Интерактивная викторина «Цифровой лабиринт: Тайны информатики»
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)

Интерактивная викторина «Цифровой лабиринт: Тайны информатики» — это внеурочное мероприятие для 8 класса, направленное на развитие интереса к предмету через коллективную интеллектуальную деятельность.

Мероприятие построено в формате последовательного прохождения тематических станций-заданий без разделения на команды. Класс выступает как единый «мозговой центр», где каждый ученик может предложить идею и выйти к доске для решения.

Викторина охватывает ключевые темы школьной информатики: системы счисления (римская, двоичная, шестнадцатеричная, восьмеричная), двоичную арифметику, кодирование информации и базовую терминологию. Задания сочетают разные форматы: расшифровку римских дат, перевод чисел между системами счисления, логические задачи, работу с координатным шифром и интерактивный кроссворд.

Техническая сторона поддерживается презентацией PowerPoint для визуализации заданий и проектором для их демонстрации всему классу. На одной из станций используется онлайн-сервис LearningApps для решения кроссворда.

Основной акцент делается на сотрудничестве, публичном представлении решений у доски и развитии логического мышления. Завершается мероприятие рефлексией, где ученики делятся впечатлениями и отмечают наиболее интересные или сложные этапы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadaniya.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Станция 1: «Наследие Рима»

Задание: «Время, запечатленное в камне»

«Каждая великая история начинается с даты, которая навсегда вписывается в летопись. Таким днём для нашей школы стало XII числа XII месяца MCMLV года, когда в её стенах впервые прозвенел долгожданный школьный звонок. Этот день – её подлинный день рождения»

Расшифруйте дату и запишите арабскими цифрами в формате день.месяц.год.

Станция 2: «Двоичный ключ»

Задание: «Сказка о Цифровом Королевстве»

В волшебном королевстве, где вместо звёзд на небе горят нули и единицы, жил Мудрый Король. Было у него 11 сыновей-принцев. Младший только что отпраздновал своё 1000-летие, а старший постигал магию чисел в 101-ом классе. Однако злой волшебник Байт усмехнулся: «Ваши числа говорят сами за себя – такое просто невозможно!».

Вопрос: прав ли злой волшебник Байт?

Подсказка: В Цифровом Королевстве все живут по законам двоичного кода. Чтобы понять, прав ли волшебник, переведите их в привычную нам десятичную систему.

Станция 3: «Терминологический ребус»

Задание: «Верю – Не верю»

Ответьте на утверждения только «Верю» или «Не верю».

  1. Алфавит шестнадцатеричной системы счисления включает в себя буквы от A до F.
  2. В позиционной системе счисления количественное значение цифры не зависит от её позиции в числе.
  3. Число 110 в восьмеричной системе равно числу 110 в десятичной.
  4. Основание системы счисления — это всегда целое число, большее 1.
  5. Развернутая форма записи числа 101₂ это 1·2² + 0·2¹ + 1·2⁰.
  6. Основание системы счисления — это количество цифр, используемых для записи числа.

Станция 4: «Координатный шифр»

Задание: «Тайное послание»

Вам удалось перехватить зашифрованное сообщение, которым обменивались первые IT-специалисты. Сообщение закодировано с помощью таблицы, где каждая буква имеет свои координаты (столбец и строка).

Ваша задача: Используя ключ и таблицу ниже, расшифруйте послание, которое когда-то произнес великий политик Уинстон Черчилль.

Ключ к шифру:

A

B

C

D

1

Е

Л

Р

Ц

2

Т

К

И

Д

3

М

В

М

-

4

О

Ф

А

-

5

Н

Й

Е

!

B2, A2, A4, D3, B3, B1, C4, D2, A1, C5, A2, D3, C2, A5, B4, A4, C1, C3, C4, D1, C2, A1, B5, D4, B3, B1, C4, D2, A1, C5, A2, D3, C3, С1, А5, С3.

Станция 5: «Мост между мирами»

Задание: «Скоростной перевод»

Покажите свое мастерство в быстрых переводах между системами. Выполните цепочку преобразований.

  1. Переведите число A5₁₆ в десятичную систему.
  2. Переведите полученное десятичное число в двоичную систему.
  3. Переведите полученное двоичное число в восьмеричную систему.

Станция 6: «Арифметика Процессора»

Задание: «Двоичные вычисления»

Процессор выполняет все операции в двоичном виде. Продемонстрируйте, как он работает.

Задача 1 (Сложение): Выполните операцию сложения: 1101₂ + 1011₂ = ?₂

Задача 2 (Умножение): Выполните операцию умножения: 1101₂ * 10₂ = ?₂

Станция 7: «Кроссворд "Логика вычислений"»

Задание: «Разгадай и узнай»

Разгадайте кроссворд. Ключевое слово по вертикали – это основа программирования и работы компьютера.

  1. Имя учётной записи, необходимое для входа на веб-сайт, в программу или на устройство.
  2. Процесс улучшения характеристик программы.
  3. Текст, содержащий ссылки на другие документы.
  4. Средства взаимодействия между системами или пользователем и программой.
  5. Быстродоступная буферная память.
  6. Числовой идентификатор ячейки памяти или устройства в сети.

1

2

3

4

5

6

Ответы.

Станция 1

Станция 2

Решение у доски: Ученик переводит: 1000₂ = 8, 101₂ = 5.

Вывод: Волшебник не прав

Станция 3

  1. Верю
  2. Не верю
  3. Не верю
  4. Верю
  5. Верю
  6. Верю

Станция 4

Кто владеет информацией, тот владеет миром!

Станция 5

A5₁₆ = 10*16 + 5 = 165₁₀

165₁₀ = 10100101₂

10100101₂ = 245₈

Станция 6

1101₂ + 1011₂ = 11000₂

1101₂ * 10₂ = 11010₂.

Станция 7

(Логин, оптимизация, гипертекст, интерфейс, кэш, адрес)

ЛОГИКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВИКТОРИНА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ"

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ НАШИМ "ТРУДНЫМ ДЕТЯМ"...

Викторина "Интеллектуальный лабиринт" по теме "Русь в IX–XIV вв."

По структуре урок повторительно–обобщающий. Урок-игра,  викторина. Учащимся предлагаются  вопросы и отрывки из документов, соответствующие цели урока.  Используются  различны...

Викторина «Интеллектуальный лабиринт»

Данная викторина предназначена для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учебе. Она может быть использована для организации обществен...

Викторина "Музыкальный лабиринт"

Викторина предназначена для внеклассной работы с учащимися 4-х классов, преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к искусству....

Интерактивная игра "Химический лабиринт"

Игра составлена по теме "Одноатомные спирты" для учащихся 10 кл...

Викторина "Интеллектуальный лабиринт"

Данная викторина предназначена для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учебе. Она может быть использована для организации обществен...

Викторина "Дорожный лабиринт

Игра "Что?","Где?","Когда ?"по ПДД...