Урок-зачет по информатике в 8 классе "Двоичные миры"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Коломиец Екатерина Николаевна

Урок -зачет по информатике в 8 классе по теме двоичная система счисления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-зачет по информатике в 8 классе “Двоичные миры”.

 «Кодирование. Двоичное кодирование»

Тема урока:

 

Зачет по теме «Кодирование. Двоичное кодирование».

Учащиеся должны знать:

 

способы двоичного кодирования текстовой информации; основные таблицы перекодировки;

особенности использования различных текстовых, графических, звуковых форматов;

алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую и способы представления чисел в разных форматах;

правила двоичной арифметики;

причины возникновения ситуации переполнения при работе с числовыми данными;

Учащиеся должны уметь:

 

сохранять созданные файлы в заданном формате;

преобразовывать файлы из одного формата в другой; переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную и обратно;  использовать правила двоичной арифметики для решения примеров; интерпретировать содержимое ячейки памяти в соответствии с заданным форматом.

Цели урока

Обучающие

Проверить усвоение основных понятий, овладение основными умениями по теме

 

Развивающие

Развитие логического мышления, расширение кругозора, развитие познавательного интереса, речи и внимания

 

Воспитательные

Развитие познавательного интереса, воспитание информационной культуры, навыков групповой работы, духа здорового соперничества, дружелюбного отношения друг к другу, распределения ролей в команде

Структурные элементы урока

1.Орг. момент

Приветствие. Определение отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.

 

2. Определение цели и темы урока учащимися

3.Проверка и применение знаний, умений и навыков.

 


 

Раздаются зачётные листы.

Выполняются задания зачёта.

Тип урока

 

Проверка и оценка ЗУН учащихся.

Методы

 

Самостоятельная работа, практическая работа.

 

Ход урока:

На доске прикреплены 4 изображения: фото зебры, шахматы, черно-белая фотография Петропавловской крепости, кадр из кф «Броненосец Потемкин» (можно распечатать их или вывести на интерактивную доску)

Вопрос: Вот перед вами 4 изображения. Давайте рассмотрим их. Как вы думаете, что объединяет их?

Правильно, их объединяет два цвета: черный и белый. Как информатика трактует эти два цвета? Правильно, как 0 и 1. Смотрим на эти изображения и понимаем, что мир двоичен. Черный и белый, позитив и негатив, добро и зло, активный и пассивный, светлый и темный. Смотрим видеоролик, слушаем музыку, например, в телефоне, в нас рождаются чувства. А что в телефоне? А внутри у него цифры: нули и единицы.

Итак, о чем у нас будем наш урок? Правильно, о кодировании. Точнее, о двоичном кодировании.

Актуализируем наши знания, ответим на вопросы.

  1. Что такое кодирование и декодирование?
  2. Почему в компьютере используют двоичное кодирование информации?
  3. Что такое система счисления? Каких видов они бывают?
  4. Какие системы счисления используются в компьютере?
  5. Что такое основание позиционной системы счисления? Какое основание у двоичной, восьмеричной, десятичной и шестнадцатеричной систем счисления?
  6. Каков алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в любую другую позиционную?
  7. Каков алгоритм перевода двоичного числа в восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления? И наоборот?
  8. Каким образом осуществляется кодирование графической
    информации?

Теперь разбиваемся на команды (учителю лучше заранее разбить учащихся на команды, чтобы их составы по силе более-менее одинаковы).

Вывешивается новое изображение: «Жизнь – не зебра из черных и белых полос, а шахматная доска. Здесь всё зависит от вашего хода!»

14 заданий связаны непосредственно с информатикой (приложение 1), 15е задание – творческое: надо составить выражение, предложение (приложение 2: разрезать на полоски со словами; верхняя часть таблицы одной команде, нижняя часть – второй команде)

Вариант 1

ЗАДАНИЕ В1

ОТВЕТ

Перевести число 3310 в двоичное

0010 0001

Перевести число 548 в двоичное

0010 1100

Перевести число А316 в двоичное

1010 0011

Перевести число 101001112 в восьмеричное

247

Сложить двоичные числа 10110 и 111

0001 1101

Сложить числа и записать в 2СС:

1116 и 108

00011001

Какое число следует за 378?

40

Декодируйте код в изображение:

11101011101111101101110111100011

смайлик

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

10

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 4 Мб бит?

225

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

ЗАДАНИЕ В2

ОТВЕТ

Перевести число 3110 в двоичное

0001 1111

Перевести число 528 в двоичное

0010 1010

Перевести число А416 в двоичное

1010 0100

Перевести число 101100112 в восьмеричное

263

Сложить двоичные числа 10111 и 110

0001 1101

Сложить числа и записать в 2СС:

1216 и 118

0001 1011

Какое число следует за 278?

30

Декодируйте код в изображение:

10111110110111011110101111110111

Буква V

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

десятичная

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 8 Мб бит?

226

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

ЗАДАНИЕ В3

ОТВЕТ

Перевести число 3510 в двоичное

0010 0011

Перевести число 568 в двоичное

0010 1110

Перевести число А116 в двоичное

1010 0001

Перевести число 110011012 в восьмеричное

315

Сложить двоичные числа 11110 и 110

100100

Сложить числа и записать в 2СС:

1416 и 118

0001 1101

Какое число следует за 178?

20

Декодируйте код в изображение:

11111111011111011011101111000111

улыбка

Какая из систем счисления является позиционной: египетская, унарная, 10СС?

десятичная

Какая из систем счисления является непозиционной: египетская, 8СС, 16СС?

египетская

Сколько в байте бит?

8

Сколько в 2 Мб бит?

224

Основание десятичной системы счисления равно …?

10

Если в системе счисления количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе, то это система ….

позиционная

15е задание – творческое. Надо из слов составить предложение, выражающую мысль. Зачитайте его вслух всем. Все вместе определим лучшее получившееся и точнее к исходному.

Не делите жизнь на черное и белое… лучше умножайте на белое, вычитая черное, так жить лучше!

Рефлексия. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок информатики и окружающего мира по теме "Космическое путешествие"

12 апреля – мы отмечаем Всемирный День Космонавтики и авиации. Поэтому вашему вниманию хочу предложить урок, посвященный этой дате. Мы с вами совершим небольшое космическое путешествие.Урок является и...

Урок-зачет "Урок с препятствиями" по теме "Имя числительное "

Урок-зачет в игровой форме,обобщающий материал по теме "Имя числительное", развивает интерес к предмету и позволяет раскрыть знания по теме каждого ученика....

Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира" 11 класс

Урок - зачет по биологии "Происхождение жизни на Земле и развитие органического мира". Обобщение материала по теме "Происхождение жизни на Земле. Работа в группах....

Мотивационная деятельность на уроках русского языка как основа интереса учащихся к изучаемому предмету. / Об уроках –зачетах/.

Методика проведения зачетного урока. Зачетные уроки создают успешную учебную деятельность....

Урок – зачет по теме «Имя числительное», 7 класс Заочная экскурсия по городу Мурманску. (Реализация игровой технологии на уроках русского языка).

Конспект итогового урока по теме "Имя числительное" в 7 классе. На уроке реализуется игровая технология: имя урока "Заочная экскурсия по городу Мурманску". Материал для урока взят из краеведчесткой ли...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Кроссворд по информатике : «Объекты окружающего мира»

Кроссворд – это еще одна из форм проверки знаний, при которой проверяется не только знание изученного материала учебника, но и умение применить знания других предметов. Благодаря такой форме кон...