Конспект урока по информатике для 7 класса
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)
Конспект урока по информатике для 7 класса
Тема урока: «Создание и редактирование векторных изображений»
Тип урока: Комбинированный урок (изучение нового материала + практическая работа)
Цели урока:
- Образовательная: Познакомить учащихся с понятием векторной графики, ее основными элементами (примитивами) и инструментами для создания и редактирования. Сформировать умения создавать простые векторные изображения.
- Развивающая: Развивать логическое и пространственное мышление, творческие способности, навыки анализа и сравнения (растровая vs векторная графика).
- Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, эстетический вкус.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.7 КБ | |
| 19.83 КБ | |
| 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц.Номтоева"
Конспект урока по информатике для 7 класса
Тема «Создание и редактирование векторных изображений»
Выполнила:
Доржиева Баирма Владимировна,
учитель информатики
Конспект урока по информатике для 7 класса
Тема урока: «Создание и редактирование векторных изображений»
Тип урока: Комбинированный урок (изучение нового материала + практическая работа)
Цели урока:
- Образовательная: Познакомить учащихся с понятием векторной графики, ее основными элементами (примитивами) и инструментами для создания и редактирования. Сформировать умения создавать простые векторные изображения.
- Развивающая: Развивать логическое и пространственное мышление, творческие способности, навыки анализа и сравнения (растровая vs векторная графика).
- Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, эстетический вкус.
Планируемые результаты:
- Учащиеся будут знать:
- Основные отличия векторной графики от растровой.
- Понятия: вектор, примитив, контур, заливка, узел (опорная точка).
- Основные инструменты векторного редактора.
- Учащиеся будут уметь:
- Создавать простые рисунки из векторных примитивов.
- Редактировать контуры объектов: перемещать узлы, изменять форму линий.
- Применять заливку и обводку к объектам.
Оборудование:
- Компьютеры с установленным векторным редактором (рекомендуется Inkscape — бесплатный и мощный аналог CorelDRAW) или онлайн-редактором, например, .
- Мультимедийный проектор, экран.
- Презентация по теме урока.
- Раздаточный материал: карточки с краткой памяткой по инструментам.
Ход урока:
I. Организационный момент (2 мин)
- Приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников, работоспособность компьютеров).
- Сообщение темы и целей урока: «Сегодня мы с вами откроем новый для себя вид графики – векторную. Мы узнаем, чем она отличается от уже знакомой растровой, и сами создадим свои первые векторные рисунки».
II. Актуализация знаний (5 мин)
- Фронтальная беседа:
- "Что такое компьютерная графика?" (Область деятельности, в которой компьютеры используются для создания и обработки изображений).
- "С каким видом графики мы уже работали?" (Растровая).
- "Вспомните, что такое растровое изображение?" (Изображение, состоящее из пикселей – маленьких разноцветных квадратов).
- "Каковы главные недостатки растровых изображений?" (Большой объем файлов, потеря качества при увеличении – «пикселизация»).
- Создание проблемной ситуации: Учитель демонстрирует на проекторе два изображения: одно растровое, второе – векторное. Увеличивает их до 800%. Растровое изображение превращается в набор квадратиков, а векторное остается четким.
- Вопрос: "Как вы думаете, почему второе изображение не потеряло качество при увеличении? В чем его секрет?"
III. Изучение нового материала (15 мин)
1. Основная идея векторной графики.
- Объяснение учителя с опорой на презентацию:
- Векторное изображение не состоит из пикселей. Оно строится с помощью математических формул (геометрических примитивов).
- Примитивы – это простые геометрические фигуры: линии, прямоугольники, окружности, эллипсы, многоугольники, кривые Безье.
- Компьютер хранит не цвет каждого пикселя, а координаты точек и формулы, которые их соединяют.
- Аналогия для понимания:
- Растровое изображение – это мозаика из цветных стеклышек (пикселей).
- Векторное изображение – это раскраска по контурам, где все линии описаны математически.
2. Преимущества и недостатки векторной графики.
- Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу в тетрадях (или на слайде):
Критерий | Растровая графика | Векторная графика |
Основа | Пиксели (точки) | Примитивы (формулы) |
Увеличение | Теряет качество | Не теряет качество |
Объем файла | Большой (зависит от кол-ва пикселей) | Маленький (зависит от сложности) |
Что лучше рисует | Фотографии, реалистичные изображения | Логотипы, схемы, чертежи, мультипликацию |
3. Знакомство с интерфейсом векторного редактора (на примере Inkscape).
- Учитель демонстрирует на своем компьютере (через проектор) основные элементы интерфейса:
- Панель инструментов: Выделение, Рисовать прямоугольники, Рисовать круги и эллипсы, Рисовать звезды, Рисовать кривые Безье.
- Палитра (для выбора цвета заливки и обводки).
- Панель параметров инструмента (меняется в зависимости от выбранного инструмента).
- Понятия «Заливка» (цвет внутри фигуры) и «Обводка» (цвет и толщина контура).
IV. Практическая работа «Создание веселого робота» (15 мин)
Цель: Освоить базовые инструменты создания и редактирования векторных фигур.
Задание: Создать изображение стилизованного робота, используя геометрические примитивы.
Ход работы (учитель демонстрирует шаги, учащиеся повторяют):
- Запустите программу Inkscape.
- Тело робота: Выберите инструмент «Прямоугольник». Нарисуйте прямоугольник. Измените его цвет заливки (щелкните по цвету на палитре).
- Голова робота: С помощью инструмента «Эллипс» нарисуйте круг (удерживайте клавишу Ctrl для получения ровного круга). Переместите его над телом.
- Глаза: Нарисуйте два маленьких круга. Закрасьте их в черный цвет.
- Рот: С помощью инструмента «Кривые Безье» нарисуйте ломаную линию (зигзаг). Для этого ставьте точки щелчком мыши, а последнюю точку поставьте двойным щелчком.
- Редактирование формы (дополнительное задание для быстрых):
- Выберите инструмент «Выделение» (стрелка) и щелкните по прямоугольнику (телу).
- Появятся стрелки вокруг. Потяните за круглые маркеры – скруглите углы тела.
- Сохраните результат: Файл -> Сохранить как... Дайте файлу имя «Мой робот».
(Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, у которых возникают трудности).
V. Первичное закрепление (3 мин)
- Вопросы для закрепления:
- Почему векторное изображение можно увеличивать без потери качества?
- Перечислите 3-4 инструмента, которые вы использовали сегодня.
- Для чего нужны узлы (опорные точки) у кривых?
- Как вы думаете, где в жизни мы чаще всего встречаем векторную графику? (Ответы: логотипы компаний, шрифты в Word, инфографика, схемы в метро, мультфильмы).
VI. Рефлексия и подведение итогов (3 мин)
- Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока: что нового узнали, чему научились.
- Выставление оценок за работу на уроке (активность, выполнение практического задания).
- Домашнее задание (2 мин):
- Теоретическое: В тетради составить сравнительную таблицу «Растровая и векторная графика».
- Практическое (на выбор):
- а) Усложнить созданного на уроке робота: добавить антенны, шестеренки, раскрасить его в другие цвета.
- б) Создать собственный простой логотип для вымышленной компании (например, «Кафе Мороженое» или «Мастерская Велосипедов»), используя не менее 5 фигур.
Приложения к уроку:
- Презентация с ключевыми понятиями и иллюстрациями.
- Раздаточный материал «Шпаргалка по инструментам Inkscape» (краткое описание иконок и их функций).
Предварительный просмотр:
Шпаргалка по инструментам Inkscape
Краткий справочник для начинающих
Основные инструменты выделения и трансформации
Иконка | Название | Для чего нужен |
🔻 | Выделение (F1) | Выделять, перемещать, масштабировать и поворачивать объекты. Чтобы сохранить пропорции при изменении размера — тяните за угловые стрелки с зажатой клавишей Ctrl. |
📏 | Редактировать узлы (F2) | Редактировать форму объектов через узлы (опорные точки). Можно добавлять новые узлы, перемещать существующие, делать линии изогнутыми. |
Инструменты создания фигур (Примитивы)
Иконка | Название | Для чего нужен |
⬜ | Прямоугольники (F4) | Рисовать прямоугольники и квадраты. Секрет: потяните за круглый маркер, чтобы скруглить углы. Для идеального квадрата удерживайте Ctrl. |
⭕ | Окружности (F5) | Рисовать эллипсы, окружности и дуги. Секрет: для идеального круга удерживайте Ctrl. Потяните за маркер, чтобы создать сектор или дугу. |
✸ | Звезды (*)** | Рисовать звезды и многоугольники. На панели параметров можно менять количество углов, заостренность и форму. |
💬 | Надпись (F8) | Создавать и редактировать текстовые блоки. |
Инструменты для рисования от руки
Иконка | Название | Для чего нужен |
✏️ | Кривые Безье (Shift + F6) | Самый мощный инструмент! Рисовать прямые линии и плавные кривые. Как рисовать: |
🖌️ | Рисовать от руки (F6) | Рисовать линии, как карандашом на бумаге. |
🖋️ | Каллиграфическое перо (Ctrl + F6) | Рисовать имитацию каллиграфии, с изменяющейся толщиной линии. |
Важные вспомогательные инструменты
Иконка | Название | Для чего нужен |
🅰️ | Текст (F8) | Создавать и редактировать текстовые блоки. |
🕳️ | Заливка (Заливка ведром) | Заливать области цветом. Удобно для закрашивания областей, ограниченных линиями. |
🔗 | Пипетка (F7) | «Украсть» цвет с любого объекта на холсте и применить его к другому объекту. |
Горячие клавиши, которые нужно запомнить
- Ctrl = Ограничение (рисовать ровный квадрат/круг, поворачивать с шагом 15°).
- Ctrl + Z = Отменить последнее действие.
- Ctrl + Shift + Z = Вернуть отмененное действие.
- Ctrl + C / Ctrl + V = Копировать/Вставить.
- Ctrl + A = Выделить все объекты на холсте.
- Del или Delete = Удалить выделенный объект.
- Пробел = Временно переключиться на инструмент «Выделение», даже если у вас выбран другой инструмент. Отлично для быстрого перемещения объектов!
Палитра цветов
- Заливка: Цвет внутри фигуры. Чтобы изменить, выделите объект и щелкните левой кнопкой мыши по цвету на палитре внизу экрана.
- Обводка (Контур): Цвет и толщина границы фигуры. Чтобы изменить, выделите объект и щелкните правой кнопкой мыши по цвету на палитре.
- Убрать заливку/обводку: Щелкните по квадратику с крестиком [X] на панели параметров внизу.
Краткий алгоритм работы:
- Выбери инструмент для создания фигуры.
- Нарисуй фигуру на холсте.
- Выдели ее инструментом 🔻.
- Измени цвет с помощью палитры.
- Редактируй форму инструментом 📏 (если нужно).
Удачи в творчестве! 🎨
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что мы знаем о графике? Актуализируем знания Компьютерная графика — это... Мы уже знакомы с растровой графикой . Напомните, что такое пиксель ? Главный недостаток: при увеличении теряется качество. «Что происходит с растровым изображением при сильном увеличении?»
Проблемный вопрос В чем разница? Растровое изображение Векторное изображение «ПОЧЕМУ ВТОРОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕ ПИКСЕЛЬНОЕ?»
Что такое векторная графика? Векторная графика — это математика! Изображение строится из геометрических примитивов (линий, окружностей, прямоугольников). Компьютер хранит не пиксели, а математические формулы (координаты, радиусы, углы).
Элементы векторного изображения Из чего состоит векторный объект? Контур (Обводка): Линия, ограничивающая фигуру. Можно менять цвет и толщину . Заливка: Цвет или градиент внутри контура. Узлы (Опорные точки): Точки, которые определяют форму контура. Их можно перемещать и тем самым менять форму объекта.
Знакомство с интерфейсом Inkscape Начнем творить! Панель инструментов (здесь наши кисти и карандаши!) Палитра (выбираем цвет заливки и обводки) Холст (наше рабочее поле) Панель параметров (настройки выбранного инструмента)
Практическая работа «Веселый робот» Собери своего робота! Задача: Используя геометрические примитивы, создайте робота. Тело: Инструмент «Прямоугольник» Голова: Инструмент «Эллипс» (удерживайте Ctrl) Глаза: Два маленьких круга Рот: Инструмент «Кривые Безье» (зигзаг)
Итоги урока Что мы узнали сегодня? Узнали основное отличие векторной графики от растровой. Поняли, что такое примитивы, контур, заливка и узлы . Создали свой первый векторный рисунок! «Какой инструмент вам показался самым интересным?»
Домашнее задание Теория: Составить в тетради таблицу «Растровая и векторная графика». Практика на выбор: Вариант А: Усложните своего робота (антенны, декор). Вариант Б: Придумайте и нарисуйте простой логотип для «Кафе Сластена» или «Магазина Игр».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике, 9 класс
Тема урока: «Кодирование графической информации» Тип урока: новый материал Цели: познакомить учащихся с понятиями пространственной дискретизации, сформулировать принцип хранения в памяти компьютера...

Конспект урока по информатики 8 класс
конспект урока по информатике и ИКТ с использованием технологии развитие критического мышления , 8 класс, " Глобальная компьютерная сеть Интернет"...
конспект урока по информатики 9 класс "Система счисления"
урок повторения по информатики 9 класс на тему система счисления...
конспект урока по информатики 5 класс ФГОС "Обработка текстовой и графической информации"
конспект урока по информатики "Обработка текстовой и графической информации"...
конспект урока по информатики 5 класс ФГОС "Обработка текстовой и графической информации"
http://nsportal.ru/sites/default/files/013/10/konspekt_5.doc...

Конспект урока по информатики 8 класс, базовый курс, по программе Семакина.
Тема: Файлы и файловые структуры. Сравнение разных операционных системах (Windows, Lunix)...

Конспект урока по информатике 5 класс Тема урока : «О чем говорит рисунок»
Конспект урокапо информатике 5 класс Тема урока : «О чем говорит рисунок» Цель урока: продолжать формировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint, создавать сложные гра...
