Внеклассное мероприятие «Отечественная информатика - миф или реальность?» ко Дню Российской науки
план-конспект занятия по информатике и икт (7, 8, 9 класс)

Никулин Иван Юрьевич
Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей и современными достижениями отечественной информатики, показать роль науки и технологий в жизни общества, вдохновить школьников на изучение информатики, научную и изобретательскую деятельность, сформировать у них чувство гордости за вклад российских ученых в развитие мировой науки.
Задачи мероприятия:
Образовательная: расширить знания учащихся об истории и современном состоянии информатики в России.
Развивающая: развить интерес к науке, коммуникативные умения, критическое мышление и умение анализировать информацию.
Воспитательная: воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и мотивировать учащихся к активному участию в научной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация с двумя аудиофайлами к ней, числовые веера, магнитная маркерная доска, маркеры и магниты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_zanyatiya.docx401.33 КБ
Файл stsenariy_zanyatiya.docx397.87 КБ
Package icon audiofaylykprezentatsii.zip1.2 МБ
Файл vneudennauki.pptx2.47 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие ко Дню Российской науки по информатике

для обучающихся с нарушениями интеллекта 7-9 классов.

Тема мероприятия: «Отечественная информатика - миф или реальность?»

Цель мероприятия: познакомить учащихся с историей и современными достижениями отечественной информатики, показать роль науки и технологий в жизни общества, вдохновить школьников на изучение информатики, научную и изобретательскую деятельность, сформировать у них чувство гордости за вклад российских ученых в развитие мировой науки.

Задачи мероприятия:

  • Образовательная: расширить знания учащихся об истории и современном состоянии информатики в России.
  • Развивающая: развить интерес к науке, коммуникативные умения, критическое мышление и умение анализировать информацию.
  • Воспитательная: воспитать чувство гордости за достижения отечественных ученых и мотивировать учащихся к активному участию в научной деятельности.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация с двумя аудиофайлами к ней, числовые веера, магнитная маркерная доска, маркеры и магниты.

Ход мероприятия

Этап мероприятия

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Вступительное слово учителя

2 мин.

Приветствует учащихся, объявляет тему мероприятия, объясняет правила использования числовых вееров для ответов.

Слушают учителя, готовятся к активному участию.

2. Обсуждение значения науки, ученых и изобретателей для человечества

5 мин.

Задает вопрос о том, что есть у современных людей, чего не было у их предков. Подводит итог ответов учащихся (Наука, ученые играют ключевую роль в прогрессе человечества).

Отвечают на вопрос, приводят примеры (техника, электричество, Интернет и т.д.).

3. Знакомство с историей праздника «День российской науки»

3 мин.

Рассказывает об истории праздника, его связи с Петром Великим и создании Академии наук.

Задает вопрос о возрасте РАН.

Слушают, задают уточняющие вопросы.

Дети рассчитывают возраст РАН, вычитая дату создания из текущей даты - 301 год.

4. Знакомство с ключевыми этапами развития отечественной информатики

6 мин.

Задает вопрос о том, кто создает информационные технологии.

Рассказывает вкладе РФ в IT-сферу: о первых ЭВМ в СССР, их создателях, дальнейшем развитии и застое информатики и компьютеростроения в СССР.

Отвечают на вопрос (программисты, ученые по информатике).

Слушают, запоминают ключевые факты, задают вопросы.

5. Знакомство с современными достижениями отечественной информатики

4 мин.

Рассказывает об окончании периода застоя: современные российские IT-компании (Яндекс, Касперский, Telegram), импортозамещение в микроэлектронике, передовая техника.

Слушают, обсуждают известные им сервисы и приложения.

6. Мотивационный блок: что нужно, чтобы стать юным АйТи-изобретателем

4 мин.

Рассказывает о детях-изобретателях, их достижениях. Задает вопрос о том, что нужно для создания собственных идей.

Отвечают на вопрос, делятся своими мыслями о том, как стать изобретателем.

7. Физическая разминка

3 мин.

Проводит интерактивную игру: учащиеся хлопают, если видят российский логотип, топают, если зарубежный.

Участвуют в игре, двигаются, реагируют на логотипы.

8. Знакомство с вкладом забытых отечественных ученых

5 мин.

Спрашивает о всемирно известных ученых в науке в целом и в IT-сфере.

Рассказывает о забытых ученых (Корсаков, Чебышёв), их изобретениях и вкладе в науку.

Называют известных ученых, вспоминают деятелей, ранее упомянутых на занятии.

Слушают, задают вопросы, запоминают ключевые факты.

9. Викторина о российских АйТи-достижениях, ученых и изобретателях

5 мин.

Объясняет правила викторины, предъявляет вопросы, проверяет ответы учащихся.

Отвечают на вопросы с помощью числовых вееров, обсуждают правильные ответы.

10. Подведение итога занятия, рефлексия

3 мин.

Подводит итоги занятия, предлагает учащимся оценить мероприятие с помощью магнитов на доске.

Оценивают занятие, размещая магниты в соответствующих зонах доски.

Слайд 1. Дети рассаживаются.

Слайд 2. Добрый день, я рад приветствовать всех вас на внеурочном мероприятии, «Отечественная информатика - миф или реальность?» посвященном Дню российской науки 8 февраля. Не стесняйтесь активно участвовать и отвечать на вопросы. Некоторые вопросы будут иметь варианты ответа, помеченные цифрами от 1 до 4, у вас на столах числовые веера, показывайте ваш ответ с их помощью.

Слайд 3. А начнем мы как раз с такого вопроса: как вы думаете, Что есть
у современных людей такого, чего не было у их пещерных предков?  

Ответы детей - техника, вещи, электричество, водопровод, много еды, Интернет и т.д.

Действительно, сегодня у нас есть промышленность, которая обеспечивает нас домами, вещами, транспортом, техникой, есть сельское хозяйство, благодаря которому нам не нужно ходить в лес на охоту, водопровод и отопление, медицина, наконец. Но откуда всё это взялось?

Ответы детей. Правильно, сначала, всё это нужно было придумать и занимаются этим - ученые.

Наука играет ключевую роль в прогрессе человечества, помогая создавать новые технологии, повышать качество жизни в медицине, энергетике и других сферах, находить решения глобальных проблем. И в будущем, роль науки не уменьшится.

Слайд 4. День российской науки, отмечаемый ежегодно 8 февраля, является важной датой в календаре научных сообществ России. Этот праздник был учреждён Указом Президента Российской Федерации в июне 1999 года. Он посвящен всем, кто выбрал научную и исследовательскую деятельность как основное направление своей жизни. Истоки Дня российской науки восходят к эпохе Петра Великого, когда в 1724 году был издан указ о поддержке научного дела в России, что привело к созданию первой Академии наук и искусств (далее переименованной в Академию наук СССР, а ныне известной, как Российская академия наук).    

Слайд 5. А сколько лет исполнилось РАН в этом году? Как рассчитать?  301

Слайд 6. (заставка) А как вы думаете, кто создаёт все эти интересные игры и приложения для смартфонов?  Кто разрабатывает искусственный интеллект?  Благодаря кому у нас есть возможность пользоваться Интернетом?

программисты, учёные-информатики

Слайд 7. Действительно, информатика - одна из самых востребованных и перспективных областей, объединяющей миллионы специалистов по всему миру. В настоящее время развитие информационно-вычислительных средств в России идет стремительными темпами, а информатика, представляющая собой и науку, и область прикладных исследований, и учебную дисциплину, играет огромную роль в развитии всего общества. 

Давайте сегодня поговорим о том, как отечественные учёные развивали информатику, разрабатывали новые технологии, которые сегодня улучшают нашу жизнь и каждый день помогают людям.

В жизни вы наверняка замечали, что наша страна не является лидером компьютеростроения, таким, как США, Тайвань, Китай. Программы, игры также часто создают за рубежом. Может сложиться впечатление, что наша страна вовсе не имеет достижений в информационных технологиях.

Слайд 8. Но, так было не всегда. Те из вас, кто был на прошлом уроке, уже знают кое-что из истории обработки информации. Наша страна стала развивать эту перспективную отрасль лишь на несколько лет позже, чем США и Великобритания. Еще в конце 40-х годов 20 века, заинтересовавшись зарубежными публикациями о цифровых вычислительных машинах, член-корреспондент Академии наук СССР И.С. Брук поднял вопрос об автоматизации вычислительной техники. В 1948 году совместно со своим сотрудником Б.И. Рамеевым он представил проект автоматической вычислительной машины и основал при Академии наук лабораторию для ее разработки и строительства. И вот, 4 декабря 1948 года комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал изобретение И.С. Брука и Б.И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину ЭВМ. Слово компьютер - английское, означает вычислитель, а у нас эти машины назвали ЭВМ.

Вплоть до 70-х годов, компьютеры, произведенные в СССР, успешно конкурировали с зарубежными.

Слайд 9. Так, ЭВМ 2-го поколения, выполненная на транзисторах - БЭСМ-4, стала на тот момент самой быстродействующей на всем Евразийском континенте.

Интересно, что слово «информатика» появилось позже — в 1957 году. Его придумал немецкий учёный Карл Штейнбух, объединив слова «информация» и «автоматика». Зато именно Россия первой предложила внести информатику в школьную программу!

Слайд 10. К сожалению, по ряду причин, в позднем СССР усилилось отставание в сфере компьютерных технологий. Руководство партии не понимало перспектив АйТи-технологий, и было недовольно тем, какие громадные вложения нужны для развития этой отрасли, поэтому они приняли решение копировать западные разработки. Тем самым, они уступили США лидерство в информационной сфере. И тем не менее, нельзя отрицать, что российские ученые внесли огромный вклад в развитие информатики!  

Слайд 11. С развалом СССР, к власти пришли либералы, которые не уделяли должного внимания развитию отечественной промышленности в целом и АйТи-отрасли в частности. Они провозгласили власть рынка, свободную конкуренцию, так, в страну хлынули иностранные продукты.

Наступил период практически полного отсутствия отечественной компьютерной техники, программного обеспечения. Но, это дело прошлое, с началом XXI века, этот период отечественного АйТи закончился.

Слайд 12. Но давайте поговорим о современных изобретениях!

Например, российская компания "Яндекс" создала поисковый портал, №1 в русскоязычном поиске, множество онлайн-сервисов (Почту, Диск, Доставку, Такси и др.), умного помощника "Алису", который понимает голосовые команды. 

Россиянин Евгений Касперский - создатель отличного, известного на весь мир антивируса.

Павел Дуров - основатель Vk.ru, создатель мессенджера Telegram. 

Александр Рошал - создал архиватор WinRAR.

Алексей Пажитнов - придумал всем известную игру «Тетрис».

Слайд 13. Посмотрите лишь на малую часть логотипов современных российских Айти компаний - мобильные провайдеры, онлайн-коммерция, облачные хранилища и многое другое. Вы можете сказать, ну, это всё только производители программ. А в области электроники Россия безнадежно отстала.

Слайд 14. И будете неправы.

В связи с наложенными на Россию санкциями, в стране сейчас действует программа импортозамещения - ежегодно производство компьютеров, электронных и оптических изделий в России возрастает более, чем на 25%

Производятся отечественные процессоры марки Байкал - кстати, запомните их логотип.

Действует производитель чипов - Зеленоградский завод «Микрон», который входит в пятерку ведущих микроэлектронных предприятий Европы. 

Слайд 15. Посмотрите, какие передовые изделия производит Россия в самых разных отраслях. Всё это невозможно создать без привлечения компьютерных технологий и электроники. Новое вооружение.

Слайд 16. Космическая техника.

Слайд 17. На уроках мы с вами говорили о поколениях ЭВМ. о том, что у каждого поколения - свои детали. Какого поколения еще не существует? Ответ детей - пятого. Почему? Потому, что не придумали новые детали. Однако именно сейчас российские ученые могут стать основателями пятого поколения. Они придумали новые чипы на основе органических молекул меди, работающие по принципам работы человеческого мозга. На чип уже удалось поместить нейросеть, которая умеет распознавать текст!

Но неужели все открытия и изобретения можно сделать, только став взрослыми?

Слайд 18. Давайте познакомимся с изобретениями в области АйТи, сделанными детьми. 

  • 10-летний российский школьник из Казани Сергей Валеев собрал из конструктора «Лего» действующий протез руки; 
  • электрическую зубную щетку для космонавтов, не требующую воды, разработал ученик 7-го класса одной из московских школ  Дмитрий Резников.
  • Матвей Гузий из Железноводска в 11 лет придумал трость для незрячих людей с эхолокацией.

Слайд 19. Взгляните поближе на их изобретения

Слайд 20.

Слайд 21.

Слайд 22. А кто-нибудь из вас, хотел бы сделать своё открытие?  Как думаете, что нужно школьнику, который желает сказать свое слово в АйТи сфере?

Ответы детей: много читать, учиться, изучать программирование. И конечно же, хорошо учиться на уроках информатики!

Слайд 23. А теперь, давайте разомнемся! Встаньте, сделайте шаг в сторону от стола и внимание на экран.  На экране будут пролетать логотипы и названия, связанные с информационными технологиями. Если они отечественные, хлопайте в ладоши (российское можно узнать по русским буквам), а если зарубежные — топайте ногами. Если не знаете логотип, беритесь за голову и растерянно кивайте головой в стороны. Всё понятно? Начали!      Включить музыку и сменить слайд.

Слайд 24. Сменится по времени.

Слайд 25. Отлично, размялись и поддержали отечественного производителя! Садитесь. Мы продолжаем.

Слайд 26. В науке, свой след навсегда оставили великие учёные и изобретатели, чьи имена известны практически каждому — вот, назовите известных вам ученых!

Ответы детей: Эйнштейн,  Ломоносов, Менделеев, Кулибин.

А кого вы знаете из АйТи сферы?  Стив Джобс, Билл Гейтс, Павел Дуров, Касперский.

Молодцы. Но многие изобретатели оказались незаслуженно забыты. Давайте вспомним пару таких забытых имен.

Слайд 27. Семён Николаевич Корсаков (1787-1853)https://habrastorage.org/r/w1560/getpro/habr/upload_files/08c/5de/36f/08c5de36fd1408f1cf4e1aa90909f55d.jpg

создатель первых в мире перфокарточных машин «для сравнения идей». Только подумайте, кто-то что-то делал в программировании до Бэббиджа, да ещё и в Российской Империи!

Итак, потомственный дворянин, Семён Корсаков всегда видел своей задачей усиление работы разума с помочью различных механических устройств. Изобретённые им гомеоскопы и идеоскопы работали по принципу перфокарт.

Устройства Корсакова помогали  обрабатывать большие массивы данных, с помощью его устройств можно было делать быстрые отборы нужной информации - этакая первобытная «биг-дата». Корсаков видел бытовое применение своим изобретениям в учреждениях, ведающих реестрами, каталогами - для ускорения работы людей. Он ничего не патентовал, а просто предоставил машины общественности.

Слайд 28. Однако комиссия из пяти ученых, возглавляемая математиком академиком М. В. Остроградским, вынесла вердикт: «Господин Корсаков потратил чересчур много своих интеллектуальных сил, пытаясь научить других, как вовсе без оного интеллекта прожить». Т.е. Корсаков был обвинён современниками в бесполезной трате времени на изобретения, и его славные дела дошли до мирового научного сообщества и до нас с вами лишь благодаря "раскопкам" историков.

Слайд 29. Еще один забытый деятель Пафнутий Чебышёв, автор функций, многочленов, неравенств, математической теории приближений; а также известный изобретатель 

Слайд 30. Он создал десятки машин и устройств, среди них - первый в мире шагающий механизм, а также первый русский арифмометр. Конструкция его была проще, чем у модели Лейбница, которая тоже умела выполнять 4 действия. К сожалению, изобретатель этот арифмометр сделал просто «для разминки», и в производство не пустил, а потому в Российской империи продолжили закупать арифмометры за рубежом.

Слайд 31. А сейчас настало время интеллектуальной разминки!  Читайте сверху вопрос и выбирайте верный вариант ответа! На чтение и размышления - 30 секунд. Начали!

Слайд 32. Кто создал первую электронную вычислительную машину в СССР?

Слайд 33. Правильный ответ - 3) Исаак Брук и Башир Рамеев

Слайд 34. Квантовая телепортация (мгновенное перемещение) возможна!» - провозгласили учёные. Но не всё так просто

Слайд 35. Правильный ответ - 1) телепортируется не вещество, а квантовое состояние

Слайд 36. А.С. Попов известен как изобретатель радио. Однако Попов сожалел об одном своём решении. Что это было?

Слайд 37. Правильный ответ - 2) отказ от публикации своих исследований за рубежом

Слайд 38. Алексей Ляпунов — один из основателей кибернетики в СССР, сталкивался с критикой своих работ. Что он считал главным препятствием для кибернетики?

Слайд 39. 1) непонимание и запреты со стороны властей

Слайд 40. Владимир Зворыкин - «отец телевидения» на склоне лет жалел об одной своей огромной ошибке. Таковой он считал…

Слайд 41. 4) изобретение телевидения.

Слайд 42. Российский учёный Алексей Пажитнов создал знаменитую игру «Тетрис»!  Но знаете ли вы, что…

Слайд 43. 4) «Тетрис» задумывался, как игра для искусственного интеллекта.

Слайд 44. Ребята, сегодня мы узнали, как много сделали российские ученые для развития информатики. Наука - это не только сложно, но и очень интересно! Возможно, кто-то из вас в будущем создаст что-то удивительное. А пока - учитесь, мечтайте и не бойтесь задавать вопросы.

Слайд 45. А сейчас, попрошу вас оценить наше занятие. Выходя из кабинета, берите магнитики и размещайте их в тех зонах, которые подходят под ваше впечатление от занятия. Вверху слева - было понятно и интересно, вверху справа - интересно, но не всё понятно, внизу слева - понятно, но неинтересно, внизу справа - неинтересно и непонятно. Спасибо за внимание!»



Предварительный просмотр:

Ход мероприятия

Слайд 1. Дети рассаживаются.

Слайд 2. Добрый день, я рад приветствовать всех вас на внеурочном мероприятии, «Отечественная информатика - миф или реальность?» посвященном Дню российской науки 8 февраля. Не стесняйтесь активно участвовать и отвечать на вопросы. Некоторые вопросы будут иметь варианты ответа, помеченные цифрами от 1 до 4, у вас на столах числовые веера, показывайте ваш ответ с их помощью.

Слайд 3. А начнем мы как раз с такого вопроса: как вы думаете, Что есть
у современных людей такого, чего не было у их пещерных предков?  

Ответы детей - техника, вещи, электричество, водопровод, много еды, Интернет и т.д.

Действительно, сегодня у нас есть промышленность, которая обеспечивает нас домами, вещами, транспортом, техникой, есть сельское хозяйство, благодаря которому нам не нужно ходить в лес на охоту, водопровод и отопление, медицина, наконец. Но откуда всё это взялось?

Ответы детей. Правильно, сначала, всё это нужно было придумать и занимаются этим - ученые.

Наука играет ключевую роль в прогрессе человечества, помогая создавать новые технологии, повышать качество жизни в медицине, энергетике и других сферах, находить решения глобальных проблем. И в будущем, роль науки не уменьшится.

Слайд 4. День российской науки, отмечаемый ежегодно 8 февраля, является важной датой в календаре научных сообществ России. Этот праздник был учреждён Указом Президента Российской Федерации в июне 1999 года. Он посвящен всем, кто выбрал научную и исследовательскую деятельность как основное направление своей жизни. Истоки Дня российской науки восходят к эпохе Петра Великого, когда в 1724 году был издан указ о поддержке научного дела в России, что привело к созданию первой Академии наук и искусств (далее переименованной в Академию наук СССР, а ныне известной, как Российская академия наук).    

Слайд 5. А сколько лет исполнилось РАН в этом году? Как рассчитать?  301

Слайд 6. (заставка) А как вы думаете, кто создаёт все эти интересные игры и приложения для смартфонов?  Кто разрабатывает искусственный интеллект?  Благодаря кому у нас есть возможность пользоваться Интернетом?

программисты, учёные-информатики

Слайд 7. Действительно, информатика - одна из самых востребованных и перспективных областей, объединяющей миллионы специалистов по всему миру. В настоящее время развитие информационно-вычислительных средств в России идет стремительными темпами, а информатика, представляющая собой и науку, и область прикладных исследований, и учебную дисциплину, играет огромную роль в развитии всего общества. 

Давайте сегодня поговорим о том, как отечественные учёные развивали информатику, разрабатывали новые технологии, которые сегодня улучшают нашу жизнь и каждый день помогают людям.

В жизни вы наверняка замечали, что наша страна не является лидером компьютеростроения, таким, как США, Тайвань, Китай. Программы, игры также часто создают за рубежом. Может сложиться впечатление, что наша страна вовсе не имеет достижений в информационных технологиях.

Слайд 8. Но, так было не всегда. Те из вас, кто был на прошлом уроке, уже знают кое-что из истории обработки информации. Наша страна стала развивать эту перспективную отрасль лишь на несколько лет позже, чем США и Великобритания. Еще в конце 40-х годов 20 века, заинтересовавшись зарубежными публикациями о цифровых вычислительных машинах, член-корреспондент Академии наук СССР И.С. Брук поднял вопрос об автоматизации вычислительной техники. В 1948 году совместно со своим сотрудником Б.И. Рамеевым он представил проект автоматической вычислительной машины и основал при Академии наук лабораторию для ее разработки и строительства. И вот, 4 декабря 1948 года комитет Совета министров СССР по внедрению передовой техники в народное хозяйство зарегистрировал изобретение И.С. Брука и Б.И. Рамеева — цифровую электронную вычислительную машину ЭВМ. Слово компьютер - английское, означает вычислитель, а у нас эти машины назвали ЭВМ.

Вплоть до 70-х годов, компьютеры, произведенные в СССР, успешно конкурировали с зарубежными.

Слайд 9. Так, ЭВМ 2-го поколения, выполненная на транзисторах - БЭСМ-4, стала на тот момент самой быстродействующей на всем Евразийском континенте.

Интересно, что слово «информатика» появилось позже — в 1957 году. Его придумал немецкий учёный Карл Штейнбух, объединив слова «информация» и «автоматика». Зато именно Россия первой предложила внести информатику в школьную программу!

Слайд 10. К сожалению, по ряду причин, в позднем СССР усилилось отставание в сфере компьютерных технологий. Руководство партии не понимало перспектив АйТи-технологий, и было недовольно тем, какие громадные вложения нужны для развития этой отрасли, поэтому они приняли решение копировать западные разработки. Тем самым, они уступили США лидерство в информационной сфере. И тем не менее, нельзя отрицать, что российские ученые внесли огромный вклад в развитие информатики!  

Слайд 11. С развалом СССР, к власти пришли либералы, которые не уделяли должного внимания развитию отечественной промышленности в целом и АйТи-отрасли в частности. Они провозгласили власть рынка, свободную конкуренцию, так, в страну хлынули иностранные продукты.

Наступил период практически полного отсутствия отечественной компьютерной техники, программного обеспечения. Но, это дело прошлое, с началом XXI века, этот период отечественного АйТи закончился.

Слайд 12. Но давайте поговорим о современных изобретениях!

Например, российская компания "Яндекс" создала поисковый портал, №1 в русскоязычном поиске, множество онлайн-сервисов (Почту, Диск, Доставку, Такси и др.), умного помощника "Алису", который понимает голосовые команды. 

Россиянин Евгений Касперский - создатель отличного, известного на весь мир антивируса.

Павел Дуров - основатель Vk.ru, создатель мессенджера Telegram. 

Александр Рошал - создал архиватор WinRAR.

Алексей Пажитнов - придумал всем известную игру «Тетрис».

Слайд 13. Посмотрите лишь на малую часть логотипов современных российских Айти компаний - мобильные провайдеры, онлайн-коммерция, облачные хранилища и многое другое. Вы можете сказать, ну, это всё только производители программ. А в области электроники Россия безнадежно отстала.

Слайд 14. И будете неправы.

В связи с наложенными на Россию санкциями, в стране сейчас действует программа импортозамещения - ежегодно производство компьютеров, электронных и оптических изделий в России возрастает более, чем на 25%

Производятся отечественные процессоры марки Байкал - кстати, запомните их логотип.

Действует производитель чипов - Зеленоградский завод «Микрон», который входит в пятерку ведущих микроэлектронных предприятий Европы. 

Слайд 15. Посмотрите, какие передовые изделия производит Россия в самых разных отраслях. Всё это невозможно создать без привлечения компьютерных технологий и электроники. Новое вооружение.

Слайд 16. Космическая техника.

Слайд 17. На уроках мы с вами говорили о поколениях ЭВМ. о том, что у каждого поколения - свои детали. Какого поколения еще не существует? Ответ детей - пятого. Почему? Потому, что не придумали новые детали. Однако именно сейчас российские ученые могут стать основателями пятого поколения. Они придумали новые чипы на основе органических молекул меди, работающие по принципам работы человеческого мозга. На чип уже удалось поместить нейросеть, которая умеет распознавать текст!

Но неужели все открытия и изобретения можно сделать, только став взрослыми?

Слайд 18. Давайте познакомимся с изобретениями в области АйТи, сделанными детьми. 

  • 10-летний российский школьник из Казани Сергей Валеев собрал из конструктора «Лего» действующий протез руки; 
  • электрическую зубную щетку для космонавтов, не требующую воды, разработал ученик 7-го класса одной из московских школ  Дмитрий Резников.
  • Матвей Гузий из Железноводска в 11 лет придумал трость для незрячих людей с эхолокацией.

Слайд 19. Взгляните поближе на их изобретения Слайд 20.  Слайд 21.

Слайд 22. А кто-нибудь из вас, хотел бы сделать своё открытие?  Как думаете, что нужно школьнику, который желает сказать свое слово в АйТи сфере?

Ответы детей: много читать, учиться, изучать программирование. И конечно же, хорошо учиться на уроках информатики!

Слайд 23. А теперь, давайте разомнемся! Встаньте, сделайте шаг в сторону от стола и внимание на экран.  На экране будут пролетать логотипы и названия, связанные с информационными технологиями. Если они отечественные, хлопайте в ладоши (российское можно узнать по русским буквам), а если зарубежные — топайте ногами. Если не знаете логотип, беритесь за голову и растерянно кивайте головой в стороны. Всё понятно? Начали!      Включить музыку и сменить слайд.

Слайд 24. Сменится по времени.

Слайд 25. Отлично, размялись и поддержали отечественного производителя! Садитесь. Мы продолжаем.

Слайд 26. В науке, свой след навсегда оставили великие учёные и изобретатели, чьи имена известны практически каждому — вот, назовите известных вам ученых!

Ответы детей: Эйнштейн,  Ломоносов, Менделеев, Кулибин.

А кого вы знаете из АйТи сферы?  Стив Джобс, Билл Гейтс, Павел Дуров, Касперский.

Молодцы. Но многие изобретатели оказались незаслуженно забыты. Давайте вспомним пару таких забытых имен.

Слайд 27. Семён Николаевич Корсаков (1787-1853)https://habrastorage.org/r/w1560/getpro/habr/upload_files/08c/5de/36f/08c5de36fd1408f1cf4e1aa90909f55d.jpg

создатель первых в мире перфокарточных машин «для сравнения идей». Только подумайте, кто-то что-то делал в программировании до Бэббиджа, да ещё и в Российской Империи!

Итак, потомственный дворянин, Семён Корсаков всегда видел своей задачей усиление работы разума с помочью различных механических устройств. Изобретённые им гомеоскопы и идеоскопы работали по принципу перфокарт.

Устройства Корсакова помогали  обрабатывать большие массивы данных, с помощью его устройств можно было делать быстрые отборы нужной информации - этакая первобытная «биг-дата». Корсаков видел бытовое применение своим изобретениям в учреждениях, ведающих реестрами, каталогами - для ускорения работы людей. Он ничего не патентовал, а просто предоставил машины общественности.

Слайд 28. Однако комиссия из пяти ученых, возглавляемая математиком академиком М. В. Остроградским, вынесла вердикт: «Господин Корсаков потратил чересчур много своих интеллектуальных сил, пытаясь научить других, как вовсе без оного интеллекта прожить». Т.е. Корсаков был обвинён современниками в бесполезной трате времени на изобретения, и его славные дела дошли до мирового научного сообщества и до нас с вами лишь благодаря "раскопкам" историков.

Слайд 29. Еще один забытый деятель Пафнутий Чебышёв, автор функций, многочленов, неравенств, математической теории приближений; а также известный изобретатель 

Слайд 30. Он создал десятки машин и устройств, среди них - первый в мире шагающий механизм, а также первый русский арифмометр. Конструкция его была проще, чем у модели Лейбница, которая тоже умела выполнять 4 действия. К сожалению, изобретатель этот арифмометр сделал просто «для разминки», и в производство не пустил, а потому в Российской империи продолжили закупать арифмометры за рубежом.

Слайд 31. А сейчас настало время интеллектуальной разминки!  Читайте сверху вопрос и выбирайте верный вариант ответа! На чтение и размышления - 30 секунд. Начали!

Слайд 32. Кто создал первую электронную вычислительную машину в СССР?

Слайд 33. Правильный ответ - 3) Исаак Брук и Башир Рамеев

Слайд 34. Квантовая телепортация (мгновенное перемещение) возможна!» - провозгласили учёные. Но не всё так просто

Слайд 35. Правильный ответ - 1) телепортируется не вещество, а квантовое состояние

Слайд 36. А.С. Попов известен как изобретатель радио. Однако Попов сожалел об одном своём решении. Что это было?

Слайд 37. Правильный ответ - 2) отказ от публикации своих исследований за рубежом

Слайд 38. Алексей Ляпунов — один из основателей кибернетики в СССР, сталкивался с критикой своих работ. Что он считал главным препятствием для кибернетики?

Слайд 39. 1) непонимание и запреты со стороны властей

Слайд 40. Владимир Зворыкин - «отец телевидения» на склоне лет жалел об одной своей огромной ошибке. Таковой он считал…

Слайд 41. 4) изобретение телевидения.

Слайд 42. Российский учёный Алексей Пажитнов создал знаменитую игру «Тетрис»!  Но знаете ли вы, что…

Слайд 43. 4) «Тетрис» задумывался, как игра для искусственного интеллекта.

Слайд 44. Ребята, сегодня мы узнали, как много сделали российские ученые для развития информатики. Наука - это не только сложно, но и очень интересно! Возможно, кто-то из вас в будущем создаст что-то удивительное. А пока - учитесь, мечтайте и не бойтесь задавать вопросы.

Слайд 45. А сейчас, попрошу вас оценить наше занятие. Выходя из кабинета, берите магнитики и размещайте их в тех зонах, которые описывают ваше впечатление от занятия. Вверху слева - было понятно и интересно, вверху справа - интересно, но не всё понятно, внизу слева - понятно, но неинтересно, внизу справа - неинтересно и непонятно. Спасибо за внимание!»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Внеурочное мероприятие «Отечественная информатика - миф или реальность?» Подготовил: учитель информатики КГБОУ Школа 3 Никулин И.Ю. Комсомольск-на-Амуре 2025 г.

Слайд 2

Отечественная информатика - миф или реальность?

Слайд 3

тоже хочу!!! Что есть у современных людей такого, чего не было у их пещерных предков?

Слайд 4

День российской науки 8 февраля 1724 года указом Петра I в России была основана Академия наук. В 1999 года Указом президента РФ был установлен День российской науки с датой празднования 8 февраля.

Слайд 5

Как давно была основана Академия наук? _ 2025 1724 _ 1724 2025 + 2025 1724 * 2025 1724 1 2 3 4

Слайд 7

Информатика - наука, технология работы с информацией, учебная дисциплина - одна из самых востребованных и перспективных областей, развитие которой в России идет стремительными темпами.

Слайд 8

Вклад отечественных ученых в информатику и ИКТ 4 декабря 1948 года в СССР зарегистрировано изобретение И.С. Брука и Б.И. Рамеева — цифровая электронная вычислительная машина - ЭВМ . И далее, компьютеростроение СССР успешно конкурировало с США до 70-х годов .

Слайд 9

С.А. Лебедев - МЭСМ - 1 поколение ЭВМ 2 поколение ЭВМ - БЭСМ-4 - на транзисторах

Слайд 10

Роковое решение Однако, к 80-м годам, СССР начал отставать (США - созданы «чипы», «Кремниевая долина»). К концу 80-х руководство партии отказалось от развития своих микроархитектур , страна начала копировать платы IBM и процессоры Intel .

Слайд 11

90-е годы - непростые времена Развитию отечественной АйТи -отрасли не уделялось должное внимания на государственном уровне - в страну хлынули иностранные продукты . Наступил период практически полного отсутствия отечественной компьютерной техники, программного обеспечения. Но этот период закончился с началом XXI века .

Слайд 12

А что сегодня? Компания " Яндекс " - поисковый портал, сервисы, умный помощник «Алиса» Евгений Касперский - создал антивирус Павел Дуров - основатель Vk.ru , создатель Telegram Александр Рошал - архиватор WinRAR Алексей Пажитнов - игра «Тетрис»

Слайд 14

Процессор «Байкал» Кремниевые чипы завода «Микрон»

Слайд 15

Спроектировано у нас! Новое вооружение Дрон-беспилотник "Ланцет" Наземный беспилотник БМ "Зубило "

Слайд 16

Спроектировано у нас! Стыковка космического модуля «Наука» к МКС Российский космический плазменный двигатель

Слайд 17

Спроектировано у нас! Новый чип на основе уникального кристалла , созданного из органических молекул и кластеров меди , который запоминает и обрабатывает информацию по принципам, схожим с принципами работы человеческого мозга. Чип уже умеет распознавать текст !

Слайд 18

Дети делают АйТи ! 10-летний российский школьник из Казани Сергей Валеев собрал из конструктора « Лего » действующий протез руки; электрическую зубную щетку для космонавтов, не требующую воды, разработал ученик 7-го класса одной из московских школ Дмитрий Резников Матвей Гузий из Железноводска в 11 лет придумал трость для незрячих людей с эхолокацией

Слайд 19

Протез руки из « Лего » Сергея Валеева

Слайд 20

Космическая зубная щетка Дмитрия Резникова

Слайд 21

Трость-парктроник Матвея Гузия

Слайд 23

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!

Слайд 24

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!

Слайд 25

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!!!

Слайд 26

Забытые имена

Слайд 27

Семён Николаевич Корсаков (1787-1853) Потомственный дворянин, Семён Корсаков, еще в начале 19 века, до Чарльза Беббиджа, мечтал об усилении работы разума с помочью механических устройств. Его идея была в автоматизации обработки большого количества данных устройствами, работающими по принципу перфокарт: гомеоскоп , идеоскоп , табулятор, компаратор. Забытые имена

Слайд 28

Семён Николаевич Корсаков (1787-1853) В 1832 году комиссия во главе с академиком М.В. Остроградским заключила: большой пользы не видим, во внедрении отказать , а закончили издевательским замечанием: « Господин Корсаков слишком много думал, как сделать так, чтобы все прочие думать вовсе перестали ».

Слайд 29

Пафнутий Львович Чебышёв (1821-1894) Русский математик и механик, основоположник петербургской математической школы, кроме ряда математических теорий, разработал важные концепции создания механизмов. Всего Чебышёв создал свыше 40 различных механизмов.

Слайд 30

Пафнутий Львович Чебышёв (1821-1894) Помимо таких механизмов, как «стопоходящая машина», «самокатное кресло» (модель инвалидной коляски), он создал автоматический арифмометр (выполнял 4 действия). Конструкция его была проще, чем у моделей Паскаля и Лейбница.

Слайд 31

Викторина « Инфо-батл »

Слайд 32

Кто создал первую электронную вычислительную машину в СССР? 1) Стив Джобс 2) Пафнутий Чебышёв 3) И.С. Брук и Б.И. Рамеев 4) С.А. Лебедев

Слайд 33

Кто создал первую электронную вычислительную машину в СССР? 1) Стив Джобс 2) Пафнутий Чебышёв 3) И.С. Брук и Б.И. Рамеев 4) С.А. Лебедев

Слайд 34

«Квантовая телепортация ( мгновенное перемещение ) возможна!» - провозгласили учёные. Но не всё так просто… 1) телепортируется не вещество, а квантовое состояние 2) телепортировать можно только сверхмалые объекты 3) телепортация возможна лишь на сверхмалые расстояния 4) экспериментов не было, это всё обман

Слайд 35

«Квантовая телепортация ( мгновенное перемещение ) возможна!» - провозгласили учёные. Но не всё так просто… 1) телепортируется не вещество, а квантовое состояние 2) телепортировать можно только сверхмалые объекты 3) телепортация возможна лишь на сверхмалые расстояния 4) экспериментов не было, это всё обман

Слайд 36

А.С. Попов известен как изобретатель радио. Однако Попов сожалел об одном своём решении. Что это было? 1) недостаточное внимание к практическому применению радио 2) отказ от публикации своих исследований за рубежом. 3) уход из науки в преподавание 4) отказ от продаж своего изобретения

Слайд 37

А.С. Попов известен как изобретатель радио. Однако Попов сожалел об одном своём решении. Что это было? 1) недостаточное внимание к практическому применению радио 2) отказ от публикации своих исследований за рубежом 3) уход из науки в преподавание 4) отказ от продаж своего изобретения

Слайд 38

А.А. Ляпунов — один из основателей кибернетики в СССР, сталкивался с критикой своих работ. Что он считал главным препятствием для развития кибернетики? 1) непонимание и запреты со стороны властей 2) недостаток вычислительных мощностей 3) низкая квалификация молодых учёных 4) недостаточное финансирование науки

Слайд 39

А.А. Ляпунов — один из основателей кибернетики в СССР, сталкивался с критикой своих работ. Что он считал главным препятствием для развития кибернетики? 1) непонимание и запреты со стороны властей 2) недостаток вычислительных мощностей 3) низкая квалификация молодых учёных 4) недостаточное финансирование науки

Слайд 40

В.К. Зворыкин - «отец телевидения», создатель многих электронных медицинских и научных устройств, на склоне лет жалел об одной своей огромной ошибке. Какой же? 1) получение медали Фарадея 2) поступление на физический факультет 3) попытка разработать методы предсказания погоды 4) изобретение телевидения

Слайд 41

В.К. Зворыкин - «отец телевидения», создатель многих электронных медицинских и научных устройств, на склоне лет жалел об одной своей огромной ошибке. Какой же? 1) получение медали Фарадея 2) поступление на физический факультет 3) попытка разработать методы предсказания погоды 4) изобретение телевидения

Слайд 42

Российский учёный Алексей Пажитнов создал знаменитую игру «Тетрис »! Но знаете ли вы, что… 1) игра была разработана для тренировки космонавтов 2) Пажитнов создал первую версию «Тетриса» всего за день 3) Пажитнов разработал «Тетрис» в рабочее время 4) «Тетрис» задумывался, как игра для искусственного интеллекта

Слайд 43

Российский учёный Алексей Пажитнов создал знаменитую игру «Тетрис »! Но знаете ли вы, что… 1) игра была разработана для тренировки космонавтов 2 ) Пажитнов создал первую версию «Тетриса» всего за день 3 ) Пажитнов разработал «Тетрис» в рабочее время 4 ) «Тетрис» задумывался, как игра для искусственного интеллекта

Слайд 44

Сегодня мы узнали, что… отечественные ученые очень многое делали в прошлом и ещё сделают в будущем для развития компьютерной науки и техники!!! Наука - это интересно!

Слайд 45

ВАШЕ МНЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по информатике (КВН "Информатика в жизни")

Цель мероприятия:1.     Показать, что информатика является наукой, которая занимается изучением информационных процессов, т.е. сбора, хранения и передачи информации. И ...

Внеклассное мероприятие по информатике "Посвящение в информатику" для учащихся 9 класса.

На празднике обобщаются  знания учащихся по информатике, проводится в увлекательной игровой форме. Данная разработка дает возможность развивать познавательную активность и творчество учащихся, их...

Внеклассное мероприятие по информатике "Путешествие в страну "Информатика"

Главной целью мероприятия является закрепление и обобщение знаний учащихся по темам«Устройство компьютера», «Клавиатура», «Текстовый редактор», «Графический редактор»...

Внеклассное мероприятие по информатике для 10 класса "Информатика вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по информатике для обучающихся 10-х классов в форме деловой игры "Информатика вокруг нас"....

Внеклассное мероприятие по информатике «Путешествие в страну Информатики», 8 класс.

Игра проводится между двумя командами. В каждой команде по 5 человек.В игре задействованы помощники из учеников, зрители. Ведущий – учитель.Цели: закрепить и обобщить знания учащихся; развивать интере...

Внеклассное мероприятие по информатике и ИКТ "Турнир любителей информатики"

План проведения:Вступительное слово учителяСценкаКонкурсы:ребусыкроссвордзашифрованные слова в приведенном текстеКонкурс капитанов – расшифровать текст, при помощи сеткиугадай фамилию (с элементами иг...

Тетрализованое внеклассное мероприятие по информатике "Спасение информатики".

Мероприятие приурочено к неделе информатики.Цели: Закрепление полученных знаний по информатике;Расширение кругозора в области знаний, тесно связанных с информатикой;Формирование творческого воображени...