«Математические и логические основы информатики»
методическая разработка по информатике и икт (9 класс)

«Математические и логические основы информатики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochn_9_klass_inform.docx162.72 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №30 с углубленным изучением отдельных предметов»

Рабочая программа

по внеурочному занятию

«Математические и логические основы информатики»

9 класс

2023-2024 учебный год

Составитель: Киосе А.П.

учитель математики и информатики

высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2023

УМК: учебник по информатике для 7-9 классов, И.Г. Семакина, Л.А. Залогова, С.В. Русаковой, Л.В. Шестаковой, Информатика 9 класс - М. Бином. Лаборатория знаний, 2022г.

1 час в неделю. Всего: 34 часа

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ  ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТА

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы: целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;  коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; ценности здорового и безопасного образа жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования: системы ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Метапредметные результаты

  • Обучающийся научится:  самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
  • Обучающийся получит возможность научиться: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Предметные результаты

По окончании изучения курса обучающийся научится:

  • понимать смысл понятия «алгоритм» и широту сферы его применения; анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них таких свойств алгоритма как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость;
  • оперировать алгоритмическими конструкциями «следование», «ветвление», «цикл» (подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую той или иной ситуации; переходить от записи алгоритмической конструкции на алгоритмическом языке к блок-схеме и обратно);
  • понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя» и др.; понимать ограничения, накладываемые средой исполнителя и системой команд, на круг задач, решаемых исполнителем;
  • исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять линейные алгоритмы, число команд в которых не превышает заданное;
  • исполнять записанный на естественном языке алгоритм, обрабатывающий цепочки символов;
  • исполнять линейные алгоритмы, записанные на алгоритмическом языке.
  • исполнять алгоритмы c ветвлениями, записанные на алгоритмическом языке;
  • понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих цикл с параметром или цикл с условием продолжения работы;
  • определять значения переменных после исполнения простейших циклических алгоритмов, записанных на алгоритмическом языке;
  • использовать величины (переменные) различный типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
  • анализировать предложенный алгоритм, например определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
  • использовать логические значения, операции и выражения с ними;
  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • исполнять алгоритмы, содержащие ветвления и повторения, для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • составлять все возможные алгоритмы фиксированной длины для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • определять количество линейных алгоритмов, обеспечивающих решение поставленной задачи, которые могут быть составлены для формального исполнителя с заданной системой команд;
  • подсчитывать количество тех или иных символов в цепочке символов, являющейся результатом работы алгоритма;
  • по данному алгоритму определять, для решения какой задачи он предназначен;
  • познакомиться с использованием в программах строковых величин;
  • исполнять записанные на алгоритмическом языке циклические алгоритмы обработки одномерного массива чисел (суммирование всех элементов массива; суммирование элементов массива с определёнными индексами; суммирование элементов массива, с заданными свойствами; определение количества элементов массива с заданными свойствами; поиск наибольшего/ наименьшего элементов массива и др.);
  • разрабатывать в среде формального исполнителя короткие алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
  • разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции.
  • Познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ»

  • Раздел 1. «Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике»

1.1. Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике.

ОГЭ как форма независимой оценки уровня учебных достижений выпускников 9 класса. Особенности проведения ОГЭ по информатике. Специфика тестовой формы контроля. Виды тестовых заданий. Структура и содержание КИМов по информатике. Основные термины ОГЭ.

  • Раздел 2 «Тематические блоки»

2.1. Тематический блок «Количественные параметры информационных объектов»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Кодирование и декодирование информации.

2.2. Тематический блок «Значение логического выражения»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Кодирование и декодирование информации. Логические значения, операции, выражения

2.3. Тематический блок «Формальные описания реальных объектов и процессов»

Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и
процессов, моделирование объектов и процессов.

2.4. Тематический блок «Файловая система организации данных»

Элементы содержания: создание, именование, сохранение, удаление
объектов, организация их семейств. Файлы и файловая система.

2.5. Тематический блок «Формульная зависимость в графическом виде»

Элементы содержания: математические инструменты, электронные таблицы.

2.6. Тематический блок «Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Алгоритмические конструкции.

2.7. Тематический блок «Кодирование и декодирование информации»

Элементы содержания: процесс передачи информации, источник и приемник информации. Кодирование и декодирование информации.

2.8. Тематический блок «Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.

2.9. Тематический блок «Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции.

2.10. Тематический блок «Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья

2.11. Тематический блок «Анализирование информации, представленной в виде схем»

Элементы содержания: формализация описания реальных объектов и процессов, моделирование объектов и процессов. Диаграммы, планы, карты

2.12. Тематический блок «Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию»

Элементы содержания: базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных

2.13. Тематический блок «Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Запись изображений и звука с использованием различных устройств. Запись текстовой информации с использованием различных устройств

2.14. Тематический блок «Простой линейный алгоритм для формального исполнителя»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании

2.15. Тематический блок «Скорость передачи информации»

Элементы содержания: дискретная форма представления информации. Единицы измерения количества информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, скорость передачи информации

2.16. Тематический блок «Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки»

Элементы содержания: обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья

2.17. Тематический блок «Информационно-коммуникационные технологии»

Элементы содержания: электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение информационных объектов из
компьютерных сетей и ссылок на них для индивидуального использования (в том числе из Интернета)

2.18. Тематический блок «Поиск информации в Интернет»

Элементы содержания: компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги, поисковые машины, формулирование запросов.

2.19. Тематический блок «Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных»

Элементы содержания: таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисления по ним.

2.20.1 Тематический блок «Короткий алгоритм в среде формального исполнителя»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

2.20.2 Тематический блок «Короткий алгоритм на языке программирования»

Элементы содержания: алгоритм, свойства алгоритмов, способы записи алгоритмов. Блок-схемы. Представление о программировании. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья.

  • Раздел 3. «Тренинг по вариантам»

3.1. Государственная итоговая аттестация по информатике.

Выполнение тренировочных заданий. Проведение пробного ОГЭ с последующим разбором результатов.

III.Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ по разделу

Тема урока

(занятия)

Дата

План

Факт

1. Контрольно-измерительные материалы ОГЭ по информатике

1

1.1

Основные подходы к разработке контрольных измерительных материалов ОГЭ по информатике

1 неделя сентября

1.Человек и информация

2

2.1

Количественные параметры информационных объектов

2 неделя сентября

3

2.2

Значение логического выражения

3 неделя сентября

4

2.3

Формальные описания реальных объектов и процессов

4 неделя сентября

5

2.4

Файловая система организации данных

5 неделя сентября

6

Файловая система организации данных

1 неделя октября

7

2.5

Формульная зависимость в графическом виде

8

2.6

Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

2 неделя октября

9

2.7

Алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд

3 неделя октября

10

2.8

Кодирование и декодирование информации

4 неделя октября

11

2.9

Линейный алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

5 неделя октября

12

2.10

Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

1 неделя ноября

13

2.11

Простейший циклический алгоритм, записанный на алгоритмическом языке

2 неделя ноября

14

2.12

Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

3 неделя ноября

15

2.13

Циклический алгоритм обработки массива чисел, записанный на алгоритмическом языке

4 неделя ноября

16

2.14

Анализ информации, представленной в виде схем

1 неделя декабря

17

2.15

Осуществление поиска в готовой базе данных по сформулированному условию

2 неделя декабря

18

2.16

Дискретная форма представления числовой, текстовой, графической и звуковой информации

3 неделя декабря

19

2.17

Простой линейный алгоритм для формального исполнителя

4 неделя декабря

20

2.18

Скорость передачи информации

2 неделя января

21

2.19

Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

3,4 неделя января

22

2.20

Алгоритм, записанный на естественном языке, обрабатывающий цепочки символов или списки

1 неделя февраля

23

2.21

Информационно-коммуникационные технологии

2 неделя февраля

24

2.22

Информационно-коммуникационные технологии

3 неделя февраля

25

2.23

Поиск информации в Интернет

4 неделя февраля

26

2.24

Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

2 неделя

 марта

27

2.25

Обработка большого массива данных с использованием средств электронной таблицы или базы данных

3 неделя

 марта

28

2.26

Короткий алгоритм в среде формального исполнителя

4 неделя

 марта

29

2.27

Короткий алгоритм в среде формального исполнителя

1 неделя апреля

30

2.28

Короткий алгоритм на языке программирования

2 неделя апреля

31

2.29

Короткий алгоритм на языке программирования

3 неделя апреля

3. Тренинг по вариантам

4 неделя апреля

32

3.1

Государственная итоговая аттестация по информатике

1 неделя

мая

33

3.2

Государственная итоговая аттестация по информатике

2 неделя

мая

34

3.3

Государственная итоговая аттестация по информатике

3 неделя

мая

Список литературы

  1. Методическое пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2021
  2. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н. Д. - М.: БИНОМЛаборатория знаний, 2021;
  3. Практикум по информатике и информационным технологиям: Учебное пособие. Угринович Н. Д. и др. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021;
  4. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,  2020.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"

Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащих­ся физико-математического, частично естественно-научного и тех­нико-технологичес...

Элементы математической логики. Логические операции. Конструирование логических выражений с использованием отношений и логических операций

При обучении в школе важное значение имеет предмет "Информатика и ИКТ».  Один из разделов теоретического курса – логика – рассматривает законы и правила логического мышления, которые являют...

Модифицированная программа проектного часа в 8 классах «ИНФОРМАТИКА» на 2012-2013 учебный год (на основе государственной программы элективных курсов «Математические основы информатики», «Информационнные системы и модели» (автор И.Г. Семакин), госуда

Подготовка подрастающего поколения к полноценной жизни в условиях информационного общества происходит в разных сферах образовательного пространства. Сегодня общее образование при всей вариативности уч...

Логические основы информатики

Большое количество заданий по теме "Логика" для подготовки к ЕГЭ....

Логические основы ПК. Контрольная работа. Физико-математический профиль.

Логические основы ПК. Контрольная работа. Физико-математический профиль....

Проверочная работа по теме "Логические основы информатики" (8 класс)

Проверочная работа по теме "Логические основы информатики" (8 класс)...

Конспект урока по информатике на тему «Основы логики и логические основы компьютера»

Конспект урока по информатике на тему «Основы логики и логические основы компьютера»...