Юный программист
рабочая программа (9 класс)

«Креативное программирование» продиктована развитием современного информационного общества, IT индустрии, внедрением информационных технологий в образовательные процессы в рамках реализации федеральных проектов «Успех каждого ребенка» и «Цифровая образовательная среда», удовлетворяет растущие интересы родителей и учащихся в области программирования и алгоритмизации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon yunyy_prog_vneurochka.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

ГОРОДА  ЮЖНО-САХАЛИНСКА

РАССМОТРЕНО на заседании                                                              УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей_____________МАОУ СОШ № 20                             Приказом директора

г. Южно-Сахалинска                                                                               Приказ №___ от _____

протокол  № от_____________ 2022г.                                                    А.А.Тишевский _____                                                                                                                                                                
                                                                                                           

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для учащихся 9 классов

Юный программист

(название программы, курса, дисциплины)

        

Составитель: Балахонов Юрий Юрьевич, учитель

(ФИО, должность)

 

Южно-Сахалинск, 2021г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности «Юный программист» (далее – Программа) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа рассчитана на учащихся 9 классов. Ориентирована на детей 15-16 лет.

Сроки реализации программы: 1год. Режим занятий: 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Внеурочная деятельность «Юный программист» даёт возможность в системе дополнительного образования предоставить учащимся условия для обучения программированию с учетом их интересов, склонностей и способностей, способствует удовлетворению познавательных интересов, для учащихся старших классов выполняет задачу профессиональной ориентации. При этом существенно расширяются и возможности выстраивания каждым учеником, посещающим кружок, индивидуальной образовательной траектории.

Актуальность  

 Программирование – это раздел информатики, задачей которого является процесс разработки программы на определенном языке программирования. Это самый сложный раздел предмета. Известно также, что олимпиады по информатике проводится по разделу «Программирование». У некоторых учащихся в каждой параллели имеется потребность изучения программирования на более глубоком уровне.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИТИКА КУРСА " Юный программист ".

Содержание программы курса создаёт возможность углубить знания детей в программировании. Ученик-читатель овладевает знаниями и умениями для свободного пользования объектно-ориентированными языками программирования.

Программа способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках информатики, для самостоятельного работы и развития индивидуальных проектов.

В программу включены основы объектно-ориентированных языков программирования, их синтаксис, пунктуация и практические занятия.

Цель курса: сформировать у учащихся структурный стиль мышления и сформировать интерес к профессиям, связанным с программированием.

Задачи курса:

1. Формирование у учащихся структурного стиля мышления.

2. Углубление у школьников знаний, умений и навыков решения задач по программированию.

3. Формирование навыков и опыта решения олимпиадных задач.

4. Возможность реализовать свои творческие способности.  

5. Формирование интереса к профессиям, связанным с программированием  

Дидактические принципы отбора детской литературы:

  • доступность;  
  • введение в основы программирования;
  • знакомство с различными языками программирования;
  • знакомство со встроенными функциями;

Формы проведения занятий:  

  • занятия-практические работы;  
  • занятия - соревнования;  
  • компьютерные занятия
  • занятия с групповыми формами работы;

Основные принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей.
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Основные методы и технологии:

  • технология разно уровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Виды деятельности:

  • Теоретические занятия.
  • Практическая.
  • Индивидуальная работа.
  • Групповая работа.
  • Ученический эксперимент.
  • Демонстрационный опыт.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Юный программист» реализуется за счет часов школьного компонента, в рамках внеурочной деятельности, как обще-интеллектуальное направление. На 9 класс отводится по 2 часа в неделю, всего – 68 часов.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КУРСА.

В результате освоении программы внеурочной деятельности «Юный программист» формируются следующие предметные умениясоответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Личностные результаты:  

• наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

• понимание роли информационных процессов в современном мире;

• владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

• ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;

• развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

• способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;

• готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

• способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебноисследовательской, творческой деятельности;

• способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.  

Метапредметные результаты:

• владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

• владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать         основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

• владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

• ИКТ-компетентность - широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Введение в программирование. Алгоритмы.

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса.

Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ.

Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках.

Данные. Типы данных. Формат результата. Оценка результата.

Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных.

Арифметические операции Вывод результатов.

Практикум. Использование среды Python.

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Else.

Оператор альтернативы.

Логические выражения и операции.

Организация программ разветвляющейся структуры.

Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением.

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла.

Практическая работа: Общий оператор цикла.

Массивы. Использование циклов в массивах.

Правило вложенных операторов. Схемы Представление программ в виде схем.

Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов.

Строковые переменные. Операции со строками.

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы.

Практикум. Решения задач на программирование.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998.  

2. Сухарев М. Turbo Pascal 7.0, теория и практика программирования. – СПб: Наука и техника, 2003. – 576 стр.: ил.

3. Окулов С.М. Основы программирования. – М.: Юнимедиастайл, 2002. – 424с.: ил.  

4. Златопольский Д.М. Я иду на урок информатики: задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2001.        

5. Гусева А.И. Учимся программировать: Pascal 7.0. – М.: «Диалог-МИФИ», 1998. 6. Кашеварова В.А. «PascalABC. Часть I. Основные конструкции» – Смоленск, 2007.

7. Немнюгин С., Перколаб Л. Изучаем Turbo Pascal. – СПб.: Питер, 2004. . 4. Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ.  


Тематическое планирование

№ п/п

Название Раздела/темы

Кол-во часов

В том числе лаб /практическая часть

1

Инструктаж по ТБ.  Алгоритм, способы записи алгоритмов

1

Знакомство с блок схемами.

2

Введение в программирование. Алгоритмы

1

Изучение основ языка программирования.

3

Инструменты программирования. Используемые компиляторы. Элементы интерфейса

2

Разбор инструментов программирования.

4

Языки компилируемые и интерпретируемые. Создание, компиляция, исполнение и отладка программ

2

Применение основных команд.

5

Синтаксис и семантика. Типичные ошибки. Сообщения об ошибках

2

Изучение потока данных.

6

Данные. Типы данных. Формат результата. Оценка результата

2

Изучение постоянных.

7

Константы. Переменные. Данные. Оператор присваивания. Ввод данных.

2

Разбор функций ввода и вывода результатов.

8

Арифметические операции Вывод результатов.

2

Знакомство с языком программирования Python

9

Знакомство с языком Python

2

Изучение линейной алгоритмической структуры.

10

Линейная алгоритмическая структура

2

Изучение применение операторов ввода, вывода

11

Операторы ввода, вывода

2

Программирование линейных алгоритмов.

12

Оператор присваивания. Программирование линейных алгоритмов.

2

Знакомство с простыми программами.

13

Примеры простейших программ

3

Знакомство с различными типами переменных.

14

Тип переменных

2

Практическое применение изученного материала.

15

Практикум. Использование среды Turbo Pascal и Python

2

Применение в коде условного оператора If-Then-Els.

16

Порядок выполнения в программах. Условный оператор If-Then-Els

2

Изучение организации простейших ветвлений.

17

Организация простейших ветвлений.

2

Применение условных операторов.

18

Условный оператор. Форматы записей

2

Программирование ветвящихся алгоритмов.

19

Программирование ветвящихся алгоритмов.

2

Решение задач с использованием операций div  и mod

20

Решение задач с использованием операций div  и mod

2

Применение синтаксиса простого присваивания.

21

Общий синтаксис простого присваивания.

2

Знакомство с логическим типом переменных.

22

Логический тип (bool)

2

Использование операторов сравнения.

23

Операторы сравнения.

2

Знакомство с альтернативными функциями.

24

Оператор альтернативы.

2

Применение логических функций.

25

Логические выражения и операции

2

Изучение и применение на практике

26

Организация программ разветвляющейся структуры

2

Программирование алгоритмов с ветвлением.

27

Практикум. Задачи. Программирование алгоритмов с ветвлением.

2

Применение в коде основных циклических функций.

28

Понятие о цикле. Простейший оператор цикла

2

Закрепление навыков применения циклов.

29

Практическая работа: Общий оператор цикла

2

Изучение структуры массивов.

30

Массивы. Использование циклов в массивах

2

Представление программ в виде схем.

31

Правило вложенных операторов. Схемы. Представление программ в виде схем.

2

Программирование циклических алгоритмов «Конёк-Горбунок».

32

Практикум. Задачи. Программирование циклических алгоритмов «Конёк-Горбунок».

3

Использование операций со строками.

33

Строковые переменные. Операции со строками.

2

Повторяющиеся операции.

34

Структура сложных программ. Повторяющиеся операции. Подпрограммы

2

Решения задач на программирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный программист"

Рабочая программа кружка "Юный программист"...

Учебно-методическое пособие. Образовательная программа научно-технической направленности "Юный программист"

Научно-техническая программа «Юный программист» направлена на создание условий для интеллектуального развития личности ребенка, для социального, культурного и профессионального самоопределения, творче...

Календарно-тематическое планирование кружковой деятельности по программированию «Юный программист»

Календарно-тематическое планированиекружковой деятельности по программированию«Юный программист»№ п/пТемаК-во часов1Понятие алгоритма. Свойства алгоритма. Способы описания алгоритмов.12Этапы решения з...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный программист»

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и инф...

«Юный программист» 2015

На основании приказа МО и Н РТ №1781/15 от 23.03.15. «Об организации и проведении XIX Республиканского конкурса «Юный программист» среди учащихся общеобразовательных организаций и обучающихся професси...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный программист"

Рабочая программа расчитана на 35 часов. Содержание программы отобрано в соответствии с возможностями и способностями обучающихся 6-х классов....

"Юный программист". 5 класс

Программа+ календарно-тематическое планирование....