Доклад на тему: «Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе СПО» (ЦМК)
материал по информатике и икт
Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно прогрессирующего появления новых знаний. По этой причине в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях.
Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является актуальной проблемой, которая предопределила выбор темы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"Троицкий медицинский колледж"
Доклад
на тему: «Особенности использования информационных технологий в образовательном процессе СПО»
(ЦМК)
Подготовила:
преподаватель информатики
Василенко Ю.А.
г. Троицк, 2025 г.
Особенности использования информационных технологий
в образовательном процессе СПО
Образование как одна из важнейших сфер человеческой деятельности, обеспечивающая формирование интеллектуального потенциала общества, в настоящее время в России находится в сложном положении. Оно определяется рядом противоречий, среди которых существенное место занимает противоречие между традиционным темпом обучения человека и постоянно прогрессирующего появления новых знаний [1]. По этой причине в систему образования привлекают современные информационные и коммуникационные технологии, основанные на компьютерных сетях.
Появление компьютерных сетей заставляет образование критически пересмотреть свое положение, так как коммуникационные технологии развиваются гораздо быстрее, чем возможности их использования в образовательных целях. Поэтому разработка различных моделей использования коммуникационных технологий в образовании является актуальной проблемой, которая предопределила выбор темы.
Бурное развитие информационных технологий ставит перед образованием проблему расширения практики опережающего обучения, использования новых технических средств, совершенствования образовательных методик.
Концепция модернизации образования нормативно оформила требования к студенту среднего профессионального образования как личности, обладающей высоким уровнем общей культуры и сформированными компетенциями, необходимыми для успешной адаптации и социализации в постиндустриальном информационном обществе [4]. Это определяет одну из основных задач колледжа – опережающе готовить новое поколение к условиям существования и профессиональной деятельности в глобальном информационном обществе, что влечёт за собой необходимость активного внедрения ИКТ в образовательную практику.
Цель состоит в совершенствовании учебного процесса путем разработки теории и практики использования информационных и коммуникационных технологий.
Проблема и цель определили необходимость решения следующих задач:
1. Как эффективно использовать ИКТ в образовательной деятельности?
2. Как измерить эффективности применения ИКТ на занятии с точки зрения реальных достижений студентов?
3. Какова должна стать роль преподавателя при организации занятия с компьютерной поддержкой?
Сегодня в образовательных учреждениях происходят серьезные перемены. Основой обучения должно быть не столько запоминание, сколько активное участие самих студентов в овладении знаниями, формировании у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности. Для получения положительного результата в обучении, необходимо научить студентов мыслить, идентифицировать себя в окружающем мире на основе критического анализа информации, овладеть навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, уметь создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, находить и решать проблемы [2]. Поэтому передо мной, как преподавателем, стоит вопрос об организации учебной деятельности на занятиях и самостоятельной внеаудиторной работы студентов.
Работа преподавателя в СПО имеет, несомненно, свою специфику. Ни для кого не секрет, что сегодня большая часть студентов, поступающих в СПО, имеют низкую мотивацию к учебной деятельности. В этом возрасте мотивы учения определяются уже главным образом мировоззрением и профессиональной ориентацией студентов. Проблема самоопределения, выбор специальности становятся стержнем личности подростка, заметно проявляется дифференциация познавательных интересов. Как повысить мотивацию студентов? Как сделать процесс обучения более эффективным? Реализуя требования Федерального компонента, преподаватели в учреждениях СПО, сталкиваются с рядом типичных для данной категории образовательных учреждений проблем:
- необходимость усвоения студентами учебного материала, определяемого двумя стандартами (среднего (полного) общего и профессионального образования);
- отсутствие понимания ценности общеобразовательной подготовки для решения задач профессиональной подготовки;
- низкий уровень обученности и воспитанности большинства студентов,
поступающих в СПО, несформированность у них общеучебных
компетенций.
Информационное общество создало свои проблемы, в частности, проблему перегруженности студентов и проблему ориентировки в избыточном количестве информации. Ученые утверждают, что объем школьных программ не соответствует возможностям даже самого способного ученика. По подсчетам специалистов за последнее время объем информации, который должен усвоить школьник, вырос на 30 % [5].
Основная идея моего опыта: создание условий для достижения устойчивых результатов в обучении и воспитании студентов колледжа средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Для организации работы на занятии я выбрала программу создания презентаций Power Point из пакета Microsoft Office. Данный выбор объясняется:
- распространенностью данного пакета, студенты могут выполнять задания на домашних компьютерах демонстрировать их в аудиториях на занятиях;
- управление программой простое, сходное с другими программами пакета Microsoft Office;
- программа позволяет использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты);
- имеется возможность редактирования презентаций, вставки и замены слайдов, заданий, ссылок на веб-страницы, видеофрагменты, текстовые документы [3].
Разработкой занятий – презентаций по учебному курсу я занимаюсь много лет. На практике я убедилась, насколько это эффективное средство работы как для студентов, так и для преподавателя. Использование ИКТ дает возможность:
- представлять информацию в различной форме: текст, графика, аудио, видео, анимации;
- выдавать большой объем информации по частям – материал осваивается легче, чем материал учебника;
- активизировать внимание студентов;
- активизировать процессы восприятия, воображения и памяти;
- значительно снизить временные затраты преподавателя на контроль нормативных знаний;
- сделать занятие современным, что так ценят студенты;
- разнообразить формы проведения рефлексии;
- разнообразить формы учебной деятельности (игровые формы, форма
- сотрудничества, моделирование проблемных ситуаций, форма визуального анализа);
- повышать интерес студентов к занятию;
- возможность упорядочить и хранить огромное количество материала и готовых разработок занятий.
Что дают информационные технологии для качественного, продуктивного образовательного процесса?
- Позволяют быстро получить полную и новую информацию по предмету;
- позволяют накапливать, сохранять, систематизировать дидактическую базу предмета;
- решить проблему наглядности; формировать навыки обработки различного вида информации;
- эффективно строить этап диагностики и контроля знаний и умений студентов;
- оптимизировать труд преподавателя.
Применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Преподаватель вправе выбирать свою технологию и методы работы, и обязан работать во благо развития студента.
Современные технологии являются бесценным источником информации и средством обучения и могут быть использованы не только для реализации основных дидактических задач, но и для мотивации и привлечения интереса обучающихся к изучению различных дисциплин. Используя информационные технологии в учебных заведениях высшего и среднего образования, студенты учатся по-разному получать, обрабатывать информацию и обмениваться ею, делая выводы и обобщения. Таким образом, использование компьютера как средства обучения играет приоритетную роль в учебно-воспитательном процессе нового поколения. Методы, в которых используют персональный компьютер и периферийные устройства, имеют ряд преимуществ перед традиционными методами обучения:
позволяют увеличить объем и простоту усвоения изучаемого материала;
помогают сформировать способности в области лингвистики, модулировать коммуникативные ситуации, оптимизировать речевые и языковые действия;
позволяют тренировать различные виды речевой деятельности;
повышают познавательную активность учащихся и поддерживают интерес к предмету;
обеспечивают реализацию индивидуального подхода и самостоятельной работы студентов;
позволяют пользоваться Интернетом, что является эффективным способом развития социокультурной компетентности учащихся.
Уникальные возможности информационных технологий, такие как Интернет и его инструменты (электронная почта, чаты, форумы, веб-квесты, блоги и т. д.), помогают студентам развивать навыки межкультурного общения, повышают свою культурную осведомленность и предоставляют возможность использовать полученные знания, умения и навыки в реальных жизненных ситуациях и чувствовать, что изученный и усвоенный ими материал имеет существенное, а не абстрактное применение и значение. Доступ к сети Интернет практически снимает проблему нехватки информации, необходимой для проведения интересных и эффективных занятий. Интернет предоставляет возможность принять участие в различных проектах, предлагает пользователям разнообразную информацию и ресурсы, которые можно использовать в качестве дополнений к основному учебному материалу [5]. Но, естественно, преподаватели не должны забывать, что глобальная сеть Интернет также является источником ложной, иногда вредной информации, для достижения оптимальных результатов и извлечения большего количества полезных сведений студенты должны научиться правильно использовать данную сеть.
В отличие от общепринятых средств обучения, информационные технологии позволяют развить интеллектуальные и творческие способности студентов, а также их навыки самостоятельного приобретения новых знаний, работы с различными источниками информации. С учетом функционального назначения существует пять видов компьютерных средств, которые используются в обучении:
- Презентационно-электронные слайд-шоу, которые могут включать анимацию, аудио- и видеоклипы. Для создания презентации используется соответствующее программное обеспечение: PowerPoint, OpenImpress. Особенность данных компьютерных средств заключается в том, что их может создать любой преподаватель, имеющий доступ к персональному компьютеру. Применение презентации расширяет круг условий для творческой деятельности учащихся, психологического роста личности, развития самостоятельности и повышения самооценки. Презентации широко используются для демонстрации студенческих проектов.
- Электронные энциклопедии – аналоги традиционных справочно-информационных изданий (энциклопедии, словари, справочники и др.). Для создания таких компьютерных средств используется стандартизированный язык разметки документов (HTML). Главное отличие таких энциклопедий от своих бумажных аналогов в том, что они обладают дополнительными функциями и возможностями: удобной системой поиска по ключевым словам, системой навигации, в основе которой лежат гиперссылки.
- Электронные учебники и пособия. В настоящее время понятие данного компьютерного средства очень широко. В первом случае оно подразумевает электронную версию бумажного учебника, в другом – комплекс программ, содержащий как текст, так и мультимедийный материал, который может содержать в себе блоки проверки знаний (онлайн-тесты).
- Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы, реализующие процесс обучения в игровом режиме. Выполняя различные задания в игре, студенты развивают память, а также могут получить дополнительные навыки, например обучаются работать на клавиатуре.
Существует два возможных способа использования компьютерных технологий в учебном процессе. Первый – усвоение знаний и навыков, ведущих к реализации компьютерных технологий, формирование навыков, которые они используют при решении различных задач. Второй – компьютерные технологии являются мощным инструментом совершенствования организации учебного процесса. Но сегодня у компьютерных технологий есть и дополнительные функции: компьютер как средство связи, компьютер как средство управления и компьютер как развивающаяся среда. Одновременное использование данных направлений не только в образовании, но и в учебном процессе приводит к желаемому результату.
В результате использования информационных технологий наблюдалась динамика качества знаний студентов, повышение мотивации учебной деятельности. Но хотелось бы отметить, что, несмотря на все положительные стороны использования компьютеров, ни одна из новейших электронных технологий не может заменить преподавателя. Он является главной и ведущей фигурой на занятии, и применение мультимедийных технологий следует рассматривать как один из наиболее эффективных способов организации учебного процесса. А поскольку в нашей стране идет модернизация образования, одним из главных требований к профессиональному педагогу является его информационная компетентность.
Заключение
В заключении хотелось бы сказать о том, что использование электронных обучающих средств дает возможность экономить время на этапах занятия, предъявлять материал в более наглядном, доступном для восприятия виде, индивидуализировать и дифференцировать обучение студентов, осуществлять постоянный оперативный контроль усвоения материала [7]. Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти не ограниченными потенциальными возможностями. В отличие от общепринятых средств обучения, информационные технологии позволяют не только насытить студента знаниями, но и развить его интеллектуальные, творческие способности, а также его способность самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование новых информационных технологий в обучении подразумевает совершенно новые методики получения образования, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникационных устройств. Они направлены на достижение следующих целей:
- обучение работе с информацией, развитие навыков общения;
- освоение учебного материала;
- формирование исследовательских навыков, умение самостоятельно принимать оптимальные решения;
- формирование личности информационного общества
Хочется отметить, что в настоящее время не все информационные ресурсы и публикации сети Интернет можно признать достаточно качественными. Встречались публикации, содержащие неточности и фактические ошибки. Поэтому эффективность их использования определяется во многом опытом и педагогическим мастерством преподавателя.
Список литературы
1. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высшее образование в России. - 2022. - № 3.
2. Гузеев В.В. Характерные черты образовательных технологий разных поколений // Научно-практический журнал «Завуч», 2024, № 3.
3. Григорьев С. Г., Гриншкун В. В. Учебник – шаг на пути к системе обучения «Информатизации образования» // Проблемы школьного учебника: сб. науч. тр. – М.: ИСМО РАО, 2022. – С. 219–222.
4. Дергачева Л. М. Активизация учебной деятельности школьников при изучении информатики на основе использования дидактических игр: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2023.
5. Лебедева Т.Н. Миндоров, Н.И. Информационные технологии в обучении. -Уч. пособие. Пермь, 2022.
6. Телегин А. А. Совершенствование методической системы обучения учителей разработке образовательных электронных ресурсов по информатике: дис. … канд. пед. наук. – М., 2024. – 172 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационных технологий в образовательном процессе специальных (коррекционных) школ VIII вида (из опыта работы)
Происходящие сегодня в России глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности затрагивают самые основы школьного образования. Существующий плюрализм образовательных концепций, безусловно, отражает...

Использование информационных технологий в образовательном процессе в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 262 Санкт-Петербурга
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. ...

План работы творческой группы "Использование информационных технологий в образовательном процессе"
Дан план работы творческой группы на 2013-2014 учебный год...

ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Способы реализации проектной деятельности на уроках английского языка....

Презентация "Использование информационных технологий в образовательном процессе на примере химии"
В презентации обобщен опыт использования информационных технологий в образовательном процессе на примере химии. Это урок, фрагменты урока, практические работы, лабораторные и демонстрационные опыты, в...
« Использование информационных технологий в образовательном процессе»
Информационные технологии в обучении представляют собой технологию, основанную с применением информатики и которая реализуется с помощью компьютеров. Компьютер, как новое и динамичное развивающее сред...

Использование информационных технологий в образовательном процессе как средство повышения качества образования
Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Все мы прекрасно понимаем, что сегодняшние школьники гораздо больше времени проводя...
