Конспект урока по информатике для 7 класса
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Доржиева Баирма Владимировна

Конспект урока по информатике для 7 класса

Тема урока: «Создание и редактирование векторных изображений»
Тип урока: Комбинированный урок (изучение нового материала + практическая работа)

 

Цели урока:

  • Образовательная: Познакомить учащихся с понятием векторной графики, ее основными элементами (примитивами) и инструментами для создания и редактирования. Сформировать умения создавать простые векторные изображения.
  • Развивающая: Развивать логическое и пространственное мышление, творческие способности, навыки анализа и сравнения (растровая vs векторная графика).
  • Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, эстетический вкус.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

"Ульдургинская средняя общеобразовательная школа им. Ц.Номтоева"

Конспект урока по информатике для 7 класса

Тема «Создание и редактирование векторных изображений»

Выполнила:

Доржиева Баирма Владимировна,

учитель информатики

Конспект урока по информатике для 7 класса

Тема урока: «Создание и редактирование векторных изображений»
Тип урока: Комбинированный урок (изучение нового материала + практическая работа)

Цели урока:

  • Образовательная: Познакомить учащихся с понятием векторной графики, ее основными элементами (примитивами) и инструментами для создания и редактирования. Сформировать умения создавать простые векторные изображения.
  • Развивающая: Развивать логическое и пространственное мышление, творческие способности, навыки анализа и сравнения (растровая vs векторная графика).
  • Воспитательная: Воспитывать интерес к предмету, аккуратность, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

  • Учащиеся будут знать:
  • Основные отличия векторной графики от растровой.
  • Понятия: вектор, примитив, контур, заливка, узел (опорная точка).
  • Основные инструменты векторного редактора.
  • Учащиеся будут уметь:
  • Создавать простые рисунки из векторных примитивов.
  • Редактировать контуры объектов: перемещать узлы, изменять форму линий.
  • Применять заливку и обводку к объектам.

Оборудование:

  • Компьютеры с установленным векторным редактором (рекомендуется Inkscape — бесплатный и мощный аналог CorelDRAW) или онлайн-редактором, например, .
  • Мультимедийный проектор, экран.
  • Презентация по теме урока.
  • Раздаточный материал: карточки с краткой памяткой по инструментам.

Ход урока:

I. Организационный момент (2 мин)

  • Приветствие учащихся.
  • Проверка готовности к уроку (наличие тетрадей, учебников, работоспособность компьютеров).
  • Сообщение темы и целей урока: «Сегодня мы с вами откроем новый для себя вид графики – векторную. Мы узнаем, чем она отличается от уже знакомой растровой, и сами создадим свои первые векторные рисунки».

II. Актуализация знаний (5 мин)

  • Фронтальная беседа:
  • "Что такое компьютерная графика?" (Область деятельности, в которой компьютеры используются для создания и обработки изображений).
  • "С каким видом графики мы уже работали?" (Растровая).
  • "Вспомните, что такое растровое изображение?" (Изображение, состоящее из пикселей – маленьких разноцветных квадратов).
  • "Каковы главные недостатки растровых изображений?" (Большой объем файлов, потеря качества при увеличении – «пикселизация»).
  • Создание проблемной ситуации: Учитель демонстрирует на проекторе два изображения: одно растровое, второе – векторное. Увеличивает их до 800%. Растровое изображение превращается в набор квадратиков, а векторное остается четким.
  • Вопрос: "Как вы думаете, почему второе изображение не потеряло качество при увеличении? В чем его секрет?"

III. Изучение нового материала (15 мин)

1. Основная идея векторной графики.

  • Объяснение учителя с опорой на презентацию:
  • Векторное изображение не состоит из пикселей. Оно строится с помощью математических формул (геометрических примитивов).
  • Примитивы – это простые геометрические фигуры: линии, прямоугольники, окружности, эллипсы, многоугольники, кривые Безье.
  • Компьютер хранит не цвет каждого пикселя, а координаты точек и формулы, которые их соединяют.
  • Аналогия для понимания:
  • Растровое изображение – это мозаика из цветных стеклышек (пикселей).
  • Векторное изображение – это раскраска по контурам, где все линии описаны математически.

2. Преимущества и недостатки векторной графики.

  • Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу в тетрадях (или на слайде):

Критерий

Растровая графика

Векторная графика

Основа

Пиксели (точки)

Примитивы (формулы)

Увеличение

Теряет качество

Не теряет качество

Объем файла

Большой (зависит от кол-ва пикселей)

Маленький (зависит от сложности)

Что лучше рисует

Фотографии, реалистичные изображения

Логотипы, схемы, чертежи, мультипликацию

3. Знакомство с интерфейсом векторного редактора (на примере Inkscape).

  • Учитель демонстрирует на своем компьютере (через проектор) основные элементы интерфейса:
  • Панель инструментов: Выделение, Рисовать прямоугольники, Рисовать круги и эллипсы, Рисовать звезды, Рисовать кривые Безье.
  • Палитра (для выбора цвета заливки и обводки).
  • Панель параметров инструмента (меняется в зависимости от выбранного инструмента).
  • Понятия «Заливка» (цвет внутри фигуры) и «Обводка» (цвет и толщина контура).

IV. Практическая работа «Создание веселого робота» (15 мин)

Цель: Освоить базовые инструменты создания и редактирования векторных фигур.

Задание: Создать изображение стилизованного робота, используя геометрические примитивы.

Ход работы (учитель демонстрирует шаги, учащиеся повторяют):

  1. Запустите программу Inkscape.
  2. Тело робота: Выберите инструмент «Прямоугольник». Нарисуйте прямоугольник. Измените его цвет заливки (щелкните по цвету на палитре).
  3. Голова робота: С помощью инструмента «Эллипс» нарисуйте круг (удерживайте клавишу Ctrl для получения ровного круга). Переместите его над телом.
  4. Глаза: Нарисуйте два маленьких круга. Закрасьте их в черный цвет.
  5. Рот: С помощью инструмента «Кривые Безье» нарисуйте ломаную линию (зигзаг). Для этого ставьте точки щелчком мыши, а последнюю точку поставьте двойным щелчком.
  6. Редактирование формы (дополнительное задание для быстрых):
  • Выберите инструмент «Выделение» (стрелка) и щелкните по прямоугольнику (телу).
  • Появятся стрелки вокруг. Потяните за круглые маркеры – скруглите углы тела.
  1. Сохраните результат: Файл -> Сохранить как... Дайте файлу имя «Мой робот».

(Учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся, у которых возникают трудности).

V. Первичное закрепление (3 мин)

  • Вопросы для закрепления:
  1. Почему векторное изображение можно увеличивать без потери качества?
  2. Перечислите 3-4 инструмента, которые вы использовали сегодня.
  3. Для чего нужны узлы (опорные точки) у кривых?
  4. Как вы думаете, где в жизни мы чаще всего встречаем векторную графику? (Ответы: логотипы компаний, шрифты в Word, инфографика, схемы в метро, мультфильмы).

VI. Рефлексия и подведение итогов (3 мин)

  • Учитель совместно с учащимися подводит итоги урока: что нового узнали, чему научились.
  • Выставление оценок за работу на уроке (активность, выполнение практического задания).
  • Домашнее задание (2 мин):
  1. Теоретическое: В тетради составить сравнительную таблицу «Растровая и векторная графика».
  2. Практическое (на выбор):
  • а) Усложнить созданного на уроке робота: добавить антенны, шестеренки, раскрасить его в другие цвета.
  • б) Создать собственный простой логотип для вымышленной компании (например, «Кафе Мороженое» или «Мастерская Велосипедов»), используя не менее 5 фигур.

Приложения к уроку:

  • Презентация с ключевыми понятиями и иллюстрациями.
  • Раздаточный материал «Шпаргалка по инструментам Inkscape» (краткое описание иконок и их функций).



Предварительный просмотр:

Шпаргалка по инструментам Inkscape

Краткий справочник для начинающих


Основные инструменты выделения и трансформации

Иконка

Название

Для чего нужен

🔻

Выделение (F1)

Выделять, перемещать, масштабировать и поворачивать объекты. Чтобы сохранить пропорции при изменении размера — тяните за угловые стрелки с зажатой клавишей Ctrl.

📏

Редактировать узлы (F2)

Редактировать форму объектов через узлы (опорные точки). Можно добавлять новые узлы, перемещать существующие, делать линии изогнутыми.

Инструменты создания фигур (Примитивы)

Иконка

Название

Для чего нужен

Прямоугольники (F4)

Рисовать прямоугольники и квадраты. Секрет: потяните за круглый маркер, чтобы скруглить углы. Для идеального квадрата удерживайте Ctrl.

Окружности (F5)

Рисовать эллипсы, окружности и дуги. Секрет: для идеального круга удерживайте Ctrl. Потяните за маркер, чтобы создать сектор или дугу.

Звезды (*)**

Рисовать звезды и многоугольники. На панели параметров можно менять количество углов, заостренность и форму.

💬

Надпись (F8)

Создавать и редактировать текстовые блоки.

Инструменты для рисования от руки

Иконка

Название

Для чего нужен

✏️

Кривые Безье (Shift + F6)

Самый мощный инструмент! Рисовать прямые линии и плавные кривые. Как рисовать:
• Щелкайте — чтобы создать угол.
• Тяните — чтобы создать плавную кривую.
• 
Enter — закончить линию.
• 
Двойной щелчок — закончить линию.

🖌️

Рисовать от руки (F6)

Рисовать линии, как карандашом на бумаге.

🖋️

Каллиграфическое перо (Ctrl + F6)

Рисовать имитацию каллиграфии, с изменяющейся толщиной линии.

Важные вспомогательные инструменты

Иконка

Название

Для чего нужен

🅰️

Текст (F8)

Создавать и редактировать текстовые блоки.

🕳️

Заливка (Заливка ведром)

Заливать области цветом. Удобно для закрашивания областей, ограниченных линиями.

🔗

Пипетка (F7)

«Украсть» цвет с любого объекта на холсте и применить его к другому объекту.

Горячие клавиши, которые нужно запомнить

  • Ctrl = Ограничение (рисовать ровный квадрат/круг, поворачивать с шагом 15°).
  • Ctrl + Z = Отменить последнее действие.
  • Ctrl + Shift + Z = Вернуть отмененное действие.
  • Ctrl + C / Ctrl + V = Копировать/Вставить.
  • Ctrl + A = Выделить все объекты на холсте.
  • Del или Delete = Удалить выделенный объект.
  • Пробел = Временно переключиться на инструмент «Выделение», даже если у вас выбран другой инструмент. Отлично для быстрого перемещения объектов!

Палитра цветов

  • Заливка: Цвет внутри фигуры. Чтобы изменить, выделите объект и щелкните левой кнопкой мыши по цвету на палитре внизу экрана.
  • Обводка (Контур): Цвет и толщина границы фигуры. Чтобы изменить, выделите объект и щелкните правой кнопкой мыши по цвету на палитре.
  • Убрать заливку/обводку: Щелкните по квадратику с крестиком [X] на панели параметров внизу.

Краткий алгоритм работы:

  1. Выбери инструмент для создания фигуры.
  2. Нарисуй фигуру на холсте.
  3. Выдели ее инструментом 🔻.
  4. Измени цвет с помощью палитры.
  5. Редактируй форму инструментом 📏 (если нужно).

Удачи в творчестве! 🎨


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Создание и редактирование векторных изображений Информатика 7 класс Доржиева Баирма Владимировна - учитель информатики / МБОУ "Ульдургинская СОШ им. Ц. Номтоева"

Слайд 2

Что мы знаем о графике? Актуализируем знания Компьютерная графика — это... Мы уже знакомы с растровой графикой . Напомните, что такое пиксель ? Главный недостаток: при увеличении теряется качество. «Что происходит с растровым изображением при сильном увеличении?»

Слайд 3

Проблемный вопрос В чем разница? Растровое изображение Векторное изображение «ПОЧЕМУ ВТОРОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ НЕ ПИКСЕЛЬНОЕ?»

Слайд 4

Что такое векторная графика? Векторная графика — это математика! Изображение строится из геометрических примитивов (линий, окружностей, прямоугольников). Компьютер хранит не пиксели, а математические формулы (координаты, радиусы, углы).

Слайд 5

Элементы векторного изображения Из чего состоит векторный объект? Контур (Обводка): Линия, ограничивающая фигуру. Можно менять цвет и толщину . Заливка: Цвет или градиент внутри контура. Узлы (Опорные точки): Точки, которые определяют форму контура. Их можно перемещать и тем самым менять форму объекта.

Слайд 6

Знакомство с интерфейсом Inkscape Начнем творить! Панель инструментов (здесь наши кисти и карандаши!) Палитра (выбираем цвет заливки и обводки) Холст (наше рабочее поле) Панель параметров (настройки выбранного инструмента)

Слайд 7

Практическая работа «Веселый робот» Собери своего робота! Задача: Используя геометрические примитивы, создайте робота. Тело: Инструмент «Прямоугольник» Голова: Инструмент «Эллипс» (удерживайте Ctrl) Глаза: Два маленьких круга Рот: Инструмент «Кривые Безье» (зигзаг)

Слайд 8

Итоги урока Что мы узнали сегодня? Узнали основное отличие векторной графики от растровой. Поняли, что такое примитивы, контур, заливка и узлы . Создали свой первый векторный рисунок! «Какой инструмент вам показался самым интересным?»

Слайд 9

Домашнее задание Теория: Составить в тетради таблицу «Растровая и векторная графика». Практика на выбор: Вариант А: Усложните своего робота (антенны, декор). Вариант Б: Придумайте и нарисуйте простой логотип для «Кафе Сластена» или «Магазина Игр».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по информатике, 9 класс

Тема урока: «Кодирование графической информации» Тип урока: новый материал  Цели: познакомить учащихся с понятиями пространственной дискретизации, сформулировать принцип хранения в памяти компьютера...

Конспект урока по информатики 8 класс

конспект урока по информатике и ИКТ с использованием технологии развитие критического мышления , 8 класс, " Глобальная компьютерная сеть Интернет"...

конспект урока по информатики 9 класс "Система счисления"

урок повторения по информатики 9 класс на тему система счисления...

конспект урока по информатики 5 класс ФГОС "Обработка текстовой и графической информации"

конспект урока по информатики "Обработка текстовой и графической информации"...

Конспект урока по информатики 8 класс, базовый курс, по программе Семакина.

Тема: Файлы и файловые структуры. Сравнение разных операционных системах (Windows, Lunix)...

Конспект урока по информатике 5 класс Тема урока : «О чем говорит рисунок»

Конспект урокапо информатике 5 класс Тема урока :  «О чем говорит рисунок» Цель урока: продолжать формировать у учащихся умения работать в графическом редакторе Paint,  создавать сложные гра...