Формы организации внеклассных занятий по информатике
статья по информатике и икт

Митенкова Людмила Георгиевна

Квалификационная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_portal_kv_rabota.docx30.51 КБ

Предварительный просмотр:

НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ГБОУ ДПО НИРО)

Кафедра теории и методики обучения информатике

Квалификационная работа

по курсу

«Теория и методика преподавания информатики в условиях введения ФГОС»

на тему:

«Формы организации внеклассных занятий по информатике»

Выполнила:

Митенкова Людмила Георгиевна, учитель информатики и ИКТ МБОУ «Школа № 6»

города Богородска Нижегородской области

Проверил:

Н. Новгород, 2020

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ………………………………………………………………………………...2

1.ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………3

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ………………………………………………………………………………6

2.1.Особенности организации внеклассной работы по информатике………………...... 6

2.2.Формы внеклассной работы по информатике………………………………………….8

2.3.Виды внеклассных мероприятий по информатике……………………………………9

3.ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ………………………………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………...…………………………...12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..13

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………...…………………………..14

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки... Но замечательные блестящие уроки есть там, где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков, где имеются и применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков".

Сухомлинский В.А.

1.ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно-полезной деятельности.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задача учителя – развернуть перед взором учащихся спектр разнообразных видов деятельности, отвечающих их интересам и возможностям. Поощрять самостоятельные поиски и творчество. Ученик должен иметь право выбора, самоутверждения. Показать свою индивидуальность. Учитель должен помочь ему осознать свои способности, увлечь и поддержать. Требования, предъявляемые программой по информатике школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на «среднего» ученика. Однако имеет резкое расслоение учащихся: на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по информатике, на тех, кто добивается при изучении информатики лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение информатики дается с большим трудом.

Все это приводит к необходимости индивидуализации обучения информатике, одной из форм которой является внеклассная работа.

Внеклассная работа – это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.

Являясь составной частью воспитательной работы в школе, внеклассная работа направлена на достижение общей цели обучения и воспитания – усвоения ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей.

Внеклассная работа направлена на решение следующих задач:

- формирование у ребенка положительной Я-концепции;

- создание благоприятных условий для накопления опыта коллективной жизни, навыков сотрудничества;

- формирование нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения;

- развитие познавательного интереса;

- организация свободного времени учащихся.

Перечисленные задачи определяют основные возможности и направления внеклассной работы в достижении ее основной цели и носят характер общих положений. В реальной воспитательной работе они конкретизируются в соответствии с особенностями класса, самого педагога, с общешкольной внеклассной работой и т.д.

Цель и задачи внеклассной работы определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.

Обучающая функция внеклассной работы не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Во внеклассной работе она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.

Однако правильное сочетание внеклассной и учебной работы обеспечивает большую гибкость всей системы учебно-воспитательной деятельности. Внеклассная работа может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.

Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.

Цель работы: систематизировать и описать материалы собственного опыта работы по проблеме организации внеклассной работы по информатике.

Задачи:

  1. Осуществить анализ психолого-педагогической, методической литературы по организации внеклассной работы по информатике.
  2. Описать собственный опыт организации внеклассной работы по информатике и его результаты.

2.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО ИНФОРМАТИКЕ

2.1.Особенности организации внеклассной работы по информатике

Следует различать два вида внеклассной работы по информатике: работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); работа с учащимися, проявляющими к изучению информатики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Первый вид внеклассной работы с учащимися по информатике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения информатике должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с отстающими. В идеальном случае первый вид внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т.п.). Однако в настоящее время эта работа требует еще значительного внимания со стороны учителя информатики. Основной целью ее является своевременное предупреждение имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу информатики, подготовка к ГИА. Занятия с отстающими в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану. После повторного изучения того или иного раздела информатики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме. Дополнительные занятия по информатике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из дидактических материалов, а также учебные пособия (и задания) программированного типа. Учителю информатики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими информатики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по информатике более эффективными.

Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по информатике – занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:

- пробуждение и развитие устойчивого интереса к информатике;

- расширение и углубление знаний по программному материалу;

- воспитание культуры мышления;

- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно – популярной литературой;

- расширение и углубление представлений учащихся о роли информатики в мировой науке;

- воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной;

- установление более тесных деловых контактов между учителем информатики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

Предполагается, что реализация этих целей частично осуществляется на уроках. Однако в процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времен и программы, это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится на внеклассные занятия этого вида.

Вместе с тем между учебно-воспитательной работой, проводимой на уроках, и внеклассной работой существует тесная взаимосвязь: учебные занятия, и развивая у учащихся интерес к знаниям, содействуют развертыванию внеклассной работы, и, наоборот, внеклассные занятия, позволяющие учащимся применить знания на практике, расширяющие и углубляющие эти знания, повышают успеваемость учащихся и их интерес к учению. Однако внеклассная работа не должна дублировать учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

Говоря о содержании внеклассной работы с учащимися, интересующимися информатикой, отметим следующее. Традиционная тематика внеклассных занятий ограничивалась обычно рассмотрением таких вопросов, которые хотя и выходили за рамки официальной программы, но имели много точек соприкосновения с рассматриваемыми в ней вопросами.

За последние годы в информатике возникли новые направления, имеющие практическое значение и большой познавательный интерес – компьютерные технологии обработки информации, в частности, мультимедиа, гипертекст, интернет. Эти вопросы уже нашли свое отражение в программе по информатике, однако практика показывает, что количество отведенных часов явно недостаточно, и поэтому внеклассная работа является серьезным подспорьем в повышении качества подготовки учащихся по информатике.

2.2. Формы внеклассной работы по информатике

Формы внеклассной работы это те условия, в которых реализуется ее содержание.
В различных формах внеклассной работы учащиеся проявляют свои индивидуальные особенности и учатся жить в коллективе. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации. В литературе чаще встречаются классификации по следующим признакам: по охвату учащихся, по времени проведения, по систематичности, по дидактической цели и т. д. Например, по систематичности можно выделить эпизодические внеклассные мероприятия и постоянно действующие внеклассные организации (работающие по крайней мере в течение учебного года). По объекту воздействия выделяют индивидуальные, кружковые (групповые), объединяющие и массовые формы внеклассной работы.

Разнообразная внеклассная деятельность способствует раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда проявляются на уроке. Разнообразие внеклассной деятельности способствует самореализации ребенка, повышению его самооценки, уверенности в себе, т.е. положительному восприятию самого себя. Включение учащихся в различные виды внеклассной работы обогащает их личный опыт, знания о разнообразии человеческой деятельности, формирует необходимые практические умения и навыки. Формы массовой внеклассной работы позволяют педагогу косвенно воздействовать на
каждого учащегося через коллектив
. Они способствуют развитию умений понимать другого, взаимодействовать в коллективе, сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Любая форма внеклассной работы в той или иной мере способствует решению задач
нравственного, умственного, физического, экологического, экономического, эстетического и т.д. обучения, воспитания и развития.

2.3. Виды внеклассных мероприятий по информатике

Некоторые виды внеклассных мероприятий по информатике, описанные в литературе:

  • Вечер информатики это своеобразная форма подведения итогов работы класса или кружка за год.
  • Викторина по информатике это своего рода игра. Викторину лучше всего проводить или на занятиях кружка, или в виде соревнования между отдельными классами (во внеурочное время).
  • Встречи с интересными людьми являются важным средством формирования подрастающего поколения. Такие встречи могут быть классными или общешкольными, иметь самостоятельный характер или входить в другие формы внеклассной работы.
  • Деловые игры активный метод обучения, использующий имитацию реального изучаемых объекта или ситуации для создания у обучаемых наиболее полного ощущения реальной деятельности в роли лица, принимающего решения.
  • Диспут по информатике это своеобразная игра между классами в вопросы и ответы. 
  • Конкурс это соревнование коллективов или соревнование на личное первенство, имеющее целью повысить интерес учащихся к той или иной области науки, искусства, спорта и выделить лучших.
  • Кружковые занятия по информатике. Участие в занятиях кружка, где учащимся наглядно демонстрируется связь информатики с жизнью, непосредственно с их будущей профессией, создает предпосылки для активной работы на уроках: у них появляется интерес к информатике, а у некоторых стремление к поисковой деятельности. Кружок одна из наиболее действенных и эффективных форм внеклассных занятий.
  • Олимпиады и факультативы – формы углубленной подготовки обучающихся.
  • Предметные недели, декады, месячники очень важны для привития интереса к предмету и установления межпредметных связей.
  • Школьная печать.
  • Экскурсии.
  • Кроссворды, сочинения, устный журнал, работа с дополнительной литературой – формы необходимые для саморазвития обучающихся.

3.ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Мой опыт работы в школе показывает, что наибольшим интересом у детей пользуются занятия игрового, соревновательного характера: викторины и конкурсы, факультативные занятия по углублению знаний по информатике.

Для того чтобы реализовать задачи, поставленные в ФГОС ООО, я в своей профессиональной деятельности использую следующие формы внеклассной работы по информатике:

  1. Консультация для отстающих обучающихся.
  2. Подготовка к олимпиадам по информатике.
  3. Проведение Недели информатики.
  4. Проведение викторин, турниров, вечеров по информатике.
  5. Участие в различных муниципальных, областных и всероссийских конкурсах.
  6. Поисковая, проектная и исследовательская деятельность.
  7. Кружковая работа.
  8. Элективный курс по информационным технологиям.
  9. Подготовка к ГИА.
  10. Участие в мероприятиях «Час кода», «Безопасность в сети Интернет».

Кабинет информатики в нашей школе работает в соответствии с графиком, утвержденным в начале учебного года. В соответствии с графиком работы кабинета проводятся ИГК по предмету для отстающих и обучающихся, выбравших для итоговой аттестации экзамен по информатике, электив по информационным технологиям, занятия объединения ДО «Инфознайка» и подготовке к олимпиаде, а также кружок по робототехнике.

Традиционным и любимым мероприятием в нашей школе стала Неделя информатики, которая включает викторины, конкурсы и турниры для учащихся параллелей 5-7 класса. Для старшеклассников проводятся мероприятия «Поле чудес» и «Своя игра». В рамках недели информатики проводятся конкурсы кроссвордов и печатных изданий (буклетов, газет). Результаты участия отмечаются дипломами и грамотами.

Мои ученики радуют меня своими успехами в различных конкурсах на уровне района и области. Они дважды становились призерами районного конкурса плаката «Смотри на меня как на равного», 3 работы стали победителями конкурса презентаций «За Родину, Добро и Справедливость» в 2014 году, 2 работы стали лауреатами областного конкурса «Полет к звездам» в 2014 году, 3 работы получили дипломы в номинации «Web-дизайн» областном конкурсе «Окно в мир-2016».

Несколько лет подряд наша школа является победителем международного грантового конкурса фонда Серафима Саровского. Были реализованы 4 проекта. Результатами работы моих учеников стали несколько литературно-художественных сборников, виртуальный музей на сайте школы.

Интерес к предмету развивают такие мероприятия как «Урок безопасности в сети Интернет» и «Час кода». Дипломы полученные на этих мероприятиях ребята вложили в свои портфолио.

Ребята выбирают и достойно сдают ОГЭ. За последние 2 года их результаты выше районного и областного уровня.

Совместно с учениками мы организовали выставку устройств компьютера и портретную галерею в кабинете. Результатом совместной работы стало 2 место в муниципальном конкурсе «Лучший кабинет информатики»

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По моему мнению, чтобы ребенок имел положительный результат, занятия должны быть не стихийными, а иметь определенную систему. Учитель должен четко видеть конечный результат и вести к нему обучающегося.

Я считаю, что внеклассные мероприятия повышают интерес к предмету, побуждают ребят к саморазвитию, творчеству, к постоянному поиску чего-то нового, помогают формированию коммуникативных и других  видов УУД.

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание школьников во внеучебное время//Под ред. Л.К. Балясной. – М.: Просвещение, 1971. – С.211
  2. Воспитательная работа с учащимися вне школы (в микрорайоне школы) // Под ред. Л.М. Николаевой. – М.: Педагогика, 1981. – С.144
  3. Малев В.В., Малева А.А. Внеклассная работа по информатике: Учебно-методическое пособие для студентов физико-математического факультета: в 2-х ч. – Воронеж: ВГПУ, 2002. – С.187


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии".

Исследовательская деятельность как одна из форм организации внеклассной деятельности по биологии...

Предметная неделя как форма организации внеклассной работы по русскому языку

Организация внеклассной работы по любому учебному предмету занимает важное место в образовательном процессе современной школы и направлена на решение таких задач, как расширение и углубление знаний уч...

Презентация на тему "Формы организации учебных занятий"

Урок – это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса....

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...