Интерактивная викторина «Цифровой лабиринт: Тайны информатики»
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
Интерактивная викторина «Цифровой лабиринт: Тайны информатики» — это внеурочное мероприятие для 8 класса, направленное на развитие интереса к предмету через коллективную интеллектуальную деятельность.
Мероприятие построено в формате последовательного прохождения тематических станций-заданий без разделения на команды. Класс выступает как единый «мозговой центр», где каждый ученик может предложить идею и выйти к доске для решения.
Викторина охватывает ключевые темы школьной информатики: системы счисления (римская, двоичная, шестнадцатеричная, восьмеричная), двоичную арифметику, кодирование информации и базовую терминологию. Задания сочетают разные форматы: расшифровку римских дат, перевод чисел между системами счисления, логические задачи, работу с координатным шифром и интерактивный кроссворд.
Техническая сторона поддерживается презентацией PowerPoint для визуализации заданий и проектором для их демонстрации всему классу. На одной из станций используется онлайн-сервис LearningApps для решения кроссворда.
Основной акцент делается на сотрудничестве, публичном представлении решений у доски и развитии логического мышления. Завершается мероприятие рефлексией, где ученики делятся впечатлениями и отмечают наиболее интересные или сложные этапы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Станция 1: «Наследие Рима»
Задание: «Время, запечатленное в камне»
«Каждая великая история начинается с даты, которая навсегда вписывается в летопись. Таким днём для нашей школы стало XII числа XII месяца MCMLV года, когда в её стенах впервые прозвенел долгожданный школьный звонок. Этот день – её подлинный день рождения»
Расшифруйте дату и запишите арабскими цифрами в формате день.месяц.год.
Станция 2: «Двоичный ключ»
Задание: «Сказка о Цифровом Королевстве»
В волшебном королевстве, где вместо звёзд на небе горят нули и единицы, жил Мудрый Король. Было у него 11 сыновей-принцев. Младший только что отпраздновал своё 1000-летие, а старший постигал магию чисел в 101-ом классе. Однако злой волшебник Байт усмехнулся: «Ваши числа говорят сами за себя – такое просто невозможно!».
Вопрос: прав ли злой волшебник Байт?
Подсказка: В Цифровом Королевстве все живут по законам двоичного кода. Чтобы понять, прав ли волшебник, переведите их в привычную нам десятичную систему.
Станция 3: «Терминологический ребус»
Задание: «Верю – Не верю»
Ответьте на утверждения только «Верю» или «Не верю».
- Алфавит шестнадцатеричной системы счисления включает в себя буквы от A до F.
- В позиционной системе счисления количественное значение цифры не зависит от её позиции в числе.
- Число 110 в восьмеричной системе равно числу 110 в десятичной.
- Основание системы счисления — это всегда целое число, большее 1.
- Развернутая форма записи числа 101₂ это 1·2² + 0·2¹ + 1·2⁰.
- Основание системы счисления — это количество цифр, используемых для записи числа.
Станция 4: «Координатный шифр»
Задание: «Тайное послание»
Вам удалось перехватить зашифрованное сообщение, которым обменивались первые IT-специалисты. Сообщение закодировано с помощью таблицы, где каждая буква имеет свои координаты (столбец и строка).
Ваша задача: Используя ключ и таблицу ниже, расшифруйте послание, которое когда-то произнес великий политик Уинстон Черчилль.
Ключ к шифру:
A | B | C | D | |
1 | Е | Л | Р | Ц |
2 | Т | К | И | Д |
3 | М | В | М | - |
4 | О | Ф | А | - |
5 | Н | Й | Е | ! |
B2, A2, A4, D3, B3, B1, C4, D2, A1, C5, A2, D3, C2, A5, B4, A4, C1, C3, C4, D1, C2, A1, B5, D4, B3, B1, C4, D2, A1, C5, A2, D3, C3, С1, А5, С3.
Станция 5: «Мост между мирами»
Задание: «Скоростной перевод»
Покажите свое мастерство в быстрых переводах между системами. Выполните цепочку преобразований.
- Переведите число A5₁₆ в десятичную систему.
- Переведите полученное десятичное число в двоичную систему.
- Переведите полученное двоичное число в восьмеричную систему.
Станция 6: «Арифметика Процессора»
Задание: «Двоичные вычисления»
Процессор выполняет все операции в двоичном виде. Продемонстрируйте, как он работает.
Задача 1 (Сложение): Выполните операцию сложения: 1101₂ + 1011₂ = ?₂
Задача 2 (Умножение): Выполните операцию умножения: 1101₂ * 10₂ = ?₂
Станция 7: «Кроссворд "Логика вычислений"»
Задание: «Разгадай и узнай»
Разгадайте кроссворд. Ключевое слово по вертикали – это основа программирования и работы компьютера.
- Имя учётной записи, необходимое для входа на веб-сайт, в программу или на устройство.
- Процесс улучшения характеристик программы.
- Текст, содержащий ссылки на другие документы.
- Средства взаимодействия между системами или пользователем и программой.
- Быстродоступная буферная память.
- Числовой идентификатор ячейки памяти или устройства в сети.
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 |
Ответы.
Станция 1 | |
Станция 2 | Решение у доски: Ученик переводит: 1000₂ = 8, 101₂ = 5. Вывод: Волшебник не прав |
Станция 3 |
|
Станция 4 | Кто владеет информацией, тот владеет миром! |
Станция 5 | A5₁₆ = 10*16 + 5 = 165₁₀ 165₁₀ = 10100101₂ 10100101₂ = 245₈ |
Станция 6 | 1101₂ + 1011₂ = 11000₂ 1101₂ * 10₂ = 11010₂. |
Станция 7 | (Логин, оптимизация, гипертекст, интерфейс, кэш, адрес) ЛОГИКА |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВИКТОРИНА "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ"
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛАБИРИНТ, КОТОРЫЙ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ НАШИМ "ТРУДНЫМ ДЕТЯМ"...

Викторина "Интеллектуальный лабиринт" по теме "Русь в IX–XIV вв."
По структуре урок повторительно–обобщающий. Урок-игра, викторина. Учащимся предлагаются вопросы и отрывки из документов, соответствующие цели урока. Используются различны...

Викторина «Интеллектуальный лабиринт»
Данная викторина предназначена для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учебе. Она может быть использована для организации обществен...

Викторина "Музыкальный лабиринт"
Викторина предназначена для внеклассной работы с учащимися 4-х классов, преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к искусству....

Интерактивная игра "Химический лабиринт"
Игра составлена по теме "Одноатомные спирты" для учащихся 10 кл...
Викторина "Интеллектуальный лабиринт"
Данная викторина предназначена для внеклассной работы со старшеклассниками и преследует цель расширения их кругозора и повышения интереса к учебе. Она может быть использована для организации обществен...
Викторина "Дорожный лабиринт
Игра "Что?","Где?","Когда ?"по ПДД...
- Мне нравится (1)