полной мере достигаться такие аспекты как:

  • вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, практическое применение знаний и понимание, с какой целью и в каких ситуациях они могут быть применены;
  • совместное решение проблем, групповая работа и совершенствование коммуникативных навыков в рамках учебного процесса;
  • свободный доступ к информации, способствующий формированию собственного мнения, а также получению более развернутых знаний по предмету;
  • активное применение своих знаний и умений для решения поставленных учебных задач.

Существует ряд возможностей и преимуществ использования цифровых технологий и сервисов сети Интернет в организации образовательной деятельности:

  • совершенствование методов и технологий отбора и формирования содержания образования;
  • повышение эффективности обучения за счет индивидуализации и дифференциации;
  • организация новых форм взаимодействия в процессе обучения;
  • создание методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, разнообразные виды совместной деятельности по обработке информации.

На основе этого были сформированы цели и задачи данного исследования:

  • провести анализ цифровых образовательных ресурсов;
  • выделить пути их использования, а также возможности для учителей и школьников;
  • сформировать возможные минусы и ограничения цифровых образовательных ресурсов, существующие на данный момент.

Во время исследования был проведен анализ нескольких ресурсов сети Интернет, предоставляющих возможность для использования как в условиях очного, так и дистанционного обучения. Были выделены возможности, которые данные платформы предоставляют учителям и учащимся.

Одним из наиболее обширных провайдеров цифровых ресурсов для образования являются инструменты Google такие как:

Google Classroom. Позволяет учителю подгружать учебные материалы, создавать задания и тесты, проводить проверочные работы для контроля усвоения знаний. Со стороны учащихся происходит:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и постановка учебной задачи, поиск и выделение необходимой информации по заданной теме;
  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем.
  • смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Google-рисунки и Goggle формы. Могут использоваться для проверки домашнего задания и контроля усвоения знаний. Данные ресурсы обеспечивают учащимся:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение решать тестовые задания, аргументировать выбор ответа;
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществление итогового контроля;
  • адекватное восприятие оценки учителя и одноклассников.
  • смыслообразование.

Помимо платформ, предоставляемых сервисами Google, были рассмотрены другие цифровые ресурсы, используемые в образовании.

LearningApps. В учебном процессе может применяться для промежуточного контроля и оценки процесса усвоения нового материала, обучения самостоятельному решению проблем творческого и поискового характера. Обеспечивает учащимся:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение решать тестовые задания, аргументировать выбор ответа;
  • контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
  • смыслообразование.

Online Test Pad. При использовании данного ресурса осуществляются контроль и оценка усвоения нового материала, самостоятельная работа учащихся. Со стороны учащихся происходит:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение решать тестовые задания, аргументировать выбор ответа;
  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • осуществлять итоговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
  • смыслообразование.

MyQuiz. Данный ресурс позволяет проводить тестирование в форме викторины, проверять усвоение нового материала и отрабатывать для закрепления уже изученный. Учитель может выбирать разные варианты вопроса: с выбором ответа, открытый и т.д. Данный сервис обеспечивает учащимся:

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, умение решать тестовые задания, аргументировать выбор ответа;
  • закрепление полученных знаний и отработку нового материала;
  • умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль;
  • осуществлять итоговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
  • смыслообразование.

Quizizz. Учитель может создавать и размещать викторины на сайте, также они будут доступны в приложении сервиса. Ученики могут проходить тесты как индивидуально, так и в группе, при этом тест, к которому они подключились будет отображаться у каждого на устройстве в режиме реального времени. Также сайт предоставляет возможность создания интерактивных презентаций.

  • закрепление полученных знаний и отработку нового материала;
  • умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять самоконтроль;
  • осуществлять итоговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников;
  • смыслообразование.

Анализ вышеуказанных ресурсов и исследований на тему цифровых образовательных ресурсов также позволил выделить некоторые минусы и сложности, с которыми может столкнуться педагог при их использовании.

Несмотря на то, что цифровизация образования позволяет проводить занятия дистанционно, невозможно полностью перевести учебный процесс в онлайн, сохранив ту же эффективность. В дистанционном формате отсутствует плотная среда спонтанного личного общения, в нем нельзя реализовать полноценно механизмы дисциплинирования, социального контроля и обратной связи [2]. Несмотря на то, что современные школьники и учителя имеют доступ к обширному перечню ресурсов, предоставляющих различные формы материалов (тексты, видеоматериалы, тесты и т.д.), большинство средств для работы в цифровой среде неполны и включают в себя лишь часть инструментов, необходимых для организации учебного процесса. При этом интеграция ресурсов с нескольких платформ отсутствует.

Также стоит отметить, что не каждая школа имеет достаточное техническое обеспечение, способное в полной мере предоставить учащимся использование цифровых образовательных ресурсов на уроках. Кроме того, в условиях использования широкого перечня платформ становятся актуальными вопросы хранения и обмена персональными данными, а также безопасности обучающихся и педагогов в цифровой среде.

Однако, несмотря на существующие на данный момент минусы и возможные ограничения, можно сказать, что наметившаяся на сегодня тенденция активного внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс позволяет в перспективе перейти от традиционной модели обучения к инновационной, обеспечивающей всестороннее развитие учащихся в соответствие с требованиями, которые диктует современное общество.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего и основного общего образования. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/8f549a94f631319a9f7f5532748d09fa (дата обращения: 27.10.2022).
  2. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И. А. Карлов, Н. М. Киясов, В. О. Ковалев, Н. А. Кожевников, Е. Д. Патаракин, И. Д. Фрумин, А. Н. Швиндт, Д. О. Шонов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования.  — М.:  НИУ  ВШЭ, 2020. — 72 с. — 200 экз. — (Современная аналитика образования. № 10(40)).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторский цифровой образовательный ресурс"Полезные адреса Интернет-ресурсов"

Цифровой образовательный ресурс представляет собой презентация, рассказывающую о услугах сети Интернет, числе пользователей Интернета, ранжированию поисковых запросов и много другой статичтической инф...

Мастер-класс "Знакомство с ресурсами и инструментами Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов"

Мастер-класс:познакомит Вас с возможностями Единой Коллекции цифровых образовательных ресурсов, а также научит находить ресурсы и добавлять их в PowerPoint презентации...

Использование цифровых образовательных ресурсов в коррекционно – развивающее обучении с целью повышения качества образовательного процесса в школе. Проект "Помогай-ка".

Проблема оказания помощи неуспевающим детям многие годы является актуальной в педагогике. Классы выравнивания, компенсирующего обучения, коррекции, педагогической поддержки, адаптации, здоровья,...

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Интенсификация обучения достигается за счет создания новых способов обучения, возможности хранить, пополнять, систематизировать и оперативно использовать банк знаний в любой области, за счет более выс...

Выступление на педсовете «На пути к цифровой школе» «Цифровые образовательные ресурсы, их типология, требования к разработке».

Постоянные изменения, происходящие в жизни современного информационного общества, безусловно, должны находить адекватное и незамедлительное отражение как в самом учебном процессе, так и в учебных мат...

Цифровые образовательные ресурсы как составляющая часть электронного образовательного пространства учителя

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений....