Компетентностный подход и развивающее обучение на уроках английского языка
презентация к уроку по английскому языку (5 класс) по теме

Екатерина Сергеевна Петухова учитель английского языка

Развивающее обучение

Конфликты и их разрешение

Компетентностный подход

Открытый урок - февраль, 2012г.

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании

Статья посвящена анализу условий реализации компетентностного подхода в условиях российского образования. Осуществляется концептуализация различных интерпретаций компетентностного подхода в системе общего и профессионального образования, проводится сравнительно-сопоставительный анализ российской и американской моделей компетентностного подхода. В статье предлагаются меры по внедрению компетентностного подхода в практику, адекватные общим задачам модернизации российского образования.

Статья написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (Проект №05 - 06 - 06036а "Гуманитарная методология модернизации российского образования")

---

Компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему. Причем, это утверждение остается верным и применительно к научным обсуждениям этого феномена, так и для компьютерного редактора, неизменно обнаруживающего ошибку в прилагательном компетентностный. 

Подчеркнем, что языковой аспект этой проблемы оказывается немаловажным. Так, М.Е.Бершадский в Педагогическом дискуссионном клубе "Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника" (портал Аудиториум.ru, 2002 год) рассматривает проникновение понятий "компетенция" и "компетентность" в русский язык как очередное проявление процесса, в результате которого скоро "педагоги скоро начнут писать тексты, записывая английские слова с помощью кириллицы".

Если же заглянуть вглубь филологических тонкостей, то отчетливо выделяется две противоположные точки зрения на сущность этих понятий.

Одна из них, представленная в уже упомянутом тексте М.Е.Бершадского, состоит в том, что "понятие компетентности не содержит каких-либо принципиально новых компонентов, не входящих в объём понятия "умение"; поэтому все разговоры о компетентности и компетенции: представляются несколько искусственными, призванными скрыть старые проблемы под новой одеждой".

Прямо противоположная точка зрения базируется на вполне интуитивном представлении о том, что именно компетентностный подход во всех своих смыслах и аспектах наиболее глубоко отражает основные аспекты процесса модернизации. Именно в рамках этой "прогрессистской" установки делаются утверждения:

  1. компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы (Т.М. Ковалева);
  2. компетентностный подход - проявляется как обновление содержания образования в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д.Фрумин);
  3. компетентностный подход как обобщенное условие способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и учебных ситуаций (В.А.Болотов);
  4. компетентность представляется радикальным средством модернизации (Б.Д.Эльконин);
  5. компетентность характеризуется возможностью переноса способности в условия, отличные от тех, в которых эта компетентность изначально возникла (В.В.Башев);
  6. компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность" (А.М.Аронов) или как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности (П.Г.Щедровицкий).

Между тем, существует ряд проблем в системе общего и профессионального образования, которые, формально не затрагивая сущность и структуру компетентностного подхода, очевидным образом влияют на возможности его применения. Среди них:

  1. проблема учебника, в том числе, возможностей их адаптации в условиях современных гуманистических идей и тенденций в образовании;
  2. проблема государственного стандарта, его концепции, модели и возможностей непротиворечивого определения его содержания и функций в условиях российского образования;
  3. проблема квалификации преподавателей и их профессиональной адекватности не только вновь разрабатываемому компетентностному подходу, но и гораздо более традиционным представлениям о профессионально-педагогической деятельности;
  4. проблема противоречивости различных идей и представлений, бытующих в современном образовании буквально по всем поводам;
  5. проблема внутренней противоречивости наиболее популярных направлений модернизации, в том числе: идеи профилизации старшей школы и, одновременно, перехода к приему ЕГЭ по всем предметам, развития школьного самоуправления и централизации системы финансирования образования и др.

Таким образом, мы можем констатировать, что само обсуждение компетентностного подхода, безотносительно специфических представлений и интерпретаций, погружено в особый культурно-образовательный контекст, заданный следующими тенденциями российского образования в последнее десятилетие:

  1. утрата единства и определенности образовательных систем, формирование рынка труда и связанного с ним рынка образовательных услуг;
  2. вариативность и альтернативность образовательных программ, возрастание конкуренции и коммерческого фактора в деятельности образовательной системы;
  3. изменение функции государства в образовании: от тотального контроля и планирования - к общей правовой регуляции возникающих в образовании отношений;
  4. перспективы интеграции российского образования и российской экономики, в целом, в международную (в частности, европейскую) систему разделения труда.

Однако, даже принимая и учитывая все эти аспекты, феномен компетентностного подхода не приобретает более ясных черт. В какой-то мере, сама эта тема оборачивается для каждого нового исследователя своеобразным заколдованным кругом.

С одной стороны, вполне очевидно, что современная экономика ориентирована на кадры, которые намного превосходят показатели образования большинства выпускников как средней, так и высшей школы. Очевидно и то, что более значимыми и эффективными для успешной профессиональной деятельности являются не разрозненные знания, но обобщенные умения, проявляющиеся в умении решать жизненные и профессиональные проблемы, способности к иноязычному общению, подготовка в области информационных технологий и др.

Однако здесь же возникает и очевидное соображение: ведь вся история советской и, позже, российской педагогики за последние полвека разве не предстает полной драматизма борьбой против догматического заучивания понятий, правил и принципов.

Более того, именно в результате этой борьбы возникли все известные на сегодняшней день концепции, включая алгоритмизацию, поэтапное формирование умственной деятельности, развивающее и личностно-ориентированное обучение. Но, тогда не есть ли современная версия компетентностного подхода очередной попыткой переименования безусловных достижений советской и российской педагогики в угоду сегодняшней конъюнктуре?

Словом, компетентностный подход востребован постольку, поскольку современное образование требует существенной модернизации, не осуществление этого процесса рискует оказаться очередной кампанией среди многолетних попыток безуспешного реформирования образования на основании внедрения современнейших педагогических идей и концепций.

Видимо, обозначенное выше противоречие и явилось внутренним лейтмотивом многочисленных обсуждений компетентностного подхода, состоявшихся в 2002 году. Значимость этих событий определяется тем, что именно тогда была, по сути дела, сформулирована современная модель компетентностного подхода как с точки зрения используемых идей и представлений, так и с точки зрения актуализации альтернативных подходов, внутренних противоречий и проблем [А.В.Хуторской; 3, 7].

Не претендуя на исчерпывающее представление высказанных в то время идей (в том числе, представленных на IX Всероссийской научно-практической конференции "Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление"), сформулируем некоторое обобщенный образ наиболее значительных элементов компетентностного подхода в отечественной педагогике.

1) Естественным генетическим прообразом современных представлений компетентностного подхода считаются идеи общего и личностного развития, сформулированные в контексте психолого-педагогических концепций развивающего и личностно-ориентированного образования. В этой связи, компетенции рассматриваются как сквозные, вне- над- и метапредметные образования, интегрирующие как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и иные умения. В этой же логике, компетентностный подход воспринимается как своеобразное противоядие против многопредметности, "предметного феодализма" и, одновременно, практико-ориентированная версия излишне "романтических" установок личностно-ориентированного образования.

2) Категориальная база компетентностного подхода непосредственно связана с идеей целенаправленности и целезаданности образовательного процесса, при котором компетенции задают высший, обобщенный уровень умений и навыков учащегося, а содержание образования определяется четырехкомпонентной моделью содержания образования (знания, умения, опыт творческой деятельности и опыт ценностного отношения). Соответственно, компетенция жестко коррелирует с культурным прообразом: так, например, культурно-досуговые компетенции рассматриваются как проявление европейской культуры, в то время как русская культура соотносится в большей степени с духовными компетенциями и общекультурной деятельностью.

3) Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность, при этом первое из них "включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов", а второе соотносится с "владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности".

4) В этом же контексте функционирует и понятие "образовательной компетенции", понимаемой как "совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности" (Хуторской А.В.). В этой связи, образовательные компетенции дифференцируются автором по тем же уровням, что и содержание образования :

  1. ключевые (реализуемые на метапредметном, общем для всех предметов содержании);
  2. общепредметные (реализуемые на содержании, интегративном для совокупности предметов, образовательной области);
  3. предметные (формируемые в рамках отдельных предметов).

5) Формулировки ключевых компетенций и, тем более, их систем, представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации, в составе которых представлены ценностно-смысловая, общекультурная, учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая компетенции и компетенция личностного самосовершенствования.

Одновременно, в рамках начатого тогда же обсуждения [4] выявились несколько групп существенных противоречий, в том числе:

1. Несоответствие изначальной практической ориентированности компетентностного подхода и существующей предметной (в том числе, метапредметной) ориентацией педагогической практики (Е.А.Ямбург).

2. Неопределенность концептуального и инновационного потенциала компетентностного подхода, в частности, неясность принципиальных различий последнего с существующими психолого-педагогическими концепциями деятельностной и развивающей направленности (Н.Д.Никандров, М.В.Богуславский, В.М.Полонский).

3. Отсутствие предметной и возрастной соотнесенности компетентностного подхода (Г.Н.Филонов), а также организационно-управленческих аспектов внедрения компетентностного подхода (Н.Д.Никандров, И.И.Логвинов).

4. Неясность национально-культурного, социально-политического и, наконец, социально-психологического контекста разработки стандартов и реализации в нем компетентностного подхода (В.И.Слободчиков, Т.М.Ковалева).

Однако наиболее показательным в обсуждении компетентностного подхода попрежнему остаются два недостаточно оцененных обстоятельства, выявившихся в процессе дальнейших обсуждений.

Во-первых, компетентностный подход рассматривается как современный коррелят множества более традиционных подходов, в том числе:

  1. культурологического (В.В.Краевский, [5]);
  2. научно-образовательного (С.А.Пиявский, [6]);
  3. дидактоцентрического (Н.Ф.Виноградова, [1]);
  4. функционально-коммуникативного (В.И.Капинос, [2]) и др.

Иначе говоря, выяснилось, что компетентностный подход, применительно к российской теории и практике образования, не образует собственную концепцию и логику, но предполагает опору или заимствование понятийного и методологического аппарата из уже сложившихся научных дисциплин (в том числе, лингвистики, юриспруденции, социологии и др.).

Во-вторых, и это обстоятельство едва ли не наиболее значительное, уже к 2003 году, когда в российском образовании актуализируется обсуждение концепции профильного обучения на старшей ступени образования и закон о стандартах, компетентностный подход практически исчезает из поля зрения ученых и практиков.

Именно эти два обстоятельства заставляют нас переформулировать проблему компетентностного подхода иначе: не является ли последний качеством проекции иных реалий, и, в этой связи, каков его собственный смысл, условия актуализации и применения.

Для решения поставленной проблемы, необходимо обратиться к опыту реализации компетентностного подхода в странах Запада и, в первую очередь, США [8, 9, 10, 11].

При этом наша задача состоит не только и не столько в установлении прямых соответствий между российскими понятиями и их англоязычными эквивалентами, но - выявление специфического контекста, в котором формируется понятие компетентности и компетентностного подхода в странах Европы и США.

Как и прежде, не ставя перед собой задачу исчерпывающего определения всех аспектов этого подхода, остановимся на нескольких, на наш взгляд, наиболее значимых и содержательных отличиях.

1) Компетентностный подход рассматривается как диалектическая альтернатива более традиционному кредитному подходу, ориентированному на нормирование содержательных единиц, аналогичных российским представлениям об образовательном стандарте. Соответственно, оценка компетенций, в отличие от экзаменационных испытаний, ориентированных на выявление объема и качества усвоенных знаний, предполагает приоритетное использование объективных методов диагностики деятельности (наблюдения, экспертиза продуктов профессиональной деятельности, защита учебных портфелей и др.).

2) Сама компетентность рассматривается как "способность к решению задач и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности". Соответственно, компетенция предъявляется, в первую очередь, работодателями и обществом в виде некоторых специфических ожиданий, связанных с профессиональной деятельностью выпускника. Более того, именно уровень соответствия индивидуальных показателей - ожиданиям работодателя и общества и полагается в качестве основного показателя компетентности.

3) Ведущим понятием компетентностного подхода является "образовательные домен", при этом итоговая компетентность представляется совокупностью таких доменов, а каждый домен формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности. Например, при подготовке учителей, используются следующие домены:

  1. домен разработки учебных программ и методов обучения;
  2. домен оценок и измерений;
  3. домен информационной интеграции (связанный с использованием современных информационных технологий);
  4. домен менеджмента и инновационной деятельности;
  5. домен исследовательской деятельности.

В дальнейшем, каждый из доменов конкретизируется на двух или более уровнях. В частности, на следующем уровне выделяются виды деятельности и проблемы, к решению которых должны быть подготовлены выпускники (создание систем, оценка достижений, планирование результатов и др.). На последующем уровне четко фиксируются отдельные действия и свойства, требующиеся для успешной деятельности: определять, интерпретировать, сравнивать, разрабатывать, осуществлять, интегрировать, контролировать и др.

В заключение описания компетенций, как правило, приводятся шкалы, на которых отмечаются стандартные уровни профессиональной компетентности (новичок, пользователь, опытный пользователь, профессионал, эксперт и др.).

4) Описание компетенций обязательно включает нормативную модель диагностических процедур, позволяющих практически организовать аттестационные процедуры. В рамках модели, определяются статус и условия применения всех методов контроля, в том числе:

  1. тестирование;
  2. написания эссе и представления учебных портфелей;
  3. экспертизы практической деятельности;
  4. порядок написания и защиты аттестационных работ.

5) Наконец, наиболее значимой и примечательной особенностью компетентностного подхода является авторство соответствующих моделей: оно принадлежит негосударственным ассоциациям (федерациям, комитетам), осуществляющим координацию профессионалов в соответствующих сферах профессиональной деятельности. Соответственно, сама проблема компетентностного подхода обретает иное институциональное выражение: речь идет о системе, позволяющей достаточно объективно оценить пригодность каждого индивидуального соискателя - будущей деятельности, а также - выработать четкие критерии качества этой деятельности, позволяющие будущим работникам осуществлять целенаправленную подготовку для получения необходимого сертификата и получения признания в этой области. В рамках этой же проблемы, компетентностная модель содержит ясные указания относительно политики ассоциации, а также - требования к уровню подготовки экспертов для участия в аттестационных процедурах.

 


Обобщая все сказанное выше, мы можем сделать несколько выводов:

Во-первых, несмотря на видимую общность некоторых элементов компетентностного подхода и традиционных для российской педагогики представлений об умениях и навыках, эти феномены концептуально различны.

На философском уровне, мы можем говорить о том, что российская теория и практика профессионального образования (особенно, в высшей школе) в большей степени связана с классической университетской традицией, находящей свое обоснование в идеях платонизма, новоевропейского рационализма, философии культуры и др.

С другой стороны, компетентностный подход укоренен в неклассических представлениях позитивизма и прагматизма, современной теории менеджмента, тестологии. Несмотря на кажущуюся абстрактность, приведенное различение оказывает значимое влияние и на структуру описательных процедур. Так, российское педагогическое сознание в существенной степени - объектоцентрично, т.е. в большинстве используемых концепций, основным элементом содержания являются объекты и знания о них. Соответственно, и компетенция в российском смысле определяется как способ деятельности в отношении определенных объектов.

Если же обратиться к американскому опыту формулировки компетентностных моделей, то здесь на первый план выходит действие, операция, соотносящееся не с объектом (реальным или идеальным), но - с ситуацией, проблемой. Соответственно, объекты приобретают совершенно иной статус: это уже не естественные феномены, которые должны быть опознаны, описаны и классифицированы, но - рукотворные свидетельства овладения соответствующей компетенцией (планы, отчеты, аналитические записки).

Во-вторых, еще более значительно различается контекст и инфраструктура аутентичных версий компетентностного подхода и обсуждаемых в российском образовательном контексте моделей. В действительности, различны сами пространства концептуализации: в нашем случае речь идет о необходимости научного обоснования соответствующих понятий, в то время, как американская ситуация предполагает определение компетенций в рамках многостороннего социального диалога.

Несколько обобщая, можно утверждать, что понятия компетентности и компетенции трактуются в российской педагогической культуре классическим образом, т.е. как идеальные сущности, подлежащие изъяснению и осмыслению. В то же время, компетентность в западной культуре рассматривается как неклассический феномен, укорененный в общественной образовательной практике и отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени, государства), образовательных институтов, работодателей, а также потребителей услуг.

В-третьих, и этот вывод является закономерным обобщением всего сказанного выше, в той мере, в которой наличествует воля к повышению социальной и экономической эффективности образования, развитию кадрового ресурса российского общества, компетентностный подход неизбежно будет востребован. Проблема, однако, заключается в том, что понимание компетентностного подхода и стратегия его внедрения должны быть соотнесены не только с уже имеющимися научными разработками, но, в первую очередь, с происходящими изменениями нормативно-правового, экономического, социально-психологического статуса образования, перспективами восточно-европейской и всеевропейской интеграции, а также внутренними проблемами, ограничениями и рисками развития российского образования.

С учетом последнего вывода, единственной целью собственно научного обсуждения компетентностного подхода становится обсуждение внешних условий (инфраструктуры), при которых реализация компетентностного подхода может иметь смысл и значение в качестве инструмента модернизации российского образования, что, собственно, и является темой и целью нашей статьи. В рамках этого, заключительного эпизода, мы попытаемся дать предварительные ответы на следующие вопросы:

  1. в каком социокультурном пространстве возможно плодотворное использование компетентностного подхода и что, de facto, этот процесс будет означать;
  2. с какими концептуальными (содержательными) проблемами связано внедрение компетентностного подхода, и на каких путях может быть найдено их решение;
  3. каковы организационно-управленческие условия эффективной реализации компетентностного подхода.

Обращаясь к первому сюжету, мы должны вернуться к широкой общественной дискуссии, происходившей в последние несколько лет по поводу принятия закона о государственных образовательных стандартах среднего образования, и менее публичному недовольству научно-образовательного сообщества по поводу нового поколения образовательных стандартов.

Действительно, государственные образовательные стандарты являются объектом множества весьма серьезных упреков, но не о них сейчас речь. Проблема - и глубже и серьезней, она состоит в том, что в условиях крайней неоднородности российских регионов и российского социума, в целом, ни один документ "общего пользования" не будет удовлетворителен. Одновременно, в связи с продолжающимся демографическим спадом, возрастает конкуренция на рынке образовательных услуг.

В этой ситуации, наиболее продуктивным и содержательным направлением решения множества взаимосвязанных проблем (в том числе, проблем компетентностного подхода) является разработка на локальном уровне стандартов образовательно-профессиональных компетенций. Разумеется, эти стандарты должны полностью обеспечивать реализацию государственных образовательных стандартов, но не только. Именно процесс разработки этих стандартов может оказаться той площадкой, на которой научно-образовательное сообщество, региональные и муниципальные органы управления образованием, бизнес и негосударственные организации смогут согласовывать свои интересы в сфере развития кадрового, шире того, человеческого потенциала соответствующих территорий. Эта деятельность может стать запускающим механизмом становления институциональной системы гражданского общества в образовании.

Сущность концептуальных проблем реализации компетентностного подхода определяется множественностью и разнонаправленностью интересов всех участвующих в этом процессе субъектов. Так, например, государство имеет опыт разработки квалификационных характеристик, т.е. четких перечней знаний и умений, значимых с точки зрения получения диплома о государственной итоговой аттестации, в то время как для работодателя большее значение играют базовые коммуникативные, информационные компетенции, а также - наличие опыта работы по специальности и рекомендаций. Сами выпускники в ситуации анализа образовательных достижений в большей степени ориентируются на престижность соответствующего диплома и возможности продолжения образования. Именно поэтому, социально-личностные, экономические, общенаучные и профессиональные компетенции не только отличаются по своему составу, но, что гораздо более важно, связаны с потребностями разных субъектов и, соответственно, для получения объективной оценки, требуют различных по содержанию и структуре диагностических процедур. Важно отметить, что аттестационные процедуры в рамках компетентностного подхода могут носить как индивидуальный (тестирование, курсовые и дипломные проекты, рейтинги и др.), так и институциональный характер (общественная экспертиза деятельности, аттестация и лицензирование, рейтингование образовательных учреждений и др.).

 Еще одна немаловажная проблема внедрения компетентностного подхода связана с обеспечением преемственности между существующей нормативно-правовой базой аттестационных процедур и вновь развиваемыми подходами, в связи с чем, решения не могут не иметь компромиссного характера. Так, в результате анализа существующих стандартов СПО и ВПО в области педагогического образования, мы пришли к выводу, что наиболее оптимальной формой представления моделей образовательно-профессиональной компетентности педагогов будет трехуровневая модель, включающая следующие компоненты:

1) Характеристика базового уровня компетенции, соответствующего общей ориентировке выпускника в будущей деятельности, знанию основных нормативов и требований, а также - наличию общих представлений об образовательной ситуации в России и в мире. Соответственно, базовая компетенция определяется по отношению к объектам (законодательным актам, научным текстам и пр.), при этом используется следующие показатели:

  1. воспроизведение основных идей документов, знание ориентировочных сроков и субъектов, ответственных за их реализацию;
  2. соотнесение информации - с источником (т.е. знание того, где соответствующая информация может находиться);
  3. комментирование текстов (т.е. соотнесение нормативов - реальным событиям, выявление проблем и противоречий и др.).

2) Характеристика промежуточного уровня компетенции, соответствующего правильным действиям в некоторых типовых, стандартных ситуациях. Соответственно, для определения промежуточного уровня вводится представление о критериях (т.е. обобщенных формулах действий) и показателях (т.е. материализованных продуктах действий). Показателями сформированности соответствующих критериев являются:

  1. уточнение смысла отдельных понятий и терминов, объяснение их применения в практических ситуациях;
  2. решение практических задач преподавательской деятельности;
  3. решение теоретических задач в связи с профессиональной деятельностью;
  4. элементарный анализ и самоанализ деятельности, в том числе, написание отчетов, коррекция ошибок в документации, помощь коллегам при разрешении спорных ситуаций.

3) Характеристика профессионального уровня компетенции, соответствующего морально-психологической (мотивационной), интеллектуальной и коммуникативной готовности к профессиональной деятельности. С этой точки зрения, выделяются следующие критерии:

  1. обсуждение профессиональных проблем и уточнение задач профессиональной деятельности;
  2. прогнозирование основных затруднений и проблем, возникающих в процессе решения задач;
  3. проектирование сложных процессов;
  4. благоприятные отзывы коллег и руководителей практики о сфере жизненных и профессиональных интересов, особенностях индивидуального стиля деятельности и др.

В целом, компетентностная модель специалиста оказывается достаточно сложным многоуровневым образованием, где, например, отдельным знаниям - сопоставлены объекты, критериям практической подготовки - конкретные материализованные свидетельства, а личностным и профессиональным аспектам - данные психологических тестов, собеседований и др.

Ситуация оказывается еще более сложной и многогранной, если компетенции дифференцированы по уровням общности (например, общепрофессиональные, профессиональные, специальные) или типу (общеобразовательные, профессиональные, личностные). Здесь достижение любого согласованного решения потребует привлечения не только психолого-педагогических концепций XX века, но также - методов современных гуманитарных наук, в том числе, социологии, социальной психологии, культурологии и др.

В заключение сделаем несколько замечаний относительно организационно-управленческого обеспечения процесса. Вполне очевидно, что ни одно из решений не является абсолютным и неизменным и должно предполагать возможность поэтапной реконструкции, обновления, не реже 1 раза в 5 лет, т.е. срока, когда обновляется вся нормативно-правовая база образования.

Менее очевидным, но не менее значимым представляется создание в каждой локальной образовательной системе Совета по качеству, в компетенцию которого входило не только регулярное обсуждение проблем компетентностного подхода, но и более широкой проблематики, связанной с качеством образования и способами его оптимизации.

Наконец, немаловажным обстоятельством, непосредственно влияющим на содержательность всех процедур, является оформление субъектности на всех уровнях образовательной, управленческой, социальной и иной деятельности.

 



Предварительный просмотр:

КОНФЛИКТЫ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ

 

Область научных знаний: социология.

Автор: Орешкова Александра, ученица 7 «в» класса, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».

Руководитель: Смирнова Инесса Викторовна, учитель истории и обществознания, МОУ СОШ № 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика – развитие».

 

Цель: исследования конфликтов, причин их возникновения и способов их разрешения.

 

Задачи:

1)    Выявить причины конфликтов.

2)    Исследовать конфликтную ситуацию в школе.

3)    Показать способы разрешения конфликтов.

4)    Дать общие рекомендации по предотвращению  конфликтов в коллективе.

5)    Научиться размещать работу в Сети Интернет виде Web-страниц, обсуждать и защищать ее на форуме конференции.

 

                  Актуальность:

   Конфликт – неизбежное  явление социальной жизни. Как решить проблему возникающих и назревающих конфликтов, как предотвратить их, как управлять им – вот вопрос,  стоящий перед современным человеком, особенно передо мной как руководителя волонтеров  школьной детской службы примирения, целью которой является мирное разрешение конфликтов и восстановления взаимоотношений.

 

План работы:

1.     Что такое конфликт и его типы.

2.      Причины конфликтов.

3.      Конфликтная ситуация и его участники.

4.      Конфликтная ситуация в школе.

5.      Развитие конфликтов, его основные этапы

6.      Способы и этапы разрешения конфликтов.

7.      Приемы необходимые для предотвращения конфликтов.

   

 1. Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны» (Боулдинг)

   Конфликт – это столкновение противоположных интересов, целей, позиций, мнений двух или более людей.

   В любой конфликтной ситуации выделяют участников конфликта и объект конфликта. Объектом конфликта становится то, на что претендует каждая из конфликтующих сторон, что вызывает их противодействие, предмет их спора, получение одним из участников полностью или частично лишая другую сторону возможности добиться своих целей.

 

   Среди участников конфликта различают:

- оппонентов – это стороны, которые выступают в противостояние из-за притязаний на объект конфликта;

- вовлеченные группы;

- заинтересованные группы.

 

   Вовлеченные и заинтересованные группы участвуют в конфликте по двум причинам: либо они способны повлиять на исход конфликта, либо результат конфликта затрагивает их интересы.

 

   Непосредственными участниками конфликта (оппонентами) могут быть отдельные люди и группы. На этом основании можно выделить следующие типы конфликта:

        Межличностный конфликт – это, пожалуй, самый распространенный

тип конфликта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей с различными чертами характера, взглядами и ценностями.

        Конфликт между личностью и группой, который возникает, если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности или если личность занимает позицию, отличающуюся от позиции группы.

        Межгрупповой конфликт, который также распространен, поскольку организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

 

 

 2. Причины возникновения конфликтов:

1.     «Позиционный дефицит». Невозможность одновременного исполнения одной роли или функции несколькими субъектами, что ставит их в отношение состязательности.

2.     «Дефицит источников». Разные представления о ценностях, в результате чего несколько человек одновременно не могут удовлетворить свои притязания в полной мере.

3.     Формирование агрессивных реакций человека.

4.      Ограниченность в ресурсах; различия в уровне образования, манерах поведения, жизненном опыте.

5.     Низкий уровень коммуникации.

6.     Низкая культура поведения.

 

   Очень важно определить причины конфликта, так как зная причины возникновения того или иного конфликта, легче предпринять конкретные шаги по его предотвращению.

  

 

3.     Конфликтная ситуация – это противоречивые позиции сторон по какому – либо поводу,  стремление к противоположным целям , использование различных средств по их достижению, не совпадению интересов, желаний и т.д. Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой – либо мелочи: не удачно сказанного слова, мнения, то есть инцидента – и конфликт может начаться.

 

   Инцидент -  повод, когда одна из сторон начинает действовать (пусть даже не умышленно), ущемляя интересы другой стороны.

Эскалация конфликта происходит по схеме:

 

Межличностный                       межгрупповой         общеколлективный

 

          

     конфликт                        конфликт                       конфликт

 

   Объяснить экскалацию конфликта можно закономерными усилиями каждого участника по поиску поддержки среди окружения и «вербовки» своих сторонников.

 

 

   Для перерастания возникшего противоречия в конфликтную ситуацию необходимы:

         Значимость ситуации для участников конфликтного взаимодействия;

         Наличие препятствия, которое воздвигает один из оппонентов на пути к достижению целей другими участниками (даже если это субъективное восприятие, а не реальность);

         Превышение личной или групповой  терпимости к возникшему препятствию, хотя бы у одной из сторон.

 

   Разные люди склонны называть конфликтом совершенно разные ситуации. Так, для одних это выяснение отношений, для других «косой взгляд» партнера, а для третьего драка и т.д. Поэтому и понятия «конфликтная ситуация» носит не устойчивый характер, зависящий от многих факторов.

 

4.     Для выяснения конфликтной ситуации в школе, мы провели диагностику среди обучающихся 6-10 классов «Конфликтная ли ты личность?». И получили следующие результаты:

В целом по школе:

 

        Тактичные и миролюбивые. Не любят конфликтов, даже если и смогут их сгладить; легко избегают критических  ситуаций. Когда же им приходится вступать спор, они учитывают, как это отразится на их служебном положении или приятельских отношениях. «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было их девизом. Они стремятся быть приятными для окружающих, но когда им требуется помощь, они не всегда решаются оказать ее. Не думают ли они, что тем самым теряют уважение к себе в глазах других. Им надо набраться смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально.

        Бесконфликтные. О них говорят, что это конфликтная личность, но на самом деле конфликтуют лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Они твердо отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их положение или личные отношение. И за это их уважают.

        Конфликтные. Споры и конфликты – это воздух, без которого они не могут жить, ищут повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любят критиковать других, но если слышат замечания в свой адрес, могут «съесть живьем». Они навязывают свое мнение, даже если не правы. Очень трудно тем, кто находится с ними рядом, их несдержанность и грубость отталкивает людей. Им необходимо перебороть свой вздорный характер!

 

5.     Каждый конфликт проходит в своем развитии несколько этапов:

1)    Возникновение конфликта;

2)    Осознание данной ситуации сторон;

3)    Конфликтное поведение;

4)    Исход конфликта (конструктивный, деструктивный, замораживание конфликта).

 

 Взаимные действия.

Разновидность конфликта

Цель взаимных действий

Война

Уничтожение противника

Игра

Выигрыш

Спор

Убеждение

 

Степени заинтересованности сторон

Формы проявления конфликта

Столкновение предпочтений

Столкновение интересов

Столкновение основных ценностей

Кооперация

Конкуренция

Открытый конфликт (опасный)

 

6.     Как правило, о негативных последствиях конфликтов говорят много: ухудшение состояния здоровья субъектов, снижение работоспособности, большие эмоциональные затраты и др. Однако конфликт может выполнять и позитивные функции: он служит разрядке напряженности, получению новой информации, стимулирует развитие и позитивные изменения, преодолевает застой жизнедеятельности, вскрывает противоречие, помогает прояснить отношения и т.д. 

 

   Признавая конфликт нормы общественной жизни, специалисты говорят о необходимости создания механизма психологического регулирования и разрешения конфликтных ситуаций.

   Выделяют пять способов разрешения конфликта:

 

 

 

 

1

Стиль

Сущность стратегии

Условия эффективного применения

Недостатки

 

 

 

Соревнование (конкуренция)

Стремление добиться своего в ущерб другому; предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.

Исход очень важен. Обладание определенной властью. Необходимость срочного решения.

При поражении - неудов летворенность; при победе - чувство вины; непопулярность; испорченные отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Уклонение (избегание)

Уход от ответствен ности за решения; характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересом партнера.

Исход не очень важен. Отсутствие власти. Сохранение покоя. Желание выиграть время.

Переход конфликта в скрытую форму.

 

3   

Приспособление

Сглаживание раз ногласий за счет собственных интересов; предполагает повышенное внимание к интересам другого, при этом собственные интересы отходят на задний план.

Предмет разногласия более важен, для другого. Желание сохранить мир. Правда, на другой стороне. Отсутствие власти

Вы уступили. Решение откладывается

 

4

Компромисс

Поиск решений за счет взаимных уступок; представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.

Одинаковая власть.

Взаимоисключающие

интересы.

Нет резерва времени.

Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены

 

 

 

 

 

 

 

Другие стили неэффективны

 

 

5

Сотрудничество

Поиск решения, удовлетворяющего всех участников; является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

Есть время. Решение важно обеим сторонам.

Временные и энергети ческие затраты. Не гарантированность

 

 

 

 

 

 

 

Четкое понимание точки

зрения другого.

Желание сохранить отношения

 

 

 

   Мы провели опрос соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях среди обучающихся 6-10 классов и получили следующие результаты:   

Этапы разрешения конфликта:

         создать атмосферу сотрудничества;

         стремиться к ясности отношений и общения;

         признать наличие конфликта;

         договориться о процедуре (где, когда и как начнется работа по его преодолению);

         очертить конфликт, т.е. определить его в терминах обоюдной проблемы, подлежащей урегулированию;

        добиться соглашения;

         установить срок решения;

         Воплотить план в жизнь;

         Оценить принятое решение.

 

7.На своих занятиях в школьной службе примирения мы разработали основные приемы, необходимые для предотвращения конфликта:                                                           

        Не отвечайте на агрессию агрессией;

        Не оскорбляйте и не унижайте оппонента ни словом, ни жестом, ни взглядом;

        Дайте возможность оппоненту высказаться;

        Старайтесь выразить свое понимание в вязи с возникающими у оппонента трудностями;

        Не делайте скоропалительных выводов, не давайте поспешных советов;

        Предложите оппоненту обсудить возникшие проблемы в спокойной обстановке.

 

 

   Мой проект можно использовать на уроках обществознания, классных часах, применять для работы нашей школьной детской службы примирения.

   Я изучила конфликты, причины возникновения и способы из разрешения, дала общие рекомендации по предотвращению конфликтов, исследовала конфликтную ситуацию в школе.

Больше всего мне понравилось проводить практическую работу, что меня сблизило с людьми, помогло в организации занятий кружка волонтеров.  Я получила знания о проявлении различных форм поведения в конфликтных ситуациях, научилась проводить диагностику и обрабатывать ее результаты.



Предварительный просмотр:

Концепции развивающего обучения

  1. Концепция Л.В. Занкова направлена на раннее интенсифицированное общее психологическое развитие личности.
  2. Концепция З.И Калмыковой направлена на формирование продуктивного или творческого мышления.
  3. Концепция Е.Н. Кабановой направлена на формирование операций мышления, которые она называет приемами учебной работы.
  4. Концепция Г.А .Цукерман направлена на обучение учащихся навыкам учебного сотрудничества.
  5. Концепция В.В. Давыдова – Д.Б .Эльконина личностно-развивающего обучения направлена на развитие теоретического сознания и мышления.
  6. Концепция С.А .Смирнованаправлена на создание условий для максимального развития способностей ребенка в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах.
  7. Концепция И.С. Якиманской направлена на развитие индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, на познание себя личностью, на самоопределение и самореализацию в процессе обучения.
  8. Концепция Г.К.Селевко направлена на формирование доминанты самосовершенствования личности, включающая в себя установки на самообразование, на самовоспитание, на сомоутверждение, самоопределение, саморегуляцию и самоактуализацию.
  9. Концепция И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова направлены на развитие различных сфер личности и имеют как общие, так и специфические особенности.

Технологии развивающего обучения Л.В. Занкова

Ведущая роль в развитии принадлежит обучению: изменение построения обучения влечет за собой изменение психического облика школьника.

Обучение действует, преломляясь через внутренние особенности ребенка, в результате чего каждый ребенок под влиянием одной и той же формы обучения достигает своих ступеней развития.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения:

  1. общее психическое развитие личности;
  2. создание основы для всестороннего гармоничного развития.

Содержание образования:

Богатое содержание начального образования, которое дает учащимся общую картину мира на основе ценностей науки, литературы, искусства.

Дидактические принципы системы:

  1. обучение на высоком уровне трудности;
  2. изучение программного материала быстрым темпом;
  3. ведущая роль теоретических знаний;
  4. осознание школьниками процесса учения;
  5. общее развитие всех учащихся, в том числе и наиболее сильных, и наиболее слабых.

Свойства методической системы

  1. многогранность;
  2. процессуальность познания;
  3. разрешение коллизий;
  4. вариативность

Особенности организационных форм

Урок – основная форма организации обучения, но более динамичен, гибок; меняется его содержание.

Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова 

Ребенок рассматривается как самоизменяющийся субъект учения, имеющий потребность и способность в самоизменении.

Дидактическая характеристика системы

Цели обучения:

  1. формировать теоретическое сознание и мышление, СУД (способы умственных действий);
  2. обеспечить условия для превращения ученика в учащегося.

Содержание образования

Основу содержания обучения составляет система научных понятий, определяющая общие способы действия в предмете (как предпосылка овладения общими принципами решения задач определенного класса).

Свойства методической системы:

  1. концепция целенаправленной учебной деятельности;
  2. проблемное изложение знаний;
  3. метод учебных задач;
  4. коллективно-распределительная деятельность.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова взаимосвязь обучения и развития? Обучение влечет за собой развитие или развитие способствует быстрейшему обучению?
  2. Какие существуют уровни развития личности?
  3. В чем сущность системы Л.В.Занкова?
  4. В чем сущность системы Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.



Предварительный просмотр:

    ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО

                                 ЯЗЫКА.

Чтобы сформировать коммуникативную компетенцию, надо поставить три основные задачи:

- образовательные стандарты

- социальный заказ

- формат экзамена

Рассмотрим каждую задачу отдельно. Новые образовательные стандарты сейчас внедряются в начальной школе. От современного ребенка требуется развитие умения владеть компьютером (digital natives using smart books).  Что касается социального заказа, то надо сказать, что в настоящий момент общество осознало значимость  английского языка, но поменялись цели обучения английскому языку. Если раньше целью обучения было умение прочитать и перевести текст, то сейчас целью обучения английскому языку является коммуникативная компетенция. И третьей задачей является формат экзаменов. В настоящий экзамен ГИА и ЕГЭ включены следующие разделы: аудирование, письмо, чтение и говорение, что является коммуникативными компетенциями. При всем при этом, чтобы реализовать эти задачи педагог должен владеть ИКТ, должен использовать современные пособия, ну и конечно современные методы и приемы.

Что же такое компетенция? Это, прежде всего умение общаться на иностранном языке, приобщение к новому социальному опыту с использованием иностранного языка, развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком.

                        Компетентностный подход.

Различают несколько видов компетенций:

  1. Социолингвистическая – заключается в правильном выборе средств общения в зависимости от ситуации.  Например, нас учат называть маму по-английски mother,  но английский ребенок никогда не будет так обращаться, он назовет маму Mum.
  2. Лингвистическая -  выбор правильной лексики, то есть лексики с тем значением, которое вкладывает в нее носитель языка. Например, раньше нас учили

 что урок информатики по-английски будет Computing, а в Великобритании существует предмет  ICT или IT.

  1. Социокультурная – это знание традиций и культуры страны изучаемого языка.
  2. Общеучебная – научить учиться, дети должны уметь  правильно заполнять бланки, анкеты для экзаменов.
  3. Речевая – это умение построить предложения, фразы, высказывания, умения написать личные письма, эссе.

                  Основные содержательные линии.

- коммуникативные умения (говорение, слушание, письмо, аудирование)

- языковые знания и навыки (графика, фонетика)

- социокультурные знания и умения

Очень важно отметить, что для коммуникативной компетенции необходимы факторы успешности. Под факторами успешности подразумевают:

  1. Создание языковой среды (материал, который мы используем на уроках)
  2. Овладение языком  (закрепление изученного материала, говорят, что слово надо повторить от 5 до 16 раз, чтобы оно вышло из пассивного словаря в активный)
  3. Мотивация  (интерес) самый важный фактор, который составляет 99% , методы и приемы всего 1%. Что может мотивировать детей – это привлекательный материал, песни, игры, забавные истории, интересные факты, сюжет, понятные и знакомые темы, разнообразные виды деятельности, владение  ИКТ, проектная работа

Как реализовать компетентностный подход в обучении:

- вовлекать всех детей в говорение ( устная речь должна занимать 50% урока, тогда как чтение – 35%, а письмо – лишь 15 %), говорение может реализовываться в работе в парах, группах, чтении вслух хором

- создавать ситуации, приближенные к реальности, моделированные ситуации, это те ситуации, с  которыми  ребенок сможет столкнуться в реальной жизнИ

- устраивать развлекательные моменты ( большое место занимают песни)

При реализации данного подхода очень важно контекстное обучение – концентрация детей не на учителе, а на самих учениках.

                                ПАРНАЯ И ГРУППОВАЯ РАБОТА

-  Смоделированные диалоги

- вопросы –ответы

- интервью ( один и более опрашиваемых)

- опрос общественного мнения (опрос 2 партнеров)

- проекты

- смоделированные ситуации

Игры

При работе в парах, педагог должен делить учащихся на пары, но часто менять участников, должен давать четкие инструкции, не затягивать, должен устраивать выборочный опрос на весь класс. Единственный минус данной работы – это шум.

Также данный подход может быть реализован не только при помощи говорения, но и чтения. Чтение про себя с выходом в устную речь – это самостоятельный вид деятельности, который может быть коммуникативным. Существуют два подхода:

  1. Восприятие слова и фразы как целостной единицы
  2. Звукобуквенный анализ

Раньше мы пользовались вторым подходом, но сейчас сходятся к мнению, что первый подход более актуален, особенно для детей младшего возраста, так как дети больше воспроизводят  по звуковой и образной памяти.

Как чтение, так и грамматика тоже может быть коммуникативной, если мы будем использовать ее как коммуникативные упражнения. Детям дается опора, каждый ребенок говорит про себя, используя эту опору, закрепляется лексико-грамматическая сторона речи, а также развиваются коммуникативные навыки, ребенок может выразить свое мнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Слайд 2

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ФОРМАТ ЭКЗАМЕНА ЗАДАЧИ

Слайд 3

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ВЛАДЕТЬ ИКТ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ЗНАЧИМОСТЬ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ФОРМАТ ЭКЗАМЕНА Аудирование Письмо Чтение Говорение

Слайд 4

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД ВИДЫ КОМПЕТЕНЦИИ: 1. СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ 2. ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ 3. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ 4. ОБЩЕУЧЕБНАЯ 5. РЕЧЕВАЯ

Слайд 6

ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ: СОЗДАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ МОТИВАЦИЯ ОВЛАДЕНИЕ ЯЗЫКОМ

Слайд 7

МОТИВАЦИЯ

Слайд 8

УСТНАЯ РЕЧЬ

Слайд 9

Другие виды речевой компетенции: Чтение Грамматика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Реализация компетентностного подхода через использование активных методов обучения на уроках английского языка"

Данная статья представляет собой обобщение опыта по теме "Реализация компетентностного похода через использование активных методов обучения на уроках английского языка". Для эффективной работы на урок...

Мастер-класс «Технология развивающего обучения на уроках английского языка»

Все мы в жизни решаем проблемы, именно поэтому огромное значение приобретает педагогическая организация процесса социализации – включение в деятельность ученика специально организованной ситуации обще...

«Технология развивающего обучения на уроках английского языка»

Развивающее обучение – это обучение, ориентированное на закономерности развития личности, в котором развивающий эффект является не побочным, а прямым результатом. Оно рассматривает ребёнка как личност...

Реализация технологий развивающего обучения на уроках английского языка

На уроках иностранного зыка  исследовательская деятельность учащихся может быть организована при выведении грамматических правил и определении семантических значений лексических единиц. В результ...

презентация Технология развивающего обучения на уроках английского языка

Технология развивающего обучения на уроках английского языка...

Технология развивающего обучения на уроках английского языка

Технология развивающего обучения на уроках английского языка...

Реализация компетентностного подхода через проектную деятельность на уроках английского языка

Компетентностный подход - один из подходов, который противопоставляется «знаниевому» Он позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть наборо...