Разработка урока по информатике
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Куулар Чечек Эрес-ооловна

Тема урока: «Измерение информации» в системе уроков в главе «Информация и информационные процессы»

Класс: 7,  автор учебника Л.Босова

Цели урока:

предметные  –  изучить  единицы  измерения  информации    и  научить свободно оперировать  ими; 

 метапредметные –  научить понимать   сущность  измерения  как  сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;  

личностные  – развивать  навыки концентрации внимания.

Обучающие задачи:  

  • Рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации; 
  • Определение информационного веса символа произвольного алфавита, информационного объѐма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита; 
  • Изучение единиц измерения информации и соотношения между ними. 

Развивающие задачи: познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых.

Формы работы: работа в парах (решение задачи по теме), групповая (работа с учебников), индивидуальная работа (решение задачи по теме), фронтальная (при повторении ранее изученного материала, формулировании темы и целей урока, рефлексии).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_po_informatike_kuular_ch.e.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока в 7 классе.

Разработала: учитель МБОУ СОШ №1 г. Шагонар

Куулар Ч.Э.

Тема: Измерение  информации.

Цели урока:

предметные  –   изучить  единицы  измерения  информации    и научить  свободно оперировать ими;  

 метапредметные –  понять    сущность  измерения  как  сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;  

личностные  –  развивать навыки концентрации внимания.
Решаемые учебные задачи:  

1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;

2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;

3)  определение  информационного  объѐма  сообщения,  состоящего  из  некоторого количества символов алфавита;

4)  изучение единиц измерения информации и соотношения между ними;

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

I

Организационный момент

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод.

II

Домашнее задание

§ 1.6 РТ. №59, №62, №63

Работа с дневниками

Проверка домашней подготовки  (по 1баллу)

5 мин

§ 1.4, 1.5 РТ. №24, 27, 30, 41, 44

Проводит устный опрос:

Что такое информация?

Перечислите основные виды информации, воспринимаемых человеком.

Что такое алфавит языка?

 Что такое мощность алфавита

№30  У – 1, Е – 2, Л – 3, К – 4, И – 5, Г – 6, О – 7. УГОЛЕК,  №41. 4 лампочки, №24.  Места  для  пассажиров  с  детьми;  воду  из-под  крана  пить  запрещено; пешеходный переход; подземный переход.

№27 (1+2+3+4+5)/(11-8)=5 № 44 3) AABCDEBC.

Отвечают на вопросы, заданные учителем

III

 Формулирование  темы и целей  урока (по 1 баллу за каждый ответ)

2  мин

Как измерить:

А) расстояние

Б) массу

В) температуру

Г) информацию

Как вы думаете, какой будет тема урока?

Назовите цели:

 

- с помощью линейки в мм, см, м, км

- с помощью весов в г, кг, ц, т

- с помощью термометра в градусах

- затрудняются ответить

- «Измерение информации»

- узнать об измерении информации, научиться ее измерять

IV

Объяснение темы

На 7 мин

А теперь, узнайте об измерении информации с помощью фильма.

Запишите в тетрадь для записей:

Объясняет решение задачи на определение информации:

Задача 1. Сообщение, записанное буквами 32-символьного алфавита, содержит 140 символов. Какое количество информации оно несёт?

Дано:

N=32

K=140

I=K*i

N=2i

Решение:

32=2i, i=5, бит

I=140*5=700

Найти:

I-?

- смотрят видео (длительностью 4 мин), сопровождающееся комментарием учителя.

- пишут краткий конспект: для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором  не учитывается содержание сообщения, а учитывается количество символов в нем К, мощность алфавита  N и информационный вес одного символа i. Объем информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где i можно вычислить из соотношения N= 2i. За минимальную единицу измерения принят 1 бит.

Записывают решение задачи,  задают вопросы.

Углубление в тему
(9 мин)

Узнайте о соотношении единиц измерения информации. И запишите краткий конспект

В паре выполните №60 в Рабочей тетради.

После выполнения №60 учащимся открывают слайд с ответами и баллами для самооценивания

Работают с учебником  на с. 47

Пишут краткий конспект: кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Г байт = 1024 Мбайт.

Отвечают на вопросы учителя по материалу конспекта.

Выполняют задание в парах по РТ № 60, выполняют самопроверку и самооценивание 

Коммуникативные  УУД:

формирование владения  монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

V

Физминутка (3 мин)

Учитель включает ролик с физминуткой

Гимнастика для глаз на 3 мин

 

VI

Закрепление (10)

Выполни задания вместе с учителем:

Я раздам вам карточки с индивидуальным заданием. Можете ко мне обращаться за помощью. После решение поменяетесь с соседом по парте, пусть он проверит вашу работу и поставит оценку.

Теперь работа в парах, раздаю вам карточки с задачами, и вы должны решить ее вместе.

Включить слайд с верными решениями и учащиеся оценивают себя.

Решение.

Дано:

N=16, K=100

Найти:

I-?

16=2i, i=4,

I=100*4=400 (бит)

Ответ: 400 битов.

Решение.

Дано: N=2i, I=K*i, i=I/K

I=720 i=720/180=4 (бита)

K=180 N=24=16 (символов)

Найти:

N-?

Ответ: 16 символов.

Помогает, если нуждаются в помощи.

Закрепление пройденного материала. Навыки концентрации внимания.

Выполняют задание индивидуально,  в паре, выполняют самопроверку и самооценивание 

Задание для индивидуальной работы:

1. Зная, что один символ русского алфавита кодируется 1 байтом, сколько информации содержится в слове «7 КЛАСС»?

Ответ: 7 байт = 56 бит

2. В одной из кодировок Unicode каждый символ кодируется 16 битами. Ваня написал текст (в нём нет лишних пробелов):

 «Уфа, Азов, Пермь, Белово, Вологда, Владимир, Соликамск — города России».

 Ученик вычеркнул из списка название одного из городов. Заодно он вычеркнул ставшие лишними запятые и пробелы — два пробела не должны идти подряд.

При этом размер нового предложения в данной кодировке оказался на 20 байтов меньше, чем размер исходного предложения. Напишите в ответе вычеркнутое название города России.

Задание для парной работы

Задача 1. Сообщение, записанное буквами 16-символьного алфавита, содержит 100 символов. Какое количество информации оно несёт?

Задача 2. Информационное сообщение объёмом 720 битов состоит из 180 символов. Какова мощность алфавита, с помощью которого записано это сообщение?

При возникновение затруднений обращаются за помощью учителю.

Познавательные УУД: формирование  основных понятий

VII

Итоги урока

 рефлексия

(4  мин)

Оцени себя:

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

- подсчитывают баллы, выставляют оценку

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие самооценки

Тема урока: «Измерение информации» в системе уроков в главе «Информация и информационные процессы»

Класс: 7,  автор учебника Л.Босова

Цели урока:

предметные  –  изучить  единицы  измерения  информации    и  научить свободно оперировать  ими;  

 метапредметные –  научить понимать   сущность  измерения  как  сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;  

личностные  – развивать  навыки концентрации внимания.

Обучающие задачи:  

  • Рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации; 
  • Определение информационного веса символа произвольного алфавита, информационного объѐма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита; 
  • Изучение единиц измерения информации и соотношения между ними. 

Развивающие задачи: познавательного интереса, речи и внимания учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитание у учащихся интереса к предмету, доброжелательности.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых.

Формы работы: работа в парах (решение задачи по теме), групповая (работа с учебников), индивидуальная работа (решение задачи по теме), фронтальная (при повторении ранее изученного материала, формулировании темы и целей урока, рефлексии).

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, словесный

Оборудование:  презентация, видеофильм, карточки с заданиями.

Основные понятия: Алфавит, мощность алфавита, информационный вес символа, информационный объем текста, единицы измерения информации.

Урок включал в себя 7 этапов.

1 этап. Организационный момент.

На следующем этапе были заданы домашнее задание и проведена проверка домашнего задания. Более сложные два номера были решены у доски. В это время учитель провел устный опрос.

3 этап – определение темы и целей урока. Для этого учащимся были заданы наводящие вопросы. Учащиеся сами сформулировали тему и цель урока.

Основным этапом было объяснение новой темы, на котором сформированы такие УУД как

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод.

После просмотра фильма учащиеся сделали конспект к уроку, объяснила, как оформляются решение задач в информатике, далее приступили к работе с учебником. Задав вопросы к материалу конспекта, убедилась, вся ли информация отражена и понятна учащимся. Через самостоятельную работу с текстом учащиеся, работая в группах, пришли к осмыслению сути алфавитного подхода к определению количества информации.

На этапе закрепления полученных знаний обучающиеся пришли к решению проблемной ситуации. Данный этап прошёл в виде работы по решению задач на определение количества информации.

Последний этап – итог урока, рефлексия. Ученики проанализировали собственную деятельность по достижению цели, определили эмоциональный настрой на конец урока.

Материал урока оказался интересным учащимся, так как учащиеся на практике встречаются с ситуациями по определению количеством информации. Например, сколько трафика у них осталось, смогут ли скачать песню, если в телефоне осталось 100 КБ свободной памяти, а песня 0,2МБ.

При подготовке к уроку использовались следующие педагогические технологии:

- игровые технологии (работа парах, соревнование – кто быстрее);

-компьютерные технологии (презентация, просмотр фильма, физминутки);

- информационные технологии (разнообразие и сочетание форм, методов и средств работы)

- здоровьесберегающие технологии (гимнастика для глаз, смена занятий) ;

Использовались также элементы рефлексии – как самоанализа деятельности на уроке, её результатов.

Считаю, что урок цели достиг. Дети научились измерять информацию, узнали,  какие для этого используются единицы измерения и как их перевести в более крупные единицы.

На уроке говорили только о текстовой информации, но на последующих уроках будем учиться считать графическую и звуковую информацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по Информатике и ИКТ в 3-м классе

Разработка урока представлена по теме "Действия с информацией". Данный урок построен на основе УМК Н.В. Матвеевой и УМК С.Н. Тур. В качестве компьютерного практикума использовалась программа "Конструк...

разработка урока по информатике в 5 классе "Передача информации"

Вданной разработке представлен конспект урока и презентация по теме "передача информации" в 5 классе по УМК Л.Босова...

Разработки уроков по информатике 3 класс (Матвеева Н.В.)

Представлены разработки уроков по информатике в 3 классе по учебнику Н.В. Матвеевой "Информатика и ИКТ"УМК, на основе которого ведётся преподавание предмета:Информатика и ИКТ. Учебник. 3 кл. / Н.В. Ма...

Разработки уроков по информатике для 5 класса

Разработки уроков к учебнику Л. Босовой. 5 класс...

Разработка урока по информатике "Работа со списками" в 8 классе

Урок по информатике в 8 классе "Работа со списками" по учебнику Семакина. Урок состоит из практической и практической части....

Разработка урока по информатике на тему: "Устройство компьютера"

Цели урока:              Обучающая: изучить основные устройства компьютера, функциональные возможности компьютера, виды компьютер...

Разработка урока по информатике в 5 классе по теме "Устройство компьютера. Клавиатура". Разработка практической работы в графическом редакторе Paint, творческие мини-проекты.

Урок - обобщение знаний по теме "Устройство компьютера". Основной акцент делается на устройстве ввода информации в компьютер - клавиатуре. Для работы в графическом редакторе Paint разработаны практиче...