Использование 3D‑моделирования и 3D‑печати в образовательном процессе по истории и обществознанию
методическая разработка по информатике и икт
Данная методическая разработка посвящена внедрению технологий 3D‑моделирования и 3D‑печати в образовательный процесс по истории и обществознанию. Представлены методические подходы, примеры учебных проектов, алгоритмы организации деятельности учащихся и педагогическая эффективность применения современных цифровых инструментов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Использование 3D‑моделирования и 3D‑печати в образовательном процессе по истории и обществознанию
Автор: Мурадов Елшан Салехович, учитель истории и обществознания
Место работы: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
Аннотация
Данная методическая разработка посвящена внедрению технологий 3D‑моделирования и 3D‑печати в образовательный процесс по истории и обществознанию. Представлены методические подходы, примеры учебных проектов, алгоритмы организации деятельности учащихся и педагогическая эффективность применения современных цифровых инструментов.
Введение
Современная школа активно развивается в направлении цифровизации, что позволяет расширить инструментарий учителя и повысить учебную мотивацию обучающихся. Одной из перспективных технологий, позволяющих интегрировать практико‑ориентированное обучение, является 3D‑моделирование и последующая печать объектов на 3D‑принтере.
Для учителя истории и обществознания такие технологии открывают возможность создавать наглядные, исследовательские и интерактивные материалы: макеты древних городов, элементы вооружения, архитектурные объекты, схемы социальных процессов и др.
Цели и задачи разработки
Цель:
Повышение качества преподавания истории и обществознания через внедрение цифровых технологий 3D‑моделирования и 3D‑печати.
Задачи:
- формировать у обучающихся навыки работы с цифровыми инструментами моделирования;
- организовать практико‑ориентированную и проектную деятельность учащихся;
- развивать исследовательские, коммуникативные и творческие компетенции;
- повысить интерес к предмету посредством создания материальных учебных макетов.
Педагогическая значимость применения 3D‑печати
- Повышение наглядности учебного материала.
- создание моделей исторических артефактов;
- реконструкция архитектурных объектов;
- визуализация социальных структур.
- Развитие проектной деятельности. Учащиеся учатся планированию, анализу источников, распределению ролей и презентации результатов.
- Инклюзивность. Тактильные модели упрощают восприятие материала детям с ОВЗ.
- Формирование метапредметных компетенций.
- цифровая грамотность;
- критическое мышление;
- навыки решения проблем;
- сотрудничество в группе.
Примеры учебных проектов
1. «Макет средневекового города» (6–7 класс)
Учащиеся создают элементы: - крепостные стены; - башни; - храмы; - жилые кварталы.
Готовые элементы собираются в общий макет, который используется при изучении темы «Средневековый город».
2. «Социальная структура общества» (8 класс)
Создание 3D‑фигурок и схем, отображающих: - государственные органы; - социальные группы; - систему управления.
Модели используются на уроках как раздаточный материал.
3. «Вооружение Древней Руси» (6 класс)
Учащиеся моделируют и печатают: - мечи; - щиты; - шлемы.
Работа способствует глубокому пониманию военной культуры древнерусского общества.
4. «Правовая система государства» (9 класс)
Проект включает создание 3D‑модели структуры государственной власти. Она применяется при изучении тем «Политическая система», «Функции государства», «Разделение властей».
Методика организации работы
- Вводное занятие — изучение интерфейса Tinkercad или Fusion 360.
- Постановка учебной задачи — выбор объекта моделирования.
- Поиск информации и создание эскиза.
- 3D‑моделирование — выполнение работы индивидуально или в группе.
- Подготовка файла к печати.
- Печать макета на 3D‑принтере.
- Презентация и защита проекта.
- Применение модели на уроках истории и обществознания.
Ожидаемые результаты
- повышение мотивации учащихся к изучению предмета;
- развитие исследовательских и коммуникативных навыков;
- улучшение качества выполнения творческих и проектных работ;
- формирование компетенций, соответствующих требованиям ФГОС.
Заключение
Интеграция 3D‑технологий в процесс обучения истории и обществознания способствует повышению качества образования, делает учебный процесс наглядным, практико‑ориентированным и современным. Разработка может использоваться на уроках, во внеурочной деятельности и в рамках школьных проектов.
Сведения об авторе
Мурадов Елшан Салехович Учитель истории и обществознания
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие критического мышления школьников на основе интерактивного обучения в процессе преподавания истории и обществознания
Работа по теме самообразования....
«Использование Андреевой О.В. системы показателей эффективности образовательного процесса на уроках этикета»
В своей работе я использую систему показателей эффективности образовательного процесса по методикам, разработанным старшим научным сотрудни...

Мастер-класс «Использование приемов технологии развития критического мышления для работы с текстом в процессе обучения истории и обществознанию»
Цель мастер-класса: Создание условий для профессионального самосовершенствования педагогов; проведение занятия по использованию приемов ТРКМ для работы с текстом в процессе обучения истории и общество...

Об использовании музыкальным руководителем Новгородовой Т.П. в образовательном процессе современных образовательных технологий и методик.
В статье описано, как и какие современные технологии использует в своей работе Новгородова Т. П.: интегративные технологии, технологии развивающего обучения, личностно-ориентированные, социоигровые, з...

Проектная работа по обществознанию на тему: Использование метода проектов в процессе обучения истории и обществознания. Урок – защита проектов по теме: «Права ребенка».
1. В докладе дается характеристика типа проекта, предполагающий максимальную степень свободы проектанта в отборе информации, оформлении и презентации продукта. 2. Отмечается, что проект можно тра...

Статья "Использование современных информационных технологий в процессе преподавания истории и обществознания"
Дополнительная информация по историческому стандарту...
Статья "Использование ИКТ в процессе обучения истории и обществознания".
Программные документы об основных направлениях модернизации образования последних лет, акцентируют наше внимание на том, что обучение в школе должно способствовать процессам социализации личности,...
