Циклические алгоритмы
план-конспект урока по информатике и икт

Изучение блока «Алгоритмы и исполнители» включает большой объем материала, связанный с определением понятия алгоритма, построением алгоритмических конструкций, применением и работой языков программирования. Возникает множество вопросов относительно содержания, методов и средств, используемых для преподавания этого раздела.

Предлагаю конспект урока по теме «Циклические алгоритмы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsiklicheskie_algoritmy.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОЙ КОНСТРУКЦИИ «ЦИКЛ» В КУРСЕ ИНФОРМАТИКИ

Предлагаю конспект урока по теме «Циклические алгоритмы».

Цели урока

Учебная:

  • познакомить учащихся с понятием, структурой, способами записи циклического алгоритма;
  • сформировать умения использования циклических конструкций при решении задач.

Воспитательная:

  • воспитывать внимательность, аккуратность, дисциплинированность, усидчивость;
  • способствовать воспитанию ответственности.

Развивающая:

  • развивать алгоритмическое мышление;
  • способствовать развитию внимания, памяти, мыслительных операций.

Основные понятия: циклический алгоритм, цикл, тело цикла, условие цикла.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. момент (1 мин.)
Преподаватель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих.

Актуализация знаний (4 мин.)
– Перед тем, как мы приступим к изучению нового материала, вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. Фронтальный опрос (позволяет увидеть владение материалом из предыдущих уроков):– Ребята, что из названного является алгоритмом: план перехода через проезжую часть дороги, сочинение, режим дня, расписание уроков, описание приготовления какого-либо напитка?

Дают ответ по поднятой руке.

Алгоритмами могут быть план перехода через проезжую часть дороги, описание приготовления напитка.

– Какие алгоритмы мы изучили на прошлых уроках?

– Линейные и разветвляющиеся алгоритмы.

– Перечислите блоки, входящие в построение блок-схем линейного и разветвляющегося алгоритмов? Каково назначение блоков?

IMG_256

Два студента выходят к интерактивной доске. Один перечисляет блоки, входящие в линейный алгоритм, второй – в разветвляющийся алгоритм. Вписывают в блоках назначения. Учащиеся с мест помогают, указывая на ошибки.

– А теперь, ребята, назовите структуру алгоритма, представленного на блок-схеме, и угадайте зашифрованную пословицу:

IMG_257

– «За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (ветвление, неполная форма).

IMG_258

– «Болен – лечись, а здоров – берегись» (разветвляющийся алгоритм, полная форма ветвления).

Подготовка к изучению новой темы (3 мин.)
Преподаватель ставит задачу: составить блок-схему алгоритма для поговорки «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Учащиеся составляют блок-схему решения данной задачи в тетрадях, один из учащихся записывает решение на доске.

IMG_259IMG_260

– Мы видим, что блок-схема получится очень большая, с вложенными ветвлениями. Какие действия выполняются несколько раз подряд?

– Сколько раз необходимо записать эти действия?

– Так как согласно условию требуется применить одни и те же действия несколько раз, то для решения мало имеющихся у нас знаний. Поэтому необходимо пополнить знания, изучив новую конструкцию, которая называется «Цикл».

– вывод сообщения «Отмерь» и присваивание I:=I+1.

– Семь раз.

Формирование новых знаний и умений (15 мин.)
– Тема урока «Циклические алгоритмы».

– Цель занятия – рассмотреть команду цикл, научиться составлять алгоритмы с командой цикл. Давайте начнем с определения. Алгоритм, который предусматривает многократное повторение одного и того же действия, называется циклическим.
Последовательность многократно выполняемых команд называется телом цикла.

– Любой цикл состоит из нескольких этапов:

  1. Подготовка цикла, в которую входят начальные присвоения;
  2. Тело цикла – команды повторения цикла;
  3. Условие – обязательная часть цикла.

Цикл, как и любая другая алгоритмическая структура, может быть:

  • записан на естественном языке;
  • изображен в виде блок-схемы;
  • записан на алгоритмическом языке;
  • закодирован на языке программирования.

Записывают конспект в тетрадях (обозначено курсивом).

– Остановимся на графической форме представления алгоритма – блок-схеме.

Вот как записывается цикл с постусловием на языке блок-схем:

IMG_261

 

Переносят блок-схему в тетрадь.

– Составим блок-схему к нашей задаче.

Преподаватель составляет блок-схему на доске, обсуждая с учащимися блоки и команды, входящие в алгоритм.

Вместе преподавателем составляют блок-схему в тетради.

IMG_262

– Цикл реализуется на языке Паскаль следующим образом:

Repeat

< оператор 1 >;
< оператор 2 >;


< оператор n >;
until <условие >

Записывают операторы языка программирования в тетрадь.

А теперь давайте составим программу, соответствующую нашему алгоритму (преподаватель составляет программу на компьютере, обсуждая ход ее составления с учащимися, демонстрирует результат ее работы):

Program z1;

var I:integer;

begin

I:=0

REPEAT

writeln (‘отмерь’);

I:=I+1;

UNTIL I=7;

writeln (‘отрежь’);

readln

end.

Записывают программу в тетрадь.

Преподаватель задает вопросы на проверку понимания программы:

– Назовите команды, входящие в тело цикла в программе.

– Какие действия будут выполняться при ложном условии?

– До каких пор выполняется условие?

– I:=I+1 и writeln (‘отмерь’).

– Если условие (I=7) ложно, вновь выполняется тело цикла.

– Тело цикла выполняется до тех пор, пока условие не станет истинным.

Домашнее задание (3 мин.)
– Запишите задание. Прочитать конспект. Блок-схемой изобразить решение задачи, в которой требуется посчитать сумму чисел до первого введенного отрицательного числа.

Записывают в дневниках (выделено курсивом).

Решение задачи может быть реализовано несколькими способами:

IMG_263

IMG_264

Формирование навыков и умений (17 мин.)
На экране задача. Составить блок-схему алгоритма и программу для вывода стоимости товаров в чеке до первой суммы, превышающей 2000 рублей.Один учащийся выходит к доске, составляет блок-схему с помощью преподавателя и одногруппников.

Учащийся у доски составляет блок-схему, остальные записывают в тетрадь. Пример блок-схемы:

IMG_265

- А теперь вы сядете за компьютеры, самостоятельно составите программу и протестируете ее.

По готовой блок-схеме, записям к предыдущей задаче составляют программу и запускают ее на выполнение.

Program z2;

var s:real;

begin

REPEAT

readln (‘S’);

UNTIL S>2000;

writeln (‘S’);

readln

end.

Подведение итогов (2 мин.)

  • Итак, что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • В каких случаях необходимо применять циклическую конструкцию?
  • Из каких этапов состоит цикл?

Отметки за урок… Всем спасибо за работу.

Важной составляющей интеллектуального развития человека является алгоритмическое мышление. Уроки информатики обладают наибольшим потенциалом для формирования алгоритмического мышления учащихся. Надеюсь, что данная разработка окажется полезной преподавателям информатики.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Циклические алгоритмы"

Проверочная работа предназначена для учащихся 8-9 классов....

Циклические алгоритмы на Паскале

Презентация к уроку информатики для 10 класса по теме "Циклические алгоритмы на Паскале"...

Урок "Алгоритмический язык. Программная реализация циклических алгоритмов". (9 класс)

Дидактическая разработка урока по программированию на алгоритмическом языке для 9 класса. На примере решения задач разбирается  программная реализация циклических алгоритмов....

Сценарий урока информатики № 5 в 8 классе по теме: «Циклический алгоритм» с применением интерактивной доски

Данный урок является одним (пятым из десяти) из уроков по теме «Базовые алгоритмические структуры в среде программирования», на котором закрепляется понятие циклического алгоритма с известным чи...

Реализация циклического алгоритма в среде Turbo Pascal. Оператор цикла с параметром

Урок по предметной области “Информатика” для 9-10 класса Данный материал  представляет разработку урокапо теме “Реализация циклического алгоритма в среде TurboPascal. Оператор цикла с парам...

урок по информатике в 6 классе на тему "Циклический алгоритм"

Конспект урока в 6 кассе по программе Босовой Л.Л. на тему "Циклический алгоритм". Перед учащимися ставится пробема : выяснить тему урока, задать цели и получить результат. Используются как групповые ...

Циклический алгоритм

Открытый урок Тема: « Циклические алгоритмы на языке программирования работа с ними»Учителя: Зеленецкой М.С. в 9В классеЦели урока:1.      Образовательная. Организо...