Урок с использованием игровой и ИКТ технологий.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Знакомство с компьютером”

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_igra_po_informatike.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа №16"ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Разработка урока - игры по информатике: "Что?Где?Когда?", 7 класс

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний по теме “Знакомство с компьютером”

Цель: повторить и закрепить в игровой форме изученный материал.

Решаемые учебные задачи:

Образовательные: 

обобщить и систематизировать знания по теме “Знакомство с компьютером” и развивать умение учащихся сопоставлять и анализировать, доказывать и опровергать, способствовать развитию навыков практического применения знаний, развивать коммуникативные способности учащихся.

Воспитательные:

вызвать заинтересованность у учащихся в изучении предмета “Информатика”, побудить учащихся к активности и готовности решать задачи самостоятельно, формировать умение работать в коллективе.

Коррекционные: 

формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, лексического значения слов, развитие связной речи, развитие внимания.

Методы преподавания и учения: методы закрепления знаний, методы систематизации и обобщения знаний; методы восприятия и осмысления; методы запоминания; методы воспроизведения; наглядные методы.

Образовательные технологии: игровые, инфомационно-коммуникационные, групповые, уровневой дифференциации.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • черный закрытый ящик или коробка;
  • конверты с вопросами;
  • смайлики для рефлексии.

        

Ход мероприятия

1. Приветствие. История и правила игры

Перед тем как мы начнём, я бы хотел огласить правила. Перед вами находится стол, на котором по часовой стрелке лежат вопросы. В центре стола волчок. После того, как его приведут в действие, он покажет на вопрос, на который вы должны ответить в течение минуты.Звучит мелодия.

Сегодня играет команда … (ФИО), … (ФИО всех знатоков). Играем в “Что? Где? Когда?” Зрители против знатоков. Игра до 6 очков. первый раунд.

И так, начнем

Вопросы:

1. Какая связь между городом в Англии, ружьем калибра 30х30 и одним из элементов компьютера?

  1. Программист попал в армию. Какой вопрос он задаст офицеру на команду "По порядку номеров рассчитайся".
  2. О какой компьютерной программе идет речь в песне:
    Он мне дорог с давних лет,
    И его милее нет,
    Этих окон негасимый свет.

1 тур

Шуточная викторина

  •    Какой магнитный носитель имеет форму пиццы? (Гибкий, жёсткий, компакт-диски.)
  •  Кто жужжит в дисководе(Овод - дисковод.)
  •  Назовите устройство персонального компьютера от французского кутюрье Кристиана Диора.(Дисковод CD-ROM. CD   инициалы Кристиана Диора  Christian Dior.)
  •   Что это за романтическое место в компьютере, где может причалить усталое и потрёпанное бурями периферийное устройство? (Порт)
  •   Излюбленное мясное блюдо всех программистов  это ... (Биточки)
  •  Назовите излюбленный напиток компьютерщиков. битень  горячий напиток из мёда с пряностями.)
  •  Сколько байт информации необходимо человеку, который понимает всё с полуслова? (Один байт, ведь слово  это два байта.)

Вопросы: 2 балла

Расшифруйте слово:

ьшым
абтй
сивкур
базца

(мышь)
(байт)
(курсив)
(абзац)

Продолжите предложение:

Основное электронное устройство компьютера – … 
Устройство для ввода в компьютер изображения с бумаги – … 
Устройства для хранения информации – … 
Визуальное средство отображения информации – …

(Процессор)
(Сканер)
(Носители)
(Монитор)

Заполните пропуски:

  1. 1 байт = …битов
  2. 1 Кб=…байтов
  3. “МЫШЬ” содержит …битов
  4. “ПРИНТЕР” содержит …байтов
  5. 1 Мб=…Кб

Впишите пропущенные слова:

  1. Первый компьютер, где был создан …(страна). (США)
  2. Первый компьютер назывался … (название). (ЭНИАК)
  3. Первую суммирующую механическую машину создал …(ФИ учёного) (Блез Паскаль)
  4. Расшифруйте ЭВМ – … (Электронно-вычислительная машина)
  5. Имя первой женщины-программиста … (Ада)

3 балла

Расшифруйте слово:

Ниофмртакиа
Мокбьпреп
Фнимроицая
Рпцосеоср
Арутаивалк

(Информатика)
(Компьютер)
(Информация)
(Процессор)
(Клавиатура)

Придумайте слово, в котором бы был элемент устройства компьютера.

БИС 
ДИСК 
АЛУ 
ЧИП 
ПЛАТА

(БИСквит, чиБИС, БИСер)
(ДИСКотека, реДИСКа)
(пАЛУба, шАЛУн)
(ЧИПсы, ЧИПоллино)
(зарПЛАТА, расПЛАТА)

Впишите пропущенные слова:

  1. Как назывался инструмент (аналог русских счёт), созданный греками? (абак)
  2. Как называлась суммирующая машина, созданная Блезом Паскалем? (паскалина или “Паскалево колесо”)
  3. Каким инструментом для расчётов пользовались в древнем Китае (аналог русских счёт)? (суан-пан)
  4. Назовите имя учёного – первого, кто разработал механическую машину, выполняющую все четыре арифметических действия. (Готврид Вильгельм Лейбниц)
  5. Чем знаменит английский учёный Чарльз Беббидж? ( Он предложил схему “аналитической машины”, в устройстве которой предполагалось – три основные части: “Склад” для хранения чисел, набиравшихся с помощью зубчатых колёс; “Фабрику” для операций над числами, изъятыми из “склада”; устройства управления операциями с помощью перфокарт.

2 тур

Ставка Штирлица

  1. Какая фраза здесь зашифрована?
  2. КОД

А      ϒ

Б    

В    

Г    

Д    

Е    

Ё    

Ж    

З    

И    

Й    

К     🖑

Л    

М    

Н    

О    

П    

Р     ¤

С    

Т    

У    

Ф    

Х    

Ц    

Ч    

Ш    

Щ    

Ъ      🖒

Ы    

Ь     👆

Э    

Ю    

Я    

-      

,      

¤

ϒ

🖑

ϒ

¤

🖑

🖒

¤

ϒ

🖑

🖑

ϒ

🖑

ϒ

¤

🖑

ϒ

¤

ϒ

¤

¤

ϒ

🖑

ϒ

¤

ϒ


3 тур

Задания и ответы.

1. Слова, оснащенные компьютером. Отгадайте слова, содержащие аббревиатуру ПК. (Приложение 1)

___ПК _ (часть печи).

___ПК _ (холм, курган, вулкан).

___ПК _ (орудие труда огородника).

___ПК _ (головной убор).

___ПК _ (головной убор с козырьком).

___ПК _ (мелкая частица деревяшки).

___ПК _ (канцелярская принадлежность для бумаг).

_____ПК _ (застежка и острая канцелярская принадлежность).

_____ПК _ (лоскут ткани для хозяйственных нужд).

_____ПК _ (лодка с прочным широким корпусом).

_____ПК _ (птица, бегающая по дну водоема).

_______ПК _ (зажим для бумаг).

______ПК _ (положительный результат похода в магазин).

(Топка, сопка, тяпка, шапка, кепка, щепка, папка, кнопка, тряпка, шлюпка, оляпка, скрепка, покупка.)

3. Логика настоящего программиста. Отгадай слово. Я называю прилагательные, а вы должны определить компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом. Давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

Железная, женская, формальная, диалектическая, индуктивная, дедуктивная, математическая, двузначная, многозначная ... (логика).

Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, исчерпывающая, секретная, массовая, генетическая, газетная, телевизионная, научно-техническая ... (информация).

Новая, обнаженная, стройная, красивая, высокая, уменьшенная, увеличенная, бумажная, летающая, цветовая, концептуальная, логическая, физическая, материальная, информационная, графическая, вербальная (словесная), структурная, математическая ... (модель).

Информационная, жизненная, телевизионная, обязательная, показательная, концертная, цирковая, социальная, политическая, школьная, жизненная, бухгалтерская, компьютерная, системная, прикладная, офисная, мультимедийная, профессиональная, развлекательная, образовательная, вспомогательная, сетевая, резидентная, игровая ... (программа).

Деловая, спортивная, настольная, подвижная, карточная, логическая, словесная, опасная, компьютерная, обучающая, имитационная ... (игра).

Любительская, профессиональная, сборная, спортивная, футбольная, баскетбольная, дружная, сплоченная, саперная, пожарная, машинная ... (команда).

Текстовый, бинарный, графический, программный, системный, исполняемый, командный, пакетный, скрытый, архивный ... (файл).

Честное, доброе, громкое, знакомое, красивое, редкое, собственное, полное, доменное ... (имя).

Большое, высокое, узкое, пластиковое, слуховое, закрытое, открытое, разбитое, распахнутое, восстановленное, активное, неактивное, диалоговое ... (окно).

Агентурная, торговая, рыболовная, любовная, паучья, локальная, глобальная, региональная, корпоративная, школьная, компьютерная ... (сеть).

7. Словесное сложение. Отгадайте слова слагаемые и получите слово-сумму из области информатики

Отрезок в 100 лет + Математический бублик = Термин, использующийся применительно к прерываниям__________

(Век Тор Вектор.)

Носитель + Насекомое = Накопитель_____________(Диск + Овод Дисковод.)

Музыкальный спектакль + Математический бублик = Элементарная единица программы_____________(Опера + Тор —Оператор.)

Танцевальное движение + Текст актера = Объект взлома _ ________(Па + Роль Пароль.)

Вершина горы + Грязе-каменный поток в горах = Минимальный элемент изображения____________(Пик + Сель =Пиксель.)

Вопросы отборочного тура:

  1. Устройство визуального отображения информации. (Дисплей.)
  2. Операция отождествления символов или групп символов одного кода с символами или группами символов другого кода. (Кодирование.)
  3. Специальная программа для управления внешними устройствами компьютера. (Драйвер.)
  4. Группа символов, состоящая из восьми рядом записанных бит. (Байт.)
  5. Набор записей одного типа, имеющий имя. (Файл.)
  6. Устройство, вращающее магнитный диск, записывающее на этот диск и считывающее с этого диска. (Дисковод.)
  7. Наименьшая единица количества информации. (Бит.)
  8. Совокупность знаний, сведений и данных. (Информация.)
  9. Лицо, которое пользуется ЭВМ. (Пользователь.)
  10. Центральный "мозг" компьютера, предназначенный для переработки информации. (Процессор.)
  11. Манипулятор в виде укреплённой на шарнире ручки с кнопкой, употребляется в основном для компьютерных игр. (Джойстик.)
  12. Жесткий диск, предназначенный для постоянного хранения информации, используемой при работе с компьютером. (Винчестер.)

 Сектор 1 - чёрный ящик. С вами играет учитель технологии ... (на экран)

С давних времён людям приходилось работать с информацией различными средствами, для того чтобы оставить её на бумаге. Если расположить эти средства в порядке обратном их появлению, то можно выстроить следующую последовательность: фломастер, шариковая ручка, графитный карандаш, гусиное перо и то, что лежит в чёрном ящике.

ВНИМАНИЕ! (гонг) Что в чёрном ящике?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: соломинка (палочка).

Сектор 2 - С вами играет учитель литературы ... (на экран)

Три мудреца вступили в спор: кто из троих более мудрый? Спор помог решить случайный прохожий, предложивший им испытание на сообразительность.

- Вы видели у меня, - сказал он, - пять колпаков: три чёрных и два белых. Закройте глаза!

С этими словами он надел каждому по чёрному колпаку, а два белых спрятал в мешок.

- Можете открыть глаза, - сказал прохожий, - кто угадает, какого цвета колпак украшает его Глову, тот вправе считать себя самым мудрым.

Долго сидели мудрецы, глядя друг на друга.

Наконец, один воскликнул:

- На мне чёрный!

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! (гонг) Как он догадался?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Мудрец рассуждал так: "Я вижу перед собой два чёрных колпака. Предположим, что на мне белый. Тогда второй мудрец, видя перед собой чёрный и белый колпаки, должен рассуждать так: "Если бы на мне был белый колпак, то третий сразу бы догадался и заявил, что у него чёрный. Но он молчит, значит, на мне не белый, а чёрный". А так как второй не говорит этого, значит, на мне тоже чёрный".

Сектор 3 - С вами играет учитель географии : (на экран)

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! (гонг) На каких трёх "китах" держится информатика?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: Информация, алгоритм, компьютер (программа, логика)

Сектор 4- С вами играет учитель истории : (на экран)

В старину на Руси широко применяли систему счисления, отдаленно напоминающую римскую. С её помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей.

Для записи чисел употреблялись следующие знаки:

http://festival.1september.ru/articles/534464/img2.gif 

ВНИМАНИЕ ВОПРОС! (гонг) Какую сумму денег вы должны были бы заплатить сборщику податей, если получили бы следующие квитанцию:

http://festival.1september.ru/articles/534464/img3.gif

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: 1714 рублей 9 копеек

Сектор 5 - С вами играет учитель русского языка ... (на экран)

Одну и ту же информацию можно передавать разными сигналами и разными способами.

В рассказе Артура Конана Дойла "Пляшущие человечки" преступник применял оригинальный код для записи своих угроз.

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! (гонг) что зашифровано в этой записи и каким способом?

"АММАРГОРП - ЯАКОСЫВ ЯИЗЭОП, ЫТАТЬЛУЗЕР ЕЕ ЫТОБАР - ЯАБУРГ АЗОРП" (на экран).

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: "Программа - высокая поэзия, результат ее работы - грубая проза" (каждое слово фразы следует читать справа налево).

Сектор 6 - С вами играет учитель информатики ... (на экран)

ВНИМАНИЕ НА ЭКРАН! (Гонг) Какая пословица зашифрована блок-схемой?

 http://festival.1september.ru/articles/534464/img1.gif

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: "Умный в гору не пойдёт, умный гору обойдёт"

Подведение итогов, выбор знатока, награждение.

Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»

В работе представлен теоретический материал  и опыт работы по теме «Формирование познавательного интереса учащихся на уроках русского языка через использование игровых и групповых технологий»....

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»

ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИИ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ технологий ПО ТЕМЕ «ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ»...

Развитие познавательной мотивации учащихся на уроках немецкого языка через использование игровых и информационных технологий

Важнейшей задачей школы является  создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя....

Урок с использованием игровой технологии в начальной школе. "Поиски пиратского клада"

План-конспект итогового урока во второй четверти с использованием игровой технологии....

Урок с использованием игровых технологий

Урок с использованием игровых технологий...

Разработка урока с использованием игровых технологий в условиях введения ФГОС ООО.

АННОТАЦИЯ к проектной работе на тему: Разработка урока с использованием игровых технологий в условиях введения ФГОС ООО.В данной проектной работе рассмотрена игровая технология как одна из ф...

План-конспект урока с использованием игровой технологии. 10 класс Урок обобщения «Страны Зарубежной Европы»

План-конспект урока с использованиемигровой технологии.10 классУрок обобщения «Страны Зарубежной Европы»...