План-конспект урока информатики в 9 классе "Базы данных"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, компьютеры, доска.

 

Тип урока: изучение нового материала.

 

Структура урока:

1.                 Организационно-мотивационный этап                                         2 мин

2.                 Этап  актуализации опорных знаний                                            4 мин

3.                 Этап усвоения новых знаний и способов действий                        20 мин

4.                 Физкультминутка                                                                           1 мин

5.                 Этап первичной проверки понимания изученного                        3 мин

6.                 Этап закрепления полученных знаний и способов действий         11 мин

7.                 Этап информации о домашнем задании                                        1 мин

8.                 Этап подведения итогов занятия                                                    2 мин

Этап рефлексии                                        

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект

урока информатики в 9 классе

Тема урока: Базы данных. Информационная система

Цели: 

Образовательная: создать условия для формирования представления об информационных системах, базах данных, основных компонентах реляционных БД, типах полей.

Развивающая: содействовать развитию аналитического мышления, творческих способностей.

Воспитательная: создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, компьютеры, доска.

Тип урока: изучение нового материала.

Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап                                        2 мин
  2. Этап  актуализации опорных знаний                                        4 мин
  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий                        20 мин
  4. Физкультминутка                                                                1 мин
  5. Этап первичной проверки понимания изученного                        3 мин
  6. Этап закрепления полученных знаний и способов действий         11 мин
  7. Этап информации о домашнем задании                                        1 мин
  8. Этап подведения итогов занятия                                                2 мин
  9. Этап рефлексии                                                                        1 мин

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности

Методические рекомендации

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с информационными системами и базами данных.

Запишите в тетради дату и тему урока.

На доске дата, тема урока,

слайд 1

Этап актуализации опорных знаний

Проверка домашнего задания

Имеется большой объем данных о какой-либо реальной системе объектов или событий. Например, о книгах в библиотеке, о работниках предприятия, о товарах на складе и т.д. Необходимо организовать хранение этой информации таким образом, чтобы ее было удобно просматривать, пополнять, изменять, искать нужные сведения.

В каком виде эту информацию можно хранить?

(В виде базы данных)

Ученики должны прийти к ответу «Базы данных»

Этап усвоения новых знаний и способов действий

Такой работой людям приходилось заниматься и задолго до появления компьютеров. Основным средством хранения данных была бумага. Данные хранились в виде списков в журналах, папках, на картонных карточках. Последний способ используется, например, в библиотечных каталогах. Большинству людей он хорошо знаком: на каждой карточке записаны сведения об отдельной книге. В алфавитном каталоге карточки систематизированы по фамилиям авторов в алфавитном порядке, в предметном каталоге – по тематике книг.

Подобные систематизированные картотеки используются в отделах кадров предприятий. Они удобны тем, что легко можно извлечь нужную карточку, заменить, добавить новую карточку, сохраняя установленный порядок. Тем не менее, если такая картотека содержит тысячи карточек, то, как бы совершенна ни была ее организация, обработка данных в ней – дело длительное и трудоемкое.

Другой пример – архивы различных документов. Например, существуют исторические архивы, архивы судебных дел, архивы патентов на изобретения и многие другие. Порой такие архивы занимают целые здания. Поиск в них нужных документов требует значительных усилий. Кроме того, существуют киноархивы, фотоархивы, архивы звуковых записей.

В наше время решению описанных проблем помогают компьютеры, с помощью которых создаются базы данных.

База данных (БД) – определенным образом организованная совокупность данных, относящихся к предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

Для хранения БД может использоваться как один компьютер, так и множество взаимосвязанных компьютеров.

В первом случае БД называется централизованной.

Если различные части одной БД хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, то такая БД называется распределенной.

БД бывают фактографическими и документальными.

В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенной форме. Например, фактографической может быть БД, содержащая каталог книг в библиотеке, БД отдела кадров предприятия и т.д.

Документальными БД могут быть БД исторического архива или поликлиники. Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Современные информационные технологии постепенно стираю границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовый, графический, звуковой) к фактографической БД.

Сама по себе БД не может обслуживать запросы пользователя на поиск и обработку информации. БД – это «информационный склад». Обслуживание пользователя осуществляет информационная система.

Компьютерные информационные системы позволяют хранить большие объемы данных, осуществлять в них быстрый поиск, вносить изменения, выполнять всевозможные манипуляции с данными (группировать, сортировать и пр.).

Информационная система – относящаяся к определенной области совокупность БД и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем.

Какие примеры таких информационных систем вы можете привести?

Системы продажи железнодорожных и авиационных билетов.

Во время телерепортажей с крупных международных соревнований, олимпийских игр на экран мгновенно выводится досье любого спортсмена, о котором говорит комментатор -  это работает компьютерная информационная система.

Информация в БД может быть организована по-разному. Чаще всего используют табличный способ.

Табличную форму организации имеют реляционные БД.

В чем же их преимущество?

Главное достоинство таблиц – в их понятности. С табличной информацией мы имеем дело практически каждый день. Расписание звонков, расписание движения поездов, таблица футбольного чемпионата, журнал учителя, куда он выставляет оценки – тоже таблица.

Мы настолько привыкли к таблицам, что обычно не требуется никому объяснять, как ими пользоваться.

В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец – полем.

Каждое поле таблицы имеет имя.

Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице.

Поля – это различные характеристики объекта. Значения полей в одной строке относятся к одному объекту.

В реляционной БД не должно быть совпадающих записей.

Разные поля отличаются именами. А чем отличаются друг от друга разные записи?

Записи отличаются значениями ключей.

Первичным ключом в БД называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у различных записей.

В БД «Домашняя библиотека» разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания, полка. Но инвентарный номер у каждой книги будет свой. Он-то и является первичным ключом для записей в этой базе данных.

Ключом может быть одно поле (простой ключ) или несколько полей (составной ключ).

С каждым полем связано еще одно очень важное свойство – тип поля.

Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

В реляционных БД используются 4 основных типа:

  • Числовой
  • Символьный
  • Дата
  • Логический

Числовой тип имеют поля, значениями в которых могут быть только числа.

Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и т.д.).

Тип «Дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день\месяц\год» или «месяц\день\год»..

Логический тип имеют поля, которые могут принимать всего два значения «да» или «нет», «истина» или «ложь».

Итак, в полях находятся значения величин определенных типов.

От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить.

Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими – нельзя.

Слайд 2

Записать в тетрадь

Записать в тетрадь

Записать в тетрадь

Записать в тетрадь

Записать в тетрадь

Слайд 3

Записать в тетрадь

Записать в тетрадь

Слайд 4

Записать в тетрадь

Записать в тетрадь

Слайд 5

Записать в тетрадь

Физкультминутка

Гимнастика для глаз.

Учащиеся проводят физкультминутку

Этап первичной проверки понимания изученного

  1. Что такое база данных? (БД – организованная совокупность данных, предназначенная для длительного хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения)
  2. В чем различие между фактографическими и документальными БД? (Фактографическая БД содержит краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенном формате, а документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную)
  3. Что такое распределенная БД? (Распределенной называется БД, разные части которой хранятся на различных компьютерах сети)
  4. Что такое информационная система? Приведите примеры информационных систем. (Информационная система – это совокупность БД и всего комплекса аппаратно-программных средств для ее хранения, изменения и поиска информации, для взаимодействия с пользователем)
  5. Что вы знаете о реляционной БД? (Реляционные БД имеют табличную организацию)
  6. Что такое запись, поле? (Строка таблицы называется записью, столбец – полем)
  7. Что такое тип поля? Зачем он нужен? (Каждое поле таблицы имеет свое уникальное имя и тип. Тип определяет, какого рода информация хранится в поле и какие действия с ней можно производить)
  8. Какие бывают типы полей? (В БД используются 4 основных типа полей: числовой, символьный, логический, «дата»)

Тренировочный тест

Слайд 6

Слайд 7

Этап закрепления полученных знаний и способов действий

1. Преобразовать приведенную ниже информацию к табличному виду, определив имя таблицы и название каждого поля: Оля, Петя, 13, пение, 14, баскетбол, Вася, Катя, 13,  хоккей, баскетбол, футбол, 15, 11, Коля, 11, танцы, Сережа.

2. Заполнить пятью записями реляционную БД «Пациент», содержащую поля: фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер участка, адрес, дата последнего посещения врача и оформить ее в виде таблицы.

3. Таблица БД «Реки мира» содержит следующие поля: название, материк, длина (в км), максимальная глубина (в м), куда впадает, наличие водохранилищ (имеются или нет). Опишите тип и ширину каждого поля. Определите первичный ключ таблицы.

Учащиеся выполняют практическую работу

Слайд 8

Этап информации о домашнем задании

1. Повторить теоретический материал

2. Придумать и описать структуру таблицы базы данных, которая содержит четыре поля различных типов: символьного, числового (целого или вещественного), дата, логического. Таблица должна содержать реальную информацию и иметь название.

Учащиеся записывают домашнее задание

Слайд 9

Этап подведения итогов занятия

Ребята, спасибо за работу.

Оценки за урок…

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.

Этап рефлексии

Фронтальный опрос детей, как им понравился урок и чему он их научил.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Базы данных Информационная система

Слайд 8

Практическая работа Преобразовать приведенную ниже информацию к табличному виду , определив имя таблицы и название каждого поля: Оля, Петя, 13, пение, 14, баскетбол, Вася, Катя, 13, хоккей, баскетбол, футбол, 15, 11, Коля, 11, танцы, Сережа. Заполнить пятью записями реляционную БД «Пациент» , содержащую поля: фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер участка, адрес, дата последнего посещения врача и оформить ее в виде таблицы . Таблица БД «Реки мира» содержит следующие поля: название, материк, длина (в км), максимальная глубина (в м), куда впадает, наличие водохранилищ (имеются или нет). Опишите тип и ширину каждого поля. Определите первичный ключ таблицы.

Слайд 9

Домашнее задание П. 27, 28. Упр. 10, 11, 12 с.139.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку информатики «Объекты Базы Данных. Запросы»

Данная презентация состоит из разделов:Основные понятия (о запросах);Виды обработки данных;Создание запроса в режиме конструктора;Выполнение запроса;Примеры запросов на выборку;Пример  запр...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Информация и информатика».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Информация и информатика».Цель урока:Сформировать общее представление: о предмете изучения информатики; о понятии информация; о видах...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Действия с информацией. Хранение информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Действия с информацией. Хранение информации».Цель урока:Акцентировать внимание учащихся на действиях с информацией (информационных пр...

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе: «Носители информации».

План – конспект по уроку информатики и ИКТ в 5 классе.Тема урока: «Носители информации».Цель урока:Дать представление о процессе хранения информации и устройствах для хранения информации.Развить логич...

План-конспект дистанционного урока по информатике 9 класса по теме:"Моделирование.Физические и информационные модели"

Тип урока: дистанционный урок изучения нового материала с применением  готовых ЭОР(видеоурок, презентации, тест)...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ на тему "Оформление реферата"

Цели изадачи:Образовательная – научить обучающихся грамотному оформлению рефератов, проверить уровень усвоения учебного материала по теме «Обработка текстовой информации», разработать проект на ...

План-конспект открытого урока по информатике и ИКТ в 8 классе Тема урока: «Файлы и файловая система»

Урок по информатике  по теме: "Файлы и файловая система" с презентацией...