Разработка урока по информатике
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Тема урока: «Измерение информации» в системе уроков в главе «Информация и информационные процессы»
Класс: 7, автор учебника Л.Босова
Цели урока:
предметные – изучить единицы измерения информации и научить свободно оперировать ими;
метапредметные – научить понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
личностные – развивать навыки концентрации внимания.
Обучающие задачи:
- Рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
- Определение информационного веса символа произвольного алфавита, информационного объѐма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
- Изучение единиц измерения информации и соотношения между ними.
Развивающие задачи: познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых.
Формы работы: работа в парах (решение задачи по теме), групповая (работа с учебников), индивидуальная работа (решение задачи по теме), фронтальная (при повторении ранее изученного материала, формулировании темы и целей урока, рефлексии).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока в 7 классе.
Разработала: учитель МБОУ СОШ №1 г. Шагонар
Куулар Ч.Э.
Тема: Измерение информации.
Цели урока:
предметные – изучить единицы измерения информации и научить свободно оперировать ими;
метапредметные – понять сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
личностные – развивать навыки концентрации внимания.
Решаемые учебные задачи:
1) рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
2) определение информационного веса символа произвольного алфавита;
3) определение информационного объѐма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
4) изучение единиц измерения информации и соотношения между ними;
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока | |||||||
I | Организационный момент | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. | Регулятивные УУД: - умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации - развитие логического мышления Познавательные УУД: - развитие познавательной активности - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль - умение обрабатывать информацию и делать вывод. | |||||||
II | Домашнее задание | § 1.6 РТ. №59, №62, №63 | Работа с дневниками | |||||||
Проверка домашней подготовки (по 1баллу) 5 мин | § 1.4, 1.5 РТ. №24, 27, 30, 41, 44 Проводит устный опрос: Что такое информация? Перечислите основные виды информации, воспринимаемых человеком. Что такое алфавит языка? Что такое мощность алфавита | №30 У – 1, Е – 2, Л – 3, К – 4, И – 5, Г – 6, О – 7. УГОЛЕК, №41. 4 лампочки, №24. Места для пассажиров с детьми; воду из-под крана пить запрещено; пешеходный переход; подземный переход. №27 (1+2+3+4+5)/(11-8)=5 № 44 3) AABCDEBC. Отвечают на вопросы, заданные учителем | ||||||||
III | Формулирование темы и целей урока (по 1 баллу за каждый ответ) 2 мин | Как измерить: А) расстояние Б) массу В) температуру Г) информацию Как вы думаете, какой будет тема урока? Назовите цели: |
- с помощью линейки в мм, см, м, км - с помощью весов в г, кг, ц, т - с помощью термометра в градусах - затрудняются ответить - «Измерение информации» - узнать об измерении информации, научиться ее измерять | |||||||
IV | Объяснение темы На 7 мин | А теперь, узнайте об измерении информации с помощью фильма. Запишите в тетрадь для записей: Объясняет решение задачи на определение информации: Задача 1. Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт?
| - смотрят видео (длительностью 4 мин), сопровождающееся комментарием учителя. - пишут краткий конспект: для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором не учитывается содержание сообщения, а учитывается количество символов в нем К, мощность алфавита N и информационный вес одного символа i. Объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. За минимальную единицу измерения принят 1 бит. Записывают решение задачи, задают вопросы. | |||||||
Углубление в тему | Узнайте о соотношении единиц измерения информации. И запишите краткий конспект В паре выполните №60 в Рабочей тетради. После выполнения №60 учащимся открывают слайд с ответами и баллами для самооценивания | Работают с учебником на с. 47 Пишут краткий конспект: кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Г байт = 1024 Мбайт. Отвечают на вопросы учителя по материалу конспекта. Выполняют задание в парах по РТ № 60, выполняют самопроверку и самооценивание | Коммуникативные УУД: формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка | |||||||
V | Физминутка (3 мин) | Учитель включает ролик с физминуткой | Гимнастика для глаз на 3 мин |
| ||||||
VI | Закрепление (10) | Выполни задания вместе с учителем: Я раздам вам карточки с индивидуальным заданием. Можете ко мне обращаться за помощью. После решение поменяетесь с соседом по парте, пусть он проверит вашу работу и поставит оценку. Теперь работа в парах, раздаю вам карточки с задачами, и вы должны решить ее вместе. Включить слайд с верными решениями и учащиеся оценивают себя. Решение. Дано: N=16, K=100 Найти: I-? 16=2i, i=4, I=100*4=400 (бит) Ответ: 400 битов. Решение. Дано: N=2i, I=K*i, i=I/K I=720 i=720/180=4 (бита) K=180 N=24=16 (символов) Найти: N-? Ответ: 16 символов. Помогает, если нуждаются в помощи. | Закрепление пройденного материала. Навыки концентрации внимания. Выполняют задание индивидуально, в паре, выполняют самопроверку и самооценивание Задание для индивидуальной работы: 1. Зная, что один символ русского алфавита кодируется 1 байтом, сколько информации содержится в слове «7 КЛАСС»? Ответ: 7 байт = 56 бит 2. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ваня написал текст (в нём нет лишних пробелов): «Уфа, Азов, Пермь, Белово, Вологда, Владимир, Соликамск — города России». Ученик вычеркнул из списка название одного из городов. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд. При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 20 байтов меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название города России. Задание для парной работы Задача 1. Сообщение, записанное буквами 16-символьного алфавита, содержит 100 символов. Какое количество информации оно несёт? Задача 2. Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение? При возникновение затруднений обращаются за помощью учителю. | Познавательные УУД: формирование основных понятий | ||||||
VII | Итоги урока рефлексия (4 мин) | Оцени себя: Можете ли вы назвать тему урока? - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? - Как бы вы оценили свою работу? | - подсчитывают баллы, выставляют оценку Работа с дневниками | Личностные УУД: - развитие самооценки |
Тема урока: «Измерение информации» в системе уроков в главе «Информация и информационные процессы»
Класс: 7, автор учебника Л.Босова
Цели урока:
предметные – изучить единицы измерения информации и научить свободно оперировать ими;
метапредметные – научить понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;
личностные – развивать навыки концентрации внимания.
Обучающие задачи:
- Рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
- Определение информационного веса символа произвольного алфавита, информационного объѐма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;
- Изучение единиц измерения информации и соотношения между ними.
Развивающие задачи: познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Воспитательные задачи:
- Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых.
Формы работы: работа в парах (решение задачи по теме), групповая (работа с учебников), индивидуальная работа (решение задачи по теме), фронтальная (при повторении ранее изученного материала, формулировании темы и целей урока, рефлексии).
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный
Оборудование: презентация, видеофильм, карточки с заданиями.
Основные понятия: Алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа, информационный объем текста, единицы измерения информации.
Урок включал в себя 7 этапов.
1 этап. Организационный момент.
На следующем этапе были заданы домашнее задание и проведена проверка домашнего задания. Более сложные два номера были решены у доски. В это время учитель провел устный опрос.
3 этап – определение темы и целей урока. Для этого учащимся были заданы наводящие вопросы. Учащиеся сами сформулировали тему и цель урока.
Основным этапом было объяснение новой темы, на котором сформированы такие УУД как
Личностные УУД:
- формирование навыков самоорганизации
- развитие логического мышления
Познавательные УУД:
- развитие познавательной активности
- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
- умение кратко формулировать мысль
- умение обрабатывать информацию и делать вывод.
После просмотра фильма учащиеся сделали конспект к уроку, объяснила, как оформляются решение задач в информатике, далее приступили к работе с учебником. Задав вопросы к материалу конспекта, убедилась, вся ли информация отражена и понятна учащимся. Через самостоятельную работу с текстом учащиеся, работая в группах, пришли к осмыслению сути алфавитного подхода к определению количества информации.
На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся пришли к решению проблемной ситуации. Данный этап прошёл в виде работы по решению задач на определение количества информации.
Последний этап – итог урока, рефлексия. Ученики проанализировали собственную деятельность по достижению цели, определили эмоциональный настрой на конец урока.
Материал урока оказался интересным учащимся, так как учащиеся на практике встречаются с ситуациями по определению количеством информации. Например, сколько трафика у них осталось, смогут ли скачать песню, если в телефоне осталось 100 КБ свободной памяти, а песня 0,2МБ.
При подготовке к уроку использовались следующие педагогические технологии:
- игровые технологии (работа парах, соревнование – кто быстрее);
-компьютерные технологии (презентация, просмотр фильма, физминутки);
- информационные технологии (разнообразие и сочетание форм, методов и средств работы)
- здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, смена занятий) ;
Использовались также элементы рефлексии – как самоанализа деятельности на уроке, её результатов.
Считаю, что урок цели достиг. Дети научились измерять информацию, узнали, какие для этого используются единицы измерения и как их перевести в более крупные единицы.
На уроке говорили только о текстовой информации, но на последующих уроках будем учиться считать графическую и звуковую информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Информатике и ИКТ в 3-м классе
Разработка урока представлена по теме "Действия с информацией". Данный урок построен на основе УМК Н.В. Матвеевой и УМК С.Н. Тур. В качестве компьютерного практикума использовалась программа "Конструк...
разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"
Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...

Разработки уроков по информатике 3 класс (Матвеева Н.В.)
Представлены разработки уроков по информатике в 3 классе по учебнику Н.В. Матвеевой "Информатика и ИКТ"УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета:Информатика и ИКТ. Учебник. 3 кл. / Н.В. Ма...
Разработка урока по информатике "Работа со списками" в 8 классе
Урок по информатике в 8 классе "Работа со списками" по учебнику Семакина. Урок состоит из практической и практической части....
Разработка урока по информатике на тему: "Устройство компьютера"
Цели урока: Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютер...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.
Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...

